Меню
Поиск



рефераты скачать Военнные суды в Украине

Кроме того, следует отметить, что законом 2002 года существенно изменен порядок материально-технического обеспечения военных судов, по сравнению с ранее действовавшим законом. Так, до принятия в 2002 году Закона материально-техническое обеспечение Военных судов целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах. При таких обстоятельствах вести речь о независимости судов было вести трудно. Согласно же действующего законодательства  за Вооруженными Силами осталось, обеспечение военных судов, лишь такими специфическими средствами, такими как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных помещений, предметы военной формы одежды для судей.

Как уже отмечалось выше, основным принципиальным отличием военных судов от остальных судов общей юрисдикции, является то, что судьи проходят военную службу в Вооруженных Силах и имеют офицерские воинские звания. Это принципиальное отличие обусловлено тем, что военные суды предназначены для того, чтобы работать в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы. Это необходимо для обеспечения мобильности Военных судов, их близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях. Вот, на мой взгляд, причины того, почему судьи военных судов и часть работников аппаратов этих судов должно находятся на военной службе, и иметь воинские офицерские звания.

Говоря об этой особенности нельзя не отметить, что поскольку военные суды исключены из состава Вооруженных Сил с целью обеспечения независимости их деятельности, вводится институт откомандирования офицеров - судей и других работников аппарата суда из числа военнослужащих для работы в военные суды, аналогично откомандированию военнослужащих для работы в другие органы государственной исполнительной власти. Такое положение дел дает возможность  офицерам проходить военную службу в судах и позволяет полностью вывести из подчинения командованию военных ведомств, полностью исключив какую-либо зависимость от военных должностных лиц. В пользу независимости военных судей от военных должностных лиц говорит даже тот факт, что воинские звания военным судьям присваивает отдельным указом Президент Украины. 


2.4 Система организации и комплектования военных судов в Украине.


Судебную власть в Вооруженных Силах Украины, других войсках, воинских формированиях и государственных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, при этом сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов.

Первый уровень составляют военные местные суды гарнизонов. Ко второму относятся военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины. И к третьему - Военная палата Верховного Суда Украины.

Военные местные суды гарнизонов действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителя и судей. Так как военный суд гарнизона является своего рода местным судом, то, как суд первой инстанции рассматривает все уголовные дела за исключением тех, которые подсудны военным апелляционным судам регионов и апелляционному суду Военно-Морских Сил.

Военные суды регионов (Центрального, Западного и Южного), Военно-Морских Сил являются апелляционными судами. Эти суды размещены в г. Львове – военный апелляционный суд Западного региона Украины. В этом де городе дислоцируется штаб войск Западного оперативного командования ВС Украины и соответствующее территориальное командование Внутренних войск Украины.

Военный апелляционный суд Южного региона расположен в г. Одессе, где располагается штаб войск Южного оперативного командования ВС Украины и соответствующее территориальное командование Внутренних войск Украины.

 Апелляционный суд военно-морских сил Украины расположен в г. Севастополе. В этом же городе располагается Главное Командование Военно-морских сил Украины.

Военный апелляционные суд Центрального региона Украины расположен в г. Киеве, где расположены центральные органы военного управления ВС Украины. Штаб войск Северного оперативного командования расположен в г. Чернигове, который территориально относится к Центральному региону Украины.

Таким образом, учитывая места расположения апелляционных военных судов регионов и суда Военно-морских сил Украины можно прийти к выводу о том, что эти суды также формируются по территориальному признаку в тех регионах, где дислоцируются органы территориального и оперативного военного управления.  Такие принципы размещения военных апелляционных судов дают возможность обеспечивать более скоординированную деятельность судебных органов и органов военного управления в вопросах укрепления правопорядка в вооруженных силах Украины и других воинских формированиях.

В состав апелляционного суда входят судьи, как правило, избранные на должность судьи бессрочно, председатель суда и его заместители.

Постановлением Верховной Рады Украины от 24 февраля 1994 года № 4007-ХІІ в Верховном Суде Украины была создана военная коллегия в составе главы коллегии, его заместителя и восьми судей. Состав военной коллегии утверждается Пленумом Верховного Суда Украины из числа судей Верховного Суда. Этим же Постановлением введён в действие Закон Украины "О судоустройстве". Военная коллегия Верховного Суда Украины является частью Верховного Суда Украины со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом Украины. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Украины, других войск, воинских формирований и органов, где действующим законодательством предусмотрена военная служба (территориальный принцип). В случаях если воинская часть, предприятие, учреждение Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований дислоцируются за пределами Украины, то по месту их дислокации, в случае если это предусмотрено международными договорами Украины, могут быть созданы военные суды.

В процессе рассмотрения дел военными судами могут принимать участие и народные заседатели. Они избираются открытым голосованием на пять лет на общих собраниях военнослужащих из числа граждан, которые достигли 25-летнего возраста и находятся на военной службе. Количество народных заседателей  в каждом военном суде определяются председателем военного суда региона, Военно-Морских Сил по согласованию с соответственным командованием. При осуществлении правосудия народные заседатели пользуются всеми правами судей, и, следовательно, несут такие же обязанности. Народные заседатели, которые не оправдали доверия, могут быть отозваны тем собранием военнослужащих, которое их избрало.

Создаются и упраздняются военные суды согласно закону, а частично Указами Президента Украины. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его компетенции вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого военного суда[9].

На организацию и деятельность военных судов полностью распространяются все одновременно и каждый в отдельности из принципов правосудия:

·                   осуществление правосудия только судом,

·                   назначение судей на должность,

·                   гласность, состязательность и равноправие сторон,

·                   презумпция невиновности,

·                   осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом,

·                   обеспечение подсудимому права на защите,

·                   сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел,

·                   независимость судей и подчинение их только закону,

·                   национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах, как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Украины. Согласно 10 статье Конституции государственным языком Украины является украинский язык. Вместе с тем в Вооруженных Силах Украины могут проходить срочную военную службу лица, которые в силу объективных причин не владеют, в достаточной степени, государственным языком. В этих случаях, в целях соблюдения принципа гласности, этим лицам предоставляется право пользоваться услугами переводчика в судебном процессе.

 

2.5 Подсудность военным судам гражданских, уголовных и административных дел.


Военным судам гарнизонов как судам первой инстанции подсудны гражданские дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия и решения должностных лиц и органов военного управления, кроме подсудных военным судам регионов и Военно-Морских Сил; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых, являются военнослужащие или военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих, дела по вопросам прохождения военной службы, соблюдения условий контракта, гарантий социальной и правовой защиты, пенсионного обеспечения, дела о защите законных интересов воинских частей, учреждений, организаций, дела, которые подлежат решению в порядке гражданского судопроизводства на режимных объектах и в воинских частях, пребывающих за пределами Украины.

Военным судам регионов, Военно-морских Сил, как судам первой инстанции подсудны дела по жалобам на незаконные действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на уровне военных объединений и выше. Другие гражданские дела военным судам на территории Украины неподсудны.[10]

Кроме гражданских дел, военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, которые совершены военнослужащими, либо военнообязанными, проходящими военные сборы. Статья 15 главы 2 Административного Кодекса Украины предусматривает ответственность военнослужащих за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Вместе с тем, за нарушения правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения; санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемических правил и норм; правил охоты и рыбалки; охраны рыбных запасов и таможенных правил, совершение коррупционных деяний и других правонарушений; связанных с коррупцией; неправомерное использование государственного имущества; невыполнение решения суда, органов дознания, следователя либо протеста, предписания и представления прокурора; уклонение от исполнения законных требований прокурора; нарушение законодательства о государственной тайне, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях.

Кроме этого следует отметить, что при применении военными судами административных взысканий также имеются особенности, поскольку к военнослужащим не могут быть применены такие наказания, как исправительные работы либо административный арест. За нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств Вооруженных Сил Украины либо созданных в соответствии с законами Украины других воинских формирований - военнослужащими срочной службы штраф, как административное взыскание не применяется. В этих случаях, к этим лицам, как вид административного взыскания применяется предупреждение. 

Отдельно необходимо остановиться на подсудности военным судам уголовных дел. Так, согласно ст. 36 уголовно – процессуального кодекса Украины военным судам гарнизонов, как суду первой инстанции подсудны дела о преступлениях, совершённых лицами, которые имеют воинское звание от рядового (матроса) до подполковника (капитана второго ранга) включительно, кроме тех дел, которые подсудны судам высшего уровня. Военным судам регионов, Военно-Морских Сил как судам первой инстанции подсудны: дела о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинское звание полковника, капитана первого ранга и выше; дела о преступлениях совершенных лицами, занимающими должность от командира полка, командира корабля первого ранга и выше, а так же лицам, равными им по служебному положению; дела о преступлениях, за совершение которых в условиях мирного времени законом предусмотрена возможность вынесения приговора в виде пожизненного лишения свободы. Данная статья определяет так называемую персональную подсудность, по субъекту преступления.

Кроме «персональной» подсудности можно выделить подсудность по преступлениям, которые перечислены в раздел XIX УК Украины. Этот раздел содержит в себе преступления, посягающие на установленный порядок несения военной службы (военные преступления). Такими воинскими преступлениями признаются: неповиновение; неисполнение приказа; сопротивление командиру или принуждение его нарушить служебные обязанности; угроза или насилие в отношении командира; нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности; самовольное оставление военной части или места службы; дезертирство; уклонение от военной службы путем членовредительства или, каким либо иным способом; мародерство; хищение военного имущества, оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, способов передвижения, военной и специальной техники либо другого военного имущества, и другие воинские преступления.

Кроме этого военным судам подсудны дела о преступлениях, совершении которых обвиняются группы военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, но совершившие деяния в период в период военной службы.

Обобщая правовые нормы о подсудности уголовных дел военным судам можно прийти к выводу о том, что уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений рассматривается военным судом, в случае если дело в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, подсудно военному суду.

Право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Украины, если это установлено международным договором Украины.

Существовавшее ранее, в Советское время, положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.

В соответствии с действующим законодательством военный местный суд гарнизона рассматривает по первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенный к подсудности военного апелляционного суда региона или соответствующей палаты военной Коллегии Верховного суда Украины. Гарнизонный военный суд также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров и постановленный, принятых им и вступивших в силу.

Кроме этого в соответствии с действующим уголовно-процессуальным кодексом военный местный суд гарнизона принимает решения о продлении срока задержания о заключении под стражу, продлении срока содержания под стражей до 4 –х месяцев, об аресте, об ограничении прав на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Военный местный суд гарнизона рассматривает также жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены уголовно-процессуальным кодексом.

Так как военные суды регионов и Военно-Морских сил действуют как апелляционные, то военный суд регионов в пределах, установленных действующими законами, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Военный суд региона рассматривает так же  дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу. Кроме того, военный суд регионов  рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановленный военного суда гарнизонов, вступивших в силу.

Предусмотрена возможность рассмотрения дел  военными судами с участием присяжных заседателей, однако, только в случаях, не противоречащих  процессуальному законодательству.

Кроме указанных полномочий председатель апелляционного суда либо его заместитель разрешает в установленном законом порядке вопрос, связанный с дачей разрешения на снятие информации с технических средств связи.

 

2.7 Проблемы деятельности военных судов.


Конституционный Суд Украины по конституционному представлению 62 народных депутатов проверил закон Украины «О судоустройстве Украины» на предмет соответствия Конституции Украины положений этого закона, о системе судов общей юрисдикции Украины. В своём Решении от 11 декабря 2003 года Конституционный Суд Украины признал, что положения этого Закона о военных судах является таким, что не соответствует Конституции Украины. Однако, несмотря на данное решение Конституционного суда, система военных судов существует и не упразднена, это происходит, на мой взгляд, потому, что до настоящего времени, как среди ученых, так и среди политиков нет согласованной и обоснованной точки зрения по поводу того существовать или не существовать военным судам.

На мой взгляд, в существовании военных судов больше положительного чес отрицательного. Так, система военных судов, их организационная структура и деятельность, устроена таким образом, что не военнослужащие обращаются в военный суд, а наоборот военные судьи идут в расположение военных формирований разрешать те или иные конфликты. Например, личный состав, который находится на о. Змеиный  или на косе Тузла по понятным причинам не может покинуть место дислокации свой части (гарнизона) и, следовательно, не приехать в Одессу либо Керчь, где будет проходить судебный процесс. Либо обратиться за защитой своих нарушенных прав. А ведь обеспечение гласности судебного процесса, либо обеспечение свободы граждан для обращения в суд является одной из гарантий обеспечения военнослужащим их конституционного права на судебную защиту прав и свобод. Существование именно военных судов, которые могут выехать в данные гарнизоны, делает их доступными для лиц, которые проходят военную службу в этих удаленных точках.

Кроме этого необходимо отметить, что военные суды, в отличие от местных районных судов значительное количество дел рассматривают в ходе выездных процессов в расположении воинских частей. Такое привлечение общественности-  всего воинского коллектива является действенным средством профилактики правонарушений.

Кроме этого, как быть с разрешением дел, которые возникли в период пребывания военного корабля Украины в походе. Согласно, действующего законодательства территория военного корабля является территорией Украины, а не отдельной какой-то области или района. Возникает справедливый вопрос, какому районному суду подсудно такое дело.  

28 января 2004 года собранием судей военного апелляционного суда Центрального региона Украины было принято решение о направлении в адрес Л.Д. Кучмы обращения по вопросу касающегося обеспечения судей. Статьей 130 Конституции Украины предусматривается, что «государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. Законы Украины «О статусе судей», «О судоустройстве Украины», а так же соответствующие Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины определяют конкретные нормы и мероприятия, связанные с оплатой труда судей и других работников военных судов. Однако эти законы нарушаются. Вот, к примеру, в Дарницком гарнизоне кроме 4 судей и 1 консультанта - помощника судьи  работают еще и 9 служащих, на оплату работы которых в год выделено из государственного бюджета 21,4 тыс. грн. При таких обстоятельствах получается, что в среднем на одного работника приходится 183 грн. в месяц, в то время как минимальная заработная плата, согласно ст. 89 Закона Украины «О государственном бюджете на 2004 год », составляет 205 грн., а с 1 ноября должна быть увеличена до 237 грн. в месяц. Та же самая ситуация прослеживается и в других военных судах. И это еще не все проблемы. Существуют проблемы с обеспечением военных судов средствами для осуществления почтовых отправлений, оплаты расходов участникам процессов, связанных с вызовом в суд. 


3. Заключение.


Подводя итоги анализа существования системы военных судов в Украине можно сделать несколько выводов.

Первое: В Украине действуют 32 военных суда[11] и военная судебная коллегия в составе Верховного Суда Украины, которые в соответствии с законом «О судоустройстве Украины» и другими нормативными актами являются судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Украины. Также как и суды общей юрисдикции, военные суды создаются по территориальному принципу, а именно по месту дислокации войск.

Второе: Действующая система военных судов не противоречит строению судебной системы государства по принципу специализации, поскольку существование военных судов обусловлено особенным специальным статусом субъектов правоотношений, какие имеют место в вооруженных Силах Украины и иных вооруженных формированиях. Указанный принцип такой специализации является стержневым, начиная с подготовки военных юристов Вооруженных Сил Украины, часть из которых назначаются судьями военных судов.

Третье: Комплектование военных судов судьями из числа военнослужащих  нисколько не влияет на соблюдение принципа независимости и непредубежденности военных судов, поскольку при назначении военных судей соблюдается единый для всех судов общей юрисдикции порядок назначения, избрания на должность судьи, а также порядок увольнения с должности профессионального судьи; единые основы судопроизводства при осуществлении правосудия; единые гарантии самостоятельности и независимости судей при принятии судебных решений только на основании закона; применения судами всех инстанций единых действующих нормативно-правовых актов; единый порядок финансирования всех судов Государственной судебной администрацией Украины.  Независимость военных судов от органов военного управления закреплена  ст. 63 Закона Украины «О Судоустройстве», в соответствии с которой воинские звания военным судьям по представлению Председателя Верховного суда Украины присваивает Президент Украины, а военный судья кроме осуществления правосудия не может привлекаться к исполнению других обязанностей военной службы. Таким образом, несмотря на все попытки ликвидировать и расформировать военные суды, они обеспечивают функционирование надежной судебной защиты законных прав и интересов военнослужащих, интересов воинских частей, учреждений и организаций, а также осуществляют правосудие с четким соблюдением гарантированных Конституцией Украины прав участников процесса.  Эти обстоятельства играют решающую роль в деле укрепления дисциплины и правопорядка в вооруженных силах Украины в условиях их реформирования. В случае ликвидации системы военных судов будет уничтожен действенный механизм судебной защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих, которые исполняют обязанности по защите государства от внешней агрессии, являются гарантом её суверенитета и независимости, а также исполняют государственные задания в составе миротворческих контингентов в Косово, в Ираке, Ливане, Либерии, Сьерра-Леоне и других странах.  Районные суды общей юрисдикции столкнуться с трудностями, возникающими при  рассмотрении дел, в которых исследуются документы, составляющие государственную тайну.

Кроме этого вследствие ликвидации военных судов значительно возрастет и без того большая загруженность районных судов, что приведет к затягиванию сроков разрешения дел связанных с воинскими правоотношениями, и что сразу же скажется на таком составляющем элементе воинской дисциплины, как профилактика правонарушений. 

Список использованной литературы:

 

1.                 Конституция Украины.

2.                 Закон Украины «О судоустройстве» от 7 февраля 2002 года.

3.                 Кодекс об административных правонарушениях Украины состоянием на 1.08.2001 г.

4.                 Уголовный кодекс Украины от 1.01.2004 г.

5.                 Уголовно-Процессуальный Кодекс Украины по состоянию на 1 января 2005 года.

6.                 Гражданско-Процессуальный кодекс Украины от 1.01.2004 г.

7.                 Постановление Верховной Рады Украины от 3 февраля 1993 года № 2979-ХІІ

8.                 Постановление Верховной Рады Украины от 24 февраля 1994 года № 4007-ХІІ.

9.                 Вестник Верховного Суда Украины № 4, 2000 года.

10.            Бойко В.Ф. Судебная реформа в Украине: состояние и перспектив, - К.: МАУП 2004 г.

11.            Коллектив авторов под ред. Денисенко В.В. Военные суды – органы правосудия в Вооружённых Силах Украины К.: Реферат 2004г.

12.            Министерство обороны Украины. Власов М. Г. Военные аспекты международного права,- К.: Азимут – Украина 2004г.

13.            Герцензон А.А., Грингауз Ш.С. и др. История советского уголовного права. – М.: Юрид. Издательство МЮ СССР, 1948г. – с.31,39;

14.            История государства и права Украинской ССР. – с. 310;

15.            Хрестоматия по истории государства и права СССР. – с.466.

16.             С. Штогун «Военные суды — за и против»  //www.yurpraktika.com

17.            С. Бондарева «Аргументы в пользу сохранения военных судов в Украине» //www.yurpraktika.com

18.            Д. Евдокимов «Военные суды - панацея или балласт?»

19.            Е. Евтеева «Военная юстиция бьет в набат» //www.yurpraktika.com


[1] Д-ский А. Система карательных мер в Запорожьи // Киевская старина. – 1893. – с. 212.

[2] Герцензон А.А., Грингауз Ш.С. и др. История советского уголовного права. – М.: Юрид. Издательство МЮ СССР, 1948 г. – с.31,39; История государства и права Украинской ССР. – с. 310; Хрестоматия по истории государства и права СССР. – с.466.

[3]С. Штогун «Военные суды - за и против»//www.yurpraktika.com.

[4] Министерство обороны Украины. Власов М. Г. Военные аспекты международного права,- К.: Азимут – Украина 2004г.


[5] С. Бондарёва «Аргументы в пользу сохранения военных судов в Украине» //  www. yurpraktika. com

[6] Д. Евдокимов «Военные суды – панацея или балласт?»//www.yurpraktika.com

[7]Д. Евдокимов «Военные суды – панацея или балласт?»//www.yurpraktika.com.

[8] Е. Евтеева «Военная юстиция бьет в набат»//www.yurpraktika.com.

[9] Бойко В.Ф.: «Судебная реформа в Украине: состояние и перспективы»

[10] Закон Украины j внесение изменений и дополнений к статье 107 Гражданско-процессуального Кодекса Украины.

[11] Вестник Верховного Суда Украины № 4, 2000 года.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.