Языки древних цивилизаций
ЯЗЫКИ ДРЕВНИХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
содержание
введение
3
1.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
4
1.1.Племенные
диалекты и образование родственных языков 4
1.2.
Образование индоевропейской семьи языков 5
2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И
НАРОДНОСТЕЙ 8
2.1.
Образование народностей и их языков в прошлом 8
2.2.
Образование народностей в настоящее время 10
3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
список литературы 22
ВВЕДЕНИЕ
Люди давно задумываются над вопросом; когда и как
появился язык. И каким он был на первых ступенях развития человеческих
коллективов.
Древнегреческие философы вели очень долгий спор о том,
возник ли язык от природы или по установлению, нужно ли видеть в словах
выражение и выявление сущности самих вещей или же слова суть произвольные
обозначения вещей, созданные человеком.
Одна из них – гипотеза звукоподражания. Ее сторонники
(от Демокрита и Платона в древней Греции до Уитнея и других ученых XIX в.)
полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления
человека к подражанию звукам окружавшего его мира – реву зверей, крику птиц,
шуму ветра и т. д. Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках
действительно есть звукоподражательные слова, вроде наших гав-гав, кукушка,
мяукать, тенькать, дзинь, бац и подобных. Но, во-первых, таких слов относительно
немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не
обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо,
солнце, трава, хлеб, молоко, рука, нога, человек, умный, добрый, ходить, думать
и т. д. В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам
окружающей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее
длительное предшествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез
принимать гипотезу звукоподражания.
Вторая влиятельная в свое время гипотеза–междометная,
в ее разных, более примитивных (эпикурейцы древнего мира) и более сложных (В.
Гумбольдт, Я. Гримм, Г. Штейнталь и др.) вариантах, находит отзвуки в науке и
доныне. Ее суть состоит в том, что слово рассматривается как выразитель
душевных состояний человека В одних случаях это, видимо, междометия – сигналы
наших эмоций и нашей воли. В других, по мнению защитников этой гипотезы, можно
усматривать лишь косвенную связь между звучанием слова и эмоциональным
состоянием человека: определенные сочетания звуков производят в нашей душе
впечатления, подобные тем, которые вызываются воздействием предметов, поэтому
и устанавливается связь между значением и звучанием слова. Некоторые сторонники
рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь
в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и
независимо от непроизвольных эмоциональных выкриков.
В происхождении языка играли роль как биологические
(естественноисторические) так, и социальные (общественно-исторические)
предпосылки.
1.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
Ранние формы современного человека (homo sapiens) сложились в благоприятных климатических районах Земли – в
Средиземноморье, охватывающем Переднюю Азию, Юго-Восточную Европу и Северную
Африку. Обширные незаселенные пространства Евразии и низкая производительность
труда заставляли первобытных людей расселяться по Земле, образуя обособленные
коллективы, отличающиеся хозяйственным укладом и языком. Переход из жаркого
климата в холодные страны создал новые потребности в жилище и одежде, в домашних
животных, новые отрасли труда. Сам труд становится от поколения к поколению
все более разнообразным и совершенным. В результате длительного развития
возникшей человеческой речи образуются разные языки и диалекты.
Деление языков (диалектов) и объединение языков и
диалектов – два основных процесса развития языка. Эти процессы обозначаются
специальными терминами – дифференциация (дивергенция, расхождение) и
интеграция (конвергенция, схождение). Эти процессы противоположны
друг другу. При дифференциации происходит территориальное и социальное
распределение носителей языка, в результате которого возникают родственные
языки и диалекты. Интеграция, напротив, такой исторический процесс, в ходе
которого происходит объединение языков и диалектов. Дифференциация увеличивает
число языков, интеграция сокращает их число. Частным случаем интеграции
являются контакты языков, приводящие к заимствованию лексики и образованию
межъязыковых лексических (в основном терминологических) зон.
Дифференциация и интеграция – социальные языковые процессы,
так как расхождение и схождение языков объясняется экономическими, военными,
политическими, культурными и научными причинами. Именно они, эти факторы,
порождают конкретное своеобразие отдельных языков[1].
1.1.Племенные диалекты и образование
родственных языков
Языковая история началась с дифференциации племенных
диалектов и образования общего языка племенного союза. Такое состояние и
развитие языка объяснялось низким уровнем производительных сил,
малочисленностью племен (они, как уже сказано, первоначально объединяли не
более 100 человек), низкой плотностью населения. 50 тыс. лет тому назад, когда
сформировались первые люди, их было всего несколько тысяч; в VII тысячелетии до
н. э. число людей достигло 10 млн. К началу новой эры на Земле проживало 200
млн. человек, причем '/4 часть – в пределах Римской империи (на всей территории
бывшего СССР в то время было всего 5 млн.).
Род возникает на базе первобытного человеческого
стада; поскольку в роде была экзогамия, запрещающая браки между родственниками,
два или несколько родов объединялись в племена; они имели общую территорию,
собственное имя и общий язык, различия в диалектах, в мужском и женском диалекте.
Так, женщины некоторых индейских племен, обитавшие в джунглях Амазонии, уже в
глубокой древности разговаривали на ином, чем' мужчины, диалекте, которого те
не понимали. Обычай этот существовал и у индейских женщин в Гондурасе. Различие
в словарном составе и произношении сохраняется у чукотских женщин, у некоторых
алтайских турков, например; дитя–бала (муж.) и уран (женск.),
зубы–тиш и азу, курица – куш и учур, лошадь – йылкы
и от, волк – пору и улучы.
Следовательно, изначально племя объединялось на основе
кровного родства и языка – племенного языка, или диалекта (наречия).
Языковая раздробленность была состоянием человечества
во времена его возникновения, и такое состояние обнаруживается у отсталых
народов даже в новое время. Н. Н. Миклухо-Маклай, побывав в 1871 г. на
северо-восточном берегу Новой Гвинеи, писал: «Почти в каждой деревне Берега
Маклая свое наречие. В деревнях, отстоящих на четверть часа ходьбы друг от
друга, имеется уже несколько различных слов для обозначения одних и тех же
предметов; жители деревень, находящихся на расстоянии часа ходьбы одна от
другой, говорят иногда на столь различных наречиях, что почти не понимают друг
друга».
1.2. Образование индоевропейской семьи языков
Важным компонентом языковой истории является
возникновение и распространение индоевропейских языков. Этот процесс начался в
глубокой древности, происходит он и сейчас, в виде распространения уже
существующих языков – английского, русского, испанского и некоторых других.
В период палеолита далекие предки индоевропейцев
обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индоевропейскими
названиями являются 'Ра (так называлась Волга), Дон, Буг, Дунай,
Балканы, Карпаты, Черное море), а также береза – единственное
индоевропейское название дерева. Слова зима и снег являются
общеиндоевропейскими; во многих индоевропейских языках встречаются общие
названия животных (овца, бык, олень, заяц, еж. выдра, волк), птиц (гусь,
утка, орел, журавль), насекомых (муха, овод, оса. пчела, вошь, блоха).
В первой половине каменного века, до IV–III
тысячелетий до н. э., образовались три зоны индоевропейских языков: 1) южная,
2) центральная, 3) северная.
Южную зону составляли: этрусский язык древней Италии
(вытесненный к началу новой эры полностью латинским языком), ликийский, лидийский,
лувииский, хеттский языки Малой Азии. Хеттское клинописное письмо, относящееся
к XVIII–XIII вв. до н. э.,– самые древние письменные памятники на индоевропейском
языке; хеттское иероглифическое письмо относится к XIV-X1I1
вв. до н. э.
Центральная зона подверглась более значительному
делению на ветви: с одной стороны, обособляются италийская (романская) и
германская ветви, а с другой – иллирийско- фракийская (она сейчас представлена
албанским языком), греческая и индоиранская, которая, в свою очередь, делится
на иранскую и индийскую ветви индоевропейских языков.
Германская, романская и славянская (последняя
выделилась из северной зоны) ветви образуют группы близкородственных языков.
Рассмотрим образование трех групп славянских языков -
западнославянских, южнославянских и восточнославянских.
Общеславянский (праславянский) язык состоял из
близкородственных диалектов и диалектных зон, расположенных южнее реки
Принять, между рекой Западный Буг и средним течением Днепра. Западнее и
севернее славян обитали балтийцы, восточное и севернее финно-угорские
племена, на юге – иранские.
Общеславянский язык существовал много столетий: со
второй половины I тысячелетия до н. э. до VI–VII вв. н. э. Индоевропейское
наследство не только сохранялось, но и видоизменялось. Непрекращающееся общение
поддерживало общие черты. Но вот в VI–VII вв. славянские племена расселились на
огромных пространствах от Ильменя на севере до Греции на юге, от Оки на востоке
до Эльбы на западе.
Расселение славян по огромной территории привело к
образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением
общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением
новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Например,
имя Карла Великого (франкского короля, с 800 г.– императора) как титул получает
различное фонетическое оформление в славянских языках: др.-луж. krol, польск. krol, словац. kral,
чеш. kral, словен kralj, сербскохорв. краль, болг. крал,
др.-русск. король, русск. король, укр. король, бел; кароль.
Типичными особенностями являются структура открытого слога, присущая славянским
языкам, и полногласие восточнославянских языков.
Расселение славян на Балканах привело в итоге к
образованию южнославянских языков (болгарского, македонского, сербского,
словенского) и балканского языкового союза. Родственные языки сохраняют
исконные общие особенности. Общие особенности языкового союза возникают
вследствие длительного контакта языков.
Балканский языковой союз охватывает индоевропейские
языки, относящиеся к разным ветвям этой семьи,– албанский, болгарский,
македонский, новогреческий, румынский (последний сложился на основе народной
латыни, на которой говорили колонисты в Дакии и на Балканском полуострове).
Грамматическими особенностями балканского языкового союза являются:
постпозитивный артикль, образование будущего времени с помощью вспомогательного
глагола хотеть, замена ва аналитической формой, аналитизм в склонении
тельных.
Примеры артикля: рум. omul –человек (из homo ille),
fratele - брат (из frater
ille); болг. човекът – человек, момъците - парни, момата –
девушка, момчета – мальчик, момичето - девочка. Примеры будущего
времени: рум. voi cinta
или cinta voi
– буду петь {voi из voiu < voleo–хочу); болг. ш,е
пея - буду петь, ще пеешь – будешь петь
(частица ще есть застывшая форма 3-го л. ед. ч. глагола ща –
хотеть).
Не только история индоевропейских языков, но и история
других семей языков показывает, что образование родственных языков проходило
поэтапно и тесно связано с историей народов – носителей этих языков.
Возникновение племенных диалектов и на их основе родственных семей и групп
языков – важный факт в истории человечества, как и происхождение человеческой
речи.
2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ
Важным этапом в развитии форм существования языка
является образование языков народностей, а затем и наций. В Европе этот процесс
начался с IX-X вв. и продолжается до сих пор. В этот период
происходит как образование новых родственных языков (например, французского,
английского русского, украинского и белорусского), так и использование уже
существующего языка как языка новой народности или нации.
2.1. Образование народностей и их языков в
прошлом
Народности, их языки, наречия и диалекты возникают на
развалинах рабовладельческих империй и раннефеодальных государств. Люди
объединяются не по родственным связям, а по проживанию на одной территории,
когда, по словам Ф. Энгельса, «не народ подвергался делению, а территория» и на
месте племенных союзов «создано было новое, действительно государственное
устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях».
Народностями рабовладельческого общества были древнеегипетская и
древнеэллинская.
В эпоху феодализма в Европе образуются французская,
польская, древнерусская и другие народности, говорящие в основном на
индоевропейских языках. Рассмотрим два примера.
Территория Франции к концу I тысячелетия до н. э. была
заселена кельтскими племенами. В 58–51 гг. до н. э. Юлий Цезарь завоевал Галлию
(так называлась тогда эта страна) и включил ее в состав Римского государства;
римская администрация и школы способствовали тому, что повсеместное
распространение, особенно на юге, получил латинский язык – в форме народной
латыни. В конце V в. н. э. Галлия была завоевана западногерманскими племенами
– салическими франками. Постепенно и особенно после отделения в 843 г. Французского
королевства франки сливаются с местным галло-римским населением, передав стране
свое имя.
К Х в. во Франции сложились два наречия старофранцузского
языка – северное (нормандский, пикардский и другие диалекты) и провансальское
(гасконский, лангедокский и другие диалекты); создавался французский
героический эпос (в том числе «Песнь о Роланде»), деловые памятники. Однако
вплоть до XV в. французский язык не получает повсеместного распространения,
оставаясь центральным диалектом – Иль-де-Франс; в провинциях, особенно в
Провансе и Лотарингии, говорят на своих языках.
В XVI в. завершается объединение Франции, возникает
абсолютная монархия, создается литература французского Возрождения (Ф. Рабле,
М. Монтень, П. Ронсар). Французская академия выпускает в 1694 г. словарь,
разрабатываются правила французского языка, которые получают повсеместное
распространение. В основе французского языка лежит народная латынь, которая
претерпела значительные изменения со времени ее возникновения и образования.
Она была усовершенствована в ходе исторического развития.
Древнерусская народность возникла на базе объединения
восточнославянских племен. В 882 г. новгородский князь Олег овладел Киевом и
сделал его столицей Киевской Руси – государства полян, кривичей и словен;
постепенно киевским князьям были подчинены деревляне, северяне и радимичи,
уличи и тиверцы, а затем на северо-востоке – вятичи, на юго-западе – волыняне
(дулебы) и белые хорваты. Киевская Русь создала государственность и культуру,
способствовала превращению восточнославянских племен в единый народ –
древнерусскую (восточнославянскую) народность со своим языком.
Народность как историческая общность людей
предполагает общность территории, культуры и языка. Общая территория создавала
условия совместной жизни людей разных племен. Вырабаются общая культура и общий
язык. Однако наряду с общим государством и общим языком для феодализма
характерно развитие феодальных земель и территориальных диалектов – местных
говоров. Они продолжают старые племенные различия, заменяя их местными. Так, в
русских летописях вместо словене пишется новгородцы, вместо вятичи
пишется рязанцы и т. п. Вместе с тем возникают новые местные отличия в
языке. Однако местные диалекты и местные говоры не тождественны друг другу ни
по своим языковым характеристикам, ни по общественной функции.
Страницы: 1, 2, 3
|