Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду
Федеральное
агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ
ВПО
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА»
Уфимский
филиал
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: "Правовые основы государственного и муниципального
управления"
на
тему: "Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия
на окружающую среду".
Выполнила:
студентка
3 курса
очного
отделения
факультета
СПО
спец.
«ГМУ», гр.3/9
Шайхлисламова
Альмира.
Проверила:
ст.
преп., доцент, к.и.н.
Нуртдинова
З.Н.
УФА
– 2008
План:
Введение
1.
Экологическая
обстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды
2.
Экологическая
политика и экологическое законодательство РФ
3.
Экологическая
экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и экологическое аудирование
3.1. Государственная ЭЭ
3.2. Общественная ЭЭ
3.3. Государственный экологический контроль
4.
Экономическое
стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
Заключение
Библиография
Введение
Одним из
важнейших факторов в жизни человека является экологическая обстановка. Человек,
наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию
в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно,
после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной
деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге
оказало неблагоприятное влияние на самого человека.
Современная эпоха
имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня за ней все
чаще закрепляется определение «эпоха глобальных проблем». В этом названии —
свидетельство растущей взаимозависимости всех стран нашего противоречивого
мира.
Глобальные
проблемы — проблемы, касающиеся всего человечества. Они затрагивают
взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и
природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности. К их числу
относятся прежде всего:
·
экологическая
проблема, связанная с разрушением природной среды;
·
энергетическая
и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых и других
природных ресурсов планеты;
·
проблемы
Мирового океана, связанные в первую очередь с уменьшением его биологической
продуктивности и загрязнением и др.
Экологическая
проблема как неизбежный результат производства и потребления, сопровождает
общественное развитие на всем его протяжении. Для того чтобы предотвратить
экокризис, необходимы: новое мировосприятие, новая система ценностей, новая
философия, новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях.
В России до
второй половины 80-х годов решения по развитию и размещению производительных
сил принимались практически без учета экологических факторов. В связи с этим к
концу XX века в стране возникла напряженная экологическая обстановка, а в
отдельных районах и городах создалось кризисное, а подчас и катастрофическое
положение. В ряде мест необратимая деградация окружающей среды зашла столь
далеко, что они стали непригодными для жизни и хозяйственной деятельности.
Спад производства
в 90-х годах в базовых отраслях экономики не дал заметного снижения фоновой
экологической нагрузки в промышленных центрах, городских агломерациях.
Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок (невыплата зарплаты,
угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров (из районов Крайнего
Севера, зон нестабильности), трудностей с обновлением оборудования (особенно
импортного), что ухудшает экологическую обстановку.
Актуальность темы
определяется тяжелым состоянием окружающей среды в России и необходимостью
обеспечения экологической безопасности населения.
Оздоровление
экологической обстановки в Российской Федерации затрагивает интересы каждого
гражданина нашей страны и относится к наиболее острым проблемам
жизнеобеспечения населения. Экологическая ситуация в России остается тревожной
и сопровождается ухудшением основных показателей здоровья населения, особенно
детей раннего возраста, снижением средней продолжительности жизни и ростом
смертности. Среди факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье
населения, экологический - стал одним из наиболее значимых.
Цель работы –
определить механизмы осуществления экологической экспертизы в России.
Курсовая работа
состоит из введения, 4 глав и заключения.
1.
Экологическая обстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей
среды
Все доступные
данные свидетельствуют о том, что экологическая обстановка в России – самая
неблагополучная на земном шаре. В период гласности по меньшей мере 200 городов
России были признаны экологически опасными для здоровья населения вследствие
загрязнения воздуха и вод. По программе «грязные города» около 30 городов были
отобраны для очистки от загрязняющих отходов производства, но эффект оказался
минимальным. Ежегодно в районе Норильска, где сосредоточены богатейшие
месторождения полиметаллических руд, в окружающую среду выбрасывается 2 млн. т
диоксида серы, почти 2 млн. т оксида меди, 19 млн. т закиси азота, почти 44
тыс. т свинца и огромное количество других опасных для здоровья человека
веществ. Продолжительность жизни в этом районе самая низкая в России. В одной
из местных больниц, по данным за шестилетний период, 90% пациентов страдали
различными заболеваниями легких. Эти болезни плохо поддаются лечению в условиях
слабой и устаревшей системы здравоохранения.
Завод по
переработке никелевых руд в городе Никель на Кольском п-ове настолько сильно
загрязняет окружающую среду, что соседняя Норвегия предложила выделить средства
на замену устаревшего оборудования. В советское время было засекречено до 50
ядерных предприятий, и только в 1994 выяснилось, что многие местности заражены
радиоактивными отходами. Взрывы отходов производства атомного оружия в
Челябинской области (1957) и атомного реактора Чернобыльской АЭС близ Киева
(1986) привели к радиоактивному заражению обширных территорий. Нередки случаи
аварий на нефте- и газопроводах. Широко распространено загрязнение вод стоками
промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 1990-х годах в России
неоднократно отмечались вспышки холеры из-за плохой очистки воды.
Россия, где на
сохранившиеся сплошные массивы ненарушенных экосистем приходится почти 65%
площади страны (11 млн. км2), имеет ключевое значение для глобальной
экодинамики. Вместе с некоторыми прилегающими территориями этот массив образует
крупнейший в мире Северный Евразийский центр стабилизации окружающей среды,
значение которого для восстановления биосферы Земли будет все больше
возрастать.
Однако 15%
территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе
взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и производства,
находится в неудовлетворительном экологическом состоянии, экологическая
безопасность здесь не гарантирована. При этом удельные показатели негативных
воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового
внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире.
Все это
подтверждает необходимость ведения экологической политики, как инструмента
предупреждения негативного воздействия человека на окружающую его среду.
2. Экологическая
политика и экологическое законодательство РФ
Государственная
экологическая политика Российской Федерации в области природопользования
должна быть направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны прав
граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на
пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого
экономического развития, а также на решение текущих социально-экономических
задач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите и
улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов.
Ее стратегическая цель — обеспечение неистощимого рационального использования и
охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и
будущего поколений людей на благоприятную среду обитания, создание основы
перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности
России.
Исходя из этой
цели, можно выделить следующие важные направления экологической политики
Российской Федерации в области природопользования:
1. Государственное
регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды,
которое должно включать совершенствование правовых и экономических рычагов
природопользования, поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающих
технологий, развитие сети особо охраняемых природных территорий, организацию
эффективного государственного и общественного контроля за исполнением
природоохранного законодательства.
2. Сохранение
жизнеобеспечивающих функций гео- и экосистем на основе поддержания таких
антропогенных нагрузок, при которых масштабы изъятия возобновляемых ресурсов
не превышают скорость их возобновления, а темпы использования невозобновимых
ресурсов соответствуют темпам разработки их устойчивой возобновляемой замены.
3. Приоритет
охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от неблагоприятного
воздействия антропогенных факторов, последовательное достижение на каждой
конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только принятым
сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе оценок, которая
учитывала бы генетическое здоровье населения.
4. Приоритет
вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития в разработке и
принятии политических и экономических решений; поддержание экологической
безопасности государства как важнейшего элемента национальной безопасности
Российской Федерации, включая предотвращение возможных опасных последствий при
развитии и размещении производительных сил в процессе природопользования.
5. Восстановление
свойств и функций гео- и экосистем, нарушенных в результате хозяйственной
деятельности человека, для улучшения экологического состояния среды и
рационального использования их природно-ресурсного потенциала.
Реализации
перечисленных направлений экологической политики должно способствовать
формирование эффективной системы органов государственного управления в области
ресурсопользования и охраны окружающей среды.
Российская
Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны
окружающей среды по общепризнанным принципам и нормам международного права и
положениям международных договоров РФ.
Одной из причин
негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового
инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что
вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует
улучшению качества окружающей среды. Понятно, что усилия, предпринятые в
какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за
экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях,
экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся
долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если
каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью
некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного
качества окружающей среды.
Каждое
экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской
Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно
быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как
составная часть в механизм управления качеством окружающей среды.
Правовые основы
государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие
сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение
благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов
в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления
правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от
10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и
природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а
также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон
«Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого
строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые
отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической
безопасности, рационального природопользования определены в действующих
законах, которые условно можно разбить на четыре группы: общие законопроекты
(ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.), блок
законопроектов по экологической безопасности, блок законопроектов по
радиационной безопасности населения, блок законопроектов по природным ресурсам.
С 1 января 1997
г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором в гл. 26
рассмотрены вопросы экологических преступлений.
С 1 июля 2002 г.
на территории Российской Федерации вступил в действие новый Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях. Вопросы защиты окружающей среды
затронуты в гл. 7 «Административные нарушения в области охраны собственности»
и гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной
среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
3. Экологическая
экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическое
аудирование (ЭА)
Экологическая
экспертиза и ОВОС являются одними из методов управления природопользованием и
охраной окружающей среды. Разграничим эти и другие понятия.
Закон Российской
Федерации “Об экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу
(ЭЭ) как “установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной
деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы”. При этом в действующем российском
законодательстве существует определение понятия “государственная экологическая
экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающей
природной среды”: "государственная экологическая экспертиза является
обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с
целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической
безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения,
осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую
природную среду". Комментарий к данному закону определяет экологическую
экспертизу как “организационно-правовую форму предупредительного контроля и ...
самостоятельный вид управленческой деятельности”, а эколого-правовой словарь,
прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению "... предварительную
проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации,
программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ ...
решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды
(ОС)".
Пока единственный
действующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС ‑
Положение "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской
Федерации" (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222),
определил оценку воздействия на окружающую среду как "процедуру учета
экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений
о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия
необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для
общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других
последствий реализации хозяйственной или иной деятельности".
Страницы: 1, 2, 3, 4
|