|
Потребление (спрос) и производство (предложение) — этапы одного процесса. Целый ряд исследователей считает, что отношение людей к средствам потребления стало более важным, чем отношения к средствам производства, забывая, что последнее обеспечивает доступность первого. В конечном счете, уровень потребления определяется развитием производства, производительных сил. Потребительский спрос Потребительский спрос выступает ведущим фактором экономического роста индустриальных стран Запада. Его влияние более значительно в малых странах, где довольно ограничен потенциал внутреннего рынка производственных товаров. Активный потребительский спрос создает предпосылки для увеличения занятости, так как обычно основная масса рабочей силы сосредоточена на предприятиях, экономическая деятельность которых стимулируется спросом населения. Они часто имеют более высокую трудоемкость в силу их социальной и технологической специфики. Структура частного (личного) потребления. Основу потребительского спроса составляет личное потребление (63—64%). Приобретение товаров и услуг выступает неотъемлемой частью повседневной жизни жителей западных стран. В течение длительного исторического периода основную долю потребительских расходов населения составляли продукты питания и одежда. В Англии в конце XVIII в. они превышали 93%, в начале XX в. — 91, в конце 30-х годов — свыше 35% расходов домашних хозяйств. В последние десятилетия произошли существенные изменения в структуре стоимости личных потребностей. Относительно сократились первичные потребности, в то время как потребности более высокого порядка расширились. Это привело к усилению эластичности между спросом и уровнем доходов. В вещественной структуре спроса важная роль принадлежит потребительским товарам длительного пользования, к которым относятся предметы домашней обстановки, мебель, бытовые электроприборы и радиоэлектроника, автомобили, книги, драгоценности, спортинвентарь. Крупнейшее место по объему спроса занимают автомобили и бытовая техника, в частности, персональные ЭВМ. В ряде стран персональные компьютеры стали массовым потребительским товаром. Свыше 1/3 домашних хозяйств США и 1/4 в Британии имеют их. Большей частью они используются для развлечений, а также для информации и расчетов по домашнему хозяйству. Важнейшим товаром, поглощающим значительную часть потребительского спроса, выступает жилье. Высока зависимость от потребительского спроса у третичного сектора экономики западных стран, в том числе в связи с тем, что эксплуатация товаров длительного пользования невозможна без организации сети услуг. Темпы прироста частного потребления западных стран в 80—90-е годы замедлились по сравнению с предыдущими десятилетиями. На это повлияло насыщение рынка первичных потребностей и достижение достаточно высокого уровня социально обусловленных потребностей, а также изменение социально-экономической обстановки. Структура частного потребления | ||||||||||||||||||||||||||
|
США |
Британия |
Япония |
||||||||||||||||||||||||
1982 |
1995 |
1982 |
1995 |
1982 |
1995 |
||||||||||||||||||||||
Продукты, напитки |
19.4 |
15.1 |
26.2 |
19.5 |
23.6 |
17.8 |
|||||||||||||||||||||
Одежда, обувь |
5.8 |
5.2 |
6.4 |
5.8 |
7.0 |
5.8 |
|||||||||||||||||||||
Жилье, коммунальные услуги |
17.0 |
14.1 |
22.2 |
19.3 |
18.3 |
21.7 |
|||||||||||||||||||||
Транспорт, связь |
8.4 |
8.9 |
4.4 |
5.1 |
10.1 |
11.1 |
|||||||||||||||||||||
Мебель, бытовая техника |
14.6 |
14.5 |
2.1 |
1.8 |
5.8 |
5.0 |
|||||||||||||||||||||
Другие товары и услуги |
34.8 |
42.2 |
38.6 |
49.6 |
34.6 |
37.9 |
Факторы потребительского спроса. Структура и масштабы личного потребления определяются величиной доходов населения, уровнем занятости, уровнем богатства и другими факторами. В краткосрочном периоде общая экономическая обстановка играет ключевую роль в развитии потребительских рынков. В долгосрочном плане на него большее воздействие оказывают изменения в структуре населения и рабочей силы, определяемой возрастом и устройством жизни, структурой домашних хозяйств, миграцией населения. Наибольшее влияние на потребительский спрос оказывает население в возрасте 25—45 лет. В этот период жизни людей формируются домашние хозяйства и достигаются высокие доходы.
1. Основная масса наемной рабочей силы в индустриальных странах состоит из квалифицированной рабочей силы, оплата которой достаточно высока. Так, в 1995 г. стоимость рабочей силы в обрабатывающей промышленности Германии превышала 28 долл. в час, в Швейцарии — 25, Японии — 22, США, Франции — 18, Италии — 17 долл. в час. Номинальная зарплата составляет 72—76% доходов в Британии, США и Канаде, 63—64% — в Германии, Швеции, где пособия и социальные выплаты составляют 16—29%.
Заработная плата во многом определяет объем всего потребительского спроса. Во многих странах в 70—80-е годы произошло сокращение реальной зарплаты, что не могло не сказаться на темпах потребительского спроса.
Динамика реальной часовой зарплаты рабочих обрабатывающей промышленности (1985 г. *100)
1979
1987
1990
1995
Страны ОЭСР
всего
93.8
99.8
100.9
94.7
США
104.1
98.5
93.8
92.1
Япония
93.5
102.3
112.3
118.5
Западная Европа
89.4
101.3
96.3
89.3
ЕС
91.0
103.5
107.4
112.7
2. Изменения в динамике заработной платы привели к заметным структурным сдвигам в распределении доходов населения. Несмотря на значительное повышение уровня благосостояния населения во второй половине текущего столетия, разрывы в доходах между различными слоями населения оставались большими. В начале 80-х гг. они колебались в пределах 4,5—9 раз между 20% самых богатых и самых бедных людей. В распоряжении 20% самых богатых людей сосредотачивается от 37 до 50% всех доходов. Наибольшее неравенство в доходах отмечается в США и ФРГ, а наибольшая степень равенства — в Швеции.
В отличие от послевоенных десятилетий последняя четверть века характеризовалась увеличением разрывов в распределении доходов между различными слоями населения промышленно развитых стран. В этот период стала преобладать тенденция, когда богатые становились богаче, а бедные — относительно беднее. Так, коэффициент Джини в распределении доходов семей в США за 1970—1990 гг. поднялся с 0,401 до 0,435. Наряду с вышеотмеченной тенденцией практически во всех странах достаточно ясно обозначилось замедление роста доходов средней группы населения (средний класс).
ЕС
ФРГ
Британия
США
Швеция
Верхний квинтель
39.9
38.7
39.5
41.9
36.9
Второй квинтель
24.0
24.1
25.0
25.0
24.5
Третий квинтель
17.5
17.8
18.2
17.1
17.4
Четвертый квинтель
12.1
12.7
11.5
11.О
13.2
Нижний квинтель
6.5
6.8
5.8
4.7
8.0
По данным национальных статистик, наибольший уровень бедности отмечается в США и Канаде, а наименьший — в Скандинавских странах. Но если оценивать уровень бедности по среднему доходу на базе покупательной способности валют, то в США к бедным будет относиться 18,4 %, в Германии — 18.6, во Франции — 20, Британии — 30,4, в Италии — 35,2 % населения. Увеличение доли бедных сдерживает рост потребительского спроса. Малоимущие слои населения основную часть получаемых ими средств расходуют на предметы первой необходимости, которые обладают слабой эластичностью не только к росту цен. но и к возможностям их замещения.
3. Изменения в личном богатстве (жилье, акции, облигации) в большей мере оказывают влияние на потребительские расходы, чем изменения в доходах. Так, в Британии в течение 1982— 1995 гг. увеличение личного богатства на 3 % и более приводило к увеличению потребительских расходов на 2,5 %. В отношении распределения богатства в промышленно развитых странах отмечались неоднозначные изменения. Они произошли в основном в рамках 10 % самых богатых домашних хозяйств. Так, по данным Федеральной резервной системы США, в 1992г. 1 % самых богатых домашних хозяйств владел 30,4 % чистого национального богатства страны по сравнению с 36,8 % для следующих 9 % домашних хозяйств. В 1989г. 1 % самых бога-тых домашних хозяйств концентрировал 37,1 % богатства. Доля остальных 10 %-ных групп хозяйств изменилась мало. За 1983— 1992 гг. реальное чистое богатство 90 % домашних хозяйств увеличилось только на 3,2 %. Незначительное увеличение богатства подавляющей части населения явилось одной из причин медленных темпов роста потребительского спроса и соответственно увеличения ВВП.
4. Существенную роль в формировании спроса играет потребительский кредит. Противоречия между предложением и спросом вызвали увеличение продаж в рассрочку. Частичное перераспределение денежных фондов позволяет создать дополнительный платежеспособный спрос населения, что способствует ускорению реализации продукции и сокращению сроков обновления ассортимента потребительских товаров и услуг. Без потребительского кредита сбыт определенной части общественного продукта был бы невозможен. Рост потребительского кредита имеет определенные пределы. Уже в начале 90-х годов в США потребительский долг составлял 1/5 часть семейного располагаемого дохода, в Британии личная задолженность по отношению к валовому личному доходу за 1980—1995 гг. возросла с 50% до более чем 100%. Рост личной задолженности сам по себе становится фактором, сдерживающим рост потребления.
Производственный спрос
Производственный спрос занимает ключевое положение в совершенствовании производительных сил. Он предъявляется на орудия и предметы труда, в которых воплощается научно-технический прогресс общества. На его масштабы оказывает влияние межотраслевая и внутриотраслевая специализация производства. Величина производственного спроса определяется объемом производственных капиталовложений. Их годовой объем за 1970—1990 гг. увеличился в 1,8 раза (США). Норма накопления в индустриальных странах Запада за этот период снижалась, составляя свыше 16% в 70-с годы, 13,6 — в 80-с годы и 14% ВВП - в 1990-1993 годы.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.