Экономический анализ деятельности предприятия общественного питания
План
1. Введение. Значение экономического анализа в
улучшении показателей деятельности предприятия общественного питания
2. Экономическая характеристика предприятия
3. Анализ оборота по выпуску продукции и его значение
4. Анализ выполнения плана реализации по общему объему
и ассортименту по предприятию
5. Выводы и предложения. Мероприятия по увеличению
выпуска продукции в общественном питании, расширению ассортимента и росту
товарооборота
6. Список литературы
7. Приложения
1. Введение.
Значение экономического анализа в улучшении показателей деятельности
предприятия общественного питания
Переход к
рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятия
общественного питания. Они связанны с углублением самостоятельности
предприятия, совершенствовании методов хозяйствования, появлением новых
целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности.
Обеспечение
эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного
управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее
анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и
системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются
планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением,
выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты
деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Анализ
хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих
решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать
существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски,
определять воздействие принимаемых решений на уровне рисков и доходов субъекта
хозяйствования.
Анализ
товарооборота предприятия позволяет оценить достигнутые результаты, развитие
товарооборота по видам и формам, реалистичность стратегии предприятия в
развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия.
Оценка достигнутого – основа планирования показателей на перспективу.
Механизм
экономического обоснования включает в себя определение приоритетных целей, учет
факторов и конъюнктуры развития рынка и осуществляется на конкретных примерах
расчета объема и структуры оборота, снабжения предприятий сырьем и товарами.
Экономический
анализ играет важную роль в хозяйственной деятельности, в достижении наилучших
результатов при наименьших затратах. В новых условиях хозяйствования его
значение возрастает. Расширение прав и повышение ответственности
потребительских обществ, предприятий и организаций общественного питания за
результаты проведенной работы, переход на экономические методы управления,
развитие хозяйственного расчета, его углубление обусловливают необходимость
более тщательного и всестороннего исследования социально-экономических
процессов и явлений, обеспечение правильной оценки результатов хозяйственной
деятельности, выявление имеющихся резервов, устранение фактов
бесхозяйственности, обобщение и распространение передового опыта, внедрение в
практику достижений науки и техники.
Экономический
анализ, как правило, начинается с оценки выполнения планов хозяйственно-финансовой
деятельности. На основе данных, характеризующих выполнение планов и
изменение показателей во времени, оценивается работа отдельных работников и
коллектива в целом.
Экономический
анализ тесно связан не только с планированием, но и с другими элементами
хозяйственного механизма. Так, в процессе изучения хозяйственной деятельности
устанавливается положительное или отрицательное влияние экономических рычагов
и стимулов на результаты работы, соответствие применяемых методов и стиля
руководства новым условиям хозяйствования. На основе материалов анализа дается
оценка действенности этих инструментов хозяйственного механизма, разрабатываются
и осуществляются предложения по их совершенствованию.
Повседневный
анализ хода выполнения плана продажи товаров населению, выпуска и реализации
произведенной продукции, заготовок и отгрузок продукции и сырья позволяет
устанавливать отклонение фактических показателей работы от плановых, выявлять
причины, вызывающие эти отклонения, намечать конкретные мероприятия по их
устранению.
Немаловажную роль
экономический анализ играет в выявлении и устранении имеющихся недостатков,
допущенных ошибок, просчетов в хозяйственно-финансовой деятельности во всех
звеньях планового руководства.
В современных
условиях возрастает значение анализа в управлении, что обусловлено огромными и
постоянно растущими масштабами общественного производства, усложнением
экономических связей и взаимоотношений, высоким уровнем концентрации средств
производства, развитием специализации, кооперации, внедрением нового
хозяйственного механизма.
В ходе
экономического анализа решаются определенные задачи. В числе этих задач:
- оценка хода
перестройки; изучение хода выполнения директивных установок правительства в области
экономического и социального развития страны; оценка выполнения планов
хозяйственно-финансовой деятельности, напряженности плановых заданий, темпов
роста или прироста, проявления закономерностей развития;
- установление
факторов, формирующих отклонение фактических результативных показателей от
плановых, их изменение в динамике, измерение степени влияния факторов-причин на
эти изменения;
- выявление
внутренних резервов улучшения показателей, повышения экономической
эффективности использования всех видов ресурсов, устранение имеющихся
недостатков в работе;
- осуществление
повседневного контроля за ходом выполнения планов, заданий, содействие
успешному их выполнению;
- разработка
конкретных мероприятий по мобилизации имеющихся резервов, устранению
недостатков в работе, распространению передового опыта, повышению
активности, деловитости работников, воспитанию трудящихся в духе сознательного,
добросовестного отношения к труду;
- накопление
аналитического материала, необходимого для разработки планов, повышения их
обоснованности.
Успешное
решение каждой задачи экономического анализа имеет большое значение. От
того, насколько правильно, например, устанавливаются факторы, влияющие на ход
выполнения плана, точно измеряется степень их влияния, во многом зависит
действенность, результативность анализа. Так, изучение степени влияния на
выполнение плана товарооборота таких факторов, как поступление товаров,
изменение объема и структуры товарных запасов, частота завоза товаров,
правильность установленного режима работы магазинов и др.,
позволяет вскрывать резервы увеличения товарооборота, устанавливать конкретные
причины невыполнения плана, низких темпов роста, например товарооборота, и
на этой основе разрабатывать мероприятия, обеспечивающие улучшение торгового
обслуживания населения.
Необходимым
условием успешного выполнения задач, решаемых экономическим анализом, является
совершенствование самого анализа, повышение уровня аналитической работы. В
этих целях необходимо шире внедрять в практику аналитической работы современную
вычислительную технику, совершенствовать методические приемы и информационную
базу анализа.
2.
Экономическая характеристика предприятия
Предприятие
общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства
кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий, их
реализации и организации потребления. Общественное питание представляет собой
отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия,
характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания
потребителей.
Столовая - это
предприятие общественного питания, осуществляющая выпуск обеденной продукции,
полуфабрикатов и покупных товаров.
Столовая
кооперативного техникума расположена по адресу – улица Ленина, 82. Вход
оборудован выносным козырьком, который обеспечивает удобство для посетителей.
Внешний вид столовой оформлен вывеской, в которой указан режим работы
предприятия (с 800 до 1700 часов. Выходной: суббота,
воскресенье) и время обслуживания посетителей (с 1100 до 1400).
Столовая была
построена в 1985 году по типовому проекту и представляет собой, отдельно
стоящее здание. Столовая обслуживает горячим питанием и выпуском продукции
собственного производства студентов и сотрудников техникума, а также работников
близ лежащих предприятий, таких как «Скорая помощь», «Торг-сервис», Дом
художника, городской военный комиссариат и др.
Столовая
Старооскольского кооперативного техникума его структурное подразделение и
находится на балансе техникума.
Общая площадь столовой
составляет 305 квадратных метров, в том числе площадь обеденного зала 112
квадратных метров. В состав помещений столовой входят: гардероб, туалетные
комнаты, раздаточная, обеденный зал, горячий цех, мясной цех, овощной цех, две
холодильных среднетемпературных камер для хранения мяса и овощей, кабинет
заведующей производством, банкетных зал, моечная, помещения для бакалейных
товаров. Столовая рассчитана на 80 посадочных мест.
На территории
прилегающей к столовой, доступной для потребителей, не проводятся
погрузочно–разгрузочные работы, не производится складирование тары, не
размещают контейнеры с мусором. Площадки с мусоросборниками удалены от окон и
дверей столовой более чем на 20 метров.
В столовой
предусмотрены аварийный выход, система оповещения и средства защиты от пожара.
Столовая оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими
необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение,
канализация, отопление, вентиляция и телефонная связь.
Микроклимат в
столовой создается системой вентиляции, обеспечивающей допустимые параметры
температуры и влажности. Мебель в обеденном зале стандартная, облегченной
конструкции. Столы имеют гигиеническое покрытие. Столовая посуда и приборы
выполнены из нержавеющей стали, а также полуфарфора, стеклянная посуда из
прессованного стекла. Меню оформлено рукописным способом. Для персонала
обязательным является наличие санитарной одежды.
Столовая
выпускает следующие виды продукции, которая реализуется в буфете техникума:
пиццы, пирожки в ассортименте, котлеты в тесте, булочки и другое.
В столовой
имеется необходимое технологическое оборудование:
- тестомесильная
машина;
- пекарский шкаф;
-
электросковорода;
- две
электроплиты;
- мармиты;
-
электромясорубка;
-
картофелечистка;
- морозильный
ларь (где хранится мясо при температуре – 180С);
- холодильный
шкаф и т.д.
Столовая также
является базой практики для студентов специальности «Технология продукция
общественного питания», где студенты отрабатывают практические знания.
Столовая является
сертифицированным предприятием. Сертифицированными являются три услуги
столовой: услуга питания, услуга по изготовлению кулинарной продукции и
кондитерских изделий через магазин и отделы кулинарии. Для осуществления своей
деятельности столовая располагает всеми необходимыми документами:
- Сборниками
рецептур блюд и изделий;
- Должностными
инструкциями работников;
- Техническими
картами;
- Бракеражными
журналами.
А также
осуществляет свою деятельность на основе договоров на вывоз мусора, на стирку
столового белья, на санитарную обработку предприятия, ремонт и обслуживание
всех видов торгово-технологического оборудования. Штатное расписание работников
составляет шесть человек: заведующая производством, повар IV разряда, 2 кондитера IV разряда, кассир-контролер и кухонная
рабочая. Структурной единицей столовой является буфет, расположенный в здании
техникума.
Основными
источниками поступления сырья и готовой продукции в столовую являются:
По покупным
товаром
-
Оптовые
базы города (маргарин, яйца, майонез, томатная паста, крупы, сахар и т.п.);
-
Старооскольский
комбинат хлебопродуктов (хлеб);
-
Перерабатывающий
комплекс «Стойленский» (колбасные изделия, растительное масло);
-
Старооскольский
сыродельный завод (сыр);
Личные подсобные
хозяйства граждан (картофель, морковь, свекла, луки и мясо).
Розничный
товарооборот буфета и столовой за 2006 год составил 1803400 рублей. На 2007 год
доведен план в размере 2130000 рублей.
Товарооборот
столовой и буфета в месяц в среднем составляет 150000 рублей.
3.
Анализ оборота по выпуску продукции и его значение
Источниками
информации для экономического анализа служат материалы оперативной,
статистической и бухгалтерской отчетности, акты ревизий, лабораторных
анализов.
Анализ
производственной программы начинают с общего анализа выпуска блюд. В процессе
анализа рассчитывают процент выполнения плана, динамику, равномерность и ритмичность
выпуска блюд в целом и в ассортименте; изучают динамику средней продажной цены
одного блюда (оборот по обеденной продукции, деленный на количество блюд), сравнивая
ее с плановой ценой и ценой за ряд прошлых лет; дают оценку продукции с точки
зрения соотношения между выпуском первых, вторых и третьих блюд, холодных и
горячих закусок, а внутри них - между мясными, рыбными, молочными и другими блюдами;
сопоставляют степень выполнения плана по обеденной продукции и выпуску блюд.
Динамику товарооборота необходимо изучить в действующих и сопоставимых ценах.
Если имело место изменение цен, то товарооборот отчетного периода следует
перевести в цены базисного периода путем деления товарооборота отчетного
периода на индекс цен.
При анализе
выпуска прочей продукции собственного производства определяют степень
выполнения задания по выпуску полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий,
напитков, выявляют динамику их выпуска, изучают изменение удельного веса
прочей продукции собственного производства в общем обороте продукции
собственного производства, структуру прочей продукции.
В процессе
анализа оборота по покупным товарам рассчитывают процент выполнения плана и
динамику продажи этих товаров, их долю во всем товарообороте, изучают структуру
покупных товаров.
Чтобы рассчитать
отклонение товарооборота, используем формулу:
,
где Т –
товарооборот столовой,
Ф -
фактический показатель,
П -
планируемый показатель.
Из данных
бухгалтерского учета возьмем основные показатели 2006, 2007 года план и факт и
получим:
1) 2006 год отклонение
оборота по продукции собственного производства;
2) 2007 год отклонение
оборота по продукции собственного производства;
3) 2006 год весь товарооборот
общественного питания;
4) 2007 год весь товарооборот
общественного питания. Данные запишем в таблицу (см. Приложение №1).
Динамику
товарооборота в тыс. руб. рассчитываем по формуле:
,
где Д –
динамика,
Фп
– фактический показатель предшествующего года,
Фо
– фактический показатель отчетного года.
1) 2006/2007 года динамика по
обороту продукции собственного производства;
2) 2006/2007 года динамика по
общему товарообороту общественного питания;
3) 2006/2007 года динамика
по обороту покупной продукции;
4) 2006/2007 года динамика
по доходам;
5) 2006/2007 года динамика по
расходам.
Данные запишем в
таблицу (см. Приложение №1).
Динамику
товарооборота в % рассчитываем по формуле:
,
где Оп
– отклонение предшествующего года,
Оо
– отклонение отчетного года.
1) - 2006/2007 года
динамика товарооборота в % оборота по продукции собственного производства;
2) - 2006/2007 года
динамика товарооборота в % общего товарооборота общественного питания;
3) - 2006/2007 года
динамика в % доходы;
4) - 2006/2007 года
динамика в % расходы.
Рис. 1. Диаграмма товарооборота продукции
Товарооборот
продукции столовой Старооскольского кооперативного техникума за 2006 - 2007 года
представлены в виде таблицы (см. Приложение № 1)
На основании
данных таблицы, планируемый товарооборот продукции собственного производства в
2007 году превышает товарооборот в 2006 году на 2653,00 рубля, а оборот по
покупным товарам в 2007 году меньше, чем 2006 году на 8095,00 руб. Это говорит
о том, что реализация продукции собственного производства развивается и
приносит большую прибыль с каждым годом.
Страницы: 1, 2
|