Военнные суды в Украине
ПЛАН.
Введение………………………………………………………………………….2
1.История развития и возникновения военного правосудия…………………....3
2.Проблема существования военных судов. …………………………………...11
3.Основные положения организации военных судов в Украине………………16
4.Система организации и комплектования военных судов…………………..19
5.Полномочия военных судов………………………………………………......22
6.Подсудность военным судам административных, уголовных и гражданских
дел………………………………………………………………………………...24
7.Проблемы деятельности военных судов…………………………………......28
Заключение..……………………………………………………………............30
Литература ………………………………………………………………............31
1. Введение.
Статьями 1 и 3 Конституции, Украина провозглашается
суверенным и независимым, демократическим, социальным и правовым государством,
где утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной
обязанностью государства. В деле утверждения и обеспечения прав и свобод
человека их защита является основной обязанностью государства, в связи, с чем
государство предоставляет своим гражданам, а также другим людям право защищать
свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законами. Одним из
таких, и, на мой взгляд, основных способов является право на обращение в суд за
защитой своих нарушенных прав. Это право гарантируется ст. 55 Конституции и ст.
6 Закона Украины «О судоустройстве», а также другими законами.
Курс на построение правового государства в Украине
предполагает комплекс мероприятий, как со стороны всех ветвей власти, так и со
стороны отдельного человека с целью создания ситуации, когда Конституция и все
сопутствующие законы одинаковы, как для главы государства, так и рядового
обывателя. Как в исполнении каждым своего гражданского долга, так и в защите
личных и общественных свобод. Для реализации этого, в Украине создана и
функционирует система общих и специальных судов, в компетенцию которых входят,
все разрешение всех споров, которые могут возникнуть в обществе в связи с
реализацией гражданами своих прав и свобод. Суды разрешают дела по рядовым
спорам, вытекающим из гражданско-правовых отношений и заканчивая рассмотрением
дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.
Судебная власть в Украине представлена судами: суды
общей юрисдикции и Конституционный суд Украины. Кроме этого в системе судов
общей юрисдикции выделяют Верховный суд, Высшие специализированные суды,
специализированные суды и местные суды. Существуют так же и военные суды,
которые выделены отдельной системой.
2.1 История возникновения и развития
военного правосудия.
С
возникновением и развитием в стародавних государствах, расположенных на
территориях современной Украины, регулярного войска постепенно возникала
необходимость кодификации и военно-уголовного законодательства, и формирования
и военных правоохранительных и судебных органов.
В
княжеской Киевской Руси не было регулярного войска. Войско собиралось по
призыву князя только для отражения нападения врага или для похода во вражеские
земли. После окончания боевых действий войско распускалось. Так как в тот
период законодательство еще не было систематизировано, то сам князь вершил
правосудие.
Первые
несколько норм направленных на защите военного правопорядка появились только в
«Русской правде».
В
период раздробленности Киевской Руси никаких изменений не наблюдалось. Позднее
разрозненные княжества оказались под властью литовских князей, которые со
временем приняли православную веру, частично переняли украинский язык и стали
совершать правосудие по местным обычаями. Именно в это время начало зарождаться
законодательство, которое базировалось как на нормах обычного украинского
права, так и Литовского. Истории известно несколько редакций Литовских
статутов: 1529г., 1588 и 1614гг.
Так, статутом
1529 года предусматривались несколько видов воинских преступлений:
·
Бегство с
поля боя, а так же уклонение от воинской обязанности. Эти деяния наказывались
полной конфискацией имущества.
·
Халатное
несение службы в карауле, которое выражалось в несвоевременном предупреждении о
появлении врага, или самовольное оставление караула, которое и стало причиной
смерти или взятия в плен людей и потерю коней. Такие деяния наказывалось
смертью с абсолютной конфискацией имущества.
Приводя
эти примеры необходимо отметить, что уголовная ответственность по Литовским статутам
за совершение воинских преступлений наступала только для шляхтичей. Что
касается рядовых, то они несли ответственность за преступления основании норм
обычного права. При этом постановление в отношении рядовых выносил отдельно
каждый князь, чьи подданные совершили преступления.
Во
времена существования «Речи Посполитой» возникает казачья государственность
Запорожской Сечи. Первым возглавил запорожское войско гетман Дмитрий
Вишневецкий в 1553 году. Во времена гетмана Петра Сагайдачного, в 1617-1619
гг., Запорожское войско впервые было вписано в реестр, в связи, с чем в нем стала
поддерживаться суровая дисциплина. Выговский, ставший гетманом после Богдана Хмельницкого,
дисциплине в рядах «войска Запорожского» уделял еще больше внимания. Об этом
свидетельствует такой факт, что, принимая гетманскую булаву, Выговский он
заявил: «Ця булава буде доброму - на ласку, поганцю - на кару… військо
Запорізьке не може знати страху. Треба виключити всіх гультяїв і неправдивих
козаків.»
Судебные
функции в «войске Запорожском» выполняли военный совет, генеральные, полковые и
сотенные судьи, а в условиях войны - и казацкие старшины. Полковой суд в
условиях войны выступал в ролы военно-полевого, он рассматривал дела, которые
касались нарушения военной дисциплины, порядка службы и других нарушений,
которые допускались казаками в походе. В связи с тем, что в то время у казаков
почти не было писаных законов, порядок правосудия определялся военными
традициями и обычаями.
Запорожская
Сечь была военизированным государством, в связи, с чем основным принципом его организации
было военное общество, а поэтому любое посягательство на эти принципы
наказывалось смертной казнью. К таким посягательствам относилось убийство
казака казаком, кража Сечевого имущества, кража казаками имущества друг у
друга. В дальнейшем перечень преступлений, которые карались смертной казнью, расширился.
Смертью стали караться пьянство и трусость старшины в походе.
Среди
документов, которые сохранились до нашего времени, имеется приказ
экстраординарного совета от 23 декабря 1764 года. В этом приказе говорится: «На
каждую потребность атаманам и старшине казны войсковой себе никогда не делить
и не касаться без стариков к скрабу неподвижного войскового под смертным
штрафом и кто поступит против этого войскового устава, то горлом карать и весь
скот его забрать, не смотря ни на старшину, ни на атаманов, ни на кого».[1]
Этот сохранивший документ один из немногих, который письменно закрепляет норму
казацкого уголовного права.
Кроме
этого следует отметить, что казацкие судебные органы в зависимости от тяжести преступлений
применяли различные меры наказания.
Так,
в 1655 году было повешено несколько Нижинских казаков, которые подняли мятеж
против своего старшины. В 1679 году запорожцы ослепили, залили оловом горло и
повесили за ребро своего бывшего гетмана Юрия Хмельницкого. Как свидетельствуют
архивные документы, в 1691 году двое запорожских казаков Матвеевец и Остаповец
были осуждены на отрубание головы за телесные повреждения, нанесенные ими их
кошевому атаману. За предательство и дезертирство применялся расстрел. В 1672
году гетман Правобережной Украины П. Дорошенко приказал расстрелять Уманского
есаула Пиля, а также полковника Дрозда за то, что последний украл гетманскую
булаву и хотел с ней сбежать к Брюховецкому на Левобережную Украину.
В
1709 году полковые суды утратили право применять смертную казнь. Именно с тех пор
начали чаще в качестве наказания различные преступления стали применять штраф.
Кроме этого за служебные преступления применялся перевод в рядовые казаки. Так,
в 1744 году такое наказание оно было применено к Барышевскому сотнику
Лизаневичу.
Законность
действовавших ранее в Украине источников права, в том числе и обычного права,
неоднократно подтверждались Гетманскими актами, а также актами центральных
органов Российской империи. Об этом свидетельствуют гетманский универсал от 16
мая 1721 года, гетманская инструкция от 13 июля 1739 года, в царские
«Решительные пункты» от 22 августа 1728 года, «Экстракт из указов, инструкций и
учреждений Правительственного Сената» 1786 года, царский указ 30 ноября 1796
года «О восстановлении в Малороссии правления и судопроизводства сообразно
тамошнему праву и прежним обрядам».
В
1743 году был принят сборник законов под названием «Права, по которым судится
Малороссийский народ». В предисловии этого сборника говорится о то, что вон
составлялся на основании указа императора Петра II гетману Данилу Апостолу,
выданного в 1728 году. В данном указе в частности повелевалось, выбирать среди
украинцев необходимое количество «искуснейших и знающих людей», которые могли
бы провести кодификацию действующих в то время в Украине отдельных законов.
Фактически авторами этого закона были: войсковой генеральный обозный Яков
Лизогуб, генеральный хорунжий Николай Ханенко, полковник Любленский Петр
Апостол, бунчуковые товарищи Семен Чуйкевич и Яков Огронович, другие
представители казацкой военной старшины, а также священнослужители - монахи.
Этим
документом в главе пятой предусматривалась ответственность за воинские
преступления.
Так,
артикул 10 в пункте 2 предусматривал уголовную ответственность тех командиров,
которые отпускали подчиненных с похода за взятку либо «по иным своим прихотям»
без уважительных на то причин, а также за сокрытие фактов дезертирства; артикул
11 в пункте 2 предусматривал уголовную ответственность военного за неявку на
службу или за дезертирство. Должностные люди наказывались лишением чина;
знатные, но не должностные - переводом в рядовые казаки; рядовые, которые
получали заработную плату, наказывались телесными наказаниями и вычитанием из зарплаты.
Остальные рядовые наказывались только телесными наказаниями. Часть 3 статьи 13
предусматривалась смертная казнь для хорунжего за потерю им флага в бою. За
передачу флага другому лицу он лишался чина.
С принятием
военно-судебного статута от 15 мая 1867 года в военном законодательстве и военных
судебных органах произошли коренные изменения. Этот военно-судебный статут был первым,
систематизированным нормативно-правовым актом, которым решались все
процессуальные вопросы совершения правосудия в регулярной армии.
В
Украине, как и на всей территории Российской империи, в соответствии с
требованиями указанного Военного Судебного статута были созданы военно-судебные
учреждения - военные окружные суды. При них была организована деятельность
военных прокуроров.
1
декабря 1868 года в Одесском военном округе при военном окружном суде были введены
штатные должности военно-прокурорского надзора. К ним относились прокурор, его
заместители и помощники.
Ряд
изменений в военно-уголовном законодательстве внесло Временное правительство
России. 30 мая 1917 года было принято постановление об усилении наказания за
антивоенные выступления на фронте. 12 июня этого же года был принят указ «О
восстановление смертной казни для военнослужащих за особо тяжкие преступления» Данный
указ был упразднен только 12 марта 1918 года. 21 августа 1917 года Временное
правительство приняло ещё два постановления, которыми устанавливалась уголовная
ответственность для военнослужащих за организацию азартных игр, за участие в
них, за покупку либо продажу игральных карт, также за проигрыш солдатами оружия
либо государственного имущества.[2]
После
Октябрьской революции Декретом по всей стране создавались местные народные
суды, а когда того требовали обстоятельства - и революционные трибуналы.
Основным задание рабоче-крестьянских судебных органов была борьба с
контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, защита интересов государства рабочих
и крестьян. Все органы военной юстиции Царской России (суд и прокуратура) были
ликвидированы, а новые не созданы. Все дела передавались народным судам и
революционным трибуналам. При таких обстоятельствах народные суды и
революционные трибуналы не стравлялись с объемом работы. Судьи не знали
специфики армии, армейской службы, а поэтому не достаточно профессионально
разрешали дела. Поэтому в апреле - мае 1918 года стали создаваться военные суды
в отрядах, полках, потом - дивизиях и фронтах. К ноябрю 1918 года на фронтах
были созданы военные трибуналы, в том числе на Южном фронте, который охватывал
Украину.
Приказом
Реввоенсовета № 94 вот 14 октября 1918 года был создан Реввоентрибунал, который
стал контролировать деятельность всех военных судов. В 1919 году Директория
утвердила закон в чрезвычайных военных судах. 20 ноября ВЦИК утвердил новое
«Положение про реввоентрибуналы». Это положение определяло подсудность, меры
наказания, внесло дополнения в процессуальный порядок рассмотрения уголовных
дел.
В
связи с проведением реорганизации управления войсками Красной Армии в конце
1920 года была проведена реорганизация и системы военно-судебных органов. В
каждом военном округе сформированы окружные революционные трибуналы на правах
фронтовых. В мае 1920 года был создан Реввоентрибунал Черного и Азовского
морей, однако в последствии был переформирован в постоянно выездную сессию
Реввоентрибунала города Севастополя.
В
1921 году военные трибуналы вновь были ликвидированы, а дела военнослужащих стали
передаваться в обычные местные суды. Против такого решения выступало большинство
командиров и комиссаров РККА, и 14 января 1922 года ВЦИК было указано:
«расформирование реввоентрибуналов было поспешным. Гражданские работники не
знают армейских требований и приговоры народных судов, далеких вот армии,
проходят никем не замеченными». В 1922 году военно-судебные органы вновь были
восстановлены во всех военных округах и на флоте, а принятое положение «О
судоустройство» определяло порядок деятельности военных трибуналов.
20
августа 1926 года ЦИК и Совнаркомом СССР было принято новое положение, в
соответствии с которым трибуналы создавались при военных округах, фронтах,
армиях, флотах, корпусах и дивизиях. Работали они под руководством военной
коллегии Верховного суда СССР.
Уже в
первый день войны, чьи чрезвычайные условия требовали перестройки организации,
и деятельности правоохранительной системы Президиум Верховного Совета СССР
утвердил положение от 22 июня 1941 года «О военных трибуналах в местностях, где
было введено военное положение, и в районах боевых действий» Этим положением устанавливался
порядок организации, комплектования и рассмотрения дел военными трибуналами. В
сентябре 1941 года было сформировано 250 трибуналов и 8 фронтов.
Линейные
суды железнодорожного и водного транспорта были также реорганизованы в военные
трибуналы.
Кроме
общих военных трибуналов были созданы и военные трибуналы войск НКВД. Их
система строились по территориальным признакам. Были сформированы окружные и
областные военные трибуналы войск НКВД. Штаты военных трибуналов утверждались
совместными приказами НКО, НКЮ, либо НК ВМФ СССР. Вся деятельность военных трибуналов
в сложных условиях военного времени носила репрессивный характер.
Отдельно
следует отметить тот факт, что согласно Указу «О военном положении» в областях,
где объявлено военное положение, все дела о преступлениях, которые препятствовали
обороне, нарушали общественный порядок и подрывали государственную безопасность,
рассматривались военными трибуналами. Кроме этого военным советам округов
предоставлялось право передавать для рассмотрения военным трибуналам дела о
спекуляции, злостном хулиганстве других преступлениях, предусмотренных
Уголовным Кодексом, если в этом существовала необходимость, продиктованная
условиями военного положения.
Оперативность
судебного разбирательства была одной из характерных особенностей работы военных
трибуналов в период Великой Отечественной войны. Когда войска велели успешные
наступательные операции (1944-1945гг.), военные трибуналы 95 % дел
рассматривали в срок до двух дней с момента его поступления в суд.
Страницы: 1, 2, 3
|