5) Предоставлять работникам информацию о
новшествах и изменениях профессиональных регламентирующих документов и
материалов, в которых изложены цели и процедуры, применяемые аудиторской
организацией (индивидуальным аудитором), а также поощрять работников к
самостоятельному повышению квалификации, для чего:
а) обеспечивать работников профессиональной
литературой, информирующей о новшествах в области профессиональных
регламентирующих документов, в том числе: материалами общего характера,
например нормативными актами по вопросам бухгалтерского учета и аудита и другим
направлениям; справочниками, содержащими информацию о целях и процедурах,
применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), при этом
справочники следует периодически обновлять в соответствии с последними
нововведениями и меняющимися условиями;
б) разработать или приобрести материалы для
учебных программ, реализуемых аудиторской организацией (индивидуальным
аудитором), а также произвести отбор преподавателей, в том числе:
сформулировать цели учебных программ и требования к уровню образования и (или)
опыту работы для участия в этих программах; обеспечить привлечение преподавателей
с квалификацией, соответствующей как содержанию учебных программ, так и
методике преподавания; предоставить участникам учебных программ возможность
оценить содержание программ и преподавателей; предоставить преподавателям
возможность оценить содержание учебных программ и уровень их участников;
обновлять по мере необходимости учебные программы с учетом последних
достижений, меняющихся условий и отчетов об оценке программ; обеспечить
создание библиотеки или других информационных средств, содержащих необходимые
нормативные акты и другие материалы по профессиональным вопросам.
6) По мере необходимости реализовать учебные
программы, обеспечивающие потребность аудиторской организации (индивидуального
аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями, для чего:
а) реализовывать программы по развитию и
поддержанию надлежащего уровня компетентности работников в специализированных
отраслях и областях, в том числе в вопросах компьютеризированного аудита и
методах статистической выборки;
б) поощрять участие работников во внешних
программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения экспертных
знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных
отраслях;
в) поощрять членство и участие в общественных
организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
г) обеспечить работников технической
литературой по специализированным областям и отраслям.
7) Определить квалификационные характеристики
для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального
аудитора), для чего:
а) подготовить методические рекомендации с
описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов
деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в
должности, включая: наименование должности и связанные с ней обязанности; опыт
работы (который может быть выражен в виде стажа), необходимый для продвижения
на следующий уровень;
б) определить критерии, которые будут
приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и профессионального
уровня, в том числе: знания в профессиональной сфере; способность осуществлять
анализ и выносить профессиональные субъективные суждения; навыки общения;
способности лидерства и преподавательские способности; установление
взаимоотношений с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются
сопутствующие аудиту услуги; личное отношение к работе и профессиональная
манера поведения (характер, интеллект, мотивация и наличие стремления к
профессиональному росту); аудиторская квалификация, необходимая для повышения
до уровня, позволяющего выполнять контрольные функции;
в) использовать справочник и другие
информационные средства с целью доведения до сведения работников информации о
процедурах повышения в должности.
8) Оценивать работу работников и доводить до их
сведения результаты оценки, для чего:
а) собирать информацию о работе работников и
проводить ее оценку, в том числе: определить ответственных за проведение
оценки, а также требования по каждому уровню с указанием ответственных за
подготовку оценочных листов и срока их подготовки; информировать работников о
задачах оценки их работы; применять для оценки работы оценочные листы, которые
могут быть стандартизированы; проводить обсуждение оценки работы вместе с
лицом, подвергнутым оценке; требовать, чтобы начальник работника, проводившего
оценку, проверил результаты оценки; проверить оценочные листы на предмет того,
чтобы работники оценивались не своими начальниками; проверять, чтобы оценка
работы проводилась своевременно; вести персональные дела работников, содержащие
документацию, связанную с оценкой их работы;
б) периодически консультировать работников как
в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста, в
том числе: периодически проводить совместно с работниками оценку их работы,
включая оценку их успехов, результатов деятельности, будущих целей аудиторской
организации (индивидуального аудитора) и каждого работника, возможности
служебного роста; периодически оценивать руководителей аудиторской организации
на основе оценки, данной вышестоящими или равными по служебному положению
работниками, и консультировать их на предмет наличия у них квалификации,
необходимой для выполнения соответствующих обязанностей; периодически
пересматривать систему оценки работы и проводить последующие консультации с
целью удостовериться в том, что:
· процедуры
оценки работы и ведения документации осуществляются своевременно;
· требования,
установленные для продвижения по службе, соблюдаются;
· решения,
принимаемые в отношении работников, соответствуют результатам оценки их работы;
· работа более
высокого качества получает соответствующее признание.
9) Назначить лиц, ответственных за принятие
решений о повышении работников в должности, для чего:
а) возложить на назначенных лиц ответственность
за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за
проведение собеседований по оценке работы с лицами, рекомендованными к
повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и
ведение надлежащей документации;
б) проводить при принятии решений о повышении в
должности оценку получаемых данных, уделяя надлежащее внимание качеству
выполняемой работы;
в) периодически изучать опыт продвижения по
службе работников с целью удостовериться в том, что работникам, соответствующим
установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
3. Аудиторская работа должна поручаться
работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в
данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.
В соответствии с этим принципом необходимо
провести следующие конкретные процедуры:
1) Изложить подход аудиторской организации
(индивидуального аудитора) к поручению заданий, включая планирование общих
потребностей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и отдельных ее
подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в
отношении потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков,
индивидуального профессионального роста, а также использования работников, в
том числе:
а) определять потребность в кадрах как
аудиторской организации в целом, так и ее отдельных подразделений;
б) своевременно определять потребность в
работниках в связи с отдельными аудиторскими проверками;
в) определять затраты времени на проведение
аудиторских проверок для установления потребности в работниках и составления
графика аудиторской работы;
г) учитывать следующие факторы для достижения
баланса с точки зрения потребности в работниках для проведения аудита,
персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также
использования работников: объем и степень сложности аудита;
· наличие
работников;
· необходимость в
специальных знаниях;
· временные рамки
планируемой работы;
· преемственность
в работе и периодическая ротация кадров;
· возможность
обучения работников на рабочем месте.
2) Назначить лицо или лиц, ответственных за
назначение работников для проведения аудиторских проверок, для чего:
а) учитывать при назначении отдельных лиц:
· требования к
работникам и сроку выполнения работы при проведении конкретного аудита;
· оценку
квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования
и специальных экспертных знаний;
· планируемый
уровень контроля и участия работников, выполняющих контрольные функции;
· предполагаемое
время, которым располагают работники, назначенные для проведения аудита;
· ситуации, когда
возможно возникновение проблем, связанных с нарушением принципа независимости и
конфликтом интересов, например назначение работника для проведения аудита лица,
являвшегося прежде его работодателем или являющегося работодателем родственника
работника аудиторской организации (индивидуального аудитора);
б) при назначении работников следует уделять
должное внимание преемственности и ротации кадров в целях рационального
проведения аудита, а также учитывать возможность привлечения других работников,
имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
3) Обеспечить утверждение графика проведения
аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
а) предоставить руководству аудиторской
организации (индивидуальному аудитору) в случае необходимости для проверки и
утверждения список работников, назначенных для проведения аудита, с указанием
их квалификации;
б) принять во внимание опыт и профессиональную
подготовку работников исходя из сложности аудита и других требований к нему, а
также определить необходимый уровень контроля.
4. Необходимо в достаточной мере направлять работу
работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную
уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню
качества.
В соответствии с этим принципом необходимо
провести следующие конкретные процедуры:
1) Предусмотреть процедуры для планирования
аудита, для чего:
а) назначить лицо, ответственное за
планирование аудита, привлечь к процессу планирования работников, назначенных
для проведения аудита;
б) подготовить справочную информацию об
аудируемом лице или проанализировать информацию, полученную в результате
предыдущих проверок, а также внести соответствующие корректировки в процесс
планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;
в) определить вопросы, которые необходимо
отразить в общем плане и программе аудита, в том числе: составление
предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки; определение
потребности в работниках и в их специальных знаниях; предварительное
определение срока, необходимого для проведения аудита; анализ текущих
экономических условий, влияющих на аудируемое лицо или сферу его деятельности,
и их возможное влияние на проведение аудита;
г) провести анализ факторов, оказывающих
влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и
на работников, участвующих в проведении аудита.
2) Предусмотреть процедуры для поддержания
стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при
выполнении аудиторской работы, для чего:
а) обеспечить достаточный контроль на всех
административных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт
работников;
б) составить методические указания в отношении
формы и содержания рабочих документов;
в) использовать стандартизированные формы,
контрольные перечни и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для
проведения аудита;
г) предусмотреть методы решения вопросов,
связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к
проведению аудита.
3) Предоставлять работникам возможность
обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита, для чего:
а) придавать особое значение обучению на
рабочем месте, являющемуся важной частью профессиональной подготовки каждого
работника, в том числе: обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь
выполняемой ими работы с аудитом в целом; привлекать ассистентов аудиторов к
выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом, при условии
обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы;
б) придавать особое значение навыкам управления
кадрами и включать данные вопросы в учебные программы;
в) стимулировать работников к обучению и повышению
квалификации;
г) проводить анализ выполненных поручений для
определения того, что работники: отвечают требованиям в отношении опыта работы,
установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, и
профессиональными аудиторскими объединениями; приобретают опыт в различных
областях аудита и различных отраслях экономики; выполняет работу, находясь в
подчинении различных руководящих работников.
5. В случае необходимости проводятся консультации
со специалистами, обладающими надлежащими знаниями.
В соответствии с этим принципом необходимо
провести следующие конкретные процедуры:
1) Определить области аудита и особые случаи,
требующие проведения консультаций, и поощрять работников к получению
консультаций и использованию необходимых источников в случае возникновения
сложных или необычных проблем, для чего:
а) информировать работников о процедурах
проведения консультаций;
б) определить области аудита и особые ситуации,
требующие проведения консультаций, включая: применение новых нормативных
правовых актов; отрасли, где существуют особые требования к ведению
бухгалтерского учета, проведению аудита либо составлению финансовой
(бухгалтерской) или иной отчетности; возникновение проблем в области практики
проведения аудита; требования по представлению документов, установленные
органами государственной власти Российской Федерации, иностранных государств;
в) обеспечивать доступ к справочным материалам и
авторитетным источникам, в том числе: определить в каждом подразделении
аудиторской организации лиц, ответственных за работу библиотеки справочной
литературы; хранить справочники и издавать документы, в том числе имеющие
отношение к специализированным отраслям и областям; заключать по мере
необходимости соглашения с другими организациями и лицами с целью пополнения
информационных ресурсов; обращаться с вопросами в соответствующие подразделения
профессиональных аудиторских объединений, созданные для их разъяснения;
г) определить ситуации, создающие угрозу
независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их
работников и требующие проведения консультаций и выработки мер, направленных на
снижение (устранение) риска утраты независимости.
2) Назначать компетентных работников и определять
их полномочия в процессе предоставления консультаций, для чего:
а) назначать работников, ответственных за
представление документов в органы государственной власти;
б) назначать работников, специализирующихся по
определенным отраслям;
в) информировать работников об уровне полномочий
в процессе выработки ими единого мнения и о процедурах для разрешения
разногласий.
3) Определить объем документации, которую
необходимо подготовить по результатам консультаций, для чего:
а) информировать работников об объеме необходимой
документации и об ответственности за ее подготовку;
б) определить случаи, требующие сохранения
документации после проведения консультации;
в) сохранять документацию по результатам
консультаций в качестве справочного материала и для исследовательских целей.
6. Необходимо постоянно проводить работу как с
потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о
заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений
независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее
способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства
аудируемого лица.
В соответствии с этим принципом необходимо
провести следующие конкретные процедуры:
1) Установить методы оценки потенциальных аудируемых
лиц, для чего:
а) исходить из того, что оценка включает в
себя:
· получение и
просмотр имеющейся финансовой (бухгалтерской) отчетности потенциального
аудируемого лица, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и налоговых
деклараций;
Страницы: 1, 2, 3
|