Объектами
гомосексуальных притязаний становятся, как правило, физически слабые и
умственно неполноценные личности, внешне миловидные осужденные и заключенные
молодежного возраста, а также лица, не прошедшие прописку, проигравшиеся в
карты и не заплатившие долг (фуфлыжники), не сдержавшие данного ими слова или
клятвы, замеченные в негласном сотрудничестве с администрацией ИТУ, СИЗО либо
милицией, пойманные на крысятничестве.
Педагогическая и
психологическая работа с пассивными гомосексуалистами достаточно сложна. Здесь
необходим особый такт и умение воспитателя найти общий язык с лицом,
подвергнутым или вовлеченным в гомосексуализм, так как не всякий станет
разговаривать об этом с человеком, которого он не уважает и ли к которому не
испытывает доверия.
Таким образом, после
рассмотрения всех элементов криминальной субкультуры можно сказать, о том, что указанные
мною элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них
определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых
случаях кодирования информации. Также проведенный анализ позволяет
сделать вывод о том, что многие элементы криминальной
субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например —
этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции
стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички —
этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции);
во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной
функцией (например, татуировки — функцией стратификации, а клички —
функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной
субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется
индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или
татуировкой до стремления всеми способами избавиться от них).
Знание приверженности группы и личности к определенным
ценностям (например, увлеченность карате) позволяет с достаточной
вероятностью прогнозировать их поведение и принимать
заранее необходимые меры профилактики.
Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в
известной мере является условной, носящей рабочий характер,
однако она позволяет моделировать элементы криминальной
субкультуры для более глубокого и всестороннего изучения.
Глава II Специальные особенности элементов криминальной субкультуры в различных
асоциальных образованиях
В
современном обществе криминальная субкультура представляет собой многообразие
форм: «...многопланова и криминальная субкультура, представляющая собой как бы
слоеный пирог. Каждый «слой» в таком «пироге» представляет субкультуру групп,
занятых конкретной криминальной деятельностью, отражающей степень их
организованности и профессионализма. С этих позиций в рамках криминальной
субкультуры в целом можно говорить о субкультуре тюремной, воровской,
субкультуре валютчиков и фарцовщиков, проституток и наркоманов, рэкетиров,
сексуальных насильников, сутенеров и т. п.»[49].
В настоящее время можно выделить разные асоциальные образования, например,
преступные группы, иные группы с асоциальным поведением. Преступная группа
- это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и
выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности.
Выделяют следующие виды преступных групп: случайные группы; типа компании;
организованные группы; преступные организации.
Случайная
группа включает в себя лиц, случайно или ситуативно объединившихся для
совершения группового преступления. Если случайная преступная группа продолжает
противоправную деятельность, становясь более организованной и устойчивой, то ее
относят к преступной группе типа дружеской компании, организованная преступная
группа.
Преступная
организация
- это организованная преступная группа, отличающаяся высоким уровнем
организованности, сплочения, надежными способами совершения и сокрытия преступления,
а непосредственное общение между ее членами часто заменяется информационными и
деятельностными контактами, взаимоотношения приобретают характер «делового»
взаимодействия.
Организованная
преступность
— это преступность мафии. Криминальная субкультура отечественных «мафиози», как
и организованная преступность, относительно молода и своим появлением, главным
образом, обязана территориальным подростковым группировкам, которые в начале
80-х годов XX в. представляли собой лишь сплоченные группы хулиганствующих
подростков.. Профессиональные преступники — это те, кто совершаемые
преступления против собственности делает источником средств существования[50].
Р. Кловард и Л.
Олин показали, что, когда, молодые люди из идеального мира, созданного
нравоучениями попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование
и фрустрации. Типичная реакция на это:
— создание
воровских шаек, в которых посредством хищений молодые люди получают возможность
жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления;
— объединение в
агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное общественной
несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма;
— вступление в
антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь,
уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же
проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окружающего их коварства и
лицемерия[51].
С течением
времени произошло сращивание элиты профессиональной преступности с молодежными
группировками, лидерами указанных группировок являются, как показывает практика
лица, ранее судимые к лишению свободы. Указанная категория лиц является
носителем преступных обычаев и традиций, что служит основой для воспроизводства,
как организованной преступности, так и преступности в целом.
Среди постоянного
роста людей зависимых от наркотиков можно выделить в отдельную категорию, а
именно субкультуру наркоманов.
Таким образом,
рассматривая структуру криминальной субкультуры, можно выделить три
самостоятельных вида:
1. Субкультура
представителей профессиональной преступности.
2. Субкультура
представителей организованной преступности.
3. Субкультура
наркоманов.
Помимо
криминальной субкультуры можно выделить тюремную субкультуру. С
культурологической точки зрения тюремная субкультура является полноценной
субкультурой, так как обладает всеми необходимыми атрибутами (система
ценностей, особая форма организации людей и совокупность некоторых негативных
норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве традиционной
культуры преступного слоя общества)[52].
Психологи под
асоциальной субкультурой осужденных понимают: «не имеющую правового статуса
самоорганизацию осужденных, возникающую в результате удовлетворения
разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных
значимых целей в период отбывания наказания»[53].
С социологической
точки зрения тюремная субкультура — это выражение индивидуальности
заключенных, их желание самостоятельно организовывать свои социальные
взаимодействия даже при условии жесткого контроля и ограничений[54].
Далее рассмотрим элементы
криминальной субкультуры применительно к лицам состоящим в той или иной
преступной группе.
Таким образом в
современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся
степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Также можно
добавить, что помимо преступных групп, существуют иные асоциальные образования,
имеющие криминальную направленность. Не так давно происходили процессы
реорганизации (исчезновение одних и появление других) преступных групп. Можно
отметить, что существует несколько мнений о том, по каким критериям следует
делить традиции и обычаи, существующие в преступных группах.
2.1. Традиции и обычаи в преступной
среде
Существенным
моментом психологии преступных групп является распределение внутригрупповых
статусов и ролей, начиная от лидеров, авторитетов и заканчивая рядовыми
исполнителями преступных акций. Исследования показывают, что статус члена
группы зависит от знания криминальных (воровских) законов и традиций,
неуклонного следования в своем поведении этим законам, преступного опыта,
времени и частоты отбывания наказания в местах лишения свободы,
индивидуально-психологических особенностей (интеллекта, организаторских
способностей, сильной воли, физической силы, преступной квалификации и т.п.).
Межличностное
восприятие в преступных группах отражает особенности статусов участников
групповой преступной деятельности. Установлено, что существуют особые
психологические механизмы восходящего и нисходящего восприятия. Проявляется это
в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой
иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие
личностные качества как сообразительность, смелость, справедливость, знание
жизни и т.п. Наряду с этим восприятие по нисходящей ветви основывается на
оценке лидерами иных членов группы, в основном, как носителей определенных
ролевых качеств («боец», исполнитель, «киллер» и т.д.). Таким образом,
восприятие «сверху» обедняет представление о личностных возможностях других
членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других
участниках совместной преступной деятельности.
Отношения между
членами группировок строятся в соответствии с иерархической структурой.
С обязательным наличием лидера в своей структуре.
Для группировок
характерен, как правило, авторитарный стиль лидерства, рядовые участники,
находясь в большой зависимости от лидеров, реализовывают их программу
поведения. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, антиобщественным
характером деятельности группировок, господствовавшими в них нормами и ценностями
ориентациями участников.
Главой
группировки может являться «Вор в законе», которым может считаться лишь
преступник, имеющий судимости, авторитет в уголовной среде и принятый в
группировку специальной сходкой.
«Воры в законе» - это
бывшие убийцы и грабители, воры и мошенники разных мастей, это самые изощренные
представители профессионального уголовного мира и его элита. Как правило, это
рецидивисты со стажем, 70% которых имеют более трех судимостей. Они являются хранителями
уголовных традиций и законов в преступных сообществах, часто выступают в
качестве организатора преступной деятельности или консультанта. Воры в законе
также осуществляют «разборки», то есть выступают в виде третейского судьи при
возникновении конфликтов между преступными группами или преступными
организациями. Периодически воры в законе проводят сходки, на которых решаются
вопросы раздела сфер влияния, организационные проблемы и т.п. Воры в законе
осуществляют контроль за «общаком», то есть воровской кассой, за
«справедливостью» расходования денег для поддержки уголовных элементов, в том
числе преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В их обслуге
не только «шестерки», но и телохранители.
Коллегиальным
органом управления группировок являлись «сходки» на которых присутствуют
в основном взрослые участники.
Лица,
принятые в группировку переходят в качественно новую криминальную категорию и
должны беспрекословно выполнять требования воровского закона, представляющего
собой совокупность выработанных преступным опытом норм поведения. Надо сказать,
что сила уголовных традиций значительна. Они передаются от поколения к
поколению, их носителями выступает сама преступная среда. Жесткое деление на
«своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей в «своей»
группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено» и
что «не положено.» Социальное клейменение: использование благозвучных,
возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор», «шишка», «барин» «старшак»,
«босс», «авторитет», «автор» и др. для обозначения принадлежности
несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить
принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее
благозвучные, а чаще - оскорбительные термины («шавка», «чушка», «крыса»,
«стукач», «обиженный» и др.).
В
преступных группах весьма затруднительна мобильность вверх при одновременной
облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и
статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий
несовершеннолетних и молодежи (пассивных гомосексуалистов, склонных к оральным
половым контактам, «стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена
социальных ролей с высших на низшие облегчена. Это положение сохраняется и при
либерализации отношения в нашем обществе к «голубым» (легализация мужского
гомосексуализма и женского лесбиянства), создании ими своих «партий»,
отстаивающих интересы сексуальных меньшинств.
В
отличии от лиц находящихся в местах лишения свободы, в которых мобильность в
верх сведена к нулю и практически не возможна, в преступных группах мобильность
вверх все таки
возможна, при этом, чтобы стать неофициальным «начальством» в
группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше
в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти
жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из
высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет»
или особые заслуги в криминальной деятельности. Для того чтобы выбиться вверх,
часто необходимо совершить особо дерзкое преступление. Однако в настоящий момент можно выйти в «люди», стать
«бугром» («паханом», «вором в законе»), не имея никаких криминальных «заслуг» и
«выслуги лет», а купив это звание или опираясь на силу и преобладание своей
этнической группировки.
Строгая субординация в
межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение
«низов» «верхами» - непременное условие стратификации. Обращение с
представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем
высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана
целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это
приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не
забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать
других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести
криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации
людей в асоциальной, преступной среде.
Следует помнить об
устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде на
новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко
наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не
положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо
воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу.
В
преступной группе существует система норм поведения, которой должны
придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу,
многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и
традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»). Условно все
нормы можно разделить на:
·
нормы-ценности, отражающие
систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной
группы;
·
нормы общения и коммуникаций;
·
нормы проведения свободного
времени;
·
нормы, регулирующие разрешение
внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо
из членов группы от принятых норм и правил поведения.
Нормы-ценности
подразделяются на запрещающие и поощряющие конкретный вид поведения. Строго
запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами;
доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной
ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать «за
подло»; дача показаний в случае задержания в отношении других участников
преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи
другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные
преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о
пополнении воровской кассы (общака) и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|