Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста
Тема:
Воспитание
санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста.
План
1. Введение.......................................................................................... 3-4
2.
Обзор литературы.............................................................................. 5
3.
Методика проведения и анализ практического исследования..... 6-16
4.
Заключение – резюме................................................................... 17-19
5.
Выводы............................................................................................. 20
6.
Список использованной литературы............................................... 21
1. Введение.
Стратегией
развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило
одним из основных долгосрочных приоритетов сохранение здоровья и обеспечение
благополучия граждан.
В соответствии
с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях улучшения
состояния здоровья граждан Республики Казахстан и реализации их конституционных
прав на охрану здоровья Президент Республики Казахстан Указом от 16 ноября
1998 года N 4153 утвердил Государственную программу "Здоровье
народа"
Программа
включает меры краткосрочного (1998-1999 годы), среднесрочного (2000-2003 годы)
и долгосрочного (2003-2008 годы) характера и соответствует основным принципам
Стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI
веке".
Цель Программы
- улучшение состояния здоровья населения Казахстана, разработка и реализация
краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов мероприятий, способствующих
скорейшему выходу здравоохранения на качественно новый уровень предоставления
медицинских услуг населению.
Дошкольные
учреждения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и
высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные объединения, а также
предприятия, являющиеся базой для трудового обучения и производственной
практики, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм,
гигиенических нормативов.
Гигиеническое
воспитание и обучение, направленное на повышение культуры населения и профилактику
заболеваний, должно носить всеобщий, комплексный и непрерывный характер.
Гигиеническое
воспитание и обучение осуществляется:
1) в
процессе воспитания детей, обучения школьников и подростков, студентов,
подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня;
2) путем
пропаганды медицинских и гигиенических знаний через средства массовой
информации.
Предприятия,
учреждения, организации обязаны за счет собственных средств осуществлять
профессиональную гигиеническую подготовку руководителей, специалистов и
работников, деятельность которых связана:
1) с
производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды;
2) с
воспитанием детей, обучением школьников и подростков;
3) с
коммунально-бытовым обслуживанием населения;
4) с
вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами и
процессами.
Основными проблемами в воспитании
санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в настоящее
время являются медицинские и социальные проблемы, а также существующие
социальные условия.
Воспитание санитарно-гигиенической
культуры у детей подросткового возраста в основном возлагаются на родителей,
педагогов, окружение и медперсонал. Повышается роль школы, семьи.
Задачей обследования школ, является
подтверждение статистического анализа, проведения анкетирования.
Объектом исследования является –
школа. Предметом исследования – беседа.
Проведённый нами литературный поиск
выявил, что по данной проблеме отмечается малое количество исследований, а обнаруженные
публикации в основном касаются педагогических аспектов и меньше социальных и
медицинских. В большинстве своём авторами найденных источников являются
педагоги.
Основные направления реформы
общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые
задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его
к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится
гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.
В связи, с чем все больше возрастает
роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры
школьников подросткового возраста.
Актуальность темы, объясняется
проблемами не просто медицинскими, а методическими и концептуально больше
медсестринскими.
Поэтому целью настоящего
исследования является:
Определить роль школьной
медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении
привитых ранее санитарно-гигиенических навыков.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1)
определить
уровень здоровья по данным медицинской документации;
2)
определить
наличие и развитость гигиенической культуры у детей;
3)
определить
влияние условий проживания, социального статуса на наличие гигиенических
навыков у детей;
4)
определить
влияние условий пребывания в школе на уровни здоровья обследованных детей;
5)
что может
сделать медсестра для повышения санитарной культуры у подростков?
2.
Обзор литературы
В книге «Гигиена детей и подростков:
Руководство для санитарных врачей/Авт.: Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, Е.
М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева.—М.:
Медицина, 1986, 496 с., ил.», рассматриваются организационные основы санитарно-эпидемиологической
службы по разделу гигиены детей и подростков, значение государственного
санитарно-гигиенического надзора за работой детских и подростковых учреждений.
Отдельные главы посвящены гигиеническим основам учебно-воспитательного режима,
трудового обучения и профессионально-технического образования, а также гигиене
физического воспитания, организации летней оздоровительной работы, гигиене
питания, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков. Даны
гигиенические принципы планировки, строительства и оборудования разных типов
детских и подростковых учреждений
В руководствах изложены методические основы, содержание и задачи гигиены
детей и подростков на современном этапе. Описаны система предупредительного и
текущего санитарного надзора за учреждениями для детей и подростков. С новых
позиций рассматриваются такие вопросы, как гигиена строительства,
благоустройство и оборудование учреждений для детей и подростков, гигиена их
обучения и воспитания, организация питания и летнего оздоровительного отдыха.
Основное внимание в литературе
уделено методическим приемам работы медицинской сестры при осуществлении
предупредительного и текущего санитарного надзора. Рассматриваются вопросы
организации государственного санитарного надзора за работой школьных
учреждений.
В литературе подробно освещены
гигиенические аспекты трудового, политехнического и профессионального
образования детей и подростков, а также медицинские аспекты воспитания
школьников. Представлен новый материал по разработке системы оздоровительных
мероприятий при обучении детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразовательных
школ, а также при обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья и развития.
Так же излагаются методические
подходы к изучению и гигиенической оценке организации физического воспитания,
даны рекомендации суточной двигательной активности, закаливания детей и
подростков.
Таким образом, материалы литературы
охватывают широкий круг наиболее существенных и актуальных проблем, имеющих
серьезное значение для решения задачи государственной важности — воспитания
физически здорового, гармонически развитого, санитарно гигиенически
образованного молодого поколения.
3.
Методика проведения и анализ практического
исследования
3.1.
Результаты обследования городской школы №85.
Инженерно-санитарные
коммуникации в школе.
1.
В школе №85 есть столовая.
2.
Пища приготавливается в школьной кухне
3.
В столовой есть умывальник для мытья рук перед
едой.
4.
В умывальнике есть тёплая вода.
5.
На каждом этаже по 2 умывальника для мытья рук.
6.
На каждом этаже по 2 туалета: один женский и один
мужской.
7.
В каждом туалете и в женском и в мужском по 4 очка.
8.
На 1, 2, 3, этаже по 3 умывальника для мытья рук
после посещения туалета.
9.
Есть мыло для мытья рук.
10.
Руки сушатся после мытья самостоятельно.
11.
Питьевой режим осуществляется в столовой.
12.
В школе есть постоянный медработник.
13.
Наблюдение за привитием и поддержанием
гигиенических навыков у детей осуществляется
-
санитарно-просветительной работой, методики
Минздрава, ВОЗ,
-
классные часы, конференции, дискуссии, диспуты,
-
санпосты, сандружинники.
3. 2.
Обследование сельской школы №30.
1.
Школа маленькая, одноэтажное здание.
2.
Столовой нет.
3.
Питание осуществляется всухомятку.
4.
Туалеты надворные: 1 мужской, 1 женский.
5.
На всю школу один умывальник
6.
Нет мыла для мытья рук.
7.
В школе нет постоянной медсестры, но существует
ФАП, где есть медсестра и врач на всё село.
8.
Наблюдение за привитием и поддержанием
гигиенических навыков у детей за 2000 год, проводилось на низком уровне.
3. 3. Анализ
результатов обследования школ №85 и №30.
В городской
школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.
Уровень
наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в
городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской
школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной
медицинской сестры.
3. 4.
Распределение учеников по группам здоровья.
Таблица №1.
Анализ распределения учеников по группам здоровья в городской школе № 85.
Группа здоровья
|
Пол
|
Всего
|
абс
|
%
|
I
|
М
|
21
|
54,8
|
Д
|
15
|
41,7
|
О. П.
|
36
|
54,5
|
II
|
М
|
14
|
38,9
|
Д
|
14
|
43,8
|
О. П.
|
28
|
42,4
|
III
|
М
|
2
|
6,3
|
Д
|
2
|
9,4
|
О. П.
|
2
|
3,1
|
Всего
|
М
|
37
|
53,0
|
Д
|
31
|
47,0
|
О. П.
|
68
|
100
|
В городской школе № 85 не обнаружено
детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих
тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%),
отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек.
Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики
составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины
учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с
хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а
в общем они составляют (3,1%).
Сравнительный анализ здоровья детей в
исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по
группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской
сестрой..
3. 5. Половозрастное распределение
В исследовании участвовало 134
учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные
группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а
девочек – 50,7%.
Таблица №2. Половозрастное
распределение детей подросткового возраста №83 и №30 школ.
№ Школы
|
Пол
|
12-13 лет
|
14-15 лет
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85 город-ская
|
М
|
12
|
32,4
|
25
|
67,6
|
37
|
100
|
Д
|
9
|
29
|
22
|
71
|
31
|
100
|
О.П.
|
21
|
30,9
|
47
|
69,1
|
68
|
100
|
№30 сель-ская
|
М
|
12
|
41,4
|
17
|
58,6
|
29
|
100
|
Д
|
9
|
24,3
|
28
|
75,7
|
37
|
100
|
О.П.
|
21
|
31,8
|
45
|
68,2
|
66
|
100
|
Итого
|
М
|
24
|
36,4
|
42
|
63,6
|
66
|
100
|
Д
|
18
|
26,5
|
50
|
73,5
|
68
|
100
|
О.П.
|
42
|
31,3
|
92
|
68,7
|
134
|
100
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|