Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая сущность рынка и рыночных отношений

В основе рыночной сегментации лежат два момента: признание неоднородной природы товарных рынков и дифференциация продукции и методов её сбыта. Они и обуславливают выделение групп потребителей, предъявляющих одинаковые требования к рыночной продукции.  (например, через политику рыночной сегментации проводиться в жизнь один из  принципов маркетинга – ориентация производства на известного, адресного потребителя.

Принцип рыночной сегментации стал использоваться значительно недавно. Промышленные компании неохотно отказывались от тех преимуществ, которые вытекали из массового производства однотипной продукции, массового её сбыта, единообразной рекламы с использованием средств массовой информации. Сравнительно низкие издержки такого типа производства длительный период обеспечивали устойчивую норму и рост нормы прибыли. Однако дальнейшее обострение проблемы реализации и конкурентной борьбы намети явный переход в производстве от политики обслуживания массового потребителя к максимальному приспособлению к требованиям различных покупательских сегментов. В реализации товаров новая ситуация нашла отражение в максимальной дифференциации сбытовой и рекламной деятельности по выявленным сегментам.

Рыночная сегментация, как правило, ведёт к росту издержек производства и обращения, однако она получает всё большее распространение, так как обеспечивает фирме-производителю ряд преимуществ. Они заключаются в том, что фирма может сосредоточить свои усилия на обслуживании таких групп потребителей, спрос которых недостаточно удовлетворён в данное время; при дифференциации рекламной и сбытовой деятельности фирма добивается наибольших результатов в формировании потребностей конечных покупателей.


Классификация факторов, служащих для сегментации рынков товаров личного пользования и товаров производственного назначения, осуществляется различным образом.

Сегментация товаров личного пользования:

1)     по социальным факторам (национальность, возраст, пол, состояние здоровья, уровень общей и профессиональной культуры…);

2)     по экономическим факторам (доходы, обеспеченность жильём, возможность кредита, уровень потребления товара, льготы, обеспечение платными и бесплатными услугами…);

3)     по географическим факторам (часть света, страна, регион, субрегион, климат…);

4)     по политическим факторам (тип политической власти, политическая стабильность, активность политических сил, ориентация политики);

5)     по психологическим факторам (эти факторы наиболее распространённые, поскольку отражают самые различные аспекты психологии. Это: отношение к товару, к новому, к покупке, к рекламе, к здоровью, к престижу…);

6)     по потребительским мотивам (цена, обслуживание, качество, марка, экономические мотивы, совместимость с приобретёнными ранее товарами).

Сегментация товаров производственного назначения:

1)     по хозяйственным целям

2)     по типу финансирования

3)     по отраслям экономики

4)     по отраслям промышленности

5)     по использованию продукта.



Поиск «ниши» рынка.


В современных условиях важно не просто правильно определить для себя рынок, но и отыскать на нём ту, часто очень узкую область, место, ещё не занятое или недостаточно используемое конкурентами, - так называемую «нишу» рынка. Попав в неё, новое предприятие, новое производство или вид коммерческой деятельности может стать прибыльным и быстрорастущим.

Суть поиска вертикальной «ниши» заключается в поиске путей реализации данного изделия или группы функционально близких изделий по различным группам потребителей.

Сущность поиска горизонтальной «ниши» рынка заключается в удовлетворении потребителей изделиями и услугами, в которых он может нуждаться. В отличие от поиска вертикальной «ниши», здесь предполагается диверсификация производства предприятия-изготовотеля, расширение выпускаемого им ассортимента изделий или предоставление всё более полного набора услуг своим потребителям, независимо от того, есть ли между этими продуктами или услугами тесная функциональная взаимосвязь.

Поиск «ниши» рынка напоминает поиск свободного пространства, которое надо поскорее заполнить. В сущности, «ниши» рынка – совмещение назревших и вполне осознанных и потребностей и проблем общества с нетрадиционными формами, способами и методами их решения и удовлетворения.

Одним из важнейших условий внедрения и работы в «нише» рынка является высокое качество продукции или услуг. Как показывает зарубежный опыт, руководство каждой компании, оперирующей в «ниши» рынка, убеждено в том, что качество их товаров является наивысшим. Работники этих фирм испытывают чувство гордости за качество продукции, в производстве которой они принимают участие. Потребители и заказчики фирмы также ощущают большую ценность приобретаемых товаров. В настоящее время редким исключением, а не правилом является быстрый рост компании, если она не уделяет первостепенного внимания качеству своей продукции. Далеко  не всегда компании, ориентирующиеся на определённую «нишу» рынка, оказываются в положении лидеров в своих отраслях, но бесспорным остаётся одно – они выпускают то, чего не может больше делать никто.

Однако поиск «ниши» рынка не ограничивается только собственно анализом рынка. Необходимы люди, которые смогли бы наладить хозяйственную узкоспециализированную деятельность, нужны предприимчивость, изощрённость коммерческого ума, своего рода дар предвидения изменений ситуации на рынке, способность идти на риск, другие связанные с этим черты. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в развитии так называемого «интрапренерства», то есть в формировании внутрифирменного предпринимательства.

Крупные предприятия, пытаясь найти «нишу» рынка, должны учитывать то обязательство, что при создании специальных подразделений по поиску «ниши» рынка в той или иной области общие расходы по финансированию этой деятельности могут намного превысить объёмы продаж, которые можно получить за счёт этой «ниши». Иными словами, «ниша» рынка может  оказаться  слишком мала, чтобы компенсировать корпорации расходы по её обнаружению.

Например, компании с общим оборотом в 1 млрд. вряд ли стоит всерьёз изучать возможность выхода на сегмент рынка, где совокупный объём продаж в принципе не может превысить 1 млн. компания должна оперировать на рынке определённой ёмкости, где она сможет получить достаточную экономию на масштабах производства.



Конъюнктура рынка


Под конъюнктурой рынка понимается определённое соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и  их группам, так и по товарной и денежной массе в целом.

Исследование конъюнктуры рынка является одной из стадий изучения рынка. Предмет этого изучения составляют явления и процессы, отражающие специфику развития рынка во времени и пространстве под действием конъюнктурообразующих факторов.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и нециклические. Циклические факторы определяются циклическим развитием экономики. Конъюнктура зависит от   фазы цикла (спад, депрессия, оживление, подъём).

Нециклические факторы, которые могут затушевывать и изменять действие  циклических факторов на противоположное,  подразделяются на постоянные  и  непостоянные. К постоянным факторам относятся научно-технический  прогресс, изменение внешних условий, влияние монополизма, государственное  регулирование, милитаризация, а также инфляция  и другие факторы.

Непостоянно действующие факторы включают политические кризисы, социальные конфликты, сезонность, стихийные бедствия, крупные аварии и т.п.

Исследования конъюнктуры должно опираться на следующие принципы:

1)     необходимость  системного  подхода,  который  учитывает  взаимосвязь, а также  взаимозависимость  экономических  явлений, происходящих на  рынке;

2)     недопустимость механического перенесения тенденций, выявленных на одних рынках, на другие рынки, даже смежные, а общехозяйственной конъюнктуры – на все отраслевые рынки: так, даже в период спада могут бурно развиваться новые отрасли, а период подъёма некоторые отрасли будут пребывать в состоянии депрессии;

3)     необходимость постоянного и непрерывного наблюдения за рынками в силу их динамичности;

4)     определённая последовательность изучения рынков – на предварительном этапе исследуются основные их особенности; на следующем – накапливается необходимая информация статистического характера, а затем после этого проводится анализ и прогноз  конъюнктуры.


При анализе конъюнктуры выявляются основные тенденции на рынке и порождающие их причины. Анализируется производство товаров, спрос, динамика мирового экспорта как в целом, так и по отдельным странам, а также движение цен.

Изменения конъюнктуры прогнозируется методами экономико-математического моделирования, экспертных оценок, статистической экстраполяции и комбинированными.

В результате применения этих методов оцениваются перспективы развития общехозяйственной конъюнктуры. Оцениваются потребления товара, развития производства и международной торговли, движения цен, а также многое другое.




















Система рынков в экономике.

1.     рынок средств производства

2.     рынок потребительских товаров

3.     рынок интеллектуальных продуктов

4.     финансовый рынок

5.     рынок рабочей силы

Каждый из данных вышеперечисленных рынков имеет свою структуру, а также представляет из себя сложную систему. Далее я кратко рассмотрю в своём реферате данные рынки, потому что эти развитые элементы являются необходимым условием высокоэффективного функционирования рынка и экономики.

 

1.     значение рынка потребительских товаров.

Рынок потребительских товаров, как и рынок средств производства, является частью комплексного, интегрированного рынка. Рынок потребительских товаров играет крайне важную роль в экономике, так как он непосредственно связан с воспроизводством и рабочей  силы, и населения в целом.

Функционировавшая в нашей стране так называемая командная экономике в ряду других основополагающих принципов опиралась на следующий принцип: центральные органы научно рассчитывают потребности населения в продуктах питания, непродовольственных товарах, услугах, иных необходимых условиях, обеспечивающих жизнедеятельность человека. На этой основе органы управления:

- ставят задания для производителя

- фиксируют какими должны быть затраты и цены

- направляют товарные потоки соответствующим территориям и отраслям.

Спрос регулируется размерами оплаты  труда, темпами роста доходов, а также стабильными ценами.

Однако эта, на первый взгляд, стройная схема систематически и повсеместно не срабатывала. То одни, то другие товары становились дефицитными, не говоря уже о недостаточно высоком общем уровне жизни. Мало помогали и попытки прямого адресного распределения. В отдельных случаях предпринимались чрезвычайные административно-директивные усилия по расширению производства «внезапно исчезнувших» товаров. Дефицит данного продукта удавалось через какое-то время устранить, но его сменял дефицит других потребительских товаров. В результате сложилась ситуация, характеризуемая большой денежной массой на руках у населения, с одной стороны, и чрезвычайно ограниченным объём товаров народного потребления – с другой. С переходом к рынку аккумуляция денежных ресурсов на счетах населения стала иссякать. Это связано прежде всего с тем, что происходит постоянное и весьма значительное обесценение денежных сбережений, а тотальный рост цен побуждает к тому, чтобы побыстрее, если удастся, превратить деньги в товары. Поэтому переход к регулируемой рыночной экономике, являющейся проверенным способом организации хозяйственной жизни, необходимым для эффективного обеспечения населения потребительскими товарами.

Основные задачи торговли потребительскими товарами cостоят  в том, чтобы быстрее доводить их до потребителя, заботиться о лучшем и более полном удовлетворении потребностей людей. торговля призвана также изучать запросы потребителей. Этим она может воздействовать на изготовителей продукции: способствовать расширению необходимого ассортимента товаров или его сужению, улучшению качества товаров.

Существуют следующие формы торговли потребительскими товарами:

1)     гос. Торговля (торговля государственных предприятий).

2)     Торговля предприятий групповых видов собственности – акционерных, коллективных, кооперативных, совместных, арендных.

3)     Торговля предприятий индивидуальной (частной) формы  собственности.

4)     Торговля на рынках сельхозпроизводителей, где фермеры, кооперативы, а также рабочие и служащие, имеющие подсобное хозяйство, подают излишки своей продукции или результаты своей индивидуальной трудовой деятельности.

5)     Особая форма торговли – общественное питание.  предприятия общественного питания сочетают функции производства, реализации, организации потребления пищи.

при приобретении товаров население имеет дело, как правило, с предприятиями розничной торговли. Розничная торговля представляет собой деятельность по продаже товаров непосредственно конечным потребителям для их личного использования. Розничная торговля осуществляется обычно через различные магазины. Движение промышленных товаров от промышленных и сельскохозяйственных предприятий, производящих эти товары, к организации розничной торговли, доводящим продукцию непосредственно до покупателя, осуществляется часто через посреднические предприятия. Они должны являться своеобразными индустриальными цехами торговли, так как посреднические базы, в особенности продовольственных товаров, всё большую часть поступающих на склады товаров должны дорабатывать, подготавливать к продаже населению, расфасовывать, приготовлять полуфабрикаты, упаковывать в удобную для покупателя тару, комплектовать товарные наборы.

В удовлетворении запросов населения большое значение имеет качественная сторона торгового обслуживания – удовлетворение спроса с максимальными удобствами для покупателей при наименьших материальных и трудовых затратах.

Сокращению времени работников торговли на доведение товаров до потребителей и времени покупателей на приобретение товаров способствует внедрение прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по каталогам, образцам, предварительным заказам с доставкой на дом .

Широкое распространение получили внемагазинные формы торговли: организация ярмарок и выставок-распродаж, торговля через интернет и так далее.


2.           рынок средств производства.

Существуют следующие основные формы оптовой торговли средствами производства:

1)     прямые договорные связи между поставщиками и потребителями

это означает поставку продукции непосредственно потребителю. В договорах при этом определяются следующие параметры: объём продукции, сроки и условия поставки, качество продукции, санкции за нарушение договорных обязательств. Продукция производственного назначения – сырьё и материалы, машины и оборудование – может быть услвна подразделена на два важнейших вида. Особенность продукции первого вида состоит в том, что она является узкоспециализированной или технически сложной, число её покупателей невелико. Ко второму виду относится продукция  стандартного, неспециализированного характера. Число потенциальных покупателей этой продукции велико, они пространственно рассредоточены. Снабжение этими товарами обычно происходит через посредников, в отличии от товаров первого вида.

2)     оптовая торговля через посредников.                                                  

Во всех развитых странах оптово-посреднические фирмы играют большую роль в системе рынка. Они образуют каркас рыночного оборота, во многом предопределяют общие условия продажи и приобретения продукции, структуру и характер спроса, активно влияют на изготовителей, защищают интересы мелких потребителей. Многообразие посредников и форм посреднической деятельности создаёт эффективную конкурентную среду, что существенно определяет ориентацию производства на интересы потребителей.

Независимо от товарной  специализации все предприятия в оптовой торговле средствами производства подразделяются на 3 типа:

- независимые оптовые посредники, или дистрибьюторы

- агенты и брокеры

- оптовые филиалы промышленных фирм

3)     товарные биржи. Представляют собой предприятие, в котором происходят сделки по купле-продаже товаров с определёнными характеристиками. Механизм функционирования биржи основывается на свободной купле-продаже товаров по рыночным ценам и свободном дуступе к биржевым торгам всех заинтересованных лиц и организаций.

Биржа предполагает наличие широкого рынка массовой однородной продукции. Как правило, биржи являются учреждениями, специализирующимися по определённому, достаточно узкому кругу товаров.

4)     Ярмарки. Представляют собой периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров. Они проводятся с некоторыми целями:

- самостоятельного установления их участниками хозяйственных связей

- заключение производителями, потребителями, посредническими организациями договоров на поставку продукции

- выявление изготовителями спроса на ту или иную продукцию и формирования с учётом этого планов производства продукции, расширения и обновления её ассортимента

- увеличение выпуска высококачественных изделий

- принятие согласованных решений по производству и поставкам продукции между производителями, потребителями и посредническими организациями.

Ярмарки проводятся также с целью рекламы предприятиями новых видов продукции и формирования спроса на них

5)     Аукционы. Это публичная продажа, при которой продукция приобретается покупателем, предложившим за неё большую, чем другие покупатели, цену.

6)     Лизинг. Это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений… особенность лизинга как формы аренды заключается в предоставлении арендатору права выкупить арендуемый им объект по истечении срока договора.

Биржа и аукцион имеют много общего. Можно сказать, что биржевой торг – это большое количество аукционов, проходящих в одном месте и практически одновременно. Однако, если аукцион – это эпизод, разовая сделка, то биржа – это постоянно действующий механизм для встречи и работы профессиональных посредников. Кроме того, на бирже осуществляется котировка (усреднение) цен, то есть ежедневное обнародование цен различных сделок и определение средних цен, дающих ориентир на следующий день.


3.     рынок интеллектуальных продуктов.

Рынок интеллектуальных продуктов представляет собой рынок идей, знаний, методов, методик, рецептов и т.д., воплощённых в форме, доступной для восприятия, воспроизведения и использования потенциальными потребителями. Он включает в себя рынок патентов и ноу-хау, рынки программного обеспечения ЭВМ, кинофильмов, аудио- и видеозаписей на магнитных, оптических носителях и других носителях, книжный рынок…

Многие правовые продукты имеют правовую охрану. Эта охрана может осуществляться с помощью авторского права  и патента, которые обеспечивают различный уровень правовой защищённости. Патент защищает сenm самой идеи, в то время как авторское право защищает форму воплощения идеи, лишь косвенным образом защищая саму идею.

Авторским правом охраняются произведения науки, литературы и искусства, выраженные в форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

Ноу-хау представляет собой любое незапатентованное новшество. В ряде случаев, особенно когда по готовой продукции трудно определить,  например, состав применяемых веществ или способ изготовления продукции, фирмы предпочитают  не патентовать такие изобретения, а засекречивать их новшество часто не патентуется из-за длительности экспертизы.

Передача патентных прав и ноу-хау осуществляется с помощью лицензионных соглашений. Лицензионное соглашение – это договор, по которому одна сторона (лицензиар) обязуется обеспечить партнёру условия, позволяющие внедрить новшество в производство и использовать его в установленных соглашением пределах, а другая сторона (лицензиат) должна уплатить за это соответствующее вознаграждение или предоставить иную компенсацию.


4. финансовый рынок

в любой стране финансовая система складывается из трёх взаимосвязанных подсистем: государственных финансов, финансов первичных звеньев экономики (предприятий), финансов населения.

Государственные финансы – это система денежных фондов (денежных средств), находящихся у государства в целях финансового обеспечения присущих ему функций (управление народным хозяйством, оборона, охрана законности и правопорядка, обеспечение социальных гарантий…)

Финансы предприятий – система денежных фондов, обеспечивающих процесс производства и воспроизводства в рамках предприятия.

Финансы населения – это денежные фонды, формирующиеся у населения.

Государственные финансы формируются из финансов предприятия и населения с помощью специальных мобилизационных механизмов – налоговой системы, системы страховых и пенсионных отчислений, таможенных платежей и т.д.

Финансовый рынок представляет собой свойственную рыночной экономике сферу экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов. Ведь деньги в товарном хозяйстве тоже являются товаром. Финансовый рынок подразделяется на рынок кредитов и рынок ценных бумаг. Эти два рынка тесно связаны и дополняют друг друга.


5.рынок рабочей силы

Рынок рабочей силы, или, как его ещё называют, рынок труда, имеет  принципиальную особенность – его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы. Также они наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Это рынок включает не только специально организованные учреждения -  биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы. Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например: для того, чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определённой совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей.

На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.


































Заключение.


В данном реферате я подробно раскрыла тему «экономическая сущность рынка и рыночных отношений». Данный вопрос очень актуален в настоящее время, так как включает в себя множество аспектов и фактов о современной экономике. По этой теме написано много книг, учебных пособий, статей как зарубежными, так и русскими экономистами.

В начале реферата было дано определение рынку как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.

То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления…), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), даёт основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему, которая включает в себя множество элементов.

О каждом из элементов было рассказано в реферате, даны определения.

Реферат состоял из трёх глав, в каждой из которых внимание уделялось важным моментам этой темы. В первой говорилось подробно о самом рынке, что он из себя представляет, а также о его особенностях. Во второй главе рынок рассматривался как объект  системного и комплексного исследования. Были использованы такие понятия как сегментация рынка, поиск «ниши», конъюнктура. В третей рынок рассматривался как система, состоящая из отдельных рынков (рынок средств производства, рынок потребительских товаров, рынок интеллектуальных товаров, финансовый рынок, рынок рабочей силы).

Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка.

Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма.

Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Поэтому очень важно понять сущность рынка и изучить его структуру и законы, действующие на нём.











































 

 


 





Список использованной литературы:

1.     Лебедев О. Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1997

2.     Лебедев О. Т., Филиппова Т. Ю., Каньковская А. Р. Основы эконмики: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1997

3.     Добрынин, Журавлева. Основы экономической теории: Санкт-Петербург, «Питер», 2000

4.     Рынок и его основные особенности / Под ред.  д-ра экон. наук О. Д. Никифорова. Санкт-Петербург, издательский дом «Альфа», 2001

5.     Леонов О. Россию переоценили // Эксперт. – 2001 - №37 (297)  С.60  




 









Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.