По результатам анализа
товарооборота разрабатывают предложения по дальнейшему улучшению
ассортимента и качества изготовляемой продукции, повышению доли продукции собственного
производства в общем товарообороте
общепита.
Выполнение плана товарооборота и производственной
программы зависит от обеспеченности предприятий общественного питания
товарными ресурсами, правильности их распределения и использования.
Анализ поступления сырья, полуфабрикатов и покупных
товаров проводят по общему объему, источникам поступления, ассортименту
и основным поставщикам.
В процессе анализа рассчитывают
процент выполнения плана и динамику
поступления товаров, стоимость продуктов и сырья на 1 руб. товарооборота.
Анализ
выполнения плана по выпуску полуфабрикатов, кулинарных,
кондитерских изделий и другой продукции представлены в виде таблицы (см.
Приложение № 3)
На основании таблицы рост
выпуска продукции наблюдается по всем видам продукции,
кроме сладких блюд.
В завершение анализа товарооборота и
выпуска продукции за год необходимо разработать
мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков, изыскание
резервов увеличения выпуска продукции.
При обосновании и анализе товарооборота
учитывают факторы повышения его объема. Важнейшими из них являются:
- изучение спроса потребителей;
- расширение и обновление ассортимента продукции собственного
производства;
- проведение рекламных мероприятий;
- организация дополнительных мест для обслуживания посетителей в летний период;
- ритмичная обеспеченность сырьем, товарами;
- увеличение пропускной способности обеденного зала за счет
прогрессивных форм обслуживания, совершенствования режима работы;
- внедрение новых технологий
приготовления продукции общественного питания.
4.
Анализ выполнения плана реализации по общему объему и ассортименту по
предприятию
Механизм
экономического обоснования объема и структуры товарооборота предприятия питания
включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между
показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности
действующего законодательства.
Методы
планирования зависят от объекта планирования, типа предприятия питания,
организационного построения предприятия питания и временного фактора.
Долгосрочное планирование в основном характерно для крупных ресторанов в
условиях насыщенного рынка. Текущее оперативное планирование осуществляется на
различных предприятиях.
Любого конкретный
количественный показатель, в частности, планирование товарооборота, состоит из
шести этапов:
- анализ
ситуаций;
- планирование
целей (результатов);
- планирование
средств, необходимых для достижения целей;
- принятие решений;
- планирование
реализации;
- контроль (по
критерию успеха).
План
товарооборота общественного питания составляется в определенной
последовательности. Основная его часть - реализация продукции собственного
производства, разрабатываемая на базе производственной программы (оборота собственной продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально рассчитывают производственную
программу предприятия.
Так как в состав
предприятия могут входить хозяйственные единицы, имеющие различную
специализацию (кафе быстрого обслуживания), типы (столовая, кафе, ресторан),
разный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае
используются различные методы.
Расчет может быть
произведен на основе данных о численности потребителей, пользующихся услугами
предприятий общественного питания, по данным ожидаемого выполнения
производственной программы за предплановый период, по данным изучения спроса
потребителей, на основе планового меню, рациональных норм потребления.
B практике работы
выпуск блюд чаще всего планируется по численности потребителей и по данным
ожидаемого выполнения плана за отчетный период.
Для Столовой
кооперативного техникума, обслуживающую, в основном, постоянный контингент,
выпуск продукции в блюдах представляется возможным определить по численности потребителей
и среднему количеству блюд в расчете на одного человека.
Численность
потребителей, пользующихся услугами общепита, рассчитывают несколькими способами:
- выборочным
подсчетом,
- по реализации
вторых блюд (объем реализации столовой за анализируемый период);
- по общей реализации
блюд (общее количество проданных блюд за анализируемый период делят на
количество рабочих дней в этом периоде и на среднее количество блюд),
приходящихся на одного посетителя и др.
Общий выпуск блюд
на плановый период определяют путем умножения среднедневной плановой
численности потребителей на количество рабочих дней столовой в планируемом периоде
на среднее количество блюд приходящихся на одного потребителя в день.
Столовая
кооперативного техникума обслуживает студентов и работников близлежащих
предприятий и организаций. Их численность в 2007 году в среднем составила 1540
человек. Ежедневно столовая реализует в среднем 180 вторых блюда (т.е. 40%
обучающихся и работников обслуживаются в данной столовой).
В планируемом
2008 году численность обслуживаемых посетителей увеличится до 1600 человек,
процент охвата их услугами общественного питания будет доведен до 45%.
Таким образом,
выпуск блюд исходя из потребления в среднем 2,3 блюда на одного посетителя, при
работе столовой 194 дня, в планируемом году составит:
2,3 х 194 х 1600
х 45 /100 = 321 тыс. блюд.
После определения
общего объема выпуска блюд определяют выпуск первых, вторых и третьих блюд,
холодных и горячих закусок.
Для этого общее
количество блюд, предусмотренное планом, умножают на удельный вес каждой группы
блюд, который определяют на основе отчетных данных за ряд лет, внося в него
соответствующие коррективы с учетом материалов изучения спроса населения,
сырьевых возможностей и т.д.
Рассчитанный
указанным способом план выпуска блюд в общем объеме и ассортименте увязывают с
возможностями материально-технической базы, производственной мощностью кухни и
пропускной способностью обеденных залов.
Затем определяют
оборот по обеденной продукции путем умножения объема запланированных к выпуску
блюд на среднюю цену одного блюда. Среднюю цену одного блюда определяют по
данным текущего года с учетом возможностей ее снижения (увеличения) за счет
увеличения реализации блюд из недорогих (дорогостоящих) видов сырья.
Планирование прочей продукции собственного производства осуществляют как в
натуральных, так и в стоимостных показателях. Для этого ожидаемый выпуск прочей
продукций каждого вида за текущий период корректируют с учетом увеличения
объема и улучшения структуры производства.
При этом
используют материалы изучения спроса населения, заказы розничной торговли,
возможности материально-технической базы.
Весь оборот по
продукции собственного производства предприятий общественного питания исчисляется
суммированием оборотов по обеденной и прочей продукции собственного производства.
Реализацию
покупных товаров планируют только в стоимостных показателях по предприятиям в
зависимости от их типа, спроса потребителей и уровня реализации этих товаров в
отчетном периоде. Объем товарооборота по покупным товарам определяют, обычно,
как разность между общим объемом товарооборота и объемом по продукции
собственного производства.
Для работы
предприятий общественного питания необходимо снабжение их сырьем,
полуфабрикатами, покупными товарами в определенном количестве и ассортименте
для обеспечения выпуска кулинарной продукции и товарооборота.
План снабжения
предприятий питания разрабатывается в форме баланса и состоит из следующих
разделов.
1. Потребность в
сырье, товарах.
2. Запасы сырья и
товаров на начало и конец планового
периода.
3. Поступление
сырья и товаров.
Планирование
снабжения сырьем и товарами начинается с анализа выполнения плана за прошлые
годы и текущий период. Кроме того, исходной информацией для планирования
служат данные об объеме товарных ресурсов, нормы расхода сырья на единицу
изделия, плановая производственная программа, объем запланированной продукции
и товарооборота.
Важным моментом в
разработке плана снабжения является расчет потребности в сырье и покупных
товарах.
Потребность в
сырье для выпуска обеденной продукции можно рассчитать как по индивидуальным,
так и по средне-групповым нормам. Индивидуальные нормы расхода сырья определяют
по «Сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий».
5.
Выводы и предложения. Мероприятия по увеличению выпуска продукции в
общественном питании, расширению ассортимента и росту товарооборота
Значение
экономического анализа сводится к тому, чтобы повышать социально-экономическую
эффективность работы предприятий, внедрять достижения науки и техники,
передового опыта, прогрессивных форм организации труда.
Экономический
анализ деятельности предприятий общественного питания и их объединений в новых
условиях хозяйствования призван решать следующие задачи:
- давать
объективную и всестороннюю оценку хода выполнения плана, динамики развития
оборота, степени удовлетворения потребностей населения в продукции общественного
питания, социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности;
- исследовать
результативные показатели деятельности предприятий, объединений общественного
питания, выявлять имеющиеся резервы, приводить их в действие;
- мобилизовать
работников общественного питания на борьбу за повышение эффективности
хозяйственной деятельности и культуры обслуживания населения, помогать
развитию активности коллектива, отдельного работника в обеспечении выполнения
планов;
- содействовать
разработке научно обоснованных плановых показателей предприятий и входящих в
него отдельных предприятий (столовых, ресторанов, кафе и т. п.).
Деятельность
предприятий общественного питания характеризуют следующие основные показатели:
- товарооборот
(валовой и розничный),
- выпуск блюд,
- численность
работников,
- производительность
труда,
- фонд оплаты
труда,
- состояние
материально-технической базы,
- эффективность
ее использования,
- доходы,
- расходы,
- прибыль.
Эти и другие
показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятий общественного
питания взаимосвязаны и непрерывно изменяются. Они выступают в качестве
объекта экономического анализа.
Для изучения
деятельности предприятий общественного питания используются:
- данные о
численности обслуживаемого населения, производственных предприятий, о организаций
и учреждений, находящихся в зоне обслуживания, об их территориальном
расположении;
- нормы и
нормативы (обеспеченности населения предприятиями общественного питания,
расхода продуктов на приготовление пищи, естественной убыли товаров, расхода
топлива и электроэнергии), плановые показатели;
- статистическая
отчетность;
- бухгалтерская
отчетность;
- оперативная
отчетность;
- первичные
документы и т. п.
Определяющим
показателем хозяйственно-финансовой деятельности предприятий общественного
питания является товарооборот.
Весь объем
товарооборота, или, как принято называть его, валовой товарооборот
общественного питания, складывается из оборота продукции собственного производства
и оборота по реализации покупных товаров. При этом в оценке деятельности
предприятий общественного питания большое значение придается доле продукции
собственного производства во всем товарообороте. Объясняется это тем, что
основная задача общественного питания состоит в том, чтобы увеличивать объем
продажи продукции собственного производства. Поэтому повышение ее удельного
веса во всем обороте оценивается как положительный результат работы
предприятия.
Оборот по
продукции собственного производства, в свою очередь, подразделяется по видам
продажи (оптовый и розничный) и по составу (обеденная и прочая продукция).
Обеденная продукция выражается в сумме и количестве блюд, а прочая продукция в
сумме и в физическом измерении.
Методика анализа
товарооборота предприятий общественного питания в основном та же, что и
оборота розничной сети. Но вместе с тем имеются некоторые особенности,
обусловленные главным образом характером деятельности предприятий. Если
предприятия розничной торговли осуществляют только реализацию товаров, то
предприятия общественного питания должны заниматься производством, реализацией
и организацией потребления товаров населением. Этим также объясняются некоторые
различия показателей общественного питания и розничной торговли. В процессе
анализа товарооборота общественного питания должны определяются:
1. выполнение плана, его динамика
в целом, по видам и предприятиям;
2. изменение удельного веса
продукции собственного производства во всем обороте;
3. объем ее продажи в среднем в
расчете на одного человека и т. п.
В ходе анализа
товарооборота выясняются конкретные причины, вызвавшие увеличение или снижение
выпуска и реализации продукции собственного производства и покупных товаров.
Анализ
хозяйственной деятельности предприятий общественного питания должен
предусматривать изучение состава расходуемых продуктов. В ходе анализа деятельности
предприятий должно изучаться качество приготовления пищи, степень охвата
населения услугами общественного питания. Оценка качества пищи, должна даваться
на основе актов проверки работы предприятий работниками
санитарно-эпидемиологической службы.
Предприятиям
общественного питания должно устанавливаться плановое задание по выпуску
полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и других изделий других видов прочей
продукции собственного производства. Анализ выполнения этих заданий проводится
в целом по предприятию, кроме того, изучается динамика данных показателей,
степень удовлетворения спроса населения на полуфабрикаты, кулинарные и другие
виды продукции собственного производства.
В процессе
изучения оборота по продаже отдельных видов прочей продукции выясняются причины
невыполнения плана, снижения темпов роста.
Анализ
показателей товарооборота предприятий общественного питания проводится за
месяц, квартал (по месяцам) и год (по кварталам).
6.
Список литературы
1. Гордиец Л. Н., Игонина В. И. «Анализ и планирование
показателей в общественном питании: Учебное пособие – г. Мытищи Московская
обл.: ЦУМК Центросоюза РФ, 2001. – 108 с.
2. ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание.
Классификация предприятий»
3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности
предприятий общественного питания. – Минск: ООО ФУАинформ, 2003. – 288 с.
4. А.А. Кудрявцев «Анализ хозяйственной деятельности
кооперативных организаций» - М.: Экономика, 1990. – 239 с.
Страницы: 1, 2
|