В 1990-е годы Россия, по существу, оказалась в зависимости от
Украины с точки зрения своего энергоэкспорта, поскольку именно через украинскую
территорию пролегал единственный газопровод из России в Западную Европу.
Компания «Нафтогаз Украины», осуществлявшая транзит российского газа через
украинскую территорию, накопила гигантскую задолженность перед «Газпромом» и
занималась несанкционированным отбором российского газа. Для того, чтобы
избавиться от транзитной зависимости от Украины, был осуществлён проект
строительства газопровода Ямал — Европа в обход Украины — через Белоруссию и
Польшу. В конце 1999 он был открыт. Российско-Украинские отношения осложнились
тем фактом, что В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на
2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50
долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не
привели ни к каким результатам, — до 230 долларов. Соглашение о поставках газа
в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006. Новому
премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены
до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической
победой.
Недавно был согласован план действий межгосударственной
комиссии Путин-Ющенко на 2007-2008 года, где стратегической задачей в
отношениях дух стран было и остается обновление так называемого Большого
Договора о сотрудничестве Украины и России, подписанный десять лет тому назад,
в 1997 году. За истекший период накопились некоторые проблемы. В рамках
комиссии Путин-Ющенко существует Экономический комитет, который, собственно, и
должен заниматься подобными проблемами.
Также было обращено внимание на то, что российско-украинский
товарооборот сегодня смотрится достаточно скромно на фоне общих для каждой
страны показателей: 5,95% в 2005 году и 5,5% в 2006-м. Это связано с проблемой
продажи мясомолочной продукции Украины в Россию, но несмотря на это Россия все
равно остается главным торговым партнером Украины.
1.4.
Экономика
Белоруссии
1.4.1.
Общая
характеристика страны
Республика Беларусь расположена в центральной части Восточной
Европы, в западной части Восточно-Европейской равнины. Граничит на
северо-западе с Литвой, на северо-востоке – с Латвией, на северо-востоке и
востоке – с Россией, на юге- с Украиной, на западе – с Польшей. Общая длина
границ около 2969 км. Выхода к морю страна не имеет. Общая площадь Белоруссии
составляет 207,6 тыс. кв. км. Столицей Белоруссии является Минск.
Белоруссия—унитарное демократическое социальное правовое государство. Глава
государства — президент. избираемый на пять лет непосредственно народом
Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании Государственная власть в стране
осуществляется на основе разделёния её на законодательную, исполнительную и
судебную. Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент —
Национальное собрание. Нижняя палата – Палата Представителей (110 депутатов),
верхняя - Совет Республики (64 члена). Исполнительную власть осуществляет
Правительство — Совет министров Белоруссии. Судебная власть принадлежит судам,
судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституция
— основной закон Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята
Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем
изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза, путем референдума. На
1 января 2007 года в стране проживало 9.714.200 человек. 81% жителей Белоруссии
– белорусы, 19% населения представляют более 140 национальностей, в том числе:
11%-русские; 3,9%-поляки; 2.,45-украинцы; 0,3%-евреи. Окол 80% населения
исповедуют православие, 14% - католики, 2% - протестанты. Административно-
территориальное деление: Беларусь имеет 6 областей с центрами в Минске, Бресте,
Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве. Каждая область делится на районы, города и
другие территориальные и административно-хозяйстве нные единицы.
1.4.2. Экономико-теоретичекий анализ
развития страны за последние 5 лет
Белорусская экономика со времен СССР зиждилась на крупных
специализированных предприятиях, которые выпускали в основном конечную
продукцию и тесно зависели от кооперационных связей с предприятиями ,
расположенными в других регионах Советского Союза. После распада СССР у них
была чрезвычайно высокая зависимость от импорта топливно-энергетических
ресурсов, узость национального рынка, проблемы конверсии ВПК, занимающего
высокую долю в промышленном производстве.
Но помимо проблем есть и факторы благоприятствующие
динамичному развитию экономики страны. Это ее выгодное геоэкономическое
положение, поскольку через Белоруссию проходят сухопутные транзитные пути,
связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказья с Европой. Кроме того,
в республике сохранились относительно развитая коммуникационная инфраструктура,
квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий
научный потенциал. Также у них развитый агропромышленный сектор. Наибольшее
развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение,
тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и
производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и
переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений,
фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и
пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является
производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.
В 1993 году Белоруссия столкнулась с экономическим кризисом.
После некоторых реформ и политических расчетов экономическое взаимодействие с
Россией приносит свои первые плоды. В 1996-1997 гг. начался процесс
стабилизации ситуации в белорусской промышленности, когда впервые после 1991
года был отмечен положительный прирост ВВП, что способствовало общему
экономическому росту страны.
Особенно впечатляют результаты экономического развития
Белоруссии в 1997 году. Помимо 10-процентного роста валового внутреннего
продукта рост промышленного производства составил почти 18%, капитальных
вложений - 19,5%, жилищного строительства - 26,6%. На треть снизилась
безработица, госбюджет практически бездефицитен, обеспечена почти полная
собираемость налогов, незначителен внутренний долг, а внешнего почти нет. В
целом макроэкономические показатели Белоруссии в 1997 году оказались самыми
благоприятными из всех стран СНГ. В результате объем промышленного производства
в Белоруссии в 1997 году составил 76%.
Макроэкономическая политика страны после 2001 года оказалась
более здоровой и благоприятной для устойчивого роста, чем когда-либо прежде.
Этот период сопровождался более высоким уровнем инвестиций и чуть большим
элементом реструктуризации предприятий. Однако изменение политики в области
оплаты труда и доходов — переход от сдерживания доходов и заработной платы к
активному стимулированию внутреннего спроса, который стал существенным фактором
экономического роста, — имеет и негативную сторону. По словам старшего
экономиста Всемирного Банка Льва Фрейнкмана, рост зарплаты и других затрат
подрывает конкурентоспособность экономики.
По мнению известного белорусского экономиста Валерия
Дашкевича, один из факторов экономического роста в Белоруссии заключается в том,
что республика не спешила с реформами и смогла нарастить спрос на свои товары
на крупных рынках России, Украины, Казахстана. По оценке ЕБРР, Белоруссия
занимает последнее место среди 29 стран с переходной экономикой по глубине
проведенных рыночных реформ.
Таким образом, уже в 2003 году по данным Международного
Валютного Фонда ВВП на душу населения Белоруссии почти вдвое превышал
показатели Украины и на 15—20% опережал Казахстан и Россию.
Благодаря экономической интеграции с Россией экономика
Белоруссии в 2004 году выросла на 6,4%, а в 2005 году - на 7,8%. В настоящее
время 12-18% ВВП Белоруссии обеспечивает Россия посредством низких цен на
энергоносители, реэкспорта нефти, таможенного союза и т.п.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь
за 2005 год, на Россию приходится более 80% экспорта товаров из Белоруссии и
более 90% импорта среди стран СНГ и 36% экспорта и 61% импорта от внешней
торговли со всеми странами.
На 2005 год рост промышленной продукции составил 11%. Однако
прогнозируется снижение данного показателя из-за возникающих проблем со сбытом
у белорусских предприятий. Причиной этому стала чрезмерная государственная
поддержка, протекционизм, преференции российско-белорусского союза, которые не
способствовали адекватной адаптации предприятий к условиям рыночной экономики.
Ведь 80% экономики принадлежит госсектору.
Удвоив за 10 лет (1996—2005 гг.) свой ВВП, Белоруссия ставит
задачу утроить его к 2010 году. 2005 год для Беларуси начался благоприятно. По
сравнению с началом 2004 года валовой внутренний продукт увеличился на 8,9%;
производство промышленной продукции на 10,5%; производство сельскохозяйственной
продукции – на 10,1%; производство потребительских товаров на 10,2%; рост
инвестиций в основной капитал составил 119,1%; объем внешней торговли товарами
и услугами увеличился на 10,6%, в том числе экспорт товаров и услуг возрос на
19,5%. Впервые за последние годы Беларусь достигла положительного сальдо во
внешней торговле товарами в размере 294,4 млн. долларов США.
ВВП на душу населения в 2006 году составил 7 903 доллара
США и, согласно официальным данным, на 2007 год планируется рост ВВП на 9% при
инфляции 6-8%.
Главными задачами развития являются повышение уровня
конкурентоспособности на основе модернизации экономики, выравнивание
показателей человеческого развития со странами ЕС.
В 1996 году был создан Договора о Сообществе Беларуси и
России. А уже через год, в 1997 году был подписан всеми известный Договор о
Союзе Беларуси и России. для объединения гуманитарного, экономического и
военного пространства. С 8 декабря
1999 официальное название Союза — Союзное
Государство России и Белоруссии.
Среди основных программ сотрудничества России и Белоруссии
можно выделить следующие направления:
·
Развитие
дизельного автомобилестроения на период до 2008 года;
·
Повышение
эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе
прогрессивных технологий и техники;
·
Совершенствование
и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и
распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении
природной среды (второй этап) на 2003-2006 годы;
·
Развитие
швейного машиностроения
·
Развитие
производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской
Федерации;
·
Развитие
дизельного автомобилестроения;
·
Разработка
и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных
вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание
программно-прикладных комплексов на их основе;
·
Наукоёмкие
компоненты общемашиностроительного применения;
·
Организация
серийного производства оборудования для выпуска химических волокон;
1.5.
Экономика
Узбекистана
1.5.1.
Общая характеристика страны.
Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии, граничит с
Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном на юго-западе,
Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизией на
северо-востоке, на северо-западе омывается Аральским морем. Узбекистан занимает
площадь, равную 448,900 кв. км. На конец 2006
г, население Узбекистана составило 26,4 млн. человек. Валюта: узбекский сом
(UKS). Узбекистан - многонациональная страна, 74,5% населения составляют
узбеки, на долю русских приходится менее 6,5%, казахи - 4,1%, таджики - 4,8 и
другие национальности. Почти все узбеки и другие среднеазиатские народы –
мусульмане-сунниты. Русские и другие славянские группы населения принадлежат к
православию. Имеются также небольшие еврейские общины.
В качестве основных административных единиц в границах Узбекистана
выделены 12 областей, город Ташкент и Каракалпакская автономная республика
(Каракалпакстан). Во главе администрации каждой из этих единиц стоит губернатор
(хаким), которого назначает президент страны. Самый крупный город
Узбекистана – Ташкент, столица страны, с населением 2,3 млн. человек.
В соответствии с Конституцией, принятой 8 декабря 1992 года, Узбекистан - суверенная
демократическая республика. После провозглашения независимости началась
перестройка государственного аппарата и формирование новой государственной
системы. Высший государственный представительный орган – Олий Мажлис (Верховный
Совет)–, осуществляющий законодательную власть, включающий 250 членов,
избираемых по одномандатным округам. Олий Мажлис состоит из двух палат –
Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Срок
полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса– пять лет.
Исполнительная власть сосредоточена в руках главы государства-
президента, избираемого всеобщим голосованием на семь лет, глава правительства
- премьер-министр.Законодательная власть: однопалатное Верховное Собрание (250
мест; члены избираются всеобщим голосованием на пять лет).Судебная власть:
Верховный суд, судьи назначаются президентом и утверждаются парламентом.
1.5.2. Экономико-теоретичекий анализ развития
страны за последние 5 лет
На
момент обретения независимости экономика республики
обладала рядом благоприятных факторов и условий.
Помимо высоколиквидного на мировом рынке хлопка (чье
производство было хорошо развито в годы СССР), страна занимала четырнадцатое
место в мире по запасам природного газа, занимала
седьмое место в мире по запасам урана (разведанные запасы – 55-80 тыс. тонн,
прогнозные ресурсы, по данным МАГАТЭ, - 230 тыс тонн), имела
значительные запасы золота, месторождения серебра, меди, свинца,
цинка,
вольфрама, угля и нефти. Поэтому вопреки
ожиданиям., результаты экономического роста в Узбекистане в 1992-2001
гг., несмотря на проводимую в стране
политику поэтапных преобразований, были лучшими по сравнению с результатами реформ в странах бывшего Советского
Союза. В частности, первоначальный
спад в экономике Узбекистана был наименьшим среди стран бывшего Советского Союза (18% к уровню предреформенного
1991 года), который закончился довольно рано, а, начиная с 1996 г., рост
ВВП составлял в среднем 4% в год.
После
распада Советского Союза стало очевидным стремление Узбекистана критически осмыслить мировой опыт и общепринятые
рекомендации международных финансовых институтов в
экономической политике для стран с переходной экономикой, Рассматривая их в
контексте внутренних условий и потребностей,
правительство Узбекистана избрало политику постепенных
преобразований экономики. Несмотря на то, что приватизация жилья и малых предприятий была завершена в короткие сроки, а
либерализация цен произошла в течение нескольких лет,
государство все еще сохраняло контроль за распределением основных видов
ресурсов в экономике и внешнеэкономическими связями.
Приватизация крупных предприятий проводилась поэтапно, причем государство зачастую продолжало играть активную
роль в регулировании деятельности крупных предприятий
даже после их формальной приватизации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|