Меню
Поиск



рефераты скачать Южноафриканское направление во внешней политике Нидерландов

     Начало колонизации Южной Африки, как указано выше,  было положено голландцами, которые в 1662 г. основали на самом юге Африканского континента Капскую колонию в районе нынешнего Кейптауна. Затем этими землями поочередно французы, голландцы, и с начала 19 века – англичане. Именно с южных территорий Капской колонии англичане начинали свой знаменитый поход на север Африканского континента. Под их давлением переселенцы из Голландии – буры, которые в основном занимались фермерством, стали постепенно переселяться на северо-восток.

Англичане сгоняли с уже обжитых земель на Юге Африки буров, а те, в свою очередь, стали вытеснять из мест традиционного проживания представителей африканских племен тсвана, готтентотов, коса. На захваченных землях буры основали свои независимые республики, которые находились в непримиримой конфронтации с британской короной. В 1843 г. Англия захватила бурскую территорию, располагавшуюся на землях нынешней провинции Натал, а после кровопролитной англо-бурской войны 1899-1902 гг. под английский протекторат попали также две другие бурские ре6спублики – Трансвааль и Оранжевая республика.

В дальнейшем уже в 1910 г. все четыре провинции, на которых ранее находились бурские республики, были объединены Англией в Южно-Африканский Союз, получивший два доминиона Великобритании. Разумеется, буры не примирились с второстепенной ролью. Которые отводили им англичане в новом государственном формировании, и старались получить независимость. Но самой угнетаемой частью населения ЮАС оставались черные африканцы, фактически подвергшиеся двойному гнету.

        На протяжении второй мировой войны ЮАС выступал на стороне антигитлеровской коалиции, а южноафриканские солдаты  и офицеры сражались в Европе в английской армии. После окончания войны под давлением ряда африканских и азиатских стран, обвинявших ЮАС в проведении политики апартеида, ЮАС был вынужден выйти из британского содружества наций в 1961 году. 31 мая того же года официально была провозглашена Южно-Африканская Республика, которая будучи официально исключенной из Британского содружества. Тем не менее сохраняет тесные связи с некоторыми из государств, в него входящих.

Рассмотрим более подробно те изменения, которые привнесли в Южную Африку голландцы и другие европейцы – колонизаторы.

        С утверждением колониализма и развитием товарно-денежных отношений распадался привычный порядок вещей, рушился уклад жизни доколониальных обществ, основой которых была община. Изменялся и характер процессов классообразования в тех странах, где в доколониальный период они уже шли и намечалось развитие  специфических раннеклассовых отношений. В межвоенный период началось сближение социальных структур народов, находившихся в доколониальную эпоху на разных   уровнях социального развития.

       

Политическая экспансия.

Менялись этнические и политические связи. Колониальный раздел во многих

  случаях прервал естественные процессы этнической и политической консолидации. В каждой колонии  создавалось свое административное деление, зачастую не совпадавшее с этническим. Некоторые народы были разделены границами колоний. Прежние политические и экономические связи если и не разрывались, то  усложнялись и трансформировались. В границах колониальных административных  единиц на базе новых политических и экономических связей шло формирование  новых этносоциальных групп. Иногда колониальные власти даже провозглашали в   административном порядке создание новых "племен".

        Интенсивность изменений была различной не только в тех или иных регионах и странах континента, но и в пределах одной и той же страны. Колониальные власти  повсюду выделяли территории, где имелись наибольшие возможности для  интенсивной эксплуатации природных и людских ресурсов. Там социальная трансформация шла быстро. Самые глубокие перемены претерпела жизнь тех   народов, которые оказались в наиболее длительном и тесном соприкосновении с   колониализмом, прежде всего в Южной Африке и других поселенческих колониях.

Экономическая экспансия.

         Отходничество было наиболее распространенной формой работы но найму в Южной африке с приходом голландцев.   Необходимость уплаты налогов, стремление хоть как-то увеличить доход семьи,   рост потребностей в новых товарах приводили к тому, что миллионы африканцев   проводили в скитаниях всю свою жизнь - возвращались домой, но затем снова и   снова вербовались на заработки. Наиболее широко было распространено   отходничество, связанное с сезонными сельскохозяйственными работами, оно не   заставляло африканцев уходить далеко от родных мест. Но рабочим, направлявшимся на рудники, нередко приходилось пешком преодолевать долгий путь через территорию нескольких стран.

          Главным центром притяжения отходников на всем континенте был Южно-Африканский  Союз, особенно золотые рудники Трансвааля, где ежегодно требовалось до 300   тыс. горняков. Две трети из них приходили из других стран, зачастую далеких от   ЮАС. Основными поставщиками рабочей силы на юге Африки были Ньясаленд, Южный Мозамбик, Басутоленд, Бечуаналенд, Свазиленд. В первых трех 40-50% всех трудоспособных молодых мужчин ежегодно уходили на заработки за границу, в  последних двух - 25-30%.

        Отходничество было новым социальным явлением в африканских обществах. Но оно и  само стало фактором социальной трансформации и способствовало расшатыванию традиционных устоев в деревне. Отходники привносили в деревню новые ценности и понятия. Рушились традиционные авторитеты и нормы взаимоотношений, разрушались  прежние методы ведения хозяйства.

          С отходничества начиналось формирование нескольких слоев современного   общества, прежде всего рабочего класса. Отходники оседали в городах, на шахтах

  и на плантациях, приобретали квалификацию, обзаводились семьями и теряли связь с родными местами. Наиболее быстро процесс формирования пролетариата шел и крупных портовых городах, таких, как Дакар, Момбаса, Кейптаун, Дурбан, на железных дорогах и в крупнейших горнорудных районах - в Катанге, в Медном

  поясе Северной Родезии, Трансваале.   Наиболее массовый слой колониального общества - колониальное крестьянство -   отличался от общинника доколониальных времен тем, что был связан с мировым или   местным рынком и вел товарное хозяйство. От капиталистического же фермера его   отличали многочисленные меры внеэкономического принуждения, а также сохранение   натурального производства. Крестьянская среда была очень разнородна по своему

  составу. В ней шли процессы имущественного и социального расслоения. Для   имущественного накопления важнейшее значение имела близость к колониальным   властям и "туземной" администрации.

  Члены "туземной" администрации, их родня, близкие и клиентела пользовались   важными, хотя и законодательно не зафиксированными преимуществами в "туземных"  судах, при отправке на принудительные работы, сборе налогов и т.д.            

В   результате этого, а также подношений и безвозмездного труда своих   соотечественников они быстро концентрировали в своих руках основное богатство   - землю, начинали выращивать экспортные культуры там, где это разрешалось,   становились ростовщиками, открывали лавки. Своим детям они давали лучшее   образование, и со временем те превращались в колониальных чиновников, начинали   заниматься бизнесом, становились юристами, учителями, журналистами, пополняли   ряды новой элиты.

      Какую бы систему управления ни использовала колониальная администрация, ей нужны были грамотные чиновники-африканцы, будь то вожди или просто служащие   любой ступени колониального аппарата, иначе управление было бы невозможно.   Торговый капитал - от крупнейших фирм до мелких торговцев, разъезжавших со   своими фургонами по самым непроторенным дорогам Африки, - был заинтересован в появлении широкого слоя "европеизированных" африканцев с новыми потребностями и с денежными доходами, чтобы создать более емкий рынок для своих товаров. Голландские фирмы, монополизировавшие скупку сельскохозяйственной продукции,  опирались на разветвленную сеть местных скупщиков-посредников. Обычно это были люди с зачатками европейского образования. Нужны были также учителя и  священники-африканцы, которые могли бы более действенно распространять  привитые европейцами идеи и представления, чем сами европейцы. Переводчики,  писари, священники, телефонисты, телеграфисты, мелкие клерки, учителя  начальных классов - с этих профессий начиналось становление такой элиты.

  С тех пор как Колумб переплыл Атлантический океан, чтобы  завоевать новые территории для испанской короны, западные нации   стремятся расширить свои власть и богатство. Каждая страна, будь то    Франция или Англия, Испания или Голландия, разработала собственную  разновидность колониализма и империализма. Голландия - маленькая   европейская страна с длинной и кровавой колониальной историей.  Благодаря торговле специями, спиртом, рабами, табаком и опиумом она  стала одной из самых богатых стран мира. Жесткий кальвинистский   расизм (декларированный в лозунге "Мы - избранный народ!") стал   оправданием для безжалостного подавления и истребления коренных             жителей, населявших голландские колонии и окружающие территории.             Южноафриканская система апартеида стала прямым следствием             голландского менталитета XVII века, сохранившегося в культурном             наследии голландских иммигрантов. Голландская критика колониализма, империализма и расизма так же  стара, как и сами эти явления. Исторические доказательства  агрессивности Голландии и протестов против нее восходят к началу    XVII века. Во время войны за независимость, в ходе которой голландцы             сражались с Испанской империей, Вильгельм Оранский начал выдавать             разрешения на право захватывать испанские и португальские корабли и             грабить их. Голландская торговля в Азии и Америке в первую очередь             означала разграбление и уничтожение имущества европейских врагов             Голландии и их местных союзников. Провозглашая свободу торговли и             плавания по всем морям мира, голландцы в то же время вели кровавые             войны ради создания своих монополий.

            Голландский адмирал Лауренс Реэл стал первым, кто выразил протест на

            высочайшем уровне. В 1620 году он открыто заявил о своей             обеспокоенности судьбой жителей индонезийских Молуккских островов,             ставших жертвами голландских военных походов за монополию на перец.             В 1622 году анонимный историк сообщил, как голландский губернатор             Ост-Индии Дж. П. Коэн создал монополию на мускатный орех, уничтожив при этом 14 из 15 тысяч жителей острова Банда. В 1740 году    голландский поэт Виллем ван Харен выступил против убийства десяти   тысяч китайских рабочих и ремесленников в Батавии (нынешней       Джакарте).

            Голландские власти несли ответственность не только за убийство и             грабеж - в своем стремлении к выгоде и могуществу они разрушили             основы индонезийского общества. Интриги подорвали местную власть,             рабы публично избивались, нравственные ценности в обществе были             подточены аморальным поведением голландского начальства, а здоровье             населения ухудшилось в результате организованного голландцами             широкомасштабного импорта опиума. В 1850 году Жан Бауд, бывший             министр по делам колоний, опубликовал первый серьезный отчет о             торговле опиумом и об основных спекулянтах - чиновниках голландской             Ост-индской компании, голландской королевской семье и Голландском             банке, известном сегодня под названием "АБН-Амро".

            В 1647 году двое голландцев причалили к берегу Южной Африки.            Леендерт Янссен и Николаас Проот получили убежище у южноафриканского             племени хой-хой. Они открыто осуждали поведение голландских моряков             по отношению к хой-хой, и главным образом - кражу скота. Янссен и             Проот задумали создать на мысе Доброй Надежды станцию снабжения для             судов, чтобы положить начало справедливой и контролируемой торговле.

            Голландская ост-индская компания подхватила идею и прислала для этой             цели амстердамского купца Яана ван Рибеека, осужденного за коррупцию. В 1652 году ван Рибеек создал Колонию мыса Доброй Надежды, ныне входящую в состав Южно-Африканской Республики. Уже в 1659 году в ответ на агрессивную политику и алчность ван Рибеека и его колонистов хой-хой напали на голландскую колонию и разрушили ее.

           Проблемы, с которыми столкнулся ван Рибеек в сношениях с местным   населением, послужили ему предлогом для того, чтобы убедить свое             голландское начальство в необходимости ввоза в колонию рабов из             Африки, Индии и Индонезии. В результате расистские взаимоотношения             проникли и в эту страну. За исключением группы голландских   "свободных граждан" и независимой части местного населения, с которой голландцы заключали договоры, южно-африканская рабочая сила  состояла из темнокожих рабов. За несколько поколений была возведена особая система моральных ценностей, повлекшая за собой полную  сегрегацию белых и темнокожих. Южноафриканские фашисты, позже придумавшие политическую систему апартеида, направленную на абсолютную сегрегацию, всегда указывали на ван Рибеека как на    праотца своих национальных "ценностей".

            

      Десятилетия колониального раздела Африки были и временем вооруженного

  сопротивления африканцев - в Европе это называли "колониальными войнами".

  Некоторые из этих войн и восстаний приходятся и на начало XX в.: восстание

  "Маджи-маджи" в Германской Восточной Африке, гереро и кой-кой в Германской   Юго-Западной Африке, зулусов в британской колонии Натал и ряд других. Но все   же в целом по Африке уже уходило в прошлое сопротивление африканских народов в   прежних формах: с копьями, щитами, стрелами, с традиционной тактикой   межплеменных войн. Стало очевидным, что таким способом противостоять   винтовкам, пушкам и пулеметам безнадежно.

    «С установлением колониального господства и возникновением новых социальных   групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание

  афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое   обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии,   которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство   выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало   новообращенным возможность осознать себя частью более широкой общности, чем   клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя   бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто   принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего  выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у ее адептов был неразрывно связан с  разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир. Афро-христианские движения характерны для многих африканских стран. Самым   крупным был кимбангизм, возникший в 1921 г. в Бельгийском Конго»[27].




Культурная экспансия.

Голландцы много привнесли в культуру Южной Африки, в том числе и герб, язык, образ жизни многое – многое другое.
Происхождение прежнего флага ЮАР восходит к событиям освободительной     революции XVI в. в Нидерландах, откуда на Юг Африки веком позже     эмигрировали предки африканеров. На флаге восставших против испанского ига     дворян и нищих появились родовые цвета их вождя Вильгельма Оранжского (по     названию его вотчины в Южной Франции Оранье, или Оранжевой) - оранжевый,     белый и синий. До 1599 т. полосы располагались на полотнище произвольно, пока     не был издан соответствующий закон. Корабли Голландской Ост-Индской компании     несли государственный флаг с гремя горизонтальными полосами, но в отличие от  него имели на централь-юй, белой, полосе литеры АОС (Algemeene Oost-Indische Compagnie). Хотя в самих Нидерландах в 1630 г. верхняя, оранжевая, полоса  была заменена красной, флаг компании и ее владения, возникшего на Юге Африки   после 1652 г., долго не менялся. Когда через 143 года Капскую колонию захватили англичане, они вместо голландского флага водрузили над ней «Юни-он Джек», в свою очередь состоявший тогда из элементов двух флагов —   английского с прямым красным крестом св. Георгия и шотландского с белым  косым крестом св. Андрея, наложенных друг на друга на фоне общего синего  поля. После вторичного временного пребывания голландцев в колонии (1802—1806) Великобритания снова водрузила над ней свой флаг, ставший после   1801 г. «тройным»: к прежнему сочетанию прибавился элемент ирландского  флага—красный косой крест св. Патрика, наложенный на крест св. Андрея в  продольно «ополовиненном» виде, дабы не закрывать его совсем. Этот «Юнион  Джек» был расположен первым от древка в центре южноафриканского флага (1927—1994) рядом с двумя другими — рлагами бывших бурских республик,    исчезнувших после второй англо-бур:кой войны (1899—1902).        Флаг Оранжевого Свободного Государства (ОСГ), учрежденный в 1856 г.,     представлял собой белое полотнище с тремя горизонтальными оранжевыми     полосами в честь Вильгельма Оранского и с флагом Нидерландов 1630 г. в     верхнем углу у древка. На флаге ЮАР он был расположен вертикально в центре,     следом за британским. Флаг Южно-Африканской Республики (Республики     Трансвааль) «фирклиэр» по статуту 1857 г. был сходен с нидерландским 1630     г., за исключением широкой вертикальной зеленой полосы вдоль древка,     символизирующей «молодую Голландию». На флаге ЮАР 1927 г. он был расположен  также в центре, горизонтально, рядом с флагом ОСГ. Элементами флага Южной Африки они стали наряду с британским в 1927 г. в соответствии с законом «О национальной принадлежности и флагах ЮАС» (до этого флаг ЮАС представлял собой разновидность типового флага для доминионов Великобритании). Южноафриканский флаг, в своих основных чертах повторявший нидерландский 1599   г. и, очевидно, тот, что был у Ван Рибека, был впервые поднят 31 мая 1928г.,   однако вместе, с британским. Этот порядок был отменен в 1957 г. после провозглашения республики в 1961 г. флаг оставался тем же до 1994.

Известно, что язык африкаанс сложился в XVII в. на смешанной     нидерландской диалектной основе — с превалированием первоначально северной     (голландской) специфики — в сложных условиях контактирования с некоторыми     другими европейскими языками (немецким, английским, французским и др.), а     отчасти также и с местными африканскими языками, воздействие которых на язык африкаанс ни в коем случае нельзя переоценивать. Весьма существенно, что     африкаанс возник в условиях изоляции от своей первоначальной языковой и     диалектной основы, на новой чрезвычайно узкой территориальной базе, в отрыве     от письменно-литературной традиции и от формирующейся литературной нормы     нидерландского языка, основы которой складывались как раз в XVII в. на новой     голландской диалектной базе, вобравшей в себя значительное число     южнонидерландских элементов. Африкаанс сформировался как литературный язык   за предельно короткий срок (30—50 лет). Характерной чертой его является     ареальная стандартность, недифференцированность, т. е. отсутствие в нем     такой формы существования языка, как территориальный диалект (при наличии

    некоторой локальной специфики. проявляющейся лишь на фонетическом и

    лексическом уровнях).

       Сопоставляя литературные языки африкаанс и нидерландский, мы обнаруживаем   на разных уровнях их структуры наряду с общими и сходными чертами, свидетельствующими о генетической близости их систем, о чрезвычайной  устойчивости и гомогенности африкаанс, ряд специфических особенностей,  существенно отличающих африкаанс от нидерландского с типологической точки  зрения или же не являющихся типологически релевантными. Каждый уровень языковой структуры сопоставляемых языков характеризуется своей определенной  (большей или меньшей) степенью типологической релевантности выявляемых   различий и особым соотношением старого и нового, традиций и инноваций.   «Генетическая близость нидерландского языка и африкаанс, при известном  различии их диалектных основ или, вернее, при ином соотношении входящих в ни  диалектных элементов, должна была бы, казалось, обусловить максимальную   концентрацию различий (релевантных или нерелевантных с типологической точки   зрения) на фонологическом и фонетическом уровнях. На фонетическом уровне  таких различий обнаруживается, естественно, больше, чем на фонологическом.   Однако, как это будет показано ниже, наиболее существенные и типологически  значимые отличия от нидерландского проявляются в африкаанс на  морфологическом уровне»[28].

       

Заключение.

Для развития Королевства Нидерландов Южная Африка сыграла очень большое значение – она, наряду с Индонезией, была самой большой колонией Голландии в 17 веке, и как колония, давала для Нидерландов множество экономических и политических преимуществ перед другими странами Европы. Нидерланды же, в свою очередь, сильно повлияли на всю историю развития Южно-Африканской Республики – и культурно, и экономически, и политически, и социально, изменив роль этого государства во всемирной истории. Кроме того, южноафриканская система апартеида стала прямым следствием             голландского менталитета XVII века, сохранившегося в культурном             наследии голландских иммигрантов.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что Нидерланды и Южная Африка никогда не были равноправными партнерами во взаимоотношениях, равноценные отношения начали устанавливаться только в последние десятилетия 20 века. Скорее мы можем говорить о влиянии и роли Королевства Нидерландов в жизни Южно-Африканской Республики, т.е. речь не идет о внеэкономических или культурных, или политических отношениях двух стран, правильнее говорить о южноафриканском направлении во внешней политике Нидерландов.



Список литературы.

1.     #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995.

[2] Там же, с. 59

[3] Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995.

[4] Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO

[5] Островская «Нидерланды: большие проблемы проблемы малой страны» М.: Знание, 1986 г.

[6] Островская «Нидерланды: большие проблемы проблемы малой страны» М.: Знание, 1986 г.

[7] Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.

[8] Бусыгин А.В. «Побеждающие море. О Голландии и голландцах». М., 1990

[9] Все страны мира. - М.:Вече, 2000.

[10] Все страны мира. - М.:Вече, 2000.

[11] Там же

[12] Бусыгин А.В. «Побеждающие море. О Голландии и голландцах». М., 1990

[13] Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.

[14] Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.

[15] Серебрянный Л.Р. «Нидерланды: традиции и современность». М., 1990

[16] Шатохина-Мордвинцева Г.А. Внешняя политика Нидерландов 1713–1763 гг. Становление голландского нейтралитета. М., 1998

[17] Серебрянный Л.Р. «Нидерланды: традиции и современность». М., 1990

[18] Серебрянный Л.Р. «Нидерланды: традиции и современность». М., 1990

[19] Шатохина-Мордвинцева Г.А. Внешняя политика Нидерландов 1713–1763 гг. Становление голландского нейтралитета. М., 1998

[20] Все страны мира. - М.:Вече, 2000.

[21] Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO

[22] Давидсон А.Б., Филатова И.И.   Англо-бурская война и Россия. - Новая и новейшая история, 2000, № 1.

 

[23] Серебрянный Л.Р. «Нидерланды: традиции и современность». М., 1990

[24] Исторически сложилось так, что черные жители ЮАР, да и некоторые белые, именуют свою страну Южной Африкой. Поэтому в дальнейшем по тексту под этим термином будет пониматься именно Южно-Африканская республика, а не Южная Африка как чисто географическое понятие.

[25] Сигов Ю. И. «Южно-Африканская республика наших дней» - М.: Знание – 64 с.. стр. 4

[26] Там же

[27] Давидсон А.Б. «ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА
В XX ВЕКЕ»

[28]     С. А. МИРОНОВ. СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКАХ

    АФРИКААНС И НИДЕРЛАНДСКОМ С ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ // «Типология германских литературных языков». М., 1976.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.