· получение у
третьих сторон информации, относящейся к потенциальному аудируемому лицу, его
руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого
аудируемого лица. Вопросы могут быть адресованы сотрудникам банка, юристам,
обслуживающим данное лицо, и другим представителям финансовых и деловых кругов;
· анализ
контактов с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся
фактов, имеющих отношение к честности руководства, разногласиям с руководством
в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными
проблемами, а также вопросы, касающиеся мнения предшествующего аудитора о
причинах замены аудиторов;
· рассмотрение
обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что аудиторская
организация (индивидуальный аудитор) отнесет данное аудиторское задание к
разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
· оценку
независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их
способности оказать услуги предполагаемому аудируемому лицу, включая оценку
потребности в знаниях соответствующей отрасли, а также в работниках, оценку
ситуаций, оказывающих влияние на независимость, согласно кодексу
профессиональной этики аудиторов;
· установление
того факта, что заключение договора с клиентом не будет нарушать кодекс
профессиональной этики аудиторов;
б) назначить лицо или группу лиц
соответствующего уровня для оценки полученной информации о предполагаемом
аудируемом лице и решения вопроса о сотрудничестве с ним, в том числе:
рассмотреть типы аудиторских заданий, которые аудиторская организация
(индивидуальный аудитор) не желают принять или могут принять только на
определенных условиях; обеспечить документальное оформление сделанных выводов;
установить процедуры проверки факторов, оказывающих влияние на независимость
аудиторской организации (индивидуального аудитора), и лиц, назначаемых для
участия в данной проверке;
в) информировать соответствующих работников о
процедурах сотрудничества с аудируемыми лицами;
г) определить лиц, ответственных за обеспечение
и контроль соблюдения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией
(индивидуальным аудитором) в отношении сотрудничества с аудируемыми лицами.
2) Оценить аудируемое лицо в случае наступления
определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать
отношения с ним, для чего:
а) определить наступление такого события,
включая: истечение какого-либо периода времени; значительное изменение,
касающееся одного или нескольких из указанных факторов: руководящий состав, структура
собственности, юридические консультанты, финансовое положение, результат
участия в судебном процессе, объем задания, характер деятельности аудируемого
лица, наличие обстоятельств, которые могли бы побудить аудиторскую организацию
(индивидуального аудитора) к отказу от сотрудничества с аудируемым лицом, если
бы такие обстоятельства существовали во время первоначального принятия решения
о сотрудничестве, истечение установленного срока работы руководителя
аудиторской проверки и ведущих работников с одним и тем же аудируемым лицом,
факторы, оказывающие влияние на независимость аудиторской организации
(индивидуального аудитора) и работников, принимающих участие в аудите;
б) назначить лицо или группу лиц для оценки
полученной информации и принятия решения о продолжении работы с аудируемым
лицом, в том числе: рассмотреть типы аудиторских заданий, которые аудитор не
будет продолжать выполнять или будет продолжать выполнять только на
определенных условиях; обеспечить документальное оформление сделанных выводов;
в) информировать работников о процедурах
сохранения сотрудничества с аудируемым лицом;
г) определить лиц, ответственных за обеспечение
сохранения сотрудничества с аудируемым лицом, и обеспечить соответствующий
контроль.
7. Необходимо проводить регулярное наблюдение за
адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего
контроля качества аудита.
В соответствии с этим принципом необходимо
провести следующие конкретные процедуры:
1) Определить объем и содержание программы
аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами
внутреннего контроля качества, для чего:
а) установить процедуры, необходимые для
обеспечения разумной уверенности в том, что цель и процедуры внутреннего
контроля качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) являются
эффективными, в том числе: определить цели, подготовить инструкции и программы
проверки, используемые при наблюдении; подготовить методические указания в
отношении объема работ и критериев отбора аудиторских заданий, подлежащих
обзорной проверке; определить периодичность и сроки проведения мероприятий в
ходе осуществления наблюдения; установить методы разрешения разногласий,
которые могут возникнуть между лицами, ответственными за проведение проверки,
работниками, участвующими в выполнении аудиторского задания, или руководящими
работниками;
б) установить уровень компетентности
работников, которые будут участвовать в наблюдении, и способы их отбора, в том
числе: определить критерии отбора, включая уровень ответственности работников и
требования к наличию специальных знаний; определить лиц, ответственных за отбор
работников;
в) проводить наблюдение, в том числе: проверять
соблюдение принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества работы
аудиторской организации (индивидуального аудитора); выборочно проверять
аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а
также целям и процедурам, применяемым аудиторской организацией (индивидуальным
аудитором) в отношении внутреннего контроля качества аудита.
2) Сообщить об установленных фактах
соответствующим представителям руководства аудиторской организации
(индивидуальному аудитору), обеспечить планирование и осуществление мероприятий
по наблюдению, а также общую проверку системы внутреннего контроля качества в
аудиторской организации (у индивидуального аудитора), для чего:
а) обсудить факты с соответствующими
работниками;
б) обсудить выводы, сделанные по результатам
отобранных для проверки аудиторских заданий, с руководящими работниками, отвечающими
за такие задания;
в) сообщить руководству аудиторской организации
(индивидуальному аудитору) об установленных фактах и дать рекомендации в целом
и по отобранным для проверки аудиторским заданиям, а также сообщить о
проведенных или планируемых мероприятиях по устранению недостатков;
г) установить, что запланированные мероприятия
действительно проводились;
д) определить необходимость изменения и (или)
уточнения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией
(индивидуальным аудитором) в отношении внутреннего контроля качества, исходя из
результатов наблюдения и других значимых факторов.
Принципы и конкретные процедуры внутреннего
контроля качества аудита необходимо довести до сведения работников аудиторской
организации (индивидуального аудитора) так, чтобы обеспечить разумную
уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на
практике.
Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской
проверки.
Руководитель аудиторской проверки должен
применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые
соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.
Руководитель аудиторской проверки анализирует
профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые
выполняют порученную им работу.
Любое поручение должно даваться ассистентам
аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа
будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной
компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Аудиторы и ассистенты аудитора, которым
поручается работа, должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие
указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. При этом
работники могут быть информированы о таких аспектах, как характер деятельности
аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита,
которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских
процедур.
Программа аудита, а также смета затрат времени и
общий план аудита являются важным средством для доведения до сведения
ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.
Во время проведения аудита работники,
осуществляющие контрольные функции, должны:
а) осуществлять контроль за ходом аудита, с тем
чтобы определить:
· обладают ли
ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения
порученных им заданий;
· понимают ли
ассистенты аудитора указания по проведению аудита;
· выполняется ли
работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
б) получать информацию и рассматривать важные
вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения
аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в
общий план и программу аудита;
в) устранять расхождения в профессиональных
суждениях работников.
Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора,
должна проверяться работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень
компетентности, по следующим вопросам:
а) была ли работа выполнена в соответствии с
программой аудита;
б) были ли выполненная работа и полученные
результаты надлежащим образом документально оформлены;
в) были ли все важные аспекты аудита
урегулированы и отражены в аудиторских выводах;
г) были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
д) соответствуют ли сделанные выводы результатам
выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
Необходимо своевременно проверять следующее:
а) общий план и программу аудита;
б) оценку неотъемлемого риска и риска средств
внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и
поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в
результате такой оценки;
в) документальное отражение аудиторских
доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и
выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;
г) финансовую (бухгалтерскую) отчетность,
предлагаемые поправки и аудиторское заключение.
Проверка работы по проведению аудита может
включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок)
требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской
проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления
аудиторского заключения.
2. Форма и содержание
внутренних стандартов аудиторской организации
1.
Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть
объединены в следующие группы:
а) стандарты, содержащие
общие положения по аудиту;
б) стандарты, устанавливающие
порядок проведения аудита;
в) стандарты, устанавливающие
порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
г) специализированные
стандарты;
д) стандарты, устанавливающие
порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
е) стандарты по образованию и
подготовке кадров.
2.
Внутренние стандарты, содержащие общие положения по аудиту, предназначены для
регулирования взаимоотношений, возникающих между аудиторской организацией и
проверяемым экономическим субъектом, взаимоотношений между аудиторами, а также
между сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с
основными принципами проведения аудита и этическими нормами.
3. В
перечень внутренних стандартов, содержащих общие положения по аудиту, могут
быть включены:
а) стандарты, описывающие
концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт,
определяющий их структуру;
б) стандарты,
регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие
действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности;
в) стандарты внутренней
структуры и организации деятельности аудиторской организации;
г) стандарты,
регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества
выполнения аудита, а также ответственность аудиторов.
4.
Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита, формулируют
конкретные правила, методику проведения аудита и представляют собой разработки
по реализации требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.
5. В
перечень внутренних стандартов аудиторских организаций, устанавливающих порядок
проведения аудита, могут быть включены:
а) стандарты,
регламентирующие ответственность аудитора;
б) стандарты,
регламентирующие порядок планирования аудита;
в) стандарты,
регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля;
г) стандарты,
регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств;
д) стандарты,
регламентирующие порядок использования работы третьих лиц.
6. В
дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских организаций
разрабатываются методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур,
рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы
вспомогательно-технического характера, раскрывающие подходы аудиторской
организации к проведению аудита.
7.
Внутренние стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений
аудиторов, содержат внутренние требования аудиторской организации к содержанию
и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенного
аудита.
8. В
перечень данных стандартов могут входить:
а) стандарты, описывающие
концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений;
б) стандарты,
регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству
экономического субъекта по результатам проведения аудита;
в) стандарты,
регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по
дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской
отчетностью.
9.
Специализированные внутренние стандарты включают стандарты в области
методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям
деятельности экономических субъектов, а также по различным целям проведения
аудита.
10. В
перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты, отражающие
специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений;
б) стандарты, отражающие
специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ
взаимного страхования;
в) стандарты, отражающие
специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и
инвестиционных институтов;
г) стандарты, отражающие
отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов.
11.
Внутренние стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту
услуг, содержат положения о порядке оказания консалтинговых, юридических и
других сопутствующих аудиту услуг.
12. В
перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты,
регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским
заданиям;
б) стандарты, описывающие
изучение прогнозной финансовой информации.
13.
Внутренние стандарты по образованию и подготовке кадров устанавливают
требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов,
регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской
организации.
14.
Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую
структуру:
а) регламентирующие параметры
- ссылка на российские или международные стандарты, использованные при
разработке данного стандарта;
б) общие положения -
необходимость внутреннего стандарта, определение его основных терминов и
понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации;
в) цель и задачи стандарта -
назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его
применением;
г) взаимосвязь с другими стандартами
- ссылки на соответствующие положения других стандартов;
д) определение основных
принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых
методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;
е) оформление - перечень
документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта;
ж) перечень нормативных
актов, которыми аудиторы должны руководствоваться при выполнении требований
внутреннего стандарта (при необходимости).
15.
Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из:
а) номера - порядкового или
серийного кода данного стандарта;
б) даты ввода в действие;
в) названия - краткого и
четкого изложения того, что регламентирует стандарт;
г) даты и указания лица,
утвердившего стандарт;
д) преемственности - ссылки
на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами
правила, которые связаны с данным стандартом;
е) сферы применения - перечня
объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного
стандарта.
16. В
дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения
(инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие
таблицы и т.д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные
разъяснения отдельных положений внутренних стандартов.
17.
Приложения к внутренним стандартам могут содержать следующие разделы:
а) порядок применения
внутреннего стандарта;
б) описание технологии
выполнения каждого этапа аудиторской проверки;
в) перечень вопросников и
аудиторских процедур;
г) таблицы, схемы, рабочие
документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методики и порядок проведения
аудиторских процедур;
д) систематизированный
перечень нормативных документов, используемых при аудите.
Литература
1.
Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные и
внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие / Под ред.
проф. В.И. Подольского. – М.: Вузовский учебник, 2006.
2.
Краев А.В., Краева О.А., Богомолов A.M. Аудит. Внутрифирменные
стандарты. – М.: ПРИОР, 2002.
3.
Сотникова Л. В. Методология
оценки системы внутреннего контроля в процессе внешнего аудита. – М.: ВЗФЭИ,
2003.
4.
Макарова Л. Г. Методологические
аспекты разработки внутренних стандартов аудиторской организации. – Н. Новгород:
Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2000.
5.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности
с комментарием Е.М. Гутцайта. – М.: Современная экономика и право, 2000.
6.
Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Страницы: 1, 2, 3
|