Меню
Поиск



рефераты скачать Экономика Эстонии и Латвии

Экономика Эстонии и Латвии

План.

1.  Введение.

2.  Глава 1. Социально – экономическая ситуация в эстонии на современном этапе.

3.  Развитие внешней торговли в процессе рыночных реформ

4.  Внешняя торговля и монетарная политика.

5.  Внешняя торговля и развитие реального сектора.

6.  Торговый режим и отношения с торговыми партнерами.

7.  Заключение.

8.  Список литературы.

Введение.

Государства Балтии, еще в 1991 г. вышедшие из состава СССР и провозгласившие независимость, несмотря на попытки перестроить свое народное хозяйство на новых принципах и переориентировать его на новые рынки, до сих пор не смогли избавиться от многих черт, приобретенных ими в советский период. Тем не менее, первыми из бывших союзных республик приступив к экономическим реформам, они к настоящему времени более других продвинулись в этом направлении.

Чтобы правильно оценить опыт реформ в этих странах, нужно иметь в виду следующие обстоятельства, оказавшие существенное влияние на итоги проведенных преобразований. Это прежде всего более высокий уровень экономического развития прибалтийских государств по сравнению с другими прежними союзными республиками, их лучшие экономическое положение и подготовленность к реформам. Произведенный в них национальный доход на душу населения существенно превышал среднесоюзную величину: в 1989 г. Латвия и Эстония по этому показателю находились на уровне России (соответственно 119 и 117% к среднему по СССР), несколько уступала им Литва (110%). В то время, как в России и Союзе в целом темпы развития народного хозяйства в восьмидесятые годы снижались, в республиках Прибалтики они в 1986-1989 гг. увеличились по сравнению с предшествующим пятилетием в Литве на треть, в Эстонии и Латвии - в 1,4 и 1,5 раза. К : тому же коренное население этих республик имело большие навыки жизни в условиях рынка и в меньшей степени, чем другие советские республики, утратило их за годы советской власти (государства Балтии реально прошли через индустриализацию, коллективизацию и иные социалистические преобразования на два десятилетия позже - во второй половине сороковых годов).

Реформам также способствовали относительно большая комплексность экономик, их меньшая интегрированность с союзной. Создание в этих республиках в послевоенный период отраслей союзной специализации в промышленности и сельском хозяйстве не привело, как это случилось с другими регионами, к полной перенастройке народного хозяйства на обеспечение общесоюзных потребностей: преобладающая часть производственного потенциала государств Балтии (в первую очередь в сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления, строительстве, в социальной сфере) по-прежнему развивалась в расчете на собственные потребности, что облегчило структурные преобразования. вызванные рыночной переориентацией экономики.

Благоприятно для прибалтийских государств сложились внешние условия реформ: помимо политической поддержки, они получили от Запада большую экономическую помощь и кредиты и по государственной линии, и за счет частных фирм, кроме того, международных организаций. Такой широкой поддержки не получила ни одна из других бывших союзных республик. И причина здесь не столько в следовании канонам либеральной моне- таристской теории, сколько и заинтересованности иностранного капитала в выходе прибалтийских республик из состава СССР.

Все названные обстоятельства сказались на соответствии реформ их замыслу, на том, что они обеспечили этим странам довольно устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие.

Политика реформ в государствах Балтии в целом отвечает классическому набору рекомендаций монетаризма: практически полный отказ от прямого государственного регулирования работы предприятий; решительные действия по либерализации цен и условий хозяйственной деятельности в целом; поддержка частного предпринимательства, акционирование и приватизация государственной собственности; перестройка производства в целях переориентации хозяйственных связей с союзного на европейский и мировые рынки;

привлечение иностранного капитала; жесткая финансово-кредитная политика, предполагающая сокращение расходов государственного бюджета и ограничение банковских кредитов.

При сходстве общей направленности реформ их осуществление в отдельных странах Прибалтики существенно различается темпами либерализации экономики, намечаемыми сроками вхождения в мировую экономику, сохранением государственных социальных гарантий трудящимся, отношением к некоренному населению и т.д. Наиболее радикальные позиции в этих вопросах занимает руководство Эстонии; заметно осмотрительнее подходит к ним сменившееся в мае 1993 г. руководство Литвы, в котором правые радикалы уступили власть политикам социал-демократической ориентации; руководство Латвии, как правило, занимает среднюю позицию. В то время, как Эстония проводит политику изоляции от России, Литва пытается наладить сотрудничество и с Востоком, и с Западом; в Латвии же склоняющиеся к эстонскому варианту правые из-за слабой поддержки населением не могут реализовать свои политические и социальные устремления.

Одна из главных характеристик эстонской экономики - высокая степень ее открытости. В 1996 г. экспорт составил 73% ВВП, импорт - 86,5%, что превышает соответствующие показатели остальных стран Балтии, а также стран Центральной и Восточной Европы и Скандинавии. Основной причиной этого, как и для всякой малой экономики, выступает узость внутреннего рынка для производителей, поскольку важнейшим фактором достижения конкурентного уровня издержек является экономия на масштабе производства. Необходимо также импортировать большую часть средств производства из-за отсутствия их на внутреннем рынке, недостаточного качества или более высоких цен. Потребительский спрос тоже в немалой степени ориентирован на импортируемые товары и услуги. Кроме того, существенными для Эстонии факторами открытости служат конкурентные преимущества географического положения, либеральное экономическое законодательство и торговый режим.

Глава 1. Социально – экономическая ситуация в Эстонии на современном этапе.

Развитие внешней торговли в процессе рыночных реформ

В советское время развитие внешнеэкономических связей Эстонии было обусловлено политикой, проводимой центральными органами управления СССР. В республике строились крупные предприятия, работавшие на привозном сырье и большую часть произведенного отправлявшие за пределы республики. В структуре вывоза продукции высокую долю составляли изделия легкой и пищевой промышленности. Начиная с 70-х годов СССР стал наращивать экспорт ресурсов и увеличивать объемы импорта зерна и потребительских товаров. В связи с этим значительные инвестиции были направлены на развитие в Эстонии инфраструктуры морских перевозок. В целом в этот период экономика республики также была весьма открытой (с учетом межреспубликанских поставок в рамках СССР) - в 1989 г. экспорт и импорт равнялись соответственно 50,8 и 62% ее ВВП.

Эстония приступила к интенсивным рыночным реформам та 1991 г., когда была восстановлена политическая независимость страны. Динамика внешней торговли в начале реформ определялись прежде всего ее либерализацией. Низкие издержки производства (заработная плата составляла около 40 долл. в месяц, внутренние цены были в несколько раз ниже мирового уровня) обусловили высокую доходность экспорта на западные рынки. Это привело к резкому его росту и послужило важнейшим фактором структурной перестройки экономики. Темпы роста экспорта в текущих ценах составили в 1993 г. 192,5 %, в 1994 г. - 156,6, в 1995 г. - 125, в 1996 - 119%.[1]

Либерализация внешней торговли сопровождалась ростом и физического объема экспорта несмотря на общий спад производства.

Импорт в Эстонии покрывает большую и растущую долю совокупного внутреннего спроса: в 1992 г. она составила 55,4%, в 1993 г. - 70,3, в 1994 г. - 82,6, в 1995 г. - 77,6, в 1996 г. - 76%. Таким образом, импорт представляет все более серьезную угрозу национальному производителю и во многих секторах вытесняет его с рынка.

Инвестиционный спрос в Эстонии в значительной степени обусловлен зарубежными инвестициями. Доля прямых зарубежных инвестиций составила в 1993 г. 9,8%, в 1994 г. - 9,5, в 1995 г. - 5,6% ВВП. Соответственно высоки и темпы инвестиционного импорта. Проблема, однако, заключается в том, чтобы он способствовал наращиванию экспортного потенциала. В настоящее же время в данную категорию импорта включаются и компьютеры, средства связи, оргтехника, оборудование для офисов.

Развитие территориальной структуры внешней торговли. За годы реформ в Эстонии произошла резкая переориентация внешней торговли с рынков республик бывшего СССР на западные. В таблице 2 содержатся данные об изменении структуры внешней торговли Эстонии по регионам и основным торговым партнерам в 1992-1996 гг.

Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку с либерализацией экономики внешнеэкономические связи Эстонии стали определяться геополитическим положением страны, ее сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Важной причиной такой переориентации явилось и ухудшение условий торговли с Россией вследствие высокой инфляции, усложненной системы взаимных расчетов, введения импортных тарифов, быстрого роста цен на сырьевые ресурсы. Во многих случаях эстонские фирмы предпочитали импортировать более дорогое и качественное западное сырье, но с гарантированным сроком поставок.

Эстонские товары теряли конкурентоспособность на российском рынке также из-за своей относительно высокой стоимости. Положение еще более усугубилось, когда Россия ввела в 1994 г. двойное таможенное обложение эстонского экспорта, поскольку республика не имела статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В целом Россия продолжает оставаться важным торговым партнером Эстонии и стабильно занимает второе место по доле как экспорта, так и импорта. Основными экспортируемыми в Россию товарами являются пищевые продукты и транспортные средства (главным образом реэкспорт), а импортируемыми - минеральное сырье, на которое приходится более половины стоимости импорта.

Сложившаяся структура торговли со странами Западной и Северной Европы сформировалась под влиянием фактора географической близости: крупнейшими торговыми партнерами Эстонии являются Финляндия, Германия, Швеция. Доля западных стран в общем объеме ее внешней торговли продолжает расти, что усиливает зависимость эстонской экономики от колебаний спроса на их рынках.

Что касается стран Балтии и Центральной Европы, то масштабы торговли с ними ниже потенциальных возможностей. Это объясняется, с одной стороны, ориентированностью экспортных потоков на страны с более высоким уровнем цен, а с другой - во многом сходной структурой производства и неразвитостью региональной производственной кооперации.

Развитие товарной структуры внешней торговли

В условиях общего спада производства, приспособления к спросу западных рынков важное значение приобрел экспорт сырья и материалоемких полуфабрикатов. За годы реформ больше всего выросла доля экспорта продукции деревообрабатывающей промышленности, затем следуют текстиль и текстильные изделия (в основном поставки по субконтрактам с западными фирмами). Первоначальное снижение доли машиностроения связано с падением спроса на продукцию крупных эстонских предприятий на рынках СНГ. Дальнейший ее рост в 1994- 1996 гг. обусловлен увеличением экспорта материала- и трудоемких полуфабрикатов по договорам с западными фирмами. Снижение доли экспорта мясо-молочной продукции вызвано общим спадом сельскохозяйственного производства и ухудшением ее конкурентных .позиций на российском рынке. В целом структура экспорта не претерпела принципиальных изменений, поскольку еще в советское время промышленное производство в Эстонии в значительной мере отражало ее сравнительные преимущества.

В товарной структуре импорта за годы реформ произошли определенные сдвиги. Доля продукции машиностроения и металлообработки возросла вследствие роста как инвестиционного спроса, так и импорта полуфабрикатов для дальнейшей переработки и реэкспорта. Последний фактор является также важной причиной активизации импорта тексти-

ля и изделий из него. Устойчиво растет доля импорта потребительских товаров. Увеличение доли импорта транспортных средств связано и с повышением внутреннего спроса, и с развитием реэкспорта в страны СНГ. В структуре внешней торговли Эстонии реэкспорт вообще играет важную роль. В последние годы на него приходится около '/з стоимости экспорта. Если в начале реформ он состоял преимущественно из лома металлов и минерального сырья, то в настоящее время основными реэкспортными товарами являются продукция машиностроения и текстиль, импортируемые в Эстонию для переработки и последующего экспорта. Из-за высокой доли реэкспорта товарные структуры импорта и экспорта республики довольно схожи на агрегированном уровне.

Внешняя торговля и монетарная политика

Эстония пыталась проводить свою собственную монетарную политику уже с середины 1990 г. путем либерализации цен и оплаты труда. Как следствие покупательная сила рубля в Эстонии была наименьшей в Советском Союзе, что позволяло защитить внутренний рынок республики в условиях тотального дефицита. После того как в начале 1992 г. в России были отпущены цены на большинство видов промышленной продукции и сырьевых ресурсов, в Эстонии ускорился рост цен на факторы производства. Тогда же были окончательно освобождены внутренние цены (за исключением коммунальных услуг, транспорта, энергии и связи). В результате рост цен в первом полугодии 1992 г. составил 536%. Неновый шок сопровождался разрывом хозяйственных связей со странами СНГ, резким снижением спроса на продукцию крупных предприятий. В 1991 г. ВВП уменьшился на 23,6%, в 1992 г. - на 14,2%. В этих условиях в Эстонии была проведена денежная реформа с введением в обращение полностью конвертируемой национальной валюты - эстонской кроны, обменный курс которой был жестко привязан к курсу немецкой марки в соотношении 8:1. Денежная- база (деньги в обращении и резервные счета коммерческих банков в центральном банке) полностью обеспечивалась золотовалютными резервами Банка Эстонии (режим валютного комитета), который стал независимым от правительства и не имел нрава кредитовать его расходы.

На момент введения кроны ее курс был, по разным оценкам, в 4-10 раз ниже, рассчитанного на основе паритета покупательной способности по отношению к основным конвертируемым валютам'. Занижение курса кроны предполагало создание благоприятных условий для дальнейших реформ и экономического роста: повышение конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с дорогим импортом, более плавное приближение внутренних цен к мировому уровню, формирование равновесной структуры относительных цен.

В результате проведения денежной реформы в республике возникла принципиально новая экономическая среда. Важнейшей целью Банка Эстонии стало обеспечение конвертируемости кроны и стабильности обменного курса. Принятое законодательство укрепило доверие к эстонской кроне, что стимулировало приток иностранных инвестиций. Конвертируемость кроны и привязка ее курса к немецкой марке позволили создать современную систему внешнеторговых расчетов, минимизирующую курсовой риск по торговым сделкам лишь колебаниями западных валют. Ожидания девальвации кроны не влияли на текущее поведение торговых партнеров, поскольку процедура девальвации по закону требует решения парламента, что дает достаточно времени для учета изменившихся условий.

Проблемы внутренней инфляции. Валютный курс эстонской кроны не менялся с момента денежной реформы. Однако недооценка кроны и ряд других факторов привели к существенному росту внутренних цен (см. рис.) С начала реформы по июнь 1996 г. индексы роста промышленных и потребительских цен составили соответственно 364 и 464%.

Инфляция в Эстонии в основном определяется ростом издержек производства. Инфляция спроса до последнего времени была невысокой, что достигалось сбалансированностью монетарной и фискальной политики. Важным фактором инфляции является рост административно регулируемых цен на электроэнергию, отопление, коммунальные услуги, услуги связи. Их повышение происходило скачками и заметно влияло на общий темп инфляции начиная с 1994 г. Факторами инфляции спроса служат увеличивающийся спрос нерезидентов на внутреннем рынке Эстонии и рост цен (в долларовом выражении) на продукты питания и другие товары эстонского экспорта в Россию, что отражается и на уровне цен внутреннего рынка.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.