Экономика современного гостиничного комплекса
Реферат по
экономике и предпринимательству
в социально культурном сервисе и
туризме.
Новосибирск 2008
В последние годы в России сфера услуг динамично развивается
по всем направлениям, в особенности в плане человеческого сервиса, то есть по
обслуживанию населения услугами личного потребления. Бум развития характерен и
для отрасли туристско-гостиничных услуг. Создание современной индустрии
туризма невозможно без развитой инфраструктуры по обслуживанию туристов.
Важное место в ней занимает гостиничное хозяйство.
На практике и в теории широкое распространение находит
понятие «индустрия гостеприимства». В рыночной экономике под индустрией
гостеприимства понимается предпринимательская деятельность на рынке услуг,
связанная с обслуживанием гостей. Последними могут быть туристы,
командировочные работники, представители бизнеса, отдыхающие, клиенты, решающие
личные и семейные интересы. Индустрия гостеприимства включает в себя также
организацию общественного питания, физкультурно-спортивных и других
развлечений, парки отдыха и гостиницы.
Кстати, многие годы назад гостиница называлась «приезжим
домом (двором)» с обязательной прислугой, комнатами для приезжих, сменными
лошадьми для дальнейшего следования, часто с питанием клиентов, при этом заботы
слуги или прислуги назывались «услужением», отсюда и «современная услуга».
Сегодняшние гостиницы, как правило, являются гостиничными комплексами,
которые занимаются многопрофильной предпринимательской деятельностью и
обеспечивают клиентов как материальными услугами, так и услугами
нематериального характера: проживание, питание, услуги связи, бытовые услуги,
медицинские, спортивные, развлекательные и другие информационные услуги.
Гостиничным комплексам как хозяйствующим субъектам присущи
все законы и принципы рыночной экономики. Свою деятельность они осуществляют в
конкурентной среде, стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос на
свои услуги и проводят маркетинговые исследования.
В своём реферате
я бы хотела рассмотреть экономику современного гостиничного комплекса: его
затраты и прибыль.
1. Понятие о гостиницах и их функциональное назначение
В экономической литературе и на практике однозначного подхода
к определению понятия «гостиница» не существует. Чаще всего, его связывают с
производными от: латинского слова «hospitalis» (гостеприимный), английского «hospitality» (гостеприимство), французского «hospice» (странноприемный дом). Существуют
и другие точки зрения, но общим, сущностным для них является то, что гостиницы
представляют собой предприятия, предоставляющие людям, находящимся вне дома,
комплекс услуг, важнейшие среди которых — услуги размещения и питания.
Гостиницы являются необходимым элементом социальной сферы и
играют большую роль в повышении эффективности общественного производства и,
собственно, росте жизненного уровня населения. Гостиничный бизнес — одна из
наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, несущая в себе огромный
потенциал для российского рынка и способная приносить устойчивый доход в
бюджеты всех уровней. Поэтому, не случайно, с каждым годом растет количество
гостиниц как в нашей стране, так и за рубежом.
Гостиницы
являются многофункциональными предприятиями в сфере сервиса. Несомненно, что
основной их функцией является предоставление клиентам жилья, что включает в
себя выполнение основных элементов технологического процесса обслуживания
гостей: бронирования, регистрации по прибытии, предварительной оплаты
размещения в номере; обслуживания на этажах. Наряду с этим в гостиницах
оказываются информационные и транспортные услуги, услуги общественного питания
(рестораны, кафе, бары, буфеты), услуги игорных заведений (казино, игровые
автоматы, видеоигры) и центров досуга (экскурсии, встречи, концерты, кружки по
интересам). Для комплексного обслуживания проживающих организуются спортивные
и оздоровительные мероприятия, ярмарки и фестивали, проводятся торжественные
приемы и банкеты.
2. Классификация гостиниц
Существует международная классификация гостиниц, а также
классификация гостиниц, принятая в каждой стране.
Классификация (типология) гостиниц, получившая
распространение в мировой практике гостиничной индустрии, приведена в таблице
1.1.
В России гостиницы классифицируются по категориям. Принципы
такой классификации изложены в «Положении о критериях классификационных
требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации» и ГОСТе Р50645-94
«Туристско-экскурсионное обслуживание». Согласно этим документам все гостиницы
подразделяются на 5 категорий с присвоением им от одной до пяти звезд, а
мотелям — от одной до четырех звезд.
Независимо от категоричности установлены минимальные требования
к гостиницам, которые можно объединить в следующие группы.
1. Наличие зданий и прилегающих к ним территорий (вход для гостей,
автостоянка).
2. Обязательное техническое
оборудование (аварийное
освещение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха,
внутреннее радиовещание, лифт, телефонная связь в номерах, телефоны
коллективного пользования).
Таблица 1.1 Международная классификация гостиниц
Тип гостиницы
|
Характеристика
|
1
|
2
|
Отель-люкс
|
По вместимости данный тип гостиниц относится к малым
или средним предприятиям. Обычно располагается в центре города. Хорошо
обученный персонал обеспечивает высокий уровень сервиса самым требовательным
клиентам, которыми являются участники конференций, деловых встреч, бизнесмены,
высокооплачиваемые профессионалы. Характерна высокая цена номера, включающая
всевозможные виды обслуживания
|
Гостиница среднего класса
|
По вместительности больше отеля-люкс (400-2000
мест). Располагается в центре города или городской черте. Предлагает
достаточно широкий набор услуг, и цены на них равны уровню цен региона
расположения или несколько выше. Рассчитана на прием бизнесменов, туристов,
участников конгрессов, конференций и т. д.
|
Гостиница апартамент (аппарт-отель)
|
По вместимости это предприятие малых или средних
размеров (до 400) мест. Характерна для крупного города с непостоянным
населением. Предоставляет квартирный тип номеров, используемых в качестве
временного жилья, чаще всего на базе самообслуживания. Цена в данном типе
гостиниц обычно варьируется в зависимости от сроков размещения. Обслуживает
семейных туристов и бизнесменов, коммерсантов, останавливающихся на
длительный срок
|
Гостиница экономического
класса
|
Предприятие малой или средней вместимости (до 150 и
больше мест). Располагается вблизи транспортных магистралей. Характерное
простое и быстрое обслуживание, ограниченный набор услуг. Потребители —
бизнесмены и индивидуальные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе и
стремящиеся к фактической оплате потребляемых ими услуг, предусматривающей
невысокий процент надбавки за обслуживание
|
Отель-курорт
|
Предприятие со значительными различиями по вместимости,
предлагающее полный набор услуг гостеприимства. Кроме того, включает комплекс
специального медицинского обслуживания и диетического питания. Располагается
в курортной местности
|
Мотель
|
Простые одноэтажные или двухэтажные сооружения,
расположенные вне городской застройки, в пригороде, у автомагистралей. Это
малые или средние предприятия (до 400 мест). Характерен средний уровень
обслуживания при небольшом количестве персонала. Клиентами являются разные
категории туристов, но с акцентом на познавательный автотуризм
|
Частная гостиница типа «ночлег и завтрак»
|
Широкое распространение данный тип гостиниц получил
в США. Это гостиница малой, иногда средней вместимости. Расположена в
пригороде или сельской местности. В обслуживание, как правило, входят
завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Клиентами являются
коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к домашнему уюту
|
Отель-гарни
|
Предприятие, предоставляющее клиентам ограниченное
количество услуг: размещение и континентальный завтрак
|
Пансион
|
Предприятие с простым стандартом и ограниченным спектром
услуг. В отличие от отелей-гарни, здесь предоставляются завтраки, обеды и
ужины. Однако услуги питания могут получить только проживающие клиенты
|
Ротель
|
Передвижная гостиница, представляющая собой вагон с
одно- и двухместными отсеками, в которых расположены спальные кресла. Имеется
отсек для переодевания, туалет, кухня, холодильник
|
Ботель
|
Небольшая гостиница на воде, в качестве которой
используются соответствующим образом оборудованные судна
|
Флотель
|
Крупная гостиница, часто называемая «курортом на
воде». Туристам предлагают комфортабельные номера с большим набором услуг:
бассейн, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащения для подводного
плавания и охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов и конференций,
библиотеки. В последнее время часто используется для организации
бизнес-туров, конгресс-туров, конгресс-круизов, обучающих туров
|
Флайтель
|
Аэрогостиница или «летающий отель». Чрезвычайно дорогой
и немногочисленный тип гостиниц. Оборудован посадочной площадкой и связью с
метеослужбами
|
3. Номерной фонд, доля мест в одно- и двухместных номерах,
наличие многокомнатных номеров (апартаментов), площадь номеров, наличие
санузлов в номерах.
4. Техническое оснащение (двери, замки, охранная сигнализация, средства
контроля за безопасностью, звукоизоляция, освещение, электророзетки,
отопление, наличие регулятора кондиционирования воздуха, телефонная
аппаратура, таймера радиоприемника, телевизора, холодильника, мини-бара,
мини-сейфа).
5. Оснащение мебелью и инвентарем (наличие комплекта постельных
принадлежностей и белья, прикроватного коврика, ковров и ковровых покрытий
пола, прикроватной тумбочки, шкафа, вешалки для верхней одежды и головных
уборов, стульев, кресел, столов (письменного, журнального), полки для багажей,
подставки под телевизор, плотных занавесок или жалюзи, обеспечивающих
затемнение помещения, зеркала, щеток (одежной, сапожной), комбинированного
ключа (для открывания бутылок), графинов, стаканов, набора посуды для
мини-бара, пепельниц, информационных материалов в номере, наборы письменных
принадлежностей, противопожарной инструкции, инструкции о действиях в экстремальных
условиях, характерных для данного места.
6. Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера
(наличие зеркала
и полки для туалетных принадлежностей, занавески в ванной, коврика, фена,
полотенцедер-жателя, крючков для одежды, полотенец (на каждого гостя), махровой
простыни, банной шапочки (на каждого гостя), банных тапочек (на каждого гостя),
салфеток, туалетной бумаги, крышки и щетки для унитаза, корзин для мусора,
пакетов для предметов гигиены).
7. Санитарные объекты общего пользования (туалеты, оборудование туалетов,
ванных комнат, душевых).
8. Общественные помещения (наличие мебели, специальных
напольных покрытий, декоративного озеленения, художественных композиций,
музыкального вещания, газет, журналов, сейфа, гардероба в вестибюле, гостиных,
помещений для просмотра телепередач, залов для культурных (деловых)
мероприятий с оборудованием для синхронного перевода, аудио- и
видеоаппаратурой, бизнес-центра, спортивно-оздоровительного центра,
плавательного бассейна, медицинского кабинета, парикмахерской, комнат бытового
обслуживания, магазинов, торговых киосков и т. д.).
9. Помещения для предоставления услуг питания (рестораны, кафе, бары).
10. Услуги (работа службы приема багажа, швейцара, подноска багажа,
утренняя побудка, уборка номеров и кроватей, вечерняя подготовка номера, смена
постельного белья, полотенец, стирка и глажение, химчистка, мелкий ремонт
одежды, чистка обуви, почтовые и телеграфные услуги, вручение корреспонденции
гостям, машинопись, копирование документов, услуги секретаря, стенографиста,
посыльного, предоставление для пользования компьютеров, электронных средств
связи, видео- и аудио-оборудования, хранение ценностей в сейфе администрации,
хранение багажа, обмен валюты, организация встреч и проводов, вызов такси,
прокат автомобилей, парковка (персоналом гостиницы) и подача из гаража
(стоянки) к подъезду автомобиля гостя, техническое обслуживание автомобилей
гостей, бронирование билетов на различные виды транспорта, бронирование и
(или) продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия,
туристские и медицинские услуги).
11. Услуги питания (обслуживание, возможность предоставления питания (завтрак,
двухразовое питание, трехразовое питание), время предоставления завтрака,
бронирование мест в ресторане, обслуживание в номере).
12. Требование к персоналу и его подготовке (наличие письменных стандартов
для персонала, квалификации, знание иностранных языков, медицинские
требования, внешний вид, требования к поведению).
Кроме приведенных классификаций, как зарубежные, так и
Российские гостиницы могут быть классифицированы по различным критериям (табл.
1.2).
Приведенные
классификации гостиниц носят несколько условный характер, так как практика
гостиничного бизнеса постоянно развивается и обновляется, приводя к
объективной необходимости и возможности появления новых классификаций.
3. Состав затрат на содержание гостиницы
Экономико-учётный механизм управления представляет способ
регулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятия
(организации), включающий систему экономических и учётных рычагов. К ним
относятся цены, тарифы, доходы, расходы (затраты), прибыль, кредиты, налоги и
т. п., которые подлежат обязательному учёту и используются в качестве
регулятора экономики предприятия и воздействия на экономические процессы
хозяйствующих субъектов.
Учётный механизм управления является основой микроэкономического
анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов: малых,
средних и крупных предприятий, в том числе и гостиничных комплексов. Основная
масса информационной базы учёта относится к измерению натуральных и
стоимостных оценок ресурсов предприятия, используемых для определения затрат и
себестоимости единицы гостиничных услуг на его производство и продажу.
Себестоимость услуги представляет собой стоимостную оценку
используемых при ее оказании затрат на сырьё, материалы, топливо, энергию,
амортизацию основных средств, трудовые ресурсы и другие затраты, необходимые
для оказания услуг. Исходя из этого, формирование себестоимости услуги
представляет собой суммирование затрат организации, связанных с процессом оказания
услуги и относящихся к определенному отчетному периоду и объекту
калькулирования. Себестоимость одной единицы услуги, как и себестоимость всего
объёма реализованных услуг, определяется на основании следующих экономических
принципов:
1. Расходы связаны с осуществлением предпринимательской
деятельности.
Данный принцип вытекает из самого понятия себестоимости: в
себестоимость услуги включаются все затраты, связанные с процессом оказания
услуги. Те затраты, которые не имеют непосредственного отношения к
производственной деятельности, относятся к категории непроизводственных
расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|