Произведения устного народного творчества —
былины, повести, сказки, песни...— отличаются яркими национальными особенностями, как по своей форме, так и выражаемому содержанию.
Они отражают в образах различные
стороны жизни народа в его историческом движении. Народная словесность, как и авторская художественная литература, соединяет в живую цепь поколения людей
в течение многих веков.
Изучение народности, начавшееся в русской
науке в XIX в., в своем приложении к
языку, как к весьма показательному выражению народности, идейно находится в
близкой связи с лингвистическими направлениями,
возникшими в первой половине и середине XX в., а именно с неогумбольдтианством и
этнолингвистикой («гипотезой Сепира-Уорфа»). Отличительная
черта концепции народности заключается в том, что она имеет обобщенный
характер и предполагает изучение национальных
особенностей по всему спектру духовной и материальной жизни нации. «Язык и народность» — это только
одна сторона возможного общего учения
о той или другой народности.
В силу общего происхождения индоевропейских
языков, близкого родства этих языков в отдельных их ветвях (ср.: восточнославянские
языки), а также тесного взаимодействия и
взаимовлияния на протяжении всей их
истории, их отличия между собой не столь контрастны, как, например, различия языков экзотических,
возникших и существовавших
изолированно в особых условиях, по сравнению с европейскими языками (ср.-
языки североамериканских индейцев). Изучение строя последних, типологически
совершенно не сходных с европейскими языками, и послужило основанием для
формирования этнолингвистики.
Учение о народности, в частности, проблема
языка и народности, по нашему мнению, должны занять
соответствующее место среди дисциплин, изучающих нацию в различных ее
аспектах.
§ 90. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ
ПОЛИТИКА
В современном мире в связи с процессами
самоопределения наций, образованием многонациональных государств,
межгосударственными и межнациональными отношениями,
активной миграцией населения весьма важной
государственной задачей стало правовое решение вопросов
языка в обществе. Эти вопросы касаются законодательного обеспечения применения
языков в официальном и неофициальном общении,
в обучении языкам в школе и вузе, во взаимоотношениях между народами. Все эти вопросы связаны с темой
«Язык и общество». Юридическая,
правовая и собственно человеческая сторона этих вопросов оказалась для теоретического языкознания
новой; к сожалению, до сих пор эти
аспекты языковой политики не стали предметом разностороннего научного изучения.
Современный опыт применения законов
о языке показывает, что они нуждаются в основательной лингвистической
экспертизе и интерпретации. Государственные деятели должны иметь известное научное представление о роли и ценности языка
для человека, нации и государства. Наука о языке как общественном явлении должна с этой точки зрения
обобщить положительный опыт
государственного, законодательного регулирования в обществе языковых проблем. Между тем
законодательные, правовые решения языковых вопросов в том или другом
государстве нередко подвержены политической конъюнктуре, преследуют интересы
одних групп населения в ущерб
другим, не отвечают правильному пониманию места языка в жизни человека,
народа, государства.
Правовая оценка роли языка в обществе и
жизни человека, охрана языка, забота о свободном его развитии,
борьба против его денационализации и др.— все эти
вопросы языковой политики оказались весьма злободневными не
только для многонациональных государств, но и для государств однонациональных.
Благодаря современным средствам массовой информации,
активным взаимосвязям между народами влияние языков — желательное и
нежелательное — перекрывает границы государств.
Вопрос о месте того или иного языка в
государстве, в официальном и неофициальном общении, в
школе и вузе, в средствах массовой информации, но происходит постоянная
систематизация и создание самого орудия этой
деятельности — языка. При этом несмотря на, казалось бы, общие потребность и необходимость образования языка,
каждый язык остается по своему
характеру самобытным и своеобразным явлением Языки поражают своим разнообразием фонетических, грамматических, лексических систем. Почему, в результате
общественной по своей природе речевой
деятельности образуется в каждом языке именно такой состав фонем, такой
грамматический строй и пр.— ответить на этот
вопрос современное языкознание не может. И прежде всего потому, что истоки языка, а следовательно, и начало
формирования его уровней скрыты толщей времени в несколько десятков или
сотен тысячелетий. В доступную же наблюдению
историческую эпоху наука отмечает на
поверхности языка лишь отдельные подвижки уже готовой, действующей его
системы и структуры; однако проследить и понять управление механизмом этой системы в целом современной науке пока также
не удается.
§ 83. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА ЯЗЫКА
В отечественной литературе весьма распространены взгляды, согласно которым развитие языка целиком подчинено
историческому движению общественных
формаций.
На этом основании выделяются сменяющие друг
друга язык рода, племени, союза племен, народности, нации (см. ниже). Нет сомнения,
что язык тесно связан с обществом; в своем
функционировании и историческом
движении он определенными своими средствами отражает многостороннюю жизнь общества. Однако связь языка с общественными
процессами и формациями не так прямолинейна, как это выглядит на приведенной выше схеме. И выделение
особых языков для разных, и прежде
всего соседствующих, общественных формаций в истории одного и того же народа страдает механистичностью. Народ, живший в своей истории в разных общественных
формациях, не лишается своего
тождества. Подобным же образом и язык не лишается тождества, несмотря на то,
что обслуживал эти формации. Разумеется, язык изменяется и развивается, и на каком-то этапе своего исторического
движения можно говорить о его качественно новом состоянии. Но это его новое
качественное состояние обусловливается не его принадлежностью именно к данной формации, хотя ее влияние на многие
стороны языка, и в том числе на его структуру, будет несомненным. «...Язык,
рассматриваемый в два последовательных момента истории,— писал Е. Косериу,— не является ни совершенно другим, ни в точности тем, же самым» (4, с. 343).
Для понимания такого неоднозначного
соотношения языка и общества необходимо учитывать
двойственность, антиномичность структуры языка, о чем мы
писали выше (см § 48). Присущая языку противоречивость
давала основание ученым выделять в нем внутреннюю и внешнюю историю (Бодуэн де Куртенэ), внутреннюю
и внешнюю лингвистику (Соссюр), внутреннюю и внешнюю структуру (Е Косериу), два
аспекта изучения языка — структурный и функциональный (А.В. Аврорин, Ф.П
Филин, Ю Д. Дешериев и др.).
Продуктивной посылкой изучения
противоречивой природы языка, еще одной его антиномией представляется
выделение в нем внутренней и внешней структуры. Такое выделение имеет
несомненные объективные основания, поскольку позволяет
объяснить тождество языка как в его
историческом движении, так и при наличии известной территориальной и социальной
дифференциации. В свете такого изучения
языка получают непротиворечивое объяснение классовые и сословные
особенности языка, находящие свое выражение преимущественно
в его внешней структуре, т. е. отражающие особенности общения в
определенных социальных условиях.
Что образует внутреннюю структуру языка. Это, прежде всего,
фонетический, грамматический, словообразовательный строй
языка.
Фонетическая система (внешняя форма) образуется в течение столетий и тысячелетий, она строго
структурирована; это внешний материальный
субстрат нашей мысли. В силу такой своей природы она безразлична к внеязыковым
событиям, социальным процессам, сменам формаций
и пр.
Грамматическая система представляет собой
предельно отвлеченную в каждом языке формально-содержательную классификацию
единиц языка, их связей и отношений, обеспечивающих функционирование языка. Грамматическая система также формируется в течение исторически длительного времени и, подобно фонетической, она непосредственно не реагирует на общественные внеязыковые процессы и события. Сходна
с ней и словообразовательная система.
Общепринято мнение, что лексика
непосредственно отражает то, что происходит в обществе. Поэтому ее обычно
относят к внешней структуре языка, тесно связанной с процессами, явлениями,
событиями жизни общества. Однако и лексика
языка включает исторически сформировавшееся ядро, обозначающее такие
предметы и явления внешнего и внутреннего
мира человека, которые всегда сопутствуют жизни его и общества. Разумеется,
этот костяк лексики, или внутренний
словарный фонд, не остается неизменным. Но он изменяется весьма медленно; даже изменения фонетической и
грамматической сторон языка могут
опережать по своим темпам изменение словарного фонда Правда, надо заметить, что при внешнем тождестве одних и тех же
слов разных исторических эпох меняются их значения, содержание и смыслы Для людей разных исторических эпох
содержание и смыслы им синтагматическими и парадигматическими правилами,
не только в данном предложении. Отражая и
обозначая бесконечное множество возможных ситуаций, единицы языка остаются
свободными от этих ситуаций. И эта
свобода является фундаментальным свойством как их, так и языка в целом Если бы единицы всех уровней
языка были связаны только с непосредственно отражаемой конкретной
ситуацией, то применение языка как средства
общения, разделенного во времени и пространстве
и одновременно представляющего собой единство, было бы невозможно Язык субъективное и относительно
самостоятельное средство общения и отражения действительности и, как таковое,
оно способно отражать и обозначать меняющиеся содержания о внеязыковой
действительности благодаря наличию таких своих устойчивых механизмов, которые, в известных пределах,
независимы от меняющегося содержания. Даже слова, которые, казалось бы,
своими значениями непосредственно связаны с действительными фактами, участвуют
не только для обозначения предметов той или другой ситуации, но благодаря своим отвлеченным значениям они способны
применяться в открытом числе ситуаций
Бесконечное многообразие явлений внешнего и внутреннего мира человека отражается бесконечной в принципе цепью сочетаний конечного
числа единиц языка на каждом его уровне, начиная
с сочетания фонем для образования слов и кончая сочетаниями слов при
образовании высказываний. Разумеется, не все теоретически возможные сочетания единиц различных уровней языка реализуются в его употреблении. Синтагматические
возможности языковых единиц, их валентность и дистрибуция на каждом уровне
имеют свои правила и ограничения,
обусловленные как внутриязыковыми, так и внеязыковыми факторами,
говорить о которых здесь не представляется возможным. Укажем только на
принципиальное различие сочетаемости значимых
единиц языка, с одной стороны, слов на синтаксическом
уровне и, с другой,— морфем на морфемно-морфологическом уровне.
На синтаксическом уровне словосочетания и
предложения образуются путем свободного сочетания слов, управляемого, однако,
грамматическими правилами соединения слов определенных частей
речи, а также предметно-логическими отношениями.
По сходному принципу образуются и новые
слова. В слове уч-и-тель корень встречается в других
словах данного словообразовательного гнезда (учить,
ученик, ученица, учеба, учение, ученый, учащийся др. так
же, как и суффикс —тель — во многих других словах (писатель, читатель, обыватель, поручатель, спасатель и т
п.) Сочетание словообразовательных элементов уч—и— тель
образует новое слово с новым значением Разница между
образованным с помощью указанных вообразовательных элементов словом и
словосочетанием и предложением заключается
в том, что слово и его значение закрепляется в язык становится постоянным его элементом, в то время
как предложение и словосочетание образуются свободным сочетанием слов, взятых
для обозначения конкретного явления
или ситуации. Созданные таким образом
слова составляют конечное число единиц, между тем предложения и свободные словосочетания практически
бесконечны в речи говорящих.
Звуковые оболочки слов языка также
образуются из ограниченного количества фонем, в
совокупности представляющих собой строго построенную,
замкнутую систему.
В каждом случае сочетаемость различных
единиц языка (слов — при образовании словосочетаний и
предложений, морфем и фонем — при образовании слов)
подчиняется своим синтагматическим правилам и закономерностям.
Сочетаемость морфем и фонем фиксирована в слове,
в отличие от сочетаемости слов в словосочетаниях и предложениях, где
она всякий раз создается в конкретных условиях речи. Но и в условиях речи связь слов, отражающая
неповторимую ситуацию и образующая
индивидуальный смысл словосочетания или предложения, включает элементы (грамматические формы слов,
модели словосочетаний и
предложений, типовые их значения), которые свойственны системе языка вообще и оформляют множества других
слов и синтаксических конструкций.
Приведенные выше факты свидетельствуют о том,
что язык, предполагая в качестве необходимой предпосылки своего возникновения и
функционирования общество, тем не менее, по отношению к нему, как к действительности вообще, остается
относительно самостоятельным образованием со своими особыми законами и
правилами отражения действительности.
Мы называем язык общественным явлением,
прежде всего потому, что в его образовании участвует общество; говорящий
овладевает языком только в обществе;
объективный характер развития языка также проистекает оттого, что язык
выполняет общественные функции; наконец,
своей семантикой, а в известной степени и своей структурой язык в «снятом» виде отражает общество и его
структуру. Но все это не лишает язык
особого статуса самостоятельной знаковой системы по отношению к отражаемой
действительности, в том числе и к обществу
Таким образом, условием существования и
развития языка как средства общения, образования и
выражения мысли является диалектическое единство в нем
индивидуального и общественного. Такая его Природа объединяет и использует
достижения и энергию языковой личности и всего языкового сообщества.
Любая человеческая деятельность, имеющая
творческий характер, Приводит к определенным новым
результатам Особенность речевой Деятельности заключается в
том, что она выполняет не только известные функции общения
(образование мысли, сообщение мысли другого,
восприятие и понимание ее последним и др.) В этой постоянно совершающейся в обществе деятельности исторически и функционально. Е.Д. Поливанов
подчеркивал сложную природу языка: «...Язык есть явление психическое и
социальное: точнее, в основе языковой действительности
имеются факты физического, психического и социального порядка; отсюда
лингвистика, с одной стороны, является наукой естественноисторической
(соприкасаясь здесь с акустикой и физиологией), с другой стороны,— одной из дисциплин, изучающих психическую деятельность человека, и, в-третьих, наука
социологическая» (3, с. 182).
Какими социальными предпосылками можно,
например, объяснить в русском языке падение редуцированных
гласных, 1 и 2-е смягчение заднеязычных , палатализацию согласных, редукцию гласных,
оглушение звонких на конце слова, виды грамматической связи, модели синтаксических конструкций и т. д. и т. д.
Между тем все это глубинные
отличительные признаки русского языка.
Общественная природа языка обнаруживается в
обязательности его законов и правил для всех говорящих.
Необходимость точного выражения своих мыслей с целью
взаимопонимания заставляет говорящих — стихийно, а по мере
познания языка и сознательно — строго придерживаться усвоенных общих законов и
правил языка. Такие условия общения объективно
вырабатывают языковую норму, а на определенном этапе
развития языка и общества, как следствие,— литературную норму языка (см. ниже).
Общие законы языка, обязательные для всех
говорящих, сочетаются с индивидуальностью речи и принципиально творческим ее
характером. Объективно язык как общественное явление существует в виде «личных языков», по-разному репрезентирующих язык
в качестве естественного средства общения. Непрерывность языка и его изменение
во времени обеспечивается сосуществованием разных поколений носителей
языка и их постепенной разновременной сменой. Отсюда важность изучения языка личности, поскольку, как следует из сказанного выше, реально язык существует,
воплощается в речи говорящих.
Языкознание не может охватить в качестве
предмета своего изучения содержание языка личностей, относящееся к разным областям
деятельности и знания, а также и к повседневной жизни. Но языкознание имеет свой подход к изучению языка
личности. Однако до самого
последнего времени только отдельные стороны этой большой проблемы исследовались
в языкознании. Так, становление языка у детей,
язык и стиль писателей традиционно изучаются в языкознании, в настоящее время формируется новое направление
изучения языков о личности (Ю.Н. Караулов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|