Меню
Поиск



рефераты скачать Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду

Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА»

Уфимский филиал





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Правовые основы государственного и муниципального управления"

на тему: "Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду".



Выполнила:

студентка 3 курса

очного отделения

факультета СПО

спец. «ГМУ», гр.3/9

Шайхлисламова Альмира.


Проверила:

ст. преп., доцент, к.и.н.

Нуртдинова З.Н.


УФА – 2008

План:


Введение

1.                 Экологическая обстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды

2.                 Экологическая политика и экологическое законодательство РФ

3.                 Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и экологическое аудирование

3.1. Государственная ЭЭ

3.2. Общественная ЭЭ

3.3. Государственный экологический контроль

4.                 Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

Заключение

Библиография

Введение


Одним из важнейших факторов в жизни человека является экологическая обстановка. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека.

Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня за ней все чаще закрепляется определение «эпоха глобальных проблем». В этом названии — свидетельство растущей взаимозависимости всех стран нашего противоречивого мира.

Глобальные проблемы — проблемы, касающиеся всего человечества. Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности. К их числу относятся прежде всего:

·                   экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;

·                   энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты;

·                   проблемы Мирового океана, связанные в первую очередь с уменьшением его биологической продуктивности и загрязнением и др.

Экологическая проблема как неизбежный результат про­изводства и потребления, сопровождает общественное разви­тие на всем его протяжении. Для того чтобы предотвратить экокризис, необходимы: но­вое мировосприятие, новая система ценностей, новая филосо­фия, новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях.

В России до второй половины 80-х годов решения по развитию и размещению производительных сил принимались практически без учета экологических факторов. В связи с этим к концу XX века в стране возникла напряженная экологическая обстановка, а в отдельных районах и городах создалось кризисное, а подчас и катастрофическое положение. В ряде мест необратимая деградация окружающей среды зашла столь далеко, что они стали непригодными для жизни и хозяйственной деятельности.

Спад производства в 90-х годах в базовых отраслях экономики не дал заметного снижения фоновой экологической нагрузки в промышленных центрах, городских агломерациях. Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок (невыплата зарплаты, угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров (из районов Крайнего Севера, зон нестабильности), трудностей с обновлением оборудования (особенно импортного), что ухудшает экологическую обстановку.

Актуальность темы определяется тяжелым состоянием окружающей среды в России и необходимостью обеспечения экологической безопасности населения.

Оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации затрагивает интересы каждого гражданина нашей страны и относится к наиболее острым проблемам жизнеобеспечения населения. Экологическая ситуация в России остается тревожной и сопровождается ухудшением основных показателей здоровья населения, особенно детей раннего возраста, снижением средней продолжительности жизни и ростом смертности. Среди факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения, экологический - стал одним из наиболее значимых.

Цель работы – определить механизмы осуществления экологической экспертизы в России.

Курсовая работа состоит из введения, 4 глав и заключения.

1. Экологическая обстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды


Все доступные данные свидетельствуют о том, что экологическая обстановка в России – самая неблагополучная на земном шаре. В период гласности по меньшей мере 200 городов России были признаны экологически опасными для здоровья населения вследствие загрязнения воздуха и вод. По программе «грязные города» около 30 городов были отобраны для очистки от загрязняющих отходов производства, но эффект оказался минимальным. Ежегодно в районе Норильска, где сосредоточены богатейшие месторождения полиметаллических руд, в окружающую среду выбрасывается 2 млн. т диоксида серы, почти 2 млн. т оксида меди, 19 млн. т закиси азота, почти 44 тыс. т свинца и огромное количество других опасных для здоровья человека веществ. Продолжительность жизни в этом районе самая низкая в России. В одной из местных больниц, по данным за шестилетний период, 90% пациентов страдали различными заболеваниями легких. Эти болезни плохо поддаются лечению в условиях слабой и устаревшей системы здравоохранения.

Завод по переработке никелевых руд в городе Никель на Кольском п-ове настолько сильно загрязняет окружающую среду, что соседняя Норвегия предложила выделить средства на замену устаревшего оборудования. В советское время было засекречено до 50 ядерных предприятий, и только в 1994 выяснилось, что многие местности заражены радиоактивными отходами. Взрывы отходов производства атомного оружия в Челябинской области (1957) и атомного реактора Чернобыльской АЭС близ Киева (1986) привели к радиоактивному заражению обширных территорий. Нередки случаи аварий на нефте- и газопроводах. Широко распространено загрязнение вод стоками промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 1990-х годах в России неоднократно отмечались вспышки холеры из-за плохой очистки воды.

Россия, где на сохранившиеся сплошные массивы ненарушенных экосистем приходится почти 65% площади страны (11 млн. км2), имеет ключевое значение для глобальной экодинамики. Вместе с некоторыми прилегающими территориями этот массив образует крупнейший в мире Северный Евразийский центр стабилизации окружающей среды, значение которого для восстановления биосферы Земли будет все больше возрастать.

Однако 15% территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и производства, находится в неудовлетворительном экологическом состоянии, экологическая безопасность здесь не гарантирована. При этом удельные показатели негативных воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире.

Все это подтверждает необходимость ведения экологической политики, как инструмента предупреждения негативного воздействия человека на окружающую его среду.

2. Экологическая политика и экологическое законодательство РФ


Государственная экологическая политика Российской Федера­ции в области природопользования должна быть направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях под­держания устойчивого экономического развития, а также на решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов. Ее стратегическая цель — обеспечение неистощимого рационального использования и охраны всего комплекса природ­ных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколе­ний людей на благоприятную среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России.

Исходя из этой цели, можно выделить следующие важные на­правления экологической политики Российской Федерации в об­ласти природопользования:

1. Государственное регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое должно включать совершенствование правовых и экономических рычагов приро­допользования, поддержку внедрения ресурсо- и энергосберега­ющих технологий, развитие сети особо охраняемых природных территорий, организацию эффективного государственного и об­щественного контроля за исполнением природоохранного зако­нодательства.

2. Сохранение жизнеобеспечивающих функций гео- и экосистем на основе поддержания таких антропогенных нагрузок, при ко­торых масштабы изъятия возобновляемых ресурсов не превыша­ют скорость их возобновления, а темпы использования невозобновимых ресурсов соответствуют темпам разработки их устой­чивой возобновляемой замены.

3. Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поко­лений людей от неблагоприятного воздействия антропогенных факторов, последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения.

4. Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчи­вого развития в разработке и принятии политических и экономи­ческих решений; поддержание экологической безопасности госу­дарства как важнейшего элемента национальной безопасности Российской Федерации, включая предотвращение возможных опасных последствий при развитии и размещении производитель­ных сил в процессе природопользования.

5. Восстановление свойств и функций гео- и экосистем, нару­шенных в результате хозяйственной деятельности человека, для улучшения экологического состояния среды и рационального ис­пользования их природно-ресурсного потенциала.

Реализации перечисленных направлений экологической поли­тики должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области ресурсопользования и охраны окружающей среды.

Российская Федерация осуществляет международное сотрудни­чество в области охраны окружающей среды по общепризнанным принципам и нормам международного права и положениям меж­дународных договоров РФ.

Одной из причин негативных экологических тенденций в Рос­сии является несовершенство правового инструментария. Его от­личают фрагментарность и непрямой характер действия, что вку­пе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонару­шениях, экологическое страхование, экологическое лицензирова­ние), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их по­лезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего меха­низма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовно­го кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нуж­ным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю­щей среды.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окру­жающей среды, биологического разнообразия и природных ресур­сов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю­щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континен­тальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природо­охранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального приро­допользования определены в действующих законах, ко­торые условно можно разбить на четыре группы: общие законопроекты (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.), блок законопроектов по экологической безопасности, блок законопроектов по радиационной безопасности населения, блок законопроектов по природным ресурсам.

С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Фе­дерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений.

С 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях. Вопросы защиты окружающей среды затронуты в гл. 7 «Административные наруше­ния в области охраны собственности» и гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях.

3. Экологическая экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическое аудирование (ЭА)


Экологическая экспертиза и ОВОС являются одними из методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Разграничим эти и другие понятия.

Закон Российской Федерации “Об экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как “установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы”. При этом в действующем российском законодательстве существует определение понятия “государственная экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающей природной среды”: "государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду". Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как “организационно-правовую форму предупредительного контроля и ... самостоятельный вид управленческой деятельности”, а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению "... предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)".

Пока единственный действующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС ‑ Положение "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222), определил оценку воздействия на окружающую среду как "процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности".

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.