Меню
Поиск



рефераты скачать Экономика Эстонии и Латвии

Инвестиционный бум в Эстонии также в определенной степени стимулирует инфляцию, поскольку та часть иностранных инвестиций, которая не расходуется на оплату импорта товаров и услуг, увеличивает валютные резервы Банка Эстонии, а значит, и денежную массу. При существенном притоке внешних инвестиций темпы роста денежной массы могут опережать темпы роста номинального спроса на деньги, что будет подстегивать инфляцию. Усиление инвестиционной активности повышает и совокупный спрос на рабочую силу и, следовательно, уровень заработной платы.

Однако рост цен в Эстонии в 90-е годы носит не только инфляционный характер. Масштабные инвестиции, переориентация экспорта на западные рынки, возросшая конкуренция на внутреннем рынке привели к массовому улучшению качества продукции, что не могло не отразиться на ценах.

Основная опасность высокой внутренней инфляции для эстонской экономики заключается в снижении конкурентоспособности экспорта. Продолжающийся рост издержек производства уменьшает доходы экспортеров. Для некоторых экспортоориентированных секторов эстонской экономики инфляционное давление уже является серьезной проблемой.

Платежный баланс и стабильность эстонской кроны.

 После осуществления денежной реформы платежный баланс Эстонии остается положительным, величина государственных валютных резервов растет. Однако анализ структуры платежного баланса позволяет предположить, что в долговременной перспективе реальна опасность возникновения его дефицита, а значит, и сокращения государственных резервов, и возможной девальвации кроны. Это предположение основано на все углубляющемся дефиците торгового баланса прежде всего с западными странами. [2]

Темпы роста импорта устойчиво превышают темпы роста экспорта. Можно выделить следующие основные причины данной тенденции:

- приток иностранных инвестиций приводит к росту спроса на импорт товаров и услуг инвестиционного назначения;

- повышение заработной платы и других доходов населения в условиях стабильности национальной валюты обусловливает увеличение спроса на потребительские товары, причем главным образом зарубежного производства;

- в связи с переориентацией внешней торговли на западные рынки и ростом цен на сырьевой экспорт из России в 1992-1993 гг. цены на импорт повышались темпами, превышавшими темпы роста экспортных цен, что сказалось на соотношении стоимостных объемов импорта и экспорта.

Улучшить торговый баланс в долгосрочной перспективе можно только за счет роста экспорта, поскольку величина импорта определяется спросом, а при либеральном экономическом режиме в Эстонии возможности ограничения спроса невелики, к тому же это противоречит целям экономического роста. Наращивание же экспортного потенциала прямо связано с повышением производительности труда в экспортных секторах, что не поддается регулированию методами текущей экономической политики и зависит от таких долговременных факторов, как макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность, доступ на внешние рынки и т.д.

Дефицит счета текущих операций платежного баланса несколько снижается благодаря балансу услуг. Рост экспорта последних в основном осуществляется за счет транспортных услуг (прежде всего морских транзитных перевозок) и туризма. Основным фактором положительного сальдо платежного баланса и соответственно роста государственных резервов является постоянный приток зарубежных инвестиций, образующий положительное сальдо баланса счета операций с капиталом, который покрывает отрицательное сальдо торгового баланса.

Действующая в Эстонии система монетарного регулирования имеет встроенные стабилизаторы макроэкономического равновесия.

Внешняя торговля и развитие реального сектора

Вследствие ценового шока, разрыва хозяйственных связей, ухудшения условий торговли и ее переориентации на новые рынки и реальном секторе экономики Эстонии произошел глубокий спад.

Первоначальный спад, характерный для всех стран с переходной экономикой, в Эстонии сопровождался существенным изменением структуры производства. Доля услуг в ВВП повысилась с 38% в 1991 г. до 65% в 1996 г., что было обусловлено меньшим спадом в секторе услуг по сравнению с промышленным производством и более высокими темпами их роста. Товарная структура экспорта изменилась под воздействием спроса и новых производственных возможностей, открывшихся благодаря притоку иностранных инвестиций.

В 1992-1994 гг. объем промышленного производства в Эстонии уменьшился на 60%. Основными внешнеторговыми факторами здесь явились падение зарубежного спроса на производимую продукцию, неблагоприятное изменение условий торговли и в первую очередь рост цен на импортируемые сырье и топливо, возникновение торговых барьеров (как тарифных, так и нетарифных) в торговле с Россией, усиливающаяся конкуренция со стороны импорта.

Проводимая либеральная экономическая политика не предполагала государственной поддержки отдельных отраслей или предприятий, поэтому новая структура промышленности складывалась исключительно под влиянием рыночных факторов. Можно выделить ряд схем приспособления промышленных предприятий к изменившимся условиям: привлечение зарубежных инвестиций; расширение рынков сбыта; освоение новых видов продукции; работа по субконтрактам с зарубежными фирмами. Последняя схема получила наибольшее распространение. Она предполагает гарантированный сбыт, использование технологий зарубежного партнера, помощь в организации производства, при необходимости- поставки качественного сырья. Однако действующие субконтракты ориентированы на развитие трудоинтенсивного производства с невысоким технологическим уровнем из-за относительно низкой стоимости квалифицированной рабочей силы в Эстонии. Поэтому работа по субконтрактам менее прибыльна, чем выпуск конечной продукции. В будущем их значение для экономики республики уменьшится из-за роста заработной платы, что приведет, скорее всего, к переносу заказов на субконтракты в страны с более дешевой рабочей силой.

Ведущей отраслью является пищевая промышленность. Примерно четверть ее продукции экспортируется. Продукция пищевой промышленности традиционно служит важнейшей статьей экспорта на российский рынок. После резкого сокращения экспорта продуктов питания в Россию в 1991-1993 гг. он вновь начал расти несмотря на введение двойного таможенного обложения эстонского экспорта (от 20 до 60%). Экспорт пищевых продуктов на европейские рынки мал из-за высоких стандартов качества и санитарных требований последних, а также их относительной закрытости. Согласно договору о свободной торговле с Европейским союзом, вступившим в силу 1 января 1995 г., эстонским продуктам питания предоставляется определенная импортная квота, но ее трудно полностью выбрать по указанным выше причинам.

Внутренний спрос на продукцию пищевой промышленности обусловлен покупательной способностью населения. Сразу после денежной реформы в связи с заниженным курсом кроны она была низкой, а сельскохозяйственное сырье - дешевым. В этих условиях отечественные пищевые продукты были весьма конкурентоспособными на внутреннем рынке. В дальнейшем, по мере удорожания кроны стало ощущаться все большее конкурентное давление со стороны импорта. В результате доля рынка отечественных продуктов питания уменьшилась.

Традиционно важной экспортной отраслью является легкая промышленность. В 1995 г. на экспорт было поставлено 39,9% объема продаж продукции текстильной промышленности и 61,7% - швейной. Эта отрасль также испытала глубокий спад вследствие ценового шока и падения спроса. В настоящее время положение продолжает оставаться тяжелым из-за недостаточно высокого по западным стандартам качества выпускаемой продукции, трудностей доступа на европейский рынок и наличия избыточных мощностей. Лучше адаптировались к рыночным условиям производители одежды. Используя импортное сырье и дешевую рабочую силу, предприятия этой подотрасли смогли получить немало экспортных контрактов и привлечь зарубежные инвестиции для обновления производства.

В связи с либерализацией цен и потерей традиционных рынков сбыта наибольший спад в Эстонии был отмечен в сельском хозяйстве. В 1990-1995 гг. объем производства уменьшился на 35%. Начиная со второй половины 1993 г. благодаря росту внутренних цен в России в долларовом выражении эстонская сельскохозяйственная продукция несмотря на двойное таможенное обложение стала конкурентоспособной на российском рынке. Переориентация сельскохозяйственного экспорта на западные рынки была менее успешной, чем промышленного. На первый план сегодня выходит требование повышения качества сельскохозяйственной продукции, без чего невозможен рост экспорта в страны ЕС. Серьезной проблемой для сельского хозяйства является конкуренция со стороны импорта, включая поставки сырья для местной пищевой промышленности. Из-за отсутствия таможенных пошлин, а также субсидирования некоторыми странами сельскохозяйственного экспорта отечественная аграрная продукция вытесняется с рынка.

Начиная с конца 80-х годов доля сферы услуг в экономике стали возрастать. В немалой степени это связано с конкурентными преимуществами Эстонии, обусловленными ее географическим положением. С 1993 г. отмечается рост объемов морских транспортных перевозок В настоящее время осуществляются крупные инвестиции в инфраструктур*)* обслуживания транзитных операций, однако "узким мотом" остается состояние железнодорожного транспорта.

Важным сектором экономики является туризм. В 1992-1996 гг. внешнеторговый баланс услуг туризма был положительным. Доходы от экспорта туристических услуг в 1996 г. составили 15,390 стоимости экспорта в целом. Среди зарубежных гостей немало "экономических" туристов, в основном из Финляндии, извлекающих выгоду из разницы цен на потребительские товары. Экономический туризм стимулирует развитие розничной торговли, но при этом служит дополнительным фактором роста внутренних цен.

Торговый режим и отношения с торговыми партнерами

В 1990-1991 гг. при нарастании всеобщего дефицита и усилении инфляции экспорт в Эстонии был ограничен квотами и лицензиями по сотням позиций. Последовавшая либерализация цен сделала защиту внутреннего рынка неактуальной, поэтому почти все экспортные квоты были отменены. В начале 1993 г. действовали квоты на экспорт сланцевого масла, гравия, специальных сортов глины, кварцевого песка. С октября 1994 г. остались лишь квоты на экспорт сланцевого масла.

Импортные тарифы установлены на меха и меховые изделия (16%), а также на машины, мотоциклы, велосипеды и яхты (10%). Все товары, пересекающие границу, облагаются процедурным платежом, который в настоящее время составляет 200 крон за партию товара. Из экспортных товаров таможенными пошлинами облагаются только предметы, имеющие историческую и художественную ценность (до 100%).

Система внутреннего налогообложения в Эстонии предельно проста и сводится к налогу на добавленную стоимость (18%), налогу на личный доход и на корпоративную прибыль по единой ставке (26%), акцизам на некоторые товары (в основном алкоголь, табачные изделия, бензин) и социальным платежам. Для торговли отдельными товарами (металлы, алкоголь, табачные изделия, автомобили и др.) необходимы лицензии, которые, однако, выдаются без ограничений, если фирма удовлетворяет необходимым требованиям.

Важнейшая составляющая внешнеэкономической политики Эстонии - обеспечение условий экономической интеграции с торговыми партнерами. Приоритетной является интеграция с Европейским союзом. С 1 января 1995 г. вступил в силу договор о свободной торговле между Эстонией и ЕС. В соответствии с ним между сторонами устанавливается режим беспошлинной торговли за исключением "чувствительных", по терминологии ЕС, групп товаров (для Эстонии это пищевые продукты и изделия легкой промышленности), чей экспорт в страны ЕС ограничивается квотами. Для изделий легкой промышленности необходим также "сертификат о происхождении", поскольку экспортироваться в эти страны могут только те товары, две последние стадии обработки которых произведены в Эстонии.

В июне 1995 г. был подписан договор об ассоциированном членстве Эстонии в ЕС. В отличие от договоренностей с другими странами Балтии он не предполагает переходного периода. В настоящее время важнейшей целью республики является присоединение к ЕС в качестве полноправного члена.

Региональная интеграция также служит одним из приоритетов внешнеэкономической политики. В силу малых размеров балтийских стран она необходима с точки зрения как доступа к факторам производства, так и сбыта продукции для привлечения крупных инвестиций, ориентированных на балтийский рынок в целом. В сентябре 1993 г. был подписан договор о свободной торговле между странами Балтии. В настоящее время интенсивность внешней торговли между ними далека от оптимальной прежде всего из-за сходной структуры производства.

Договоры о свободной торговле были подписаны Эстонией и со странами-членами ЕАСТ - Швейцарией, Норвегией, Швецией, Финляндией. В настоящее время торговля с двумя последними регулируется договором с ЕС в связи с их присоединением к нему.

Развитие торговли со странами бывшего Советского Союза- еще один приоритет внешнеторговой политики республики. В 1995 г. договор о свободной торговле был подписан с Украиной. Договоры о статусе наибольшего благоприятствования в торговле заключены с Грузией, Арменией, Молдовой, Киргизией.

Укрепление торговых отношений с Россией тоже является актуальной задачей для Эстонии. Традиционно, еще со времен Российской империи Петербургский регион был крупным рынком сбыта эстонских товаров. Несмотря на переориентацию Эстонии на европейские рынки, нельзя недооценивать значение российского импорта, особенно сырьевого, для развития эстонской промышленности. Российские инвестиции также составляют заметную долю (9%) в общем объеме иностранных инвестиций в Эстонии*. Дальнейшее их наращивание прямо зависит от перспектив торговли между двумя странами, как и приток западных инвестиций, поскольку он предполагает создание крупных производств, ориентированных одновременно на балтийский и российский рынки сбыта.

Для России Эстония выступает важным торговым партнером по обслуживанию транзитных товарных потоков. Эстония обладает всей необходимой инфраструктурой, включая незамерзающие порты, оборудование которых потребовало крупных инвестиций.

В настоящее время уровень торговли между Эстонией и Россией еще невысок вследствие существующего между двумя странами торгового режима. По мере решения политических вопросов интенсивность торговли в силу объективных экономических факторов будет возрастать.

Заключение.

Думается, что если бы нам удалось вернуться хотя бы к тому уровню расхождений, который существовал в 1992 г. (а это представляется вполне реальным), то государства СНГ также могли бы обеспечить относительную валютную стабильность, необходимую для продвижения к более высоким ступеням интеграции и создания в конечном счете Экономического союза, предусмотренного заключенным Договором. Однако постоянно следует помнить о том, что политическими, волевыми методами сформировать его невозможно. Такими методами можно было разрушить Советский Союз. Для создания же на занимавшемся им пространстве экономического союза независимых государств, сознательно идущих на определенное ограничение своего суверенитета в валютно-экономической сфере, политических решений недостаточно. Наличие политической воли может ускорить вызревание необходимых экономических предпосылок, но не подменить их.


Список литературы:

1.  Плышевский Б. Экономическая реформа в странах Балтии.//Российский экономический журнал, 1994, №3.

2.  ФАЙНШТЕЙН Г., ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В КОНТЕКСТЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ЭСТОНИИ.//Российский экономический журнал, 1997,№4.


[1] Г. ФАЙНШТЕЙН, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В КОНТЕКСТЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ЭСТОНИИ.//Российский экономический журнал, 1997,№4 с. 123

[2] Г. ФАЙНШТЕЙН, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ В КОНТЕКСТЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ЭСТОНИИ.//Российский экономический журнал, 1997,№4 с. 124


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.