Потребителей
интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого следует
говорить не об абсолютном спросе, а о платёжеспособном спросе. Платёжеспособный
спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
3. Предложение.
Предложение выражает количество продукта, которое
производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по
некоторой цене из возможных цен в течение определённого периода времени.
Цена, с точки зрения
потребителя, выступает в качестве сдерживающего фактора. Препятствие в виде
высокой цены означает, что потребитель будет покупать по этой цене относительно
небольшое количество продукта; чем ниже цена, тем больше потребитель станет
покупать. С другой стороны, поставщик продукта выступает в роли получатель
денег за свой товар. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу
продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать
свой продукт к продаже на рынке.
При производстве
продукции на каком-то этапе происходит увеличение затрат на производство
единицы товара. Затраты обычно возмещаются при продаже товара, если цена больше
или равна затратам, выраженным в денежной форме. Для покрытия возросших затрат
необходимо повысить цену на производимый товар. Но почему возрастают издержки?
Они возрастают потому, что невозможно увеличить за короткое время определённые
ресурсы, требуемые для производства товара, прежде всего здания, сооружения,
оборудование поэтому по мере того, как предприятие наращивает количество таких
ресурсов, как рабочая сила, сырьё, которые можно быстро увеличить, здания и
оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего
затраты на производство каждой последующей единицы товара возрастают. Для
производства этих требующих больших затрат единиц продукта производители должны
получить более высокую цену. Таким образом, между ценой и величиной предложения
существует прямая связь.
Факторы, которые
влияют на предложение:
1)
цена
2)
цены на ресурсы
3)
технология производства
4)
налоги и дотации
5)
цены на другие товары
6)
ожидания изменения цен
7)
число продавцов на рынке.
Различие между
изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как
различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Причиной
изменения предложения служит изменение одного или более неценовых факторов
предложения.
Рынок находится в
равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.
Равновесие называется
устойчивым, если отклонения от него сопровождаются возвращением к
первоначальному состоянию.
Изменение рыночного
равновесия в зависимости от характера спроса и характера предложения позволяет
установить четыре правила спроса и предложения:
1)
увеличение спроса вызывает
рост равновесной цены и равновесного количества товара;
2)
уменьшение спроса приводит
к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
3)
рост предложения товара
влечёт за собой уменьшение равновесной цены и равновесного количества товара;
4)
сокращение предложения
ведёт к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества
товара.
Равновесие – закон
каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке
поддерживается равновесие экономической системы в целом. Механизм рыночного
равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью
никогда не достигается.
Инфраструктура рынка: основные элементы.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной
экономической системы и подсистемы.
Применительно к
рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность
организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты
купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий,
обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению
нормального режима его функционирования.
Основными элементами
инфраструктуры современного рынка являются:
1)
биржи (товарные, сырьевые,
фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2)
аукционы, ярмарки и другие
формы организационного небиржевого посредничества;
3)
кредитная система и
коммерческие банки;
4)
эмиссионная система и
эмиссионные банки;
5)
система регулирования
занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия
занятости (биржи труда);
6)
информационные технологии
и средства деловой коммуникации;
7)
налоговая система и
налоговая инспекция;
8)
система страхования
коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9)
специальные рекламные
агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10)торговые
палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения
(ассоциации) деловых кругов;
11)таможенная
система;
12)профсоюзы
работающих по найму;
13)коммерческо-выставочные
комплексы;
14)система
высшего и среднего экономического образования;
15)аудиторские
компании;
16)консультативные
(консалтинговые) компании;
17)общественные
и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18)специальные
зоны свободного предпринимательства.
Классическая
инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.
Биржа – это организованная форма оптовой торговли
массовыми стандартными товарами или систематических операций по купле-продаже
валюты, рабочей силы и ценных бумаг.
Биржа предназначена
для всесторонней организации рынка. Биржевая торговля позволяет продавцам и
покупателям определённого товара легче найти друг друга, чем при поиске наугад.
Инфраструктура
призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, её
элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции
инфраструктуры следующие:
1)
облегчение участникам
рыночных отношений реализации их интересов;
2)
повышение оперативности и
эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных
субъектов экономики и видов деятельности;
3)
организационное оформление
рыночных отношений;
4)
облегчение форм
юридического и экономического контроля, государственного и общественного
регулирования деловой практики.
Рынок и государство.
Общество нуждается в
воспроизводстве всех условий его жизни – материальных и духовных; рынок же не
заинтересован в расширенном воспроизводстве духовных условий развития общества.
Более того, он не только не в состоянии способствовать разрешению многих
проблем жизнедеятельности общества, но и способен многократно их усугубить.
Во-первых, рынок не
способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Те ископаемые ресурсы, что
создавались природой в течение сотен тысяч или даже миллионов лет, рыночная
среда в состоянии реализовать в самое ближайшее время, подвергая жизни грядущих
поколений лишениям и опасности, необходимости решать проблемы будущего, но уже
в экстремальных ситуациях.
Во-вторых, рынок не
имеет механизмов эффективной экономической защиты окружающей среды от её
разрушения и загрязнения производственной, бытовой и сельскохозяйственной
деятельностью. Стараясь сохранить среду обитания своих территорий, развитые
промышленные страны активно (и часто противозаконно) вывозят ядовитые и
канцерогенные отходы своих производств в страны Азии и Африки, а за последнее
время и на территорию стран СНГ, пользуясь бесконтрольностью и слабым
законодательством. Даже в промышленно развитых странах при жестоком
законодательстве требуются большие условия общественного мнения для обуздания
попыток фирм-загрязнителей бесконтрольно сбрасывать отходы своих производств.
Создание экологически чистых производств – занятие в высшей степени
дорогостоящее. Западные страны идут на это, занимаясь в то же время экспортом
не только своих недоброкачественных товаров, но и экологически чистых
технологий. Этот экспорт приобрёл уже угрожающие масштабы.
Рынок не может
эффективно регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему
человечеству,- это третий неизбежный вывод из практики развития мировой
экономики. К таким ресурсам относятся рыбные богатства, тропические леса,
образующие “лёгкие” нашей планеты, основной продуцент кислорода на планете.
В-четвёртых, рынок не
заинтересован в проведении глубоких исследований потенциальной опасности
внедряемых технологий, материалов, товаров.
В-пятых, рынок не
создаёт стимулов для развития системы жизнеобеспечения – здравоохранения,
просвещения, коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.д.
В-шестых, рынок не
гарантирует реализацию права на труд, доход, на все виды и формы социальной
защиты. Можно утверждать, что рынок и социальная защита населения и отдельного
человека – это антиподы. Рыночная система воспроизводит в увеличивающейся
степени социальное неравенство. Именно поэтому рыночные отношения должны быть
подвержены действию строгих регуляторов общества.
В-седьмых, рынок не
заинтересован непосредственно в развитии фундаментальных исследований в науке.
Если он ещё как-то проявляет активность в поисковых фундаментальных
исследованиях в тех областях, которые связаны с новыми направлениями создания
перспективных и наукоёмких товаров, то в других областях фундаментальные
исследования должно поддерживать государство.
В-восьмых, рынок
ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на
удовлетворение спроса той массы населения, которая имеет деньги.
В-девятых, рынок
подвержен влиянию нестабильных процессов развития экономики, причём
нестабильность и издержки рынок, естественно, перекладывает на потребителей,
отчего страдают малоимущие и социально не защищённые слои населения.
Решать не только перечисленные,
но и ряд других проблем должно государство. Осуществляя развитие рынка,
государство должно синхронно осуществлять и социальную защиту населения от
действий рыночной стихии. Однако этого не происходит по ряду причин. Одна из
низ заключается в том, что представители рыночных структур стремятся через
властные структуры проводить законы, поддерживающие деятельность
товаропроизводителей и собственников, и одновременно тормозить законы и
решения, направленные на социальную защиту населения и повышение
ответственности товаропроизводителей и собственников. В результате на
государственном уровне не только воспроизводится, но и усиливается масштаб
диспропорций между рынком и социальной защитой. Поляризация сил возрастает, что
не может не приводить к социальным столкновениям и конфликтам.
Рынок и социальная
защита не могут развиваться как два отдельных, самостоятельных направления
развития общества. Развитие рынка должно включать аспекты социальной защиты, а
социальная защита должна ориентироваться на реальные возможности, избегая явных
актов чисто потребительского поведения. Регулировщиком должно выступать
государство.
Рынок как объект комплексного и системного
исследования.
Рынок всегда должен
рассматриваться как системная сфера деятельности фирмы, которая характеризуется
сложными и взаимосвязанными процессами. Обычно для своей практической
деятельности фирма занимается конкретным исследованием рынков, на которые она
уже либо вышла и стремится закрепиться, либо собирается выходить и осторожно
исследует возможности и опасности, либо собирается организованно покинуть тот
или иной рынок.
При анализе рынка
фирма обязана учитывать конкретные особенности, например, такие, как:
- национальные,
региональные рынки (например, Франция, Юг Франции);
- рынки определённых
товаров или услуг (горнолыжное снаряжение, туризм, путешествия и т.д.)
- рынки с
нестабильной конъюнктурой;
- рынки с повышенной
долей финансового риска;
- рынки с наибольшей
стабильностью прибыли и т.д.
При анализе рынков
наибольший интерес представляют следующие факторы:
- определение ёмкости
рынка, то есть возможных объёмов продаж того или иного товара,
в зависимости от общей экономической конъюнктуры и складывающихся политических
условий;
- конъюнктурные и
прогнозные исследования сбыта;
- исследование
поведения покупателей (отношение к товару, фирме-производителю, методы и
способы покупки и т.д.)
- изучение практики
деятельности конкурентов;
- исследование
возможной реакции (например, конкурентов или правительства) на появление на
рынке той или иной страны нового товара.
Не исключено,
например, что конкуренты могут добиться от правительства определённых
протекционистских мер по защите своего внутреннего рынка от внешних конкурент,
потребуют повысить таможенные пошлины и многое другое.
Для определения
реакции рынка часто практикуются товарные интервенции – неожиданный выброс
партии товаров, особенно с новыми потребительскими свойствами. Затем системно
изучается поведение покупателей, конкурентов, правительства. При общем
положительном итоге фирма может увеличить масштабы вторжения на рынки,
корректируя свои действия.
Рыночные исследования
обычно осуществляются комплексно, всем персоналом фирмы, ещё задолго до выхода
товаров на рынок. Постепенно набирается статистический материал о ёмкости
рынка, динамические изменения его показателей. Считается наиболее приемлемым
иметь ежемесячные показатели, по которым строятся динамические ряды и
проводится систематический анализ.
Системность
исследования рынков означает необходимость изучения их как больших систем, которые могут быть разбиты (подвергнуты
декомпозиции) на составляющие подсистемы, вплоть до элементарных. Например,
рынок товаров отдыха на территории Франции может быть представлен как система
рынков отдельных регионов (Su Франции, Север Франции, Приальпийская
зона и т.д.), рынков субрегионов, рынков курортных мест, рынков социальных
групп.
Комплексность
изучения рынка означает, что должны быть приняты во внимание все качественные
особенности рынка на каждом
из уровней разложения. Это, например, может проявиться в ассортименте товаров,
ассортиментных группах, отдельных товарах.
Только в тех случаях,
когда системность исследования рынка дополняется комплексностью, могут быть
получены серьёзные положительные результаты.
Сегментация рынка.
В рыночной деятельности
весьма важное значение имеет понятие сегментации. Под ней
понимается разделение всей массы покупателей, где бы они не находились, на
определённые группы (сегменты). Они характеризуются общностью главных черт
и основных требований к товару, а также общей мотивацией покупок данного
товара.
Сегментация рынка
может рассматриваться также как процесс разбиения потребителей на однородные
группы на основе различий в доходах, привычках, характеристиках или поведении.
Возможны и другие
виды сегментации. Так, например, может быть осуществлена сегментация по
первичности покупок – разделение потребителей по признакам первичного
приобретения ( покупки ) товара – впервые или для замены аналогичного.
Сегментация
покупателей может быть также осуществлена и по географическим факторам – по
регионам, районам, городам и т.д.
Возможна сегментация
по адаптивности потребителей к новым товарам – по их реакции на появление или
покупку нового товара.
Также применяется
сегментация по социальным факторам, например в зависимости от пола, возраста,
состав семьи.
Рыночная сегментация
имеет большое значение для исследования рынков. Стратегия сегментации рынков
направлена на то, чтобы найти для одного и того же продукта однородные группы
потребителей, обладающими некоторыми общими характеристиками.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|