Меню
Поиск



рефераты скачать Воровские традиции, обычаи, нравы и их роль в воспроизведении преступности

Объектами гомосексуальных притязаний становятся, как правило, физически слабые и умственно неполноценные личности, внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, а также лица, не прошедшие прописку, проигравшиеся в карты и не заплатившие долг (фуфлыжники), не сдержавшие данного ими слова или клятвы, замеченные в негласном сотрудничестве с администрацией ИТУ, СИЗО либо милицией, пойманные на крысятничестве.

Педагогическая и психологическая работа с пассивными гомосексуалистами достаточно сложна. Здесь необходим особый такт и умение воспитателя найти общий язык с лицом, подвергнутым или вовлеченным в гомосексуализм, так как не всякий станет разговаривать об этом с человеком, которого он не уважает и ли к которому не испытывает доверия.

Таким образом, после рассмотрения всех элементов криминальной субкультуры можно сказать, о том, что указанные мною элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых случаях кодирования информации. Также проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например — этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички — этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (например, татуировки — функцией стратификации, а клички — функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой до стремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (например, увлеченность карате) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в известной мере является условной, носящей рабочий характер, однако она позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого и всестороннего изучения.


Глава II Специальные особенности элементов криминальной субкультуры в различных асоциальных образованиях

В современном обществе криминальная субкультура представляет собой многообразие форм: «...многопланова и криминальная субкультура, представляющая собой как бы слоеный пирог. Каждый «слой» в таком «пироге» представляет субкультуру групп, занятых конкретной криминальной деятельностью, отражающей степень их организованности и профессионализма. С этих позиций в рамках криминальной субкультуры в целом можно говорить о субкультуре тюремной, воровской, субкультуре валютчиков и фарцовщиков, проституток и наркоманов, рэкетиров, сексуальных насильников, сутенеров и т. п.»[49]. В настоящее время можно выделить разные асоциальные образования, например, преступные группы, иные группы с асоциальным поведением. Преступная группа - это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности. Выделяют следующие виды преступных групп: случайные группы; типа компании; организованные группы; преступные организации.

Случайная группа включает в себя лиц, случайно или ситуативно объединившихся для совершения группового преступления. Если случайная преступная группа продолжает противоправную деятельность, становясь более организованной и устойчивой, то ее относят к преступной группе типа дружеской компании, организованная преступная группа.

Преступная организация - это организованная преступная группа, отличающаяся высоким уровнем организованности, сплочения, надежными способами совершения и сокрытия преступления, а непосредственное общение между ее членами часто заменяется информационными и деятельностными контактами, взаимоотношения приобретают характер «делового» взаимодействия.

Организованная преступность — это преступность мафии. Криминальная субкультура отечественных «мафиози», как и организованная преступность, относительно молода и своим появлением, главным образом, обязана территориальным подростковым группировкам, которые в начале 80-х годов XX в. представляли собой лишь сплоченные группы хулиганствующих подростков.. Профессиональные преступники — это те, кто совершаемые преступления против собственности делает источником средств существования[50].

Р. Кловард и Л. Олин показали, что, когда, молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрации. Типичная реакция на это:

— создание воровских шаек, в которых посредством хищений молодые люди получают возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления;

— объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное общественной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма;

— вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окружающего их коварства и лицемерия[51].

С течением времени произошло сращивание элиты профессиональной преступности с молодежными группировками, лидерами указанных группировок являются, как показывает практика лица, ранее судимые к лишению свободы. Указанная категория лиц является носителем преступных обычаев и традиций, что служит основой для воспроизводства, как организованной преступности, так и преступности в целом.

Среди постоянного роста людей зависимых от наркотиков можно выделить в отдельную категорию, а именно субкультуру наркоманов.

Таким образом, рассматривая структуру криминальной субкультуры, можно выделить три самостоятельных вида:

1. Субкультура представителей профессиональной преступности.

2. Субкультура представителей организованной преступности.  

3. Субкультура наркоманов.

Помимо криминальной субкультуры можно выделить тюремную субкультуру. С культурологической точки зрения тюремная субкультура является полноценной субкультурой, так как обладает всеми необходимыми атрибутами (система ценностей, особая форма организации людей и совокупность некоторых негативных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве традиционной культуры преступного слоя общества)[52].

Психологи под асоциальной субкультурой осужденных понимают: «не имеющую правового статуса самоорганизацию осужденных, возникающую в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных значимых целей в период отбывания наказания»[53].

С социологической точки зрения тюремная субкультура — это выражение индивидуальности заключенных, их желание самостоятельно организовывать свои социальные взаимодействия даже при условии жесткого контроля и ограничений[54].

Далее рассмотрим элементы криминальной субкультуры применительно к лицам состоящим в той или иной преступной группе.

Таким образом в современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Также можно добавить, что помимо преступных групп, существуют иные асоциальные образования, имеющие криминальную направленность. Не так давно происходили процессы реорганизации (исчезновение одних и появление других) преступных групп. Можно отметить, что существует несколько мнений о том, по каким критериям следует делить традиции и обычаи, существующие в преступных группах.

2.1. Традиции и обычаи в преступной среде


Существенным моментом психологии преступных групп является распределение внутригрупповых статусов и ролей, начиная от лидеров, авторитетов и заканчивая рядовыми исполнителями преступных акций. Исследования показывают, что статус члена группы зависит от знания криминальных (воровских) законов и традиций, неуклонного следования в своем поведении этим законам, преступного опыта, времени и частоты отбывания наказания в местах лишения свободы, индивидуально-психологических особенностей (интеллекта, организаторских способностей, сильной воли, физической силы, преступной квалификации и т.п.).

Межличностное восприятие в преступных группах отражает особенности статусов участников групповой преступной деятельности. Установлено, что существуют особые психологические механизмы восходящего и нисходящего восприятия. Проявляется это в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие личностные качества как сообразительность, смелость, справедливость, знание жизни и т.п. Наряду с этим восприятие по нисходящей ветви основывается на оценке лидерами иных членов группы, в основном, как носителей определенных ролевых качеств («боец», исполнитель, «киллер» и т.д.). Таким образом, восприятие «сверху» обедняет представление о личностных возможностях других членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других участниках совместной преступной деятельности.

Отношения между членами группировок строятся в соответствии с иерархической структурой. С обязательным наличием лидера в своей структуре.

Для группировок характерен, как правило, авторитарный стиль лидерства, рядовые участники, находясь в большой зависимости от лидеров, реализовывают их программу поведения. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, антиобщественным характером деятельности группировок, господствовавшими в них нормами и ценностями ориентациями участников.

Главой группировки может являться «Вор в законе», которым может считаться лишь преступник, имеющий судимости, авторитет в уголовной среде и принятый в группировку специальной сходкой.

«Воры в законе» - это бывшие убийцы и грабители, воры и мошенники разных мастей, это самые изощренные представители профессионального уголовного мира и его элита. Как правило, это рецидивисты со стажем, 70% которых имеют более трех судимостей. Они являются хранителями уголовных традиций и законов в преступных сообществах, часто выступают в качестве организатора преступной деятельности или консультанта. Воры в законе также осуществляют «разборки», то есть выступают в виде третейского судьи при возникновении конфликтов между преступными группами или преступными организациями. Периодически воры в законе проводят сходки, на которых решаются вопросы раздела сфер влияния, организационные проблемы и т.п. Воры в законе осуществляют контроль за «общаком», то есть воровской кассой, за «справедливостью» расходования денег для поддержки уголовных элементов, в том числе преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В их обслуге не только «шестерки», но и телохранители.

Коллегиальным органом управления группировок являлись «сходки» на которых присутствуют в основном взрослые участники.

Лица, принятые в группировку переходят в качественно новую криминальную категорию и должны беспрекословно выполнять требования воровского закона, представляющего собой совокупность выработанных преступным опытом норм поведения. Надо сказать, что сила уголовных традиций значительна. Они передаются от поколения к поколению, их носителями выступает сама преступная среда. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено» и что «не положено.» Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор», «шишка», «барин» «старшак», «босс», «авторитет», «автор» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще - оскорбительные термины («шавка», «чушка», «крыса», «стукач», «обиженный» и др.).

В преступных группах весьма затруднительна мобильность вверх при одновременной облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий несовершеннолетних и молодежи (пассивных гомосексуалистов, склонных к оральным половым контактам, «стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена социальных ролей с высших на низшие облегчена. Это положение сохраняется и при либерализации отношения в нашем обществе к «голубым» (легализация мужского гомосексуализма и женского лесбиянства), создании ими своих «партий», отстаивающих интересы сексуальных меньшинств.

В отличии от лиц находящихся в местах лишения свободы, в которых мобильность в верх сведена к нулю и практически не возможна, в преступных группах мобильность вверх все таки возможна, при этом, чтобы стать неофициальным «начальством» в группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет» или особые заслуги в криминальной деятельности. Для того чтобы выбиться вверх, часто необходимо совершить особо дерзкое преступление. Однако в настоящий момент можно выйти в «люди», стать «бугром» («паханом», «вором в законе»), не имея никаких криминальных «заслуг» и «выслуги лет», а купив это звание или опираясь на силу и преобладание своей этнической группировки.

Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами» - непременное условие стратификации. Обращение с представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации людей в асоциальной, преступной среде.

Следует помнить об устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде на новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу.

В преступной группе существует система норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»). Условно все нормы можно разделить на:

·                   нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной группы;

·                   нормы общения и коммуникаций;

·                   нормы проведения свободного времени;

·                   нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.

Нормы-ценности подразделяются на запрещающие и поощряющие конкретный вид поведения. Строго запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами; доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать «за подло»; дача показаний в случае задержания в отношении других участников преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о пополнении воровской кассы (общака) и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.