В отечественной же науке к
этим объективным причинам, затрудняющим исследование
криминальной субкультуры, присоединилась господствующая идеология, относящая
преступность к пережиткам предшествующей
общественно-экономической формации, и полностью отрицавшая
профессиональную преступность. Данные обстоятельства не
позволяли всесторонне и объективно исследовать криминальную субкультуру. Преступность объяснялась лишь дефектами в сознании отдельных индивидов и почти не рассматривалась система ценностей преступников как социальной группы.
Так, например, А. Б.
Сахаров писал: «Антисоциальная сущность личности преступника
(как бы ее ни называть: установка, направленность,
ориентация и т. п.) может быть — и это очень важно — различной по своей силе, стойкости, напряженности: от четко выраженной, активной социально-отрицательной
настроенности до недостаточной интенсивности
нравственно-положительных свойств личности»[11].
Аналогичного
мнения придерживался И. И. Карпец: «Антиобщественной установкой в ее
общепринятом понимании нельзя объяснить, почему дефекты нравственного сознания
приводят к совершению преступлений, а не просто к безнравственным поступкам.
Правда, попытка такого объяснения имеется. Полагают, что здесь все зависит от
интенсивности установки, ее глубины и стойкости. Иначе говоря, менее активная
установка порождает аморальные поступки, более активная - правонарушения,
наиболее глубокая и стойкая - преступления, а самая интенсивная - особо тяжкие
и опасные из них»[12].
П. С. Дагель
характеризовал антисоциальную установку личности как наличие в ее сознании
антиобщественных взглядов, принципов и привычек и готовности действовать в
соответствии с ними[13].
А. Б. Сахаров
также отмечал наличие зависимости между антиобщественной установкой и
антиобщественным поведением: «Итак, общественная опасность личности связана с
наличием сложившихся в конкретных условиях нравственного формирования социально
отрицательных или неблагоприятных свойств и качеств, благодаря которым лицо
способно при определенных объективных обстоятельствах (ситуации) избрать антиобщественный
вариант поведения»[14].
А объединяющим началом такого поведения выступает нарушение каких-либо
социальных запретов, различные виды антиобщественного поведения имеют одну
общую черту: все они представляют нарушения существующих в нашем обществе норм»[15], а в некоторых случаях
антиобщественное поведение может быть антисоциальной нормой: «...понятие
«отклоняющееся поведение» далеко не во всех случаях входит в содержание понятия
«преступное поведение». Те или иные разновидности преступного поведения могут
выступать в качестве обычных («неотклоняющихся») поступков, если они широко
распространены среди членов некоторых локальных, этнических, профессиональных
или иных больших социальных групп»[16].
Ю. М. Антонян
определял антиобщественную установку личности, как готовность в соответствии со
своими взглядами, потребностями и интересами действовать против интересов
общества[17],
также отметил наличие групповых норм поведения в криминальной среде: «В сознании
отдельных групп, преимущественно неформальных, нередко сохраняются
отрицательные взгляды и привычки, вредные традиции и обычаи»[18].
М. М. Бабаев
писал о негативном влиянии преступной деятельности на личность преступника:
«...преступная деятельность оказывает негативное воздействие на самих
преступников, углубляя и умножая отрицательные черты их личности и тем самым
создавая дополнительные предпосылки для рецидива, который в данном случае можно
обоснованно считать проявлением процесса самовоспроизводства преступности»[19].
В работах
недалекого прошлого также встречается понятие «антисоциальная установка».
Например, А. В. Бриллиантов писал: «Антисоциальная установка - готовность
личности к социально значимому вредному для общества действию (бездействию) в
соответствии с наличием в ее сознании доминирующих антиобщественных
потребностей, интересов, принципов и привычек»[20].
Распад личности
преступника как следствие противоправной деятельности отметил ряд авторов:
«Личность рецидивиста характеризуется прогрессирующими по мере роста количества
судимостей ослаблением и распадом социально полезных связей как в
производственной сфере, так и в сфере быта»[21].
В механизме
преступного поведения рассматривались и менее стойкие психические процессы:
«Таким образом, чувства являются своеобразным элементом преступного поведения.
Они могут выступать в виде мотивов совершения преступления, в виде психического
состояния лица, имеющего уголовно-правовое значение, или же просто
сопутствовать преступному поведению, образуя эмоциональный фон»[22].
Негативное
влияние лидеров криминальной среды исследовал ряд авторов: «Человек
адаптируется к конкретным социальным условиям, привыкает к ним и не так-то
просто приспосабливается к новым, даже если прежние условия объективно
непригодны для нормальной человеческой жизни, а новые открывают простор для
утверждения человеческой сущности. При этом в случаях преобладания
отрицательного влияния происходит не только привитие человеку антисоциальных
правил поведения, но и подавление интеллекта, психики, осуществляется
психологическое давление на него, принижение его человеческого достоинства,
выработка безоговорочного подчинения лидерам преступного мира». Исследовалось
негативное влияние и в условиях социальной изоляции: «Проповедниками
антиобщественных взглядов в ИТУ, как показывает практика, являются лица с
глубоко укоренившимися антиобщественными взглядами и привычками. Они активно
распространяют среди других осужденных, особенно молодых и еще не приобщившихся
к их мировоззрению, свои представления о товариществе, долге, справедливости,
честности, прививают им чувство недоверия к администрации ИТУ»[23]. Рассматривались социальные
корни данной проблемы. Так, по мнению А. И. Долговой, будущий преступник
«воспитывается» в семье: «В настоящее время, не изучая личности, в ряде случаев
нельзя выявить соответствующие неблагоприятные условия: не всегда легко
обнаружить неправильное отношение к воспитанию детей и аморальное поведение
родителей, проживающих в отдельной квартире, "двойную мораль" и т.
п.»[24].
Ю. М. Антонян оставлял приоритет за образом жизни: «Многие исследования
показывают, что определенный образ жизни, выражающийся, например, в постоянном
пьянстве, нарушениях общественного порядка, поддержание связи с другими
правонарушителями, привычка разрешать жизненные конфликты с помощью грубой силы
как бы закономерно приводят к данному насильственному преступлению»[25]. Я. И. Гилинский считал, что
субстратом антиобщественного поведения является социальная несправедливость:
«Поскольку важнейшей сферой реализации социальной справедливости являются
распределительные отношения, постольку именно несправедливо неравное (существенно
разная оплата одинакового труда) или несправедливо равное (равная оплата
неодинакового труда - «выводиловка», «уравниловка» и т. п.) распределение
общественного продукта вызывают недовольство, возмущение, принимающие порой
антиобщественные формы»[26].
Позднее
исследователями, занимавшимися криминальной субкультурой, был отдан приоритет
совокупности ценностей, идей, правил и норм поведения, принятых в криминальной
среде как в малой группе, а не нравственным дефектам в сознании отдельных
личностей, но отсутствие единого понятийного аппарата порождало противоречия.
Так, например,
данное явление один из авторов данной работы назвал негативно-поощряющая
микросреда: «Негативно-поощряющая микросреда (НПМС) - малая группа,
объединенная общим интересом к отрицательным формам проведения досуга,
разделяющая антиобщественные взгляды и убеждения, обладающая искаженным
мировоззрением, и, впоследствии пренебрежением нормами права и морали, а также
бытующих в ней неправильных традиций и привычек, способствующая неправомерному,
предпреступному поведению любого из ее членов»[27].
Он же заметил: «Для лиц, совершающих такие тяжкие преступления, как убийство,
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи и разбои, не существуют
принципы «морально или аморально», «хорошо — нехорошо», «можно — нельзя»,
«законно — противозаконно». Здесь все запрещающие границы нарушаются,
уголовно-правовые запреты игнорируются. На первый план выступают индивидуализм
и эгоизм. У таких лиц отсутствует иммунитет к криминальной деятельности»[28].
С. Я. Лебедев
рассматривал в качестве криминальной субкультуры антиобщественные традиции и
обычаи[29].
Н. П. Мелешко
назвал данное явление единым, негативным социальным процессом: «Преступность и
негативные социальные отклонения (пьянство, наркотизм, токсикомания,
проституция, безнадзорность несовершеннолетних и т. п.) взаимосвязаны и имеют
одни корни, общность некоторых причин, сходство ряда признаков личностей их носителей.
Их единая антиобщественная природа обусловливает взаимное влияние, зависимость,
соединение различных видов социальных отклонений, в том числе и преступлений, в
единый негативный социальный процесс»[30].
В. Н. Перекрестов
рассматривал криминальную субкультуру как социально-негативное поведение на
общесоциальном уровне: «На общесоциальном уровне социально-негативное поведение
— совокупность индивидуального и группового, включая массовое поведение людей,
нарушающих социальные нормы, принятые в конкретное время и на определенной
территории»[31].
У А. А. Тайбакова
встречается понятие «преступная субкультура»: «Для участников карманных краж
характерны также наличие традиций, обычаев, преступного фольклора и других
элементов преступной субкультуры, способность передавать навыки, способы
подготовки и совершения карманных краж начинающим преступникам, чувство престижности
собственной профессии и иных подобных компенсаторных проявлений»[32]. Однако полагаю, что понятие
«криминальная субкультура» в отечественную науку ввел В. Ф. Пирожков[33].
По определению В.
Ф. Пирожкова, криминальная субкультура — это определенный уровень
развития жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации,
деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и
духовных ценностях[34].
Ю. К. Александров
определяет криминальную субкультуру как образ жизнедеятельности лиц,
объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и
традиций[35].
По моему мнению,
было бы ошибочным относить к криминальной субкультуре субкультуру лиц, не
ставящих своей целью совершение преступлений, но эпизодически совершающих
преступления. Например, группу студентов вуза, проводящих вместе свободное
время, отдельные члены которой употребляют наркотики, нельзя относить к
криминальной субкультуре, хотя некоторые из них и совершают преступления. Но
рассматриваемая в примере молодежная субкультура включает в себя криминальные
составляющие. В то же время и в криминальной субкультуре могут быть и
некриминальные составляющие. Например, идеи братства, взаимопомощи,
определенная мода и т. д.
В связи с проведенным
анализом различных мнений, могу предложить определить криминальную субкультуру как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, направленных на наиболее рациональную организацию жизнедеятельности, целью которой является совершение преступлений, их сокрытие и уклонение от ответственности.
Таким образом, можно выявить, что в основе
формирования криминальной субкультуры лежат отдельные предпосылки, обусловленные
сращиванием преступных форм с легальной деятельностью. В своей сущности
криминальная субкультура представляет собой укоренившиеся негативные
проявления, привнесенные в современное общество под воздействием преступных
групп, находящихся у власти. Незаметно криминальная субкультура вошла в нашу
жизнь, оставив неизгладимый отпечаток в судьбе страны и на формировании
психологии нынешнего поколения. Жаргонные выражения и татуировки стали частью
моды, фильмами прививается романтизм профессии воров.
1.2. Элементы (компоненты) криминальной
субкультуры
В структуре
культуры можно, прежде всего, выделить широкие области или сферы,
соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это
экономика, институты, регулирующие совместную жизнь, такие как право,
государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др.
В каждой сфере культуры существуют составные
единицы, или элементы. Ими могут быть как предметы, идеи, так и принципы жизни вокруг
которых концентрируются другие средства деятельности.
«Криминальная
(делинквентная) субкультура состоит из следующих элементов:
1)
криминальной идеологии, которая представляет собой систему понятий и
представлений, сложившуюся в групповом сознании преступников. Кроме того, речь
идет о своеобразной философии, которая оправдывает, объясняет и поощряет
преступный образ жизни, снимает психологические и нравственные барьеры у людей,
оказавшихся перед выбором противоправного или социального типа поведения.
Наличие криминальной идеологии является главным условием запуска механизма
самооправдания и отрицания своей ответственности у преступника;
2)
криминальной нравственности, в свою очередь, противопоставляемой нравственности
социальной. Основной тезис здесь сводится к тому, что общественная нравственность
лицемерна по сути, направлена на притеснение большинства населения.
Криминальные проповедники не без оснований утверждают, что эталонов
нравственности много, и часто они противоречат друг другу. В каждом конкретном
случае применяется тот эталон нравственности, который выгоден тем, кто
находится у власти. Нравственность в криминальном мире, якобы, одинакова для
всех. Она не может быть лицемерна, потому что проста. Каждый несет
ответственность за несоблюдение установленных нравственных норм, и наказание
любому, будь то начинающий преступник или преступный авторитет одно – смерть;
3)
криминального образа жизни, который представляет собой привлекательный
стандартный тип поведения, оказывающий влияние прежде всего на молодого
человека. Главный принцип сводится к тому, чтобы потратить украденные деньги на
веселье и красивые дорогие машины. Нет смысла копить деньги, надо тратить их
сегодня, потому что неизвестно, что будет завтра. При этом важно определенную
часть денег заранее отдать в сберегательную кассу преступников в так называемый
«воровской общий котел», сокращенно – «общак». Это своего рода страховка
преступной деятельности;
4)
криминальной организации, которая предстает не в виде монстра, крайне неуклюже,
как правило, показываемого в кино, а в виде вполне конкретных людей, спешащих
прийти на помощь в трудную минуту (предоставление опытного адвоката неопытному
правонарушителю, помощь семье, член которой оказался на скамье подсудимых, и
т.п.). Люди, представляющие такого рода организации, не считают себя
криминальными авторитетами, сами организации достаточно аморфны и не
структурированы. Этим, в том числе, объясняются неудачные попытки разгромить их
обычными способами, путем привлечения к ответственности их лидеров, на место
которых тут же становятся другие. Но в то же время, когда происходит
наступление на жизненные интересы таких организаций, их лидеры удивительным
образом сплачиваются и выступают как единое целое;
5)
криминального культа, который сводится к двум составляющим: культу личности и
культу оружия. Нередко присутствует культ дорогого автомобиля или мотоцикла и
женщин, но это скорее можно отнести к криминальному образу жизни. О культе
личности будет сказано ниже, важно подчеркнуть, что для криминального мира в
одинаковой степени имеют значение культ силы и культ организаторских
способностей. Что же касается оружия, то именно оно придает необычайную
уверенность в собственных силах, особенно молодым правонарушителям. Многие
преступники являются настоящими знатоками и ценителями современного оружия,
выписывают специальные журналы, стараются установить знакомство с инженерами
оружейных заводов, находятся в курсе самых последних технических разработок.
Для них оружие − важный составляющий элемент привычного поведения. Сами,
не отдавая себе в этом отчет, они боятся признаться, что без оружия они –
ничто. Думаю, в этом проявляется одна из характеристик любого культа – человек
боится его лишиться, поскольку реальной собственной значимостью не обладает.
Оружие дает: а) чувство превосходства над другими преступными группами; б)
импульс немедленно продемонстрировать свою силу. Если преступная группа имеет
оружие, она его обязательно применит»[36].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|