Имеется каскад Кубанских ГЭС. Суммарно они способны
выработать до 25 млрд. киловатт-часов электроэнергии в год. Собственное
потребление составляет около трети от производимой мощности. Ставрополь
является энергетическим донором Юга России. На территории края действует 11
самостоятельных кредитных организаций. Страховую защиту имущественных интересов
граждан и юридических лиц края ведут 25 страховых компаний. Более 10 лет
осуществляет свою деятельность Северо-Кавказская универсальная биржа,
признанная лучшей биржей Юга России по организации торговых закупок для
государственных нужд и снижению бюджетных издержек в этом процессе.
Ставропольский край – регион с достаточно высоким
промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Промышленный комплекс края
насчитывает 347 крупных и средних предприятий и около 2 тысяч малых. Главным
богатством и средством производства является земля. Общая площадь сельхозугодий
составляет более 5,5 млн. га. На площади свыше 40% территории края залегают высокопродуктивные
черноземные почвы. Активными темпами возрождается животноводство.
В целом, привлекательность региона для иностранных инвесторов
обусловливается следующими критериями:
·
развитая транспортная инфраструктура;
·
богатые природные ресурсы;
·
геополитическая значимость;
·
наличие предприятий, потенциально готовых к освоению иностранных
инвестиций.
В сложившейся ситуации Ставропольский край с его емким
внутренним рынком, значительным научно-техническим потенциалом, богатыми
природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть
одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире. В 2005 году
по сравнению с предыдущим годом в крае заметно увеличилась активность
иностранных инвесторов. В регион поступило 34,3 млн. долларов иностранных
инвестиций, что в 3,9 раза больше, чем в 2004 году. На долю прямых иностранных
инвестиций в 2006 году пришлось 64%, при этом их объём составил 22 млн.
долларов. Около 70% всех прямых инвестиций было направлено в сельское
хозяйство. Иностранные инвестиции, предоставленные в виде кредитов – в размере
11 млн. долларов вкладывались преимущественно в промышленность. Таким образом,
в 2006 году в экономику Ставропольского края поступило 59,6 млн. долларов
иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в 2005 году.
Социально-экономическое
положение Ставропольского края.
Итоги работы
организаций разных видов экономической деятельности в январе-сентябре 2007 г.
свидетельствуют о поступательном развитии экономики и социальной сферы края. Больше,
чем в соответствующем периоде 2006 г., произведено промышленной и
сельскохозяйственной продукции, реализовано потребительских товаров и услуг
населению, вложено инвестиций в развитие экономики, введено в эксплуатацию
жилья, производственных объектов и социально-культурной сферы. В сельском
хозяйстве получен весомый урожай
зерна,
наращиваются объемы животноводческой продукции. Обеспечиваются достаточно
высокие темпы прироста как номинальных, так и реальных денежных доходов
населения. Устойчиво финансовое состояние большинства организаций.
Стабильно снижается
задолженность по заработной плате. Улучшается ситуация на рынке труда:
уменьшается число официально зарегистрированных безработных, увеличивается
численность занятых. Приостановлен процесс депопуляции населения: рождаемость
увеличилась на 10,1%, смертность снизилась на 7,6 %.
Наряду с
позитивными динамическими показателями край еще отстает от среднероссийского
уровня в расчете на одного жителя. Уровень инфляции в крае в 1,4 раза выше
соответствующего периода прошлого года.
Индекс
промышленного производства в январе-сентябре 2007 г. составил 108% относительно
соответствующего периода предыдущего года (в январе-сентябре 2006 г. — 104,1%),
в том числе по видам экономической деятельности: "добыча полезных
ископаемых" — 97,2% (119,7%), "обрабатывающие производства" —
114,5% (98,7%), "производство и распределение электроэнергии, газа и
воды" — 94,3% (114,7%). Среди обрабатывающих производств ниже уровня 9
месяцев 2006 года сработали организации, осуществляющие пошив текстильных и
швейных изделий (индекс составил 94,7%), обработку древесины и производство
изделий из дерева (95,8%), предприятия по производству нефтепродуктов (62,2%). Объем продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2007
г. составил 63,5 млрд. рублей, что на 7,5% больше, чем за 9 месяцев 2006 г. Индекс
цен производителей сельскохозяйственной продукции в сентябре по сравнению с
декабрем 2006 года составил 119,9%. При этом на продукцию животноводства
соответственно 105,3% против 101,2% в 2006 г. и на продукцию растениеводства
- 124,9% против 116,7% (в том числе на зерновые культуры соответственно 129,6%
против 120,2%). По состоянию на 1 октября т.г. уборка зерновых культур во всех
категориях хозяйств проведена, по предварительным данным, на площади 1994,5
тыс. га.
Организациями
всех форм собственности за девять месяцев 2007 г. введено в действие жилых
домов общей площадью 651,7 тыс. кв. метров, что на 26,2% больше, чем за девять
месяцев 2006 года. Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 2679
жилых домов общей площадью 410,1 тыс. кв. метров, что на 38,7% больше, чем в
январе-сентябре 2006 г. Индивидуальное строительство занимает в общем объеме
введенного жилья 62,9%.
В соответствии с
Федеральной адресной инвестиционной программой на 2007 год предусматривалось
выделение государственных инвестиций на строительство в крае 82 объектов. Из 40
объектов, намеченных к вводу в действие в текущем году, за 9 месяцев введены в
эксплуатацию только 2 школы. За 9 месяцев 2007 года осуществлен ввод в действие
производственных мощностей и объектов социально-культурной сферы: линий
электропередачи, газовых сетей, мощностей по производству пищевых продуктов,
помещений для крупного рогатого скота, зерносеменохранилищей, торгующих
организаций, ресторанов, кафе, телефонных станций, организации здравоохранения,
образования и туризма. Доходы консолидированного бюджета, по данным Минфина
края, за январь-август 2007 года составили 30,3 млрд. рублей, расходы — 25,1
млрд. рублей, т. е. бюджет исполнен с профицитом в сумме 5,2 млрд. рублей.
Уровень инфляции
в крае за девять месяцев 2007 г. в 1,4 раза выше соответствующего уровня в 2006
г. Индекс потребительских цен в сентябре т.г. по сравнению с декабрем 2006 года
составил 108,4% против 106,0% в соответствующем периоде 2006 года.
Потребительские товары за девять месяцев т.г. подорожали на 7,7%, из них
продовольственные товары — на 10,1 %, непродовольственные — на 5,1%. Тарифы на
платные услуги, предоставляемые населению, увеличились на 10,7%, что на 0,5
процентных пункта выше, чем за девять месяцев прошлого года. В сентябре т.г.
произошел резкий скачок цен на потребительские товары (на 2,0%) и цен —
производителей строительной (на 2,95%) и сельскохозяйственной (на 8,8%)
продукции. Цены на продовольственные товары за месяц возросли на 2,3%, без
учета плодоовощной продукции — на 3,9% против 0,1 и 0,4% соответственно в
сентябре 2006 г. В сентябре на 87% наблюдаемых продовольственных товаров
зарегистрировано увеличение цен. По сравнению с августом т.г. зарегистрирован
значительный прирост цен на масло подсолнечное — на 32,1%, на масло сливочное —
на 10,9%, на молоко и молочную продукцию — на 10,2%, на яйца — на 6,4%, на
крупу и бобовые — на 4,3%. Снижение цен за этот
период отмечено лишь на сахар и плодоовощную продукцию (на 1,9-9,2%). Стоимость
минимального набора продуктов питания в среднем по краю в конце сентября 2007
г. составила в расчете на месяц 1594,1 руб., что на 0,1% выше, чем в августе
2007 г. и на 13,7% больше, чем в декабре 2006 года. За сентябрь повысились и
тарифы на платные услуги — на 1,2%, в основном за счет повышения платы за
обучение в системе образования — на 8,4%. Оборот розничной торговли
увеличился на 14,6% по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. и составил 107,0
млрд. руб. В его структуре 81,0% приходится на торгующие организации и
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной
сети (в январе-сентябре 2006 г. — 75,7%). Одновременно сократилась доля рынков
до 19,0% против 24,3%. Объем продаж в торгующих организациях увеличился на
22,5%, а на рынках уменьшился на 10,2%. Номинальные среднедушевые денежные
доходы населения за январь-август 2007 г. составили 7293,3 руб. и увеличились
по сравнению с январем-августом 2006 г. на 17,9%, реальная их величина возросла
на 9,1%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного
работника за этот период составила 8032,8 руб. и увеличилась по сравнению с соответствующим
периодом 2006 г. на 25,8%, а в реальном выражении — на 16,8%.
На рынке труда
сохраняется стабильная занятость населения при снижении численности
безработных. На регистрируемом рынке труда продолжается снижение численности
официально зарегистрированных безработных относительно соответствующего периода
прошлого года. В сравнении с сентябрем 2006 года их число сократилось на 31,5%,
а с январем т.г. — в 1,7 раза. К концу сентября органами государственной
службы занятости края был присвоен статус официального безработного 19,8 тыс.
человек (1,5% экономически активного населения против 2,2% в сентябре 2006 г.).
Демографическая
ситуация в крае заметно улучшается. В январе-августе 2007 г., после длительного
периода, зарегистрирован прирост численности населения края. Миграционный
прирост (6404 человека) перекрыл его естественную убыль (4862 человек) на 31,7%.
По состоянию на 1 сентября, по оценке, численность населения края составила
2702,7 тыс. человек. Уменьшается депопуляция за счет роста рождаемости на 10,1%
и снижения смертности на 7,6%. За восемь месяцев т.г. естественная убыль
составила 1,3 (в расчете на 1000 жителей) против 4,8 в январе-августе 2006 г.
Инвестиции
в человеческий капитал в Ставропольском крае.
В настоящее время
основными инвестиционными проектами, как в Ставропольском крае, так и по всей
России являются проекты инвестирования образования, здравоохранения, аграрного комплекса,
а также проекты доступного жилья. Реализация этих мероприятий, основано на повышении
качества жизни, решение демографических проблем, проблем здоровья, а также на
замене устаревшего оборудования, подготовке и переподготовке врачей общей
практики. Среди
проектов, претендентов на финансирование, первым будет реализован, проект
здравоохранения («Здоровья»).
Реализация
нацпроекта «Здоровье».
Медицина
Ставропольского края занимает прочные позиции на юге России, является
лидером внедрения индустриальной модели управления качеством медицинской помощи.
Это является хорошей стартовой позицией для реализации в крае приоритетного
национального проекта «Здоровье». В его рамках начата работа, результаты
которой реально приближают медицинскую помощь до конкретного человека,
повышают его информированность и заинтересованность в профилактике заболеваний
и сохранении собственного здоровья. Первоочередное внимание сосредоточено на
укомплектовании участковых терапевтической и педиатрической служб необходимым
оборудованием. Несмотря на определенные трудности, связанные с реализацией
данного направления работа в рамках проекта проводится по нескольким пунктам:
1.
В феврале
2007г. заключено Соглашение о взаимодействии при реализации проекта между
Минздравсоцразвития Российской Федерации и Правительством Ставропольского края,
которое было утверждено на апрельском заседании краевого Правительства. Аналогичные
соглашения были позднее заключены Минздравом края с администрациями
муниципальных образований.
2.
28
февраля текущего года был утвержден региональный сетевой график реализации
указанного проекта, который выполняется в соответствии с установленными
сроками.
Главной проблемой российского здравоохранения является кадровый дефицит.
В первичном звене и экстренных медицинских службах он достиг опасной черты.
Острая нехватка квалифицированных специалистов, перегрузка медперсонала
значительно снижают уровень медицинской помощи. Ключевым звеном в системе мер
по повышению доступности и качества медицинской помощи должно стать укрепление
кадрового потенциала здравоохранения и кардинальное улучшение социального
положения медицинских работников. С этой целью
продолжается подготовка и переподготовка врачей общей практики, участковых терапевтов
и педиатров, укомплектование медицинскими кадрами участковой службы. В первом полугодии текущего года прошли обучение на
циклах повышения квалификации 46 врачей общей (семейной) практики, 70 врачей
терапевтов – участковых и 69 врачей педиатров – участковых.
В рамках реализации приоритетного национального
проекта в сфере здравоохранения в 2006 году предусматриваются денежные выплаты
медикам, работающим в учреждениях здравоохранения муниципальных образований,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь. С этой целью
лечебно-профилактические учреждения края заключили договоры с краевым фондом
ОМС и открыли отдельные счета в подразделениях расчетной сети Центрального
банка РФ. Денежные выплаты медицинским работникам, оказывающим первичную
медицинскую помощь, производятся с января 2006 года. Но, к сожалению, пока еще
не для всех категорий медицинских работников повысилась заработная плата.
По данным
Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования объем
финансовых средств, использованных учреждениями здравоохранения на
осуществление денежных выплат за 6 месяцев 2006 года, составил более 101 млн. руб., в том
числе врачам – 64 млн. руб., медсестрам – 37 млн. руб. Реализация данного проекта уже приносит первое
ощутимое улучшение ситуации с кадрами в первичном звене. Численность принятых
на должность врачей значительно опережает количество уволившихся - 162 и 18
соответственно. Аналогичная ситуация складывается и с медицинскими сестрами,
работающими в рамках национального проекта: принято на работу - 217, а
уволилось - 49.
Одним из
важнейших разделов профилактики болезней является иммунизация. В целях
подготовки к реализации мероприятий по разделу проекта специалистами Минздрава
и Роспотребнадзора по Ставропольскому краю были определены контингенты детского
и взрослого населения, подлежащего вакцинации. Разработан
и утвержден План мероприятий по реализации приоритетного Национального проекта
в сфере здравоохранения на 2006-2007 гг. в части дополнительной иммунизации
населения края в рамках Национального календаря профилактических прививок
против краснухи, вирусного гепатита В, полиомиелита и гриппа. Всего в край
поступило 816 тысяч доз вакцины против гепатита В, на общую сумму 56 млн. 729
тыс. рублей.
Еще одна
назревшая проблема, требующая решения в рамках национального проекта «Здоровье»
– слабость материально-технической базы большинства учреждений здравоохранения
края. Оборудование многих медицинских учреждений, особенно в сельской
местности, морально устарело либо имеет полный износ. По состоянию на 1 января
2006 года, износ медицинского оборудования в ЛПУ края составил 80%, а
санитарного автотранспорта – 76%.
В рамках
реализации проекта «Здоровье» Ставропольскому краю из федерального бюджета выделено
340 млн. рублей для приобретения диагностического оборудования и 85 млн. рублей
для приобретения машин скорой медицинской помощи и реанимобилей. В конечном
итоге, в пределах выделенных сумм и с учетом стоимости поставляемого
оборудования и санитарного автотранспорта для нашего региона определено: 472
единиц медицинского оборудования и 149 машин скорой медицинской помощи, а также
2 реанимобиля.
В Ставропольском
крае создана система управления и координации проектом «Здоровья»,
осуществляется взаимодействие по реализации проекта между федеральными,
краевыми и муниципальными органами исполнительной власти. Так в частности, с 3 по 5 мая 2006
года специалистами федерального Росздравнадзора проведена проверка хода
реализации национального проекта «Здоровье» в учреждениях здравоохранения
Ставропольского края. По результатам проверки был сделан вывод о том, что в
Ставропольском крае проводится целенаправленная работа по реализации
национального проекта «Здоровье», и в целом регион по всем направлениям готов к
его реализации.
Заключение
Уже 1980-х гг. в
мире все четче формировалось осознание того, что человечество находится на
распутье и сложившаяся модель мировоззрения является не эффективной. Об этом
все чаще стали говорить ученые, политики, бизнесмены, представители
общественных организаций. Традиционная модель экономического роста развитых
стран во многом исчерпала себя и она не может быть предназначена для других
стран в качестве образца. Западная модель более не подходит не для кого.
Сложившаяся модель развития и соответствующий характер производства и
потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены
бедными. В качестве критических недостатков сформировавшейся модели можно
выделить следующие: недоучет потребностей беднейших слоев населения; растущий
разрыв между бедными и богатыми странами; недоучет интересов следующих
поколений; нарастание экологической деградации, угрожающей человечеству.
Важной общей
причиной кризисных для человечества явлений можно считать своеобразную
абсолюдацию экономического роста, признание увеличения материального благосостояния,
производства товаров и услуг как важнейшей цели развития. Из контекста развития
выпал собственно человеческий фактор.
В попытках выхода
из кризиса необходимо реализовать новые взгляды на развитие. Я отмечу только
четыре концепции, разработанные в рамках или при участии двух ведущих
международных организаций – ООН и Всемирного банка:
- человеческое
развитие
- устойчивое
развитие
- новый взгляд на
богатство
- переход к
экономике основанной на знаниях
Эти концепции
воплотили в себе лучшие теоретические и практические разработки представителей
многих стран и стали в определенной степени «официальными» для человечества с
учетом высокого статуса поддерживающих их организаций. Они одобрены
большинством стран на международном уровне и отраженны в их внутренней
политике. Общим в этих концепциях стало выделение на первый план человеческого
фактора во всем его многообразии, роли человеческого капитала для будущего.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Рощин
С.Ю., Разумова Т.О.Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное
пособие. – М.: ИНФА-М, 2001. – 400 с. – ( Серия «Высшее образование»).
2.
Каз
М.С. Динамика экономического знания и мотивация труда: Учебное пособие. – МО РФ
Томский государственный университет, 2003. - 352 с.
3.
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Ставропольскому краю. Http://stavropol.ru/srv/kraykomstat/index.html.
4.
Официальный
сайт инвестиционной политики Ставропольского края. http://www.stavinvest. ru.
5.
Материалы региональной научно-технической конференции «Вузовская
наука – Северо-Кавказский регион». СевКавГТУ, 2006. #"#">http://www.minstavsu.ru.
8.
Институт
региональной политики. http://www.regionalistica.ru.
Страницы: 1, 2
|