Для
стройматериалов нормируется содержание радиоактивных веществ из семейств урана
и тория, а также калий-40 (в соответствии с НРБ-96).
Удельная
эффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов в строительных
материалах, используемых для вновь стоящихся жилых и общественных зданий (1
класс), Аэфф = АRa +1,31АTh + 0,085АК не должна превышать 370 Бк/кг, где АRa и
АTh - удельные активности радия-226 и тория-232, находящиеся в равновесии с
остальными членами уранового и ториевого семейств, АК - удельная активность
К-40 (Бк/кг).
Микробиологический
анализ товаров призван определить из санитарно-гигиеническую безопасность. После
его проведения определяется наличие микроорганизмов и болезнетворных бактерий в
товаре. Обязательным является наличие санитарно-эпидемиологического заключения.
Также
для отдельных групп товаров проводятся измерение параметров электромагнитных
полей и акустическая экспертиза.[12]
Санитарно-эпидемиологическое заключение
(иногда называют синонимами: гигиенический сертификат,
гигиеническое заключение или «гигиена») -
это документ, подтверждающий соответствие продукции установленным гигиеническим
нормам (ГН) и санитарным правилам (СанПиН). Гигиеническое заключение выдается
органами Роспотребнадзора (СЭС, ЦГСЭН) после проведения экспертизы продукции
(условий производства, ТУ) на основании протокола испытаний и предъявленных
документов.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
является обязательным документом при таможенном оформлении ввозимых на
территорию России товаров.
Немаловажным
моментом оценки товара остается и характеристика отходов, остающихся после его
потребительского использования, возможность их переработки.
На
экологичность производства полимерных материалов (ПМ) и изделий из них влияют
потребление энергии, расход технологической воды, объем воздуха и объем воды,
расходуемые на 1 кг ПМ для снижения концентрации вредных веществ в воздухе или
в воде до допустимого законом уровня, а также другие факторы.
Новая
система оценки экологичности вариантов упаковок (в первую очередь – пленочных
упаковок) из различных ПМ или их сочетаний с другими материалами позволяет
охарактеризовать безразмерную весовую долю вышеперечисленных экологических
параметров для каждой конкретной упаковки по сравнению с другими упаковками,
определить их общий экологический индекс и выбрать оптимальный вариант.
Глава 3. Экологическая политика
правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную
территорию Российской Федерации
3.1. Таможенное дело, как объект, способствующий реализации экологической
политики Российской Федерации
Таможенное
дело - полиструктурное явлением, включающее в себя: порядок перемещения через
таможенную границу Российской Федерации товаров и других предметов; таможенное
регулирование, связанное с установлением и взысканием таможенных платежей,
процедуры таможенного контроля и оформление, борьбу с контрабандой и
нарушениями требований таможенного кодекса, направленных на реализацию
таможенной политики. Таможенное дело есть составной частью внешнеполитической и
внешнеэкономической деятельности государства, где придерживаются признанной в
международных отношениях системы классификации и кодирования товаров, единой
формы декларирования экспорта и импорта товаров, таможенной информации, других
международных норм и стандартов.
Но
этим не ограничивается содержание таможенного дела. В таможенное дело также
включается таможенная статистика и ведения товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности, профилактика выявления и прекращения
контрабанды и других нарушений таможенного законодательства, рассмотрение дел
про их нарушение, сотрудничество с таможенными органами других стран. Кроме
этого при выполнении своих непосредственных обязанностей таможенные органы
связаны с другими правоотношениями: международно-правовыми, гражданско-правовыми,
внешнеэкономическими и т.п. Соответственно каждый из пересчитанных направлений
имеет свое содержание, свою специфику и инструментарий осуществления. В ряде
случаев осуществления таможенного дела выходит за пределы компетенции самых таможенных
органов. Так, основы таможенного дела, в том числе размеры налогов и собрания и
условия таможенного обложения, специальные таможенные зоны и таможенные режимы
на территории Российской Федерации, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит
которых через территорию Российской Федерации запрещается, устанавливаются
исключительно законами и этим таможенным кодексом.
Основополагающая
роль полагается на таможенные органы и в сфере реализации экологической
политики Российской Федерации. Ее принципами является открытость, соответствие
экономического и экологического развития общества, обеспечение безопасности
здоровья граждан и окружающей среды.
Функции
экологической политики подразумевают экологическое прогнозирование,
планирование и контроль.
Таможенные
органы отвечают всем вышеперечисленным принципам и функциям экологической
политики Российской Федерации. Главным образом они занимаются отслеживанием
качества ввозимой продукции на таможенной территории государства. Путем
проведения экспертиз товаров, вызывающих подозрения, как это было описано выше,
определения их экологических характеристик. И если они соответствуют российским
стандартам, то товары свободно ввозятся на территорию государства посредством
прохождения всех таможенных процедур.
В
соответствии с территориальной юрисдикцией таможенная территория Российской
Федерации устанавливает сферу действия таможенного суверенитета государства.
Территория
Российской Федерации, занятая сушей, территориальное море, внутренние воды,
воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения,
которые создаются в исключительной морской экономической зоне Российской
Федерации, на которые распространяется исключительная юрисдикция Российской
Федерации, составляет единую таможенную территорию государства. Вообще
таможенная территория совпадает с государственной границей Российской
Федерации. В то же время таможенная территория не совпадает с государственной
территорией, поскольку кое-где из таможенной территории могут изыматься участка
государственной территории, или наоборот, включаться участка, которые находятся
вне границ государственной границы.
Таможенный
режим соответственно Российской Федерации - совокупность норм, установленных
законами Российской Федерации по вопросам таможенного дела, которое в
зависимости от заявленной цели перемещения товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации определяют порядок такого перемещения и
объем таможенных процедур, которые при этом осуществляются. Эти положения
касаются порядка оформления товаров, взыскания таможенной пошлины и
предоставления льгот, определения границ прав физических и юридических лиц
относительно распоряжения товарами и транспортными средствами, которые
ввезенные на территорию Российской Федерации или идут через нее транзитом.
Таможенный режим устанавливается с целью упрощения и гармонизации таможенных
процедур относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаются
через таможенную границу.[[13]]
Соответственно
цели перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации вводятся
такие виды таможенного режима:
1)
импорт;
2)
реимпорт;
3)
экспорт;
4)
реэкспорт;
5)
транзит;
6)
временный ввоз (вывоз);
7)
таможенный склад;
8)
специальная таможенная зона;
9)
магазин беспошлинной торговли;
10)
переработка на таможенной территории Российской Федерации;
11)
переработка за пределами таможенной Российской Федерации;
12)
уничтожения или разрушения;
13)
отказ в пользу государства.
Таможенный
режим, не предусмотренный Таможенным Кодексом, может устанавливаться только
путем внесения соответствующих изменений в него.
Предметы,
запрещенные к ввозу в РФ
-
оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
-
наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия
или гашиша;
-
произведения печати, аудиовизуальные материалы и другие носители информации,
которые могут принести вред безопасности государства, здоровью и нравственности
населения.
Особое
место в системе экологической политики при выпуске ввозимой продукции на
таможенную территорию Российской Федерации занимает сертификация товаров и
экспертиза продуктов питания и продовольственного сырья. О них речь пойдет
дальше. Но, следует, отметить, что речь идет о больших, промышленных партиях
товара, проходящего таможенный контроль.
3.2.
Сертификация ввозимой продукции
Сертификация
продукции – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой
независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя)
организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует
установленным требованиям.[[14]]
Нормативными
документами на продукцию, представляемую к обязательной сертификации являются -
Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные
нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством
устанавливают требования по безопасности продукции и услуг. Нормативный
документ - документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизации
правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или
их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.
Каждый
товар при переходе таможенный зоны должен сопровождаться определенным набором
сертификатов. Отсутствие сертификатов может свидетельствовать о плохом качестве
товара или даже контрабанде и послужить основанием для проведения экспертизы.
Перечислим
основные виды сертификатов.
Сертификат
о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране
происхождения товара и выданный органом государства - экспортера,
уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.
Сертификат
соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации, для
подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным
требованиям (Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и
услуг"). Декларант (лицо, заполняющее декларацию на ввозимый товар) может
также заполнить декларацию о соответствии - документ, в котором изготовитель
(продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им
продукция соответствует установленным требованиям сертификации (Закон
Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг").
Держателем
сертификата соответствия является организация или индивидуальный предприниматель,
на чье имя выдан сертификат соответствия полученный им после прохождения
процедуры сертификации.
Фитосанитарный
сертификат - международный документ, выдаваемый органами по карантину и/или
защите растений стран-экспортеров, удостоверяющий фитосанитарное состояние
товаров, который должен прилагаться к транспортным документам, сопровождающим
товары, и выдается на груз отдельно на каждую транспортную единицу (вагон,
автомашину, судно и т.п.).
Ветеринарный
сертификат - санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемого
скота (живого и битого), птицы (живой и битой), продуктов их переработки и
подтверждающий, что они происходят из незараженных районов.
При
импорте продукции животного происхождения для ввоза и дальнейшего таможенного
оформления необходимо ветеринарное свидетельство.
Сертификацию
выполняет третье лицо, организация, получившая аккредитация на данный вид
деятельности. При этом проводится инспекционный контроль.
Инспекционный
контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия,
цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданным
требованиям, подтвержденным при сертификации.
Особое
место в экологической политике Российской Федерации является контроль ввоза
продуктов питания, строительных материалов и автотранспорта, как наиболее
распространенных статей импорта, представляющих потенциальную экологическую
опасность.
3.3. Экспертиза пищевых продуктов и
продовольственного сырья
На
экспертизу отправляется продукция, потенциально являющаяся некачественной или
опасной. К такой приравнивается:[[15]]
-
продовольственная продукция, несоответствующая требованиям качества и
безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, государственным
стандартам
или нормативно-технической документации;
-
обладающая четко выраженными признаками недоброкачественности;
- не
имеющая сопроводительных документов, сертификатов происхождения и соответствия,
оформленных в установленном порядке;
-
продукты питания и продовольственные товары, свойства которых, не соответствуют
указанным в сопроводительных документах виду и наименованию товара или
маркировка которых отличается от требований нормативной и технической
документации;
- с
истекшим или неустановленным сроком годности.
В
соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается
производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению
некачественной и опасной пищевой продукции.
В
отдельных случаях, пищевая продукция, обладающая явными признаками
недоброкачественности, уничтожается до проведения экспертизы.
При
этом способ утилизации исключает возможность загрязнения окружающей среды или последующее
использование продукции в пищу.
Некачественная
и опасная пищевая продукция на период, необходимый для проведения экспертизы,
принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении,
подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике
(изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ. Пищевая
продукция, помещаемая на временное хранение, подлежит строгому учету.
Взятие
проб продовольственной продукции на экспертизу, для лабораторных исследований
проводится лицом, уполномоченным органами государственного контроля и надзора в
присутствии владельца товара. Владелец продукции также берет на себя все
расходы, связанные с транспортировкой некачественной и опасной пищевой
продукции, ее хранением, экспертизой, использованием или уничтожением.
В
ходе исследований проводится комплексная экспертиза пищевой и продовольственной
продукции – товароведческая, санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная,
экологическая. Также проводится оценка сопроводительных документов, их
соответствие нормативной и технической документации, результатам визуального
исследования продукции, состоянии упаковки и маркировки товаров. Выясняются
условия производства, закупки,
поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости
проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.
Вредные вещества пищи условно могут быть
разделены на две группы.[[16]]
Первая группа — это собственно природные
компоненты пищевых продуктов (специфичные именно для определенного вида
продукта растительного или животного происхождения), которые при обычном или
излишнем использовании могут вызвать негативные реакции организма. Она
представлена большим перечнем биологически активных и токсических элементов,
которые в свою очередь разделяются на группы, различающиеся по строению и
механизму действия. К ним относятся: антивитамины, алкалоиды, вещества, угнетающие
усвоение минеральных веществ, алкоголь, цианогенные гликозиды и др. Это
вещества, о вредном воздействии которых известно, как правило, заранее
(например, о том, что нельзя есть зеленый картофель, так как он содержит
соланин).
Вторая группа представлена веществами, не
свойственными пищевым продуктам и попадающими в пищу из окружающей среды. Как
правило, это химические вещества, вносимые в пищу специально для достижения
технологического эффекта, или загрязнители пищи химической или биологической
природы.
Загрязнители пищевых продуктов, попадающие
из окружающей среды, представляют наибольшую опасность для здоровья, особенно
если речь идет
о детях. В свою очередь истинные
загрязнители пищевых продуктов делятся
Страницы: 1, 2, 3, 4
|