С точки зрения структурных реформ, Казахстан выбрал
сингапурский вариант развития: быстрые экономические реформы, но неспешные
реформы политические. Осуществление в 1995-1997 гг. правительством страны ряда
экономических реформ и ускорение приватизации позволило в основном
стабилизировать экономическое положение. Таким образом ключевые промышленные
активы были приватизированы, и появился мощный индустриальный каптал. Для поддержания
стабильного конкурентоспособного государства был необходим консенсус элит. Был
выстроен «жесткий треугольник»: сильные финансово-промышленные группы, сильный
президент и сильное государство.
Таким образом уже в 1996 году темп роста ВВП стал
положительным и к концу 90х гг экономическая ситуация стабилизировалась.
Основная ставка была сделана на резкое увеличение добычи нефти и ее экспорта за
рубеж. Для этого у страны были все условия – разведанные еще в советское время крупные
нефтяные месторождения и подкрепленные гигантскими финансовыми ресурсами
предложения со стороны грандов мирового нефтедобывающего бизнеса. При этом,
Казахстан не стал делать ставку на представителей какой-то одной страны, наоборот
сейчас на казахстанских месторождениях работают как американские, британские,
французские, китайские специалисты, так и российские.
Таким образом, проведенные жесткие, но результативные реформы
позволили придать экономике страны поступательный характер. Если в 1995 году
ВВП на душу населения составлял 1 052 доллара США, то уже по итогам 2005
году этот показатель составил 3 620 долларов. Средний темп роста ВВП за
200-2004 гг составил 10,3%. По итогам 2005 года – 9,4%. Трансформационный спад
казахстанской экономики после развала СССР составил, как и в России, примерно
40%. А в 2004 году ВВП Казахстана превысил уровень ВВП 1991 года. В рейтинге
экономической свободы, опубликованном в январе 2006 г., страна занимает 113 место,
опередив Россию (122 место). Тем не менее, в обозримом будущем экономика
Казахстана сохранит зависимость от работы топливно-энергетического сектора.
Если в 2001 году доля ТЭКа в ВВП составляла 25,4%, то уже в 2005 году она
превысила 50%. Поэтому, еще в 2002 году была поставлена задача сменить
приоритеты в экономической политике и принять активные меры по диверсификации
экономики, развитию производств с высокой добавленной стоимостью. Была
разработана Стратегия индустриально-инновационного развития, которая выбрала 23
наиболее перспективных сектора экономики: нефтехимия, нефтегазовое
машиностроение, переработка сельхозпродукции; планируется создание
металлургические кластеров, центров переработки хлопка и других инновационных
проектов.
Что же касается отношений Казахстана с Россией, то для России
особенно важным оказывается вписаться в выбранную Казахстаном экономическую
модель развития. Поэтому экономически оправданные инвестиции России в экономику
Казахстана вполне оправданны. Тем более, что у России есть все шансы повлиять
на развитие экономики Казахстана и изменить ее характер изотропного на
анизотропный, в котором России будет отдано предпочтение. Первые шаги на
встречу уже сделаны: Казахстан и Россия подписали учредительные документы о
создании трёх совместных предприятий в области атомной энергии. Достигнуты договоренности об условиях закупки «Газпромом»
казахстанского газа. Недавно в ходе официального визита Владимира Путина
в Казахстан 9-10 мая 2007 года были обсуждены варианты транспортировки среднеазиатского
газа в Европу. Москву не устраивает проект транскаспийского газопровода (импорт
нефти и газа из юго-восточной зоны, в том числе из Казахстана и Азербайджана
через Украину в Польшу и дальше в направлении Германии), который минует
территорию России. Если Путин убедит коллег рассмотреть альтернативный вариант
трубопровода, Москва существенно усилит геополитические позиции в регионе. В
Астане также был подписан российско-казахстанский план действий на 2007-2008
гг., соглашения о создании международного ядерного центра и о создании в
регионах торговых представительств двух стран. Были также обсуждены и вопросы,
связанные с расширением казахской газотранспортной системы, совместные проекты
по оптимизации маршрутов транспортировки природного газа. В РАО ЕЭС твердят о
грядущем дефиците электроэнергии в России, компания анонсирует феноменальные
инвестиционные планы по строительству новых станций. Но ведь у нас «под боком»
- 2 ГВт свободной мощности экибастузской ГРЭС-1 и недостроенная ГРЭС-2
проектной мощностью в 4ГВт. Поэтому у России есть все мотивы и перспективы для
развития стратегически партнерских отношений с Казахстаном.
1.3.
Экономика
Украины
1.3.1. Общая характеристика страны
Украина
– государство Восточной Европы. Граничит с Россией, Белоруссией, Румынией,
Молдовой, Польшей, Венгрией, Словакией. После принятия 24 августа Акта
провозглашения независимости Украина стала самостоятельным государством.
Государственный строй Украины – республика, с 28 июня 1996 года действует
Конституция. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее
деления на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства
является Президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Единым
органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная рада
Украины, кабинет Министров Украины является высшим органом в системе
исполнительной власти, высшим судебным органом является высший Конституционный
Суд Украины. Территория Украины делится на отдельные части -
административно-территориальные единицы. Такими единицами являются 24 области,
Автономная Республика Крым и два города центрального подчинения Киев и
Севастополь с численностью населения около 2.7 миллионов человек и 390.1 тысяч
человек соответственно. Киев является столицей Украины. Государственный язык –
украинский, национальная валюта – гривна. Общая численность населения Украины
составляет около 46 миллионов 590.4 тысяч человек, территория Украины - 603.7
тыс. кв. км. 80% жителей Украины составляют украинцы, остальные – русские,
белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки и др. Основной религией
является христианство, но исповедуются также иудаизм и мусульманство.
1.3.2. Экономико-теоретичекий анализ
развития страны за последние 5 лет
Во времена существования Советского Союза Украина обладала
мощным промышленным потенциалом, основу которого составляли хорошо развитые
машиностроение, металлургия и металлообработка, а также ряд других отраслей. В
период с 1992-1999 в украинской экономике наблюдалось падение производства во
всех отраслях, а реальный ВВП страны сократился на 55.4%. И только в конце 1999
года был отмечен положительный рост экономики и с этого момента экономика
Украины демонстрирует устойчивый рост. В 2000 году ВВП возрос на 5.9%, в 2001
году – на 9.2%, в 2002 году – на 5.2%. По мнению руководства Минэкономики
Украины, динамика основных макроэкономических показателей в 2002 году
замедлилась почти вдвое по сравнению с предшествующим годом. Это обусловлено в
первую очередь неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой рынка и низкими
темпами модернизации экономики. В Украине были проведены экономические реформы
либерального характера, но они не дали ожидавшихся позитивных результатов.
Либерализация, приватизация, финансовая стабилизация в части монетарных и
бюджетных ограничений не привели к повышению украинской экономики, к появлению
новых факторов эффективного роста. Прирост промышленного производства в 2002
году составил около 7.0% (в 2001 году – 14.2%). При этом около 60% общего роста
промышленности обеспечили отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Так,
наибольший рост наблюдается на предприятиях по производству кокса и продуктов
нефтепереработки, что обусловлено стабильной работой нефтезаводов после продажи
пакетов акций инвесторов, в частности российским. Далее следует
деревообрабатывающая промышленность и машиностроение. На последнем месте
металлургическая и легкая промышленность. Начиная со второго полугодия 2002
года улучшилась ситуация на внешних рынках. Украинские экспортеры получили конкурентные
преимущества на мировых рынках ввиду девальвации гривны в условиях дефляции в
Украине при значительном росте цен в странах – торговых партнерах. Кроме того,
продолжался процесс диверсификации внешней торговли Украины и переориентации
рынков сбыта. В частности, доля США и России в украинском экспорте сократилась,
в то время как страны Азии, Африки и ЕС увеличили свою часть в структуре
экспорта. Прирост экспорта товаров составил 7.9%, данное увеличение
осуществлялось за счет улучшения внешних условий на рынках металлов и
увеличения экспорта зерновых. В 2002 году практически не поднимались тарифы на
электроэнергию, газ и коммунальные услуги, что стало одной из причин дефляции,
которая составила 0.6%, несмотря на то, что в 2001 году инфляция составила 6.1%.
Одной из основных причин дефляции Минэкономики Украины считали снижение цен на
продовольственные товары на 2.3%, что было вызвано административным влиянием в
начале года на местные органы для контроля за динамикой цен и ростом цен на
сельскохозяйственную продукцию на 10%.
Президентские выборы, состоявшиеся в октябре — декабре 2004
года на Украине, несмотря на наличие многочисленных кандидатов, в
принципе стали политической битвой между действующим (на момент выборов)
премьер-министром Виктором Януковичем и
бывшим премьер-министром и лидером оппозиции Виктором Ющенко. Выборы проходили в крайне тяжелой обстановке,
характеризовавшейся массовыми нарушениями избирательного законодательства,
обвинениями в подлогах и фальсификациях, запугиванием избирателей, крайней
предвзятостью СМИ и даже попыткой отравления одного из основных кандидатов —
Виктора Ющенко.
Согласно официальным данным второго тура, объявленным 23 ноября, выборы
выиграл Янукович, однако Ющенко и его сторонники, как и многие западные
наблюдатели, заявили о фальсификации результатов. Это привело к серьёзному
политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим
название «Оранжевая революция».
В результате Верховный суд Украины аннулировал результаты выборов и постановил
провести повторно второй тур выборов в котором победил Виктор Ющенко. Янукович,
занимавший пост премьер-министра Украины с 2002, пользовался
поддержкой действующего президента Леонида Кучмы, а также
Российской Федерации и
её Президента Владимира Путина.
Ющенко же считали прозападным кандидатом, которого поддерживали Евросоюз и США. Осень-зиму 2004
года связывают с политическим кризисом в Украине, в который были вовлечены не
только ведущие политические и общественные деятели, политические партии и все
ветви законодательной, исполнительной и судебной власти, но и также практически
все население страны. Также в это время была проведена политическая реформа:
внесение изменений в конституцию, которые ограничивали полномочия президента и
передавали их парламенту с 1 января 2006 года. На протяжении всего 2005 года
Украина испытала ряд шоков: помимо политического также имели место бензиновый,
мясной, сахарный, реприватизационный. Вследствие этого в 2005 году отмечался
спад в промышленности Украины, замедление темпов роста экономики, ухудшилась ситуация
почти во всех отраслях промышленности. ВВП составил только 2.6% а промышленный
рост только 3%. Ухудшилась ситуация с экспортом металлургической
промышленности. Усилилась переориентация импорта с инвестиционных товаров на
товары потребительского назначения. Но, несмотря на это, в 2006 году тенденции
стали обратными. Усилился внешний спрос на мировых рынках, ускорился приток
иностранных инвестиций. ВВП составил 7%, а промышленный рост 6%. Важно
отметить, что с 1 февраля 2006 года, по решению США, Украина является страной с
рыночной экономикой, что благоприятно повлияет на ее внешнеэкономические связи
с другими странами. Черная металлургия – одна из стратегических отраслей для
Украины, обеспечивающая наполнение торгового баланса. В последние годы черная
металлургия демонстрирует рост, за последние 5 лет выручка в среднем на
металлургических предприятиях увеличилась на 158%. На это в первую очередь
повлиял рост цен на мировом рынке. Необходимо заметить, что в СНГ цены не
всегда следуют за мировыми. Динамика цен в Украине не показательна и часто
реагирует не на экономические, а на политические события в стране. В
металлургическом секторе работают 14 металлургических комбинатов и заводов.
Несмотря на огромное значение для страны, черная металлургия еще не раскрыла
свой потенциал. В итоге в 2005 году металлургические предприятия заработали
около 1 млрд. $ и эта цифра растет с каждым годом. Интересно также отметить,
что Украина имеет огромный потенциал практически всех видов возобновляемых
источников энергии. При желании в ближайшие 10 лет можно решить вопросы
электроэнергии и теплоснабжения за счет энергии солнца, ветра,
гидроэнергетических ресурсов и т. д.
В 2007 году за период с января по март реальный ВВП составил
8%, а номинальный ВВП – около 132252 млн. грн. ВВП на душу населения на конец
2006 года составил 6810$ США. Наибольший прирост валовой добавленной стоимости
наблюдался в перерабатывающей промышленности – на 14.4%, строительстве – на
14.2%, торговле – на 14.1%. В первом квартале 2007 года прирост производства в
промышленности составил 12.5%. Объем экспорта внешней торговли за январь-март
составил 6618.2 млн. $ США . Среди главных торговых партнеров экспортные
поставки больше всего выросли к Российской Федерации, Венгрии, Турции,
Беларуси, Италии, Польше и Германии. Основу товарной структуры внешней торговли
Украины составляют недрагоценные металлы и изделия из них, минеральные
продукты, продукция химической отрасли, механическое и электрическое
оборудование, транспортные средства и путевое оборудование. Объем импорта за
январь-март 2007 года составил 7998.2 млн. $ США. К странам СНГ был
экспортирован 34% всех товаров, к другим странам 66%, в том числе к странам ЕС
– свыше 31%. Из стран СНГ импортирован 49% всех товаров, из других стран – 51%,
в том числе из стран ЕС – почти треть. Российская Федерация остается наибольшим
торговым партнером Украины. На 21 мая 2007 года курс официальный гривны к
доллару США составляет 505.00 гривен за 100 долларов, к евро – 680.5885 гривен
за 100 евро, к российскому рублю – 1.9536 гривен за 10 рублей.
Существующая экономическая модель обеспечивала в течение
последних 5 лет динамичный экономический рост, однако во многом была
сориентирована на использование имеющихся резервов, прежде всего свободных
производственных мощностей, ценовой конкурентоспособности, особенно на
протяжении 2004 года, и мировой экономической конъюнктуры. Однако эти резервы в
настоящее время уже в основном исчерпаны. На пути дальнейшей трансформации
Украине необходимо преодолеть долговой характер экономики, как во внутренних,
так и во внешних экономических отношениях. В особенности неблагоприятным
фактором является большая долговая зависимость Украины от внешних кредиторов
(по состоянию на 31 декабря 2006 года общий объем государственного долга составил
66,897 миллиарда гривен), проведение таких политических реформ, которые
позволят достичь стабильных темпов экономического роста в среднесрочной
перспективе. Основной стратегической задачей на 2006-2010 года является
восстановление основных показателей человеческого развития путем повышения
занятости, оплаты труда, увеличения затрат на образование, здравоохранение.
Также на период 2010-2020 года общество должно обеспечить выравнивание
показателей социально-экономического развития Украины и стран Европейского
Союза, а по некоторым показателям, в том числе показателям научно-технического
развития, вполне возможно и опережение, поскольку сегодня по некоторым из них
Украина отстает почти незначительно. Основными целями внешнеэкономической
политики Украины являются вступление в ближайшее время в ВТО, а затем и в ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|