-перестройка предприятия.
Глобализация стала одной из главных
тенденций современной экономики. Многие сферы деятельности
человека стали интернациональными. Появились глобальные
группы производителей, глобальные системы поставки, конкуренция на мировых рынках.
Чтобы выжить, российские предприятия должны
успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на
мировом рынке. Для этого, им нужна актуальная информация о ценах на мировых рынках, о курсах акций, маркетинговые исследования соответствующих
рынков. Эту информацию они должны получать из информационных
систем.
Кроме того, само предприятие может состоять из
подразделений, расположенных в разных странах, с которыми для нормального
функционирования нужно поддерживать связь, формировать
консолидированную от-
четность. Поэтому современному предприятию
нужна информационная система, удовлетворяющая всем
вышеперечисленным требованиям.
Процессы глобализации экономики стали в
значительной мере возможны благодаря развитию телекоммуникаций, средств связи,
информационных систем.
Другой чертой современной экономики является
переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, к
информационному обществу. Знания в современной экономике становятся капиталом,
появляются новые продукты и услуги, для производства которых требуется большой объем исследований и знаний.
Для получения конкурентных преимуществ нужно
постоянно совершенствовать и обновлять продукцию,
постоянно следить за рынком и быстро реагировать на новую
информацию. Сокращается время жизни продукта. Разработка и
внедрение новой продукции ведется быстро. Технологии
и организация производства и сбыта настраиваются так, чтобы с наибольшей скоростью давать заказчикам продукцию и информацию.
Системы автоматизированного проектирования
(САПР или Computer Aided Design, CAD) поддерживают
технологическую подготовку производства,
проектирование, помогая фирме сократить время, издержки и
разработать более качественную продукцию, чем у конкурентов.
Исследование, проведенное McKinsey & Co, показало, что если
товар попадает на рынок с шестимесячным отставанием от
графика, то компания теряет 36% прибыли, потенциально возможной за период жизни этого товара. Интересно отметить, что компании Toyota, Nissan и Honda тратят на создание новой
модели в среднем 24 месяца. У компаний Ford, Chrysler и General Motors на это уходит от 36 до 48 месяцев. При этом японские
компании тратят на разработку модели от 1 до 1,5
млрд. долларов, а американские — от 3,2 до 4 млрд.
дол.
Совершенствуется структура предприятия,
организации ищут новые более эффективные методы управления. Ликвидируется
жесткая иерархия, осуществляется децентрализация,
гибкость, независимость от местоположения. Информационные
технологии становятся дополнительным рычагом повышения эффективности в случае
координированного процесса управления.
Меняется роль информационных систем в
управлении предприятиями. Они должны выполнять не только
функции автоматизации процессов учета, но и функции стратегического управления,
а также обеспечивать конкурентное преимущество
предприятия.
1.3.
Классификация информационных систем
Информационные системы управления
ИС классифицируют обычно по следующим признакам:
•
по типу объекта управления (ИС управления
технологическим
процессом, ИС организационного управления);
•
по степени интеграции (локальные,
интегрированные);
•
по уровню автоматизации
управления (информационно-
справочные системы, системы обработки данных, информацион
но-советующие системы, системы принятия решений, эксперт
ные системы);
•
по уровню управления (информационные системы
управления
предприятием, корпорацией, отраслью);
•
по характеру протекания технологических
процессов на объекте
управления (автоматизированная система управления дискрет
ным производством, автоматизированная система
управления
непрерывным производством).
В организации выделяют следующие уровни
управления:
•
эксплуатационный;
•
уровень знаний;
•
тактический уровень;
•
стратегический уровень.
В соответствии с этим за рубежом разработаны шесть
основных типов информационных систем.
Организация имеет исполнительные системы
поддержки руководства -Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне;
управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS) и системы
поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на тактическом
(управленческом) уровне; системы управления знаниями -Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации
делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и
системы обработки транзакций - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.
Отметим, что наиболее эффективны
интегрированные ИС, объединяющие функции всех функциональных подсистем и
различных уровней управления.
Фирма использует ИТ на трех различных уровнях конкурентной
стратегии:
· уровень бизнеса;
· уровень фирмы;
· уровень отрасли.
Нет ни одной стратегической ИС, охватывающей
все уровни стратегии. Для различных уровней используются
различные системы. Для каждого уровня бизнес-стратегии существует стратегия
использования ИС, и для каждого уровня существует
модель для анализа и оценки использования ИС.
Особую важность приобретает стадия принятия
решений, включающая следующие операции: диагностика проблемы,
формулировка ограничений и критериев принятия решения,
определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация,
обратная связь.
Обратная связь или система отслеживания и
контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с
теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная
связь — т. е. поступление данных о том, что происходило до и
после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать процесс в
соответствии с функцией цели. Оценка решения руководством
осуществляется, прежде всего, с помощью функции контроля.
2. Корпоративные информационные системы
Рассматривая классификацию информационных
систем, мы отмечали, что наибольший эффект дает применение интегрированных
систем, охватывающих все сферы деятельности предприятия, и что информационная
система дает положительные результаты, если на предприятии успешно работает система управления. В последнее время интегрированные системы управления предприятиями называют корпоративными информационными системами.
Корпоративная система управления (КИС)
предприятием построена на управленческой идеологии, объединяющей
бизнес-стратегию предприятия и передовые информационные
технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автоматизация выполняет второстепенную роль. «Корпоративность» в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру.
2.1. Стандартизация и интеграция систем
Специальных стандартов, регламентирующих
функции КИС, не существует, но такие системы ориентируются на широко распространенные
методологии MRPII и ERP, фактически являющиеся стандартами управления бизнесом. Данные
стандарты разработаны американским обществом по контролю за
производством и запасами (American Production and Inventory Control Society, APICS).
Исходным стандартом систем управления
предприятием стал стандарт MRP (Material Requirements Planning), появившейся в 70-х годах. Он включает
в себя планирование материалов для производства.
Следующим был MRP II (Manufacturing Resource Planning), позволяющий планировать все производственные ресурсы предприятия
(сырьё, материалы, оборудование и т.д.).
Его развитием стала концепция стандарта ERP (Enterprise Resource Planning). В нем интегрировалось управление всеми ресурсами предприятия с добавлением управления заказами, финансами и т.д.
Последней появилась концепция стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), регламентирующая взаимодействие с клиентом,
субподрядчиком — выходя из рамок внутренней во внешнюю деятельность предприятия.
В настоящее время на мировом рынке существует
около 500 систем, соответствующих стандартам MRP II и ERP и всего лишь единицы из них
разработаны в России. Количество успешных инсталляций систем
данного класса на российских предприятиях не
превышает трех сотен.
На российском рынке информационных систем
управления предприятием можно выделить три группы.
Первая группа — это крупные интегрированные
пакеты зарубежных разработчиков класса MRP II/ERP/ERP II, ориентированные на управление на основе бизнес-процессов..
Данную группу образуют комплексы
интегрированных приложений для автоматизации всей
деятельности предприятия различного уровня: от крупной корпорации до среднего
предприятия. К данной группе относятся продукты обладающие
богатым функционалом от SAP AG (R/3), ORACLE (Oracle Application), BAAN (BAAN V), Microsoft Dynamics AX и др. Поставщики внедряют свои системы как
самостоятельно, так и с помощью российских партнеров. Формирование стоимости систем трехуровневое и включает
стоимость лицензии на инсталляцию,
стоимость консалтинга и обучения персонала, стоимость настройки и внедрения.
Причем, стоимость настройки и внедрения в три-четыре раза выше стоимости
инсталляции системы.
Вторая группа — это интегрированные
пакеты отечественных разработчиков класса MRP II/ERP такие, как Галактика,
Парус, БОСС-Корпорация, М3. Используя западные
базы данных, например СУБД ORACLE
или MS SQL,
российские производители предлагают свои корпоративные системы управления,
превосходящие западные по двум основным параметрам — доступным ценам и учету
российской специфики уже в исходных модулях. Однако, они еще
не достигли полной реализации технологий MRPII/ERP.
Третья — малые интегрированные и
локальные пакеты отечественных разработчиков.
Крупные КИС не являются готовым продуктом, но
представляют собой совокупность программных модулей и
баз данных, с заложенной идеологией, а также технологию их настройки и
применения. В связи с высокой стоимостью и сложностью таких
систем, они доступны только крупным предприятиям. Процесс внедрения КИС на предприятии обычно занимает от 6 месяцев до нескольких лет. При
этом предполагается, что предприятие имеет четко определенную структуру
управления, которая не подвержена резким изменениям. Модель этой
организационной структуры закладывается в основу
информационной системы. Предприятие, находящееся
на этапе выбора стратегии развития, не имеющее четко определенной эффективной организационной структуры, не в состоянии внедрить КИС.
Таким предприятиям нужны легко настраиваемые недорогие
средства оперативного управления и поддержки принятия решений.
2.2. Примеры информационных систем
управления предприятием
SAP R/3. SAP R/3 (разработчик германская фирма SAP AG) — наиболее широко используемое в мире стандартное решение класса ERP, служащее для электронной обработки информации на основе архитектуры «клиент-сервер». Система позволяет обеспечить одновременную работу до 30 тысяч пользователей.
Все компоненты системы R/3 настраиваются на конкретное предприятие
и позволяют обеспечивать внедрение эволюционным путем. Заказчик может выбрать оптимальную конфигурацию из более чем 800 готовых
бизнес-процессов. В состав системы входят следующие подсистемы, построенные по
модульному принципу: IS - отраслевые решения; WF -управление
информационными потоками; PS -
проекты; AM - основные средства; СО - контроллинг; FI -
финансы; SD - сбыт; ММ - управление материальными потоками; РР - планирование производства; QM - управление качеством; РМ - техническое
обслуживание и ремонт оборудования; HR -
управление персоналом.
BAAN V. ВAAN V ( разработка
одноименной фирмы) — комплексная система ERP-класса, охватывающая следующие виды управленческих задач:
BAAN-Моделирование
предприятия;
BAAN-Производство;
BAAN—Процесс;
BAAN-Финансы;
BAAN-Сбыт, Снабжение;
BAAN-Проект;
BAAN—Администратор
деятельности предприятия;
BAAN-Транспорт;
BAAN-Cepвuc.
Система BAAN
является открытой и позволяет пользователю дополнять
существующую функциональность собственными разработками: от удобных экранных
форм и рапортов до описания полноценных бизнес-процессов. Для этого
предназначен «Инструментарий», в который входят средства
работы с программными компонентами системы: меню, экранными
формами, рапортами, сеансами, таблицами, программными скриптами и
библиотеками.
Внедрения: «Нижфарм», УралАЗ, КамАЗ, БелАЗ,
Челябинский тракторный завод, Иркутское авиационное производственное
предприятие, Шелеховский алюминиевый завод и др.
ORACLE E-BUSINESS SUITE. Разработчик — фирма Огасlе.
Oracle Е-Business Suite - это полный интегрированный комплекс приложений для электронного бизнеса, работающий в корпоративном Интернете и глобальном Интернете. Сегодня комплекс включает все приложения, необходимые предприятию: маркетинг, продажи, снабжение, производство, обслуживание заказчиков, бухгалтерия, учет кадров и пр.
Современную версию Oracle E-Business Suite Hi можно условно разделить на три функциональных блока:
•
Oracle ERP (Enterprise Resource Planning);
•
Oracle CRM (Customer Relationship Management;
•
Oracle E-Hub (Электронная коммерция).
Комплекс приложений Oracle для построения ERP (Enterprise Resource Planning) системы на предприятии (более известный под торговой маркой Oracle Applications) объединяет приложения для оптимизации и автоматизации внутрихозяйственных процессов предприятия (производство, финансы,
снабжение, управление персоналом и др.). Он включает в себя более 90 модулей, которые позволяют предприятию решать основные бизнес-задачи,
связанные с финансовыми и материальными потоками: планирование производства,
снабжение, управление запасами, взаимодействие с поставщиками, управление
персоналом и расчеты по заработной плате, финансовое планирование,
управленческий учет и др. Комплекс ERP-приложения Oracle включает: Управление производством; Управление финансами; Управление
персоналом; Логистика; Управление проектами.
БОСС-КОРПОРАЦИЯ. Разработчик — компания АйТи, Россия. БОСС-КОРПОРАЦИЯ
— отечественная система для крупных организаций.
Разработана для автоматизации управления
финансово-хозяйственной деятельности корпораций, производственных и торговых объединений
на базе Oracle 7 Server. В состав системы входят модуль "Администратор" и подсистемы, содержащие следующие модули: Управление финансами, производством, закупками,
запасами и реализацией, персоналом,
основными средствами и оборудованием.
1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0. (Компания 1C, Россия). Система "1С:Предприятие":
комплексная конфигурация "Бухгалтерия; Торговля; Склад;
Зарплата; Кадры" представляет собой универсальную программу — конструктор, которая позволяет вести учет в одной информационной базе от имени нескольких организаций.
"1C" продвигается в класс малых
корпоративных систем.
КИС «М3».
Разработчик - «КСТ» - российская система ERP
класса.
Разработана для учета Финансво-хозяйственной
деятельности предприятия. Включает модули: Логистика, Производство, Управление
проектами, Бюджетирование, Управленческий учет, Финансы, Бухгалтерский учет,
Кадровый учет, Документооборот.
2.3. Технология и системы поддержки
корпоративного
планирования и аналитических
исследований
Рыночные отношения заставили руководителей
большинства предприятий пристальнее изучать мировой опыт. Обращаясь к практике
деятельности западных фирм, нельзя не отметить, что вопросам финансового
анализа и планирования там уделяется существенное внимание. Эффективное
управление фирмой, ее ресурсами — процесс поиска оптимальных управленческих
решений во взаимосвязи с внешним окружением и имеющимися
возможностями. С одной стороны, оно предполагает
использование своего опыта, интуиции и логики, с другой — требует применения в
повседневной практике формализованных методов управления, основанных на
обработке информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|