Меню
Поиск



рефераты скачать Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду

На первый взгляд похожие друг на друга понятия имеют и некоторые смысловые различия.

1. ОВОС ‑ это "процедура учета" экологических требований (или обоснование ‑ информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), то ЭЭ ‑ "установление соответствия" этим требованиям уже готового проекта... и "определение допустимости" принятия решения о его реализации (т.е. разрешение ‑ административная мера).

2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего, государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства.

3. Целью ОВОС является "выявление и принятие" (т.е. разработка) необходимых природоохранных мер, в то время как цель ЭЭ ‑ "предупреждение" (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры.

Не имеющее пока нормативно-правового закрепления, понятие "экологическое обоснование" (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии (Минприроды) РФ как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: "доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду"). Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в ещё большей степени, чем экологическая оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являющееся его составной частью (часто даже предшествует ей).

Рассматривая организационный ряд ("жизненный цикл проекта"): обоснование ‑ проектирование ‑ экспертиза ‑ решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из выше определяемых мероприятий. Так, экологическое обоснование ‑ предваряет проектирование, являясь его начальной стадией; ОВОС (экологическая оценка) ‑ или входит как составная часть в проект, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы; экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта. Существует и ещё одно мероприятие, выходящее за рамки проектной стадии жизненного цикла хозяйственной деятельности, относящееся уже к его реализации, т.е. действующему объекту. Речь идет об экологическом аудировании.

Стремительно вторгающееся в российскую практику, новое для нас экспертное мероприятие, выходит за рамки не только проектной стадии, но и меры чисто экологической направленности. Также не имея нормативно-правового закрепления в российском экологическом законодательстве, "экологическое аудирование" (ЭА) по-разному определяется отечественными специалистами, в частности:

        как объективный независимый анализ, оценка разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности;

        как предпринимательская деятельность..., заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия....

Устоявшегося определения ЭА не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации, обзорная оценка, экологическая ревизия, проверка соответствия экологическим требованиям и т.д. (audit, review, survey, surveillance, assessement). Наиболее часто приводят два определения ЭА:

        инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система... и функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля..., а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям...;

        систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями.

По своей сути ЭА является ни чем иным, как эколого-экономической экспертизой послепроектной стадии жизненного цикла действующего объекта (хозяйственной деятельности).

В самое последнее время в России появился ещё один термин, в рамках которого делается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложено называть "экологическим сопровождением хозяйственной деятельности" (ЭСХД). По другому, более точным будет не "экологическое сопровождение". а "экологическое регламентирование хозяйственной деятельности" (ЭРХД).

Из всего многообразия представленных понятий в рамках данной работы обсуждается только экологическая экспертиза, так как именно она юридически закреплена в российских нормативно-правовых документах. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ).

3.1. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)


Экологическая экспертиза — установление соответствия наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требо­ваниям и определение допустимости ее осуществления в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, эко­номических и иных последствий. Порядок организации и проведения экологической экспертизы определен Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Экологическую экспертизу могут проводить государственные структуры и общественные организации. В том случае, когда эко­логическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами, она называется ГЭЭ.

Специально уполномоченными Правительством РФ государ­ственными органами в области экологической экспертизы является некий федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (в настоящее время — МПР России), кото­рые имеют исключительное право на проведение ГЭЭ и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области ее организации и проведения. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об экологической Экспертизе» ГЭЭ осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Прове­дение ГЭЭ обязательно для всех проектов хозяйственных объектов, а также для планов и программ территориального и отрасле­вого развития, нормативно-технических документов, законодательных актов и др. Таким образом, она требуется как на уровне проек­тов, так и на уровне стратегических документов.

Проведение ГЭЭ регламентируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а также рядом подзаконных актов, уточняющих его положения. В этих положениях определены требо­вания к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Конкретные требования, учитывающие отраслевую и ведомственную специфику, отражены в многочис­ленных нормативных документах, рассматривающих экологические вопросы при проектировании и строительстве различных объек­тов, в том числе охраны воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, почв и недр, растительного и животного мира, природно-культурного наследия и пр.

Общие требования к ОВОС, проводимой заказчиком, опреде­ляются рамочным «По­ложением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Эти требования развиты в более поздней редакции Федераль­ного закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ и конкретизируются в многочисленных нормативно-право­вых актах (Земельном, Лесном, Водном и Градостроительном ко­дексах, законах, Указах Президента РФ и постановлениях Прави­тельства РФ, приказах министерств и ведомств, ГОСТах, СНи-Пах, других нормативных актах). Перечисленные документы не толь­ко формулируют различные требования к намечаемой деятельнос­ти и ее воздействию на окружающую среду, но и к порядку при­нятия тех или иных решений, аттестации методик расчетов и т.д. Приказом Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397 утвержден подробный «Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснова­ния хозяйственной и иной деятельности».

Законодательством определено, что экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

·                   презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

·                   обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реали­зации объекта экологической экспертизы;

·                   комплексности оценки воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

·                   обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

·                   достоверности и полноты информации, представляемой на эко­логическую экспертизу;

·                   независимости экспертов экологической экспертизы при осу­ществлении ими своих полномочий в области экспертизы;

·                   научной обоснованности, объективности и законности заклю­чений экологической экспертизы;

·                   гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

·                   ответственности участников экологической экспертизы и заин­тересованных лиц за организацию, проведение, качество экологи­ческой экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза, в том числе повтор­ная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчикам материалов требованиям Федерально­го закона «Об экологической экспертизе» и других нормативно-правовых документов, установленному Правительством РФ порядку проведения.

Документация, предмет экспертизы анализируются экспертной комиссией, формируемой специально уполномоченным органом. Результатом ГЭЭ является заключение, которое может быть поло­жительным или отрицательным, причем положительное заключе­ние является одним из необходимых условий для осуществления намечаемой деятельности.

Перечень объектов, для которых проведение ГЭЭ обязательно, определяется ст. 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Этот перечень чрезвычайно широк, охватывает мно­гочисленные виды документации проектного и стратегического уровней. К тому же ст. 11 допускает расширительное толкование, поскольку содержит ссылку на «иные виды документации, обо­сновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая спо­собна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружаю­щую среду».

Наиболее подробно порядок проведения ГЭЭ регулируется «Ре­гламентом проведения государственной экологической эксперти­зы» (утвержден Приказом Госкомэкологии России от 17.06.97 № 280). Регламент определяет порядок представления документа­ции на экспертизу, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами — членами комиссии и специально уполномоченным органом, по­рядок утверждения заключения экспертизы и пр.

Участниками (субъектами) ГЭЭ выступают:

·                   специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Минприроды России);

·                   экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом по проведению экспертизы;

·                   заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.

Государственной экологической экспертизе подлежат все пред­плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и Мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принад­лежности, а также экологические обоснования лицензий и серти­фикатов.

Созданию и регистрации предприятий с иностранными инвес­тициями, связанных с проведением крупномасштабного строитель­ства или реконструкцией, осуществление которых может оказы­вать вредное воздействие на природную среду, должна предше­ствовать экологическая экспертиза на федеральном уровне в слу­чае, когда объем иностранных инвестиций превышает 500 тыс. долл. и на уровне субъекта Российской Федерации в случае меньшего объема инвестиций.

Объектом экологической экспертизы является предпроектная, проектная или иная документация, описывающая намечаемую деятельность. Она должна содержать в своем составе (Федераль­ный закон «Об экологической экспертизе», ст. 14):

·                   материалы оценки воздействия на окружающую среду;

·                   положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

·                   заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

·                   материалы обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Анализ сопоставления объектов экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации показывает, что объекты экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъек­та Российской Федерации в пределах своей компетенции похожи. Однако ряд объектов экологической экспертизы присутствует толь­ко на федеральном уровне.

Хотелось бы подчеркнуть, что экологическая экспертиза мате­риалов комплексного экологического обследования участков тер­риторий, обосновывающего придание этим территориям правово­го статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий, проводится только на федеральном уровне.

Также на федеральном уровне проводится ГЭЭ документации по объектам, намечаемая деятельность которых затрагивает инте­ресы нескольких субъектов Российской Федерации. Примером яв­ляется документация по строительству Балтийской трубопровод­ной системы (БТС).

Исключительно на уровне субъекта федерации проводится экологическая экспертиза всех видов градостроительной документа­ции, в том числе:

·                   схемы и проекты районной планировки административно-тер­риториальных образований;

·                   генеральные планы городов, других поселений и их систем;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.