Обнаружив после
инвентаризации ошибки в описях, материально ответственные лица должны
немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом
председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия
осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения исправляет
выявленные ошибки в установленном порядке.
Для оформления
инвентаризации необходимо применять формы пер-вичной учетной документации по
инвентаризации имущества и финан-совых обязательств.
Формы документов по
учету результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18
августа 1998 г. № 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации”.
В частности, при
инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птиц и пчелосемей,
многолетних насаждений и питомников применяются формы, утвержденные
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для
сельскохозяйственных организаций.
По окончании
инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности
осуществления инвентаризации, в которых принимают участие члены
инвентаризационных комиссий и материально ответственные лица обязательно до
открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
Резулътаты
контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом
(унифицированная форма ИНВ-24) и ре-гистрируются в книге учета контрольных
проверок правильности проведения инвентаризаций (унифицированная форма
ИНВ-25).
Суммы излишков и
недостач товарно-материальных ценностей в сли-чительных ведомостях указываются
в соответствии с их оценкой в бух-галтерском учете.
Для оформления
результатов инвентаризации могут применяться регистры, в которых объединены
показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
На ценности, не
принадлежащие организации, по числящиеся в бух-галтерском учете (находящиеся на
ответственном хранении, арендован-ные, полученные для переработки),
составляются отдельные сличительные ведомости.
Сличительные
ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислителъной и
другой организационной техники, так и вручную.
Выявленные при
инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными
бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации
В документах,
предоставляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм
естественной убыли, должны содержатъся решения следственных или судебных
органов, подтверждающие либо отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание
ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от
отдела технического контроля или специализированных организаций (инспекций по
качеству и др.)
Взаимный зачет
излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде
исключения за один и тот же проверяе-мыи период, у одного и того же
проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же
наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материалыю
ответственные лица предо-ставляют инвентаризационной комиссии подробные
объяснения.В том случае, если при зачете недостач излишками по пересортице
стоимостъ недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказав-шихся в
излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Если конкретные
виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как
недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения
и производства.
На разницу в
стоимости от пересортицы в сторону недостачи, обра-зовавшейся не по вине
материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны
бытъ даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не
отнесена на виновных лиц.
Предложения о
регулировании выявленных при инвентаризации рас-хождений между фактическим
наличием ценностей и данными бухгалтерского учета представляются на
рассмотрение руководителю организации, который и принимает окончателъное
решение о зачете.
Результаты периодической
инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором
была закончена инвентари-зация, а годовой — в годовом бухгалтерском отчете.
Данные
инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости
результатов, выявленных инвентаризацией (унифицированная форма ИНВ-26). С 1
января 2001 г. будет применяться новая форма ИНВ-26, утвержденная
постановлепием Госкомстата России от 27 марта 2000 г.
3.6. Система
независимых проверок
Система независимых
проверок основывается на следующем психо-логическом факторе: люди, зная, что их
работа контролируется кем-то другим, вряд ли решатся совершить мошенничество.
Виды независимых проверок могут быть самыми различными. Один из ниж — метод
“обязателыюго контроля”, который применяется в США. Управление контроля
денежного обращения в Соединенных Штатах требует, чтобы каждый банковский
служащий имел в течение года не менее одного непрерывного недельного отпуска.
Предполагается, что в его отсутствие соответствущаая работа будет выполняться
другими сотрудниками банка. Если же этого не происходит. метод “обязателыюго
контроля” не срабатывает и вероятпость совершения мошенничества не уменьшается.
Другими формами независимых проверок могут быть периодическая ротация кадров,
проведение аттестаций персонала, ревизий, организация так называемых “горячих
линий”, специальных номеров телефонов, по которым сотрудники могут сообщатъ о
своих подозрениях, использование независимых аудиторских проверок, организация
на предприятии подразделения внутреннего аудита, проведение периодических
проверок со стороны подразделения внутреннего аудита головной организации, если
предприятие является участником группы предприятий.
Важными элементами формирования
системы контроля, имеюшим значение для предупреждения случаев
мошенничества, являются программы по повышению безопасности производства и
эффективно работаюшее подразделение внутреннего аудита. Хотя больнинство
исследований свительствует, что с помощью внутренних аудиторских проверок
выявляется лишь 20% от всех злоупотреблений со стороны наемных работников
(остальные обнаруживаются благодаря сигналам и бдительности коллег, а то — и
просто случайно), само наличие на предприятии штатных аудиторов дает
значительный профилактический эффект. Штатные аудиторы обеспечивают проведение
независимых проверок и заставляют потенциалъных мошенников отказаться от мысли
совершить злодеяние. Наглядная и эффективная работа службы безопасности в
сочетании с реализацией программы по предупреждению производственных потерь
может содействовать тому, что каждый случай мошенничества будет надлежащим
образом расследован, а слабости и нарушения в области контроля преданы
гласности.
Инспекционные
процедуры контроля снижают риск сбоев при осу-ществлении бухгалтерского учета и
контроля в области аудиторской де-ятельности. Инспекционные процедуры контроля
также способствуют своевременному обнаружению ошибок. Контроль за бухгалтерским
учетом, осуществляемым вручную, оказывает большое влияние на качество ведения
бухгалтерских документов. При эффективнЪм инспекционном контроле персонал,
ведущий бухгалтерский учет и реализующий процедуры контроля, может быть
ориентирован на внесение необходимых изменений при осуществлении новых
хозяйственных операций, исправление ошибок, если таковые происходят, и улучшение
работы в случае, если применяемые процедуры не дают должного эффекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломная
работа на тему “Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы
внутреннего контроля бухгалтерского учета экономического субъекта” посвящена
проблемам осуществления внутреннего контроля деятельности ООО “Транссервис
ЛТД”
Если
концепции систем государственного и аудиторского контроля в разных государствах
различны и зависят в первую очередь от государственного устройства и
национальной специфики, то концепции системы внутреннего контроля,
разрабатываемые учеными разных стран в настоящее время, сближаются в силу
усиления, как транснационализации бизнеса, так и наличия общих законов
эффективности функционирования организаций.
В
широком смысле внутренний финансовый контроль можно рассматривать как систему,
состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов
выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и
совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника
контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры
контроля, среда контроля, система учета.
Проанализировав
практический материал работы, необходимо сделать следующие важные выводы.
Формально
установленные процедуры внутреннего контроля ООО “Транссервис ЛТД” должны
включать следующие основные элементы:
1.
на основе детально разработанных должностных
инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка
деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников
организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета
и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций
организации;
2.
определение круга первичных документов или
других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об
исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации этапов
соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка
движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения
до архивирования;
3.
определение точек контроля для оценки различных
аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки
состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых
параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск
возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик;
4.
выбор типов и методов проведения контроля.
Понятие среды внутреннего контроля (СВК) определяют: управленческая философия и
стиль работы руководителей организации (отношение управляющих к коммерческим,
финансовым и внутрифирменным рискам; адекватное понимание ими роли внутреннего
контроля в управлении организацией; конкретные действия в плане организации СВК
и ее совершенствования; склонность к авторитарному стилю в управлении и т.д.);
организационный статус отдела внутреннего аудита, т. е. положение в
организационной структуре этого важного координационного центра ответственности;
принятый организацией курс действий (ее ориентиры), цели и стратегии; виды и
масштаб деятельности организации; соответствие оргструктуры размерам и степени
сложности организации; регламентация взаимоотношений между звеньями
организации, сотрудниками, наличие кодекса поведения; определение и
документальное закрепление процедур контроля; определение и документальное
закрепление полномочий и ответственности сотрудников; методы доведения
установленных правил до сотрудников; изучение руководителями выявленных в
результате контроля отклонений, своевременность принятия ими решений по данным
отклонениям; налаженность системы коммуникаций и системы информационного
обеспечения управления; налаженность систем бюджетирования,
бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних
пользователей; адекватность системы документации и документооборота организации
ее размерам и структуре; рациональность кадровой политики, т. е. механизмов
управления персоналом; конфликтность в коллективах; мотивация трудовой
деятельности, профессиональная подготовка, интеллектуальный уровень,
наклонности, личностные качества, этические принципы, а также физические,
психические, половые и возрастные характеристики работников организации;
внешние влияния — уровень развития экономики, экономическая и политическая
устойчивость рынка, развитие законодательной базы рыночного типа, налоговая
политика государства; соблюдение действующего законодательства и работа с
внешними органами контроля; неопределенность и риск деятельности, а также иные
условия, специфичные для каждой конкретной организации.
Одним
из важнейших элементов СВК в международной науке и практике принято также
считать систему бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. Об
эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих
показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных
операций организации:
1.
наличие
— отражены действительно существующие операции;
2.
полнота
— отражены все реальные операции;
3.
арифметическая
точность — все операции правильно подсчитаны;
4.
разноска
по счетам — все операции правильно разнесены по
соответствующим бухгалтерским счетам;
5.
формальная
разрешенность — на каждую операцию получено общее или
специальное формальное разрешение;
6.
временная
определенность — все операции отнесены к надлежащему
отчетному периоду;
7.
представление
и раскрытие данных в отчетности — все данные правильно
суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка
и объема раскрытия информации в отчетности.
Важной
задачей системы учета ООО “Транссервис ЛТД” должно являться обеспечение контроля
за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием
в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Эффективная
система учета, которой должен способствовать внутренний контроль, также должна
не допускать возникновения ошибок и возможности злоупотреблений (искажений)
работников организации. В работе предложено внедрить схему документооборота
(Приложения 3-7), способствующую оперативно отслеживать вышеуказанные
тенденции.
Под
основными целями СВК ООО “Транссервис ЛТД” следует понимать:
a.
сохранение и эффективное использование
разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;
b.
своевременную адаптацию организации к изменениям
во внутренней и внешней среде;
c.
обеспечение эффективного функционирования
организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях
многоплановой конкуренции. Достижение целей СВК обеспечивается реализацией
задач, которые, по мнению автора, заключаются в достижении следующих основных
показателей эффективности управления организацией:
·
соответствие деятельности организации принятому
курсу действий (т.е. целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
·
устойчивость организации с
финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
·
сохранность ресурсов и потенциалов организации;
·
должный уровень полноты и точности первичных
документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия
эффективных управленческих решений;
·
показатели безошибочности регистрации и
обработки финансово-хозяйственных операций организации — наличие, полнота,
арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность,
временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
·
рациональное и экономное использование всех
видов ресурсов;
·
соблюдение работниками организации установленных
администрацией требований, правил и процедур — положений о подразделениях, должностных
инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов
организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
·
соблюдение требований федеральных законов и
подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также
полномочными органами местного самоуправления. Эти и многие другие задачи
обусловливают создание в организации эффективной СВК. Результативность СВК
характеризует экономия потерь, т. е. ущерба, обусловленная ее функционированием
(иными словами — разница между предполагаемыми величинами убытков в условиях
отсутствия контроля и при функционирующей СВК). Очевидно, что СВК организуют с
учетом отдачи от ее функционирования или, точнее говоря, затраты на создание и
поддержание функционирования СВК определенной степени сложности вместе с
упущенной выгодой от альтернативного вложения средств, направленных на создание
и содержание СВК, не должны превышать ожидаемых убытков от отсутствия
соответствующей СВК.
Таким
образом, мы видим, что внутренний контроль является одной из отправных точек, с
которых идет совершенствование работы всего предприятия в целом и бухгалтерии,
в частности. Внутренний контроль становится неким “помощником”, который
способствует работникам бухгалтерии в решении их задач. Основываясь на внешних
и внутренних данных, оперативно пополняющихся, он также дает возможность
администрации предприятия оперативно и с наилучшей выгодой решать вопросы
жизнедеятельности предприятия. Отдел внутреннего контроля на ООО “Транссервис
ЛТД” должен стать неким катализатором, который, используя всю имеющуюся у него
информацию, к которой у других участников отношений нет доступа или возможности
ознакомления, выдает варианты решения приемлемые для предприятия в первую
очередь.
Сотрудники
ОВК ООО “Транссервис ЛТД” должны оперативно отслеживать все законодательные
тенденции, так как порой ни у руководства, ни у бухгалтерии нет возможности
делать это, внутренние движения и пр., т.е. являться достаточно
квалифицированным специалистом, как в области бухгалтерского учета, так и права
и прочих.
Результаты проведенного
исследования позволяют сделать вывод, что ООО “Транссервис ЛТД” нуждается в
системе внутреннего контроля. Однако его внедрение должно быть не спонтанно и
экономически целесообразно. То есть, на данном предприятии нет необходимости
организовывать крупномасштабный отдел внутреннего контроля, а необходимо
внедрять его постепенно. Так, чтобы СВК “шаг за шагом” внедрялась в работу
отсеивая все актуальные и не актуальные вопросы контроля.
Список
литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть I от 30 ноября 1994г. (с
изменениями от 16 апреля 2001г.). Часть II от 26 января 1996г. Часть III от 26 ноября 2001г.
2. Налоговый кодекс РФ Часть I от 31 июля 1998г. (с изменениями от 9 июля 1999г. №155-ФЗ,
от 5 августа 2000г. №118-ФЗ). Часть II от 5 августа 2000г. (с
изменениями от 24 марта 2001г. №33-ФЗ)
3. Федеральный закон “О
бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ
4. Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказ
Минфина от 29 июля 1998г. №34н. Финансовая газета.1998г.№8
5. Богомолов А.М., Голощапов Н.А.
Внутренний аудит. М.Экзамен.2000г.
6. Бурцев В.В. Система внутреннего
контроля организации в современных условиях хозяйствования. Аудиторские
ведомости 1998. №8
7. Воронаев Ю.Н. Оценка внутреннего
контроля. Бухгалтерский учет.1996г.№8
8. Контроллинг как инструмент
управления предприятием. Под ред. Данилочкиной Н.Г. М. Аудит. 1998г.
9.
Лавинская Т.
Организация отдела внутреннего аудита. Институт внутренних аудиторов.www.iia-ru.divo.ru..
10. Макальская А.К. Внутренний аудит.
М.ДиС.1999г.
11.
Пятницкая К.
Цели и задачи внутреннего контроля. Институт внутренних аудиторов.www.iia-ru.divo.ru
12. Петрова Ю.В. Система внутреннего контроля
предприятия в условиях предпринимательских рисков. Аудиторские ведомости.
1998г. №1
13.
Сонин А.
Внутренний контроль и внутренний аудит – необходимость для компании. Институт
внутренних аудиторов.www.iia-ru.divo.ru
14. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и
аудит. М.-2001г.
15. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и
аудит. М. Финансы и статистика, 1998г.
16. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга. М.
Финансы и статистика, 1998г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|