Степень
взаимосвязи между внутренним и внешним контролем во многом зависит от
особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые
предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например,
если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные
аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются
участниками финансово-промышленной группы.
Внешний и внутренний
контроль являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные
компоненты единой системы контроля. Но наряду с этим между внешним и внутренним контролем имеются существенные
различия по ниже перечисленным аспектам.
1. Обязательность контроля
В
соответствии со ст. 13 Закона РФ “О бухгалтерском учете” включение в состав годовой
бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех
организаций, которые подлежат обязательному
аудиту в соответствии с федеральными законами,
В
остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является
добровольной. Она осуществляется по решению руководства предприятия.
Внутренний
контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой
формы, формы собственности, величины и
отраслевой принадлежности, На крупных предприятиях могут быть
организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.
2. Цели организации контроля
Цель
внешнего независимого аудита — подтверждение достоверности бухгалтерской
отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности
организации. Как только аудиторская проверка закончена, и аудитор выдал аудиторское
заключение, цель считается достигнутой.
Цель
внутреннего контроля (аудита) — обеспечение соблюдения всеми
сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с
целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна,
перманентна и достигается только на короткое время,
3. Пользователи информации
Потребителями
информации, являющейся результатом независимого внешнего аудита, являются
внешние пользователи.
Информация,
являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля, готовится для
внутренних пользователей, в частности, — для руководителей
и менеджеров организации,
4. Свобода выбора
Независимый внешний
аудит основан на общепринятых нормах — стандартах (правилах) аудиторской
деятельности, которые регулируют основные
принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских
доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и
руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль
до определенной степени централизован и
регламентирован.
Внутренний контроль
(аудит) организуется исходя из целей и задач управления
предприятием. Государством регламентируются только основные направления
внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризации,
правила организации документооборота, рекомендации по организации
аналитического учета, определение должностных обязанностей
управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию
внутреннего аудита в некоторых областях хозяйственной жизни, в
частности в банковской сфере. В настоящее
время порядок организации внутреннего аудита в банках устанавливается в
соответствии с приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997 г, № 02-372 “О введении в действие Положения “Об организации внутреннего
контроля в банках”.
5. Используемые измерители
Так
как целью внешнего аудита является подтверждение достоверности
бухгалтерского учета, который ведется в российской валюте - рублях, в
рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая)
отчетность.
При
организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные,
так и не денежные измерители. Успешно применяются натуральные
показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.) - в зависимости от отраслевой принадлежности
предприятия. Для измерения рабочего времени
применяются такие показатели, как часы, машино-часы и т.д.
6. Объекты
изучения
Объектами
внешнего аудита являются разделы и участки бухгалтерского учета -
основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты,
уставный капитал, кредиты и займы и проч. По каждому разделу
и участку бухгалтерского учета применяются тесты средств контроля и
тесты оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
При
осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами
проверки являются циклы деятельности
предприятия:
•
снабжения — совокупность хозяйственных операций, предполагающих осуществление
закупок товарно-материальных ценностей и платежей по ним, а также проведение
соответствующих мероприятий и процедур контроля, действие которых
распространяется на такие хозяйственные операции, как направление заказа
на закупку, получение товарно-материальных
ценностей, оплата заказанных и полученных материальных ценностей;
•
производства — совокупность хозяйственных операций, предполагающих производство продукции,
выполнение работ, оказание услуг, а также
наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие
хозяйственные операции,
как
поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в
производство, начисление и выплата заработной платы и др.;
*
реализации (сбыта) или получения дохода совокупность хозяйственных операций,
предполагающих получение предприятием доходов, а также наличие
соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на
такие хозяйственные операции, как
получение заказов на продажу продукции предприятия, отгрузка продукции и
получение выручки.
7. Интеграция объектов изучения
При
внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как
единое целое.
При
осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам
ответственности структурным подразделениям, возглавляемым руководителями,
которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности
относятся:
*
на промышленном предприятии — цех, участок, бригада;
*
на предприятии торговли - секция;
*
в научно-исследовательской организации — отдел;
*
в лечебном учреждении — отделение и т.д.
В
отличие от управленческого учета, согласно принципам которого в сферу
ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие
показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное
воздействие, внутренний контроль включает в себя и соблюдение
руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных
документов, внутренних инструкций.
В
управленческом учете различают центры ответственности:
•
затрат;
•
выручки;
•
прибыли.
Для
целей внутреннего контроля все центры ответственности являются,
прежде всего, и центрами контроля.
8. Периодичность контроля
Обязательный
внешний контроль (аудит), осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией,
проводится, как; правило, не чаще одного
раза в год. Аудиторским заключением подтверждается годовая бухгалтерская
отчетность.
Внутренний
контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере
надобности. Руководство предприятия
самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность контрольных
процедур. Главный принцип организации внутреннего
контроля — целесообразность и экономичность,
9. Степень открытости информации
Аудиторское
заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей
первой и третьей частей (вводной и итоговой) является
открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономического
субъекта может ознакомиться с
аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной
информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация
аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам
проведения аудита. При публикации
бухгалтерской отчетности указываются и результаты аудиторской проверки,
Все
документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер,
10. Степень надежности информации
При
внешнем аудите аудитор должен оценить достоверность бухгалтерской
отчетности экономического субъекта во всех существенных аспектах. Это
означает, что оценки аудитора не могут быть абсолютно точными.
Внутренний
контроль зачастую не связан с операциями на счетах бухгалтерского учета. Руководство
предприятия заинтересовано в предотвращении случаев мошенничества на своем
предприятии (хищений, злоупотреблений
служебным положением и проч.), однако атмосфера всеобщей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы предприятия. Таким
образом, внутренним контролем
используются приблизительные, но оперативные оценки.
В
то же время для внутреннего контроля важна каждая деталь. Своевременно
незамеченный симптом может привести к существенным нарушениям, мошенничеству.
11. Привязка ко времени
Внешний
аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность организации. В соответствии с принципом
документальной обоснованности бухгалтерские
проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Таким образом, основной целью внешнего
аудита является оценка достоверности
отражения в учете того, что уже свершилось.
Внутренний
контроль призван организовать структуру контроля, а также поддерживать
ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям
предприятия. Если предприятие имеет только
один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна
структура внутреннего контроля, если
это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через
торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким
образом/основной целью внутреннего контроля
является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.
12. Функция управления
Являясь
функцией управления, контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Внешний
аудит представляет собой один из видов последующего контроля, А внутренний
контроль — это совокупность методов
предварительного текущего и последующего контроля.
1.3.
Законодательные основы
организации внутреннего контроля.
Организация контроля
со стороны руководства предприятия за своим имуществом, ресурсами и
сотрудниками, как в целом, так и по отдельным вопросам
регламентируется на уровне законов. Так, согласно ст. 295 Гражданского кодекса РФ, “собственник имущества, находящегося
в хозяйственном ведении, в
соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения
предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает
директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и
сохранностью принадлежащего
предприятию имущества”. В
соответствии с Кодексом законов о труде РФ (последние изменения внесены
Федеральным законом от 30 апреля 1999 г, №
84-ФЗ) (ст. 146) “постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране
труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций”
С
утверждением в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую
в международной практике систему учета разработан ряд нормативных
документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения
разнообразных средств внутреннего контроля в практику российских предприятий.
Эти документы затрагивают как вопросы бухгалтерского учета в целом, так и его
контрольной функции в частности.
В
настоящее время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского
учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ “О бухгалтерском учете” и
представлена тремя уровнями,
1.
Законодательный уровень, включающий Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон “О бухгалтерском
учете” и Положение “По ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”.
Документы
данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета
хозяйственных операций, устанавливать единые принципы внутреннего
контроля в организации.
Согласно
Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
РФ, основными задачами бухгалтерского учета являются:
•
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее
имущественном положении, необходимой внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской
отчетности — инвесторам, кредиторам и др.;
•
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для
контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью,
наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов в
соответствии с утвержденными нормами, нормативами
и сметами;
*
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее
финансовой устойчивости.
Следовательно,
официально закрепляются функции бухгалтерского учета по контролю за
деятельностью всех служб, участвующих в хозяйственных операциях
и хозяйственной жизни.
2.
Нормативный уровень, включающий нормативные акты, методические указания и
рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (преимущественно —
документы Министерства финансов РФ). На этом же уровне нормативного
регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.
Особое место среди
документов второго уровня занимают положения по
отдельным вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и
рациональным использованием, определяющие единообразный подход к отражаемым в
бухгалтерском учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всех
предприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по себе является важнейшим из средств контроля.
3.
Управленческий уровень, на котором общепринятые правила бухгалтерского
учета и внутреннего контроля, определенные документами второго уровня,
реализуются предприятием при разработке им учетной политики.
Учетная политика
предприятия является своеобразным фундаментом организации
внутреннего контроля на предприятии.
Согласно
Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ при
формировании учетной политики утверждаются:
•
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации
счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического
учета;
• формы первичных
учетных документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных
учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
* методы
оценки отдельных видов имущества и обязательств;
*
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
•
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
•
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения,
необходимые для организации бухгалтерского учета.
Кроме
того, для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о
хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут
составляться сводные учетные документы.
Из
всех перечисленных аспектов только возможность выбора одного из методов оценки
отдельных видов имущества и обязательств относится к области
управленческого бухгалтерского учета. Все остальные аспекты — это основные направления создания
системы внутреннего контроля в
организации,
Согласно
п. 5 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” предприятия имеют
возможность выбора:
1)
рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые в
организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического
учета,
В
соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в ред. приказов
Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. № 173, от 28 июля 1995 г. № 81, от 27 марта
1996 г. № 31, от 17 февраля 1997 г. № 15) субсчета, предусмотренные в Плане
счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и
отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных субсчетов,
исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|