|
Источник: Численность, естественное движение и миграция населения Российской Федерации за 1995 год. Стат. бюллетень. М, 1996. С. 97; Численность и миграция населения Российской Федерации в 1997 году. Стат. бюллетень. М., 1998. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 1999 году. Стат. бюллетень. М, 2000. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2001 году. Стат. бюллетень. М, 2001. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 1998 году. Стат. бюллетень. М., 2002. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2003году. Стат. бюллетень. М., 2004. С. 37; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2005 году. Стат. бюллетень. М., 2005. С. 15. Из данных таблицы 1 видно, что сокращение масштабов миграции в России сопровождается изменением ее структуры. Удельный вес мигрантов из стран СНГ и Балтии в общем числе прибывших снизился с 26,7% в 1995 году до 8,1% в 2005 году, среди выбывших - с 7,9% в 1995 году до 2,5% в 2005 году, миграционный прирост - соответственно с 914,6 тысячи человек до 124,3 тысячи. Одновременно уменьшились миграционные потоки из России в эти страны. Снижение миграционного прироста России объясняется, во-первых, стабилизацией социально-экономической ситуации в странах СНГ, прежде всего в странах Центральной Азии и Казахстане, откуда направлялись основные потоки мигрантов, а также снижением притягательности России для потенциальных вынужденных мигрантов. Очевидно и то, что в России, во-вторых, не были сформированы условия для "нормальной", а не "стрессовой" миграции из стран СНГ. В-третьих, во второй половине 1990-х годов, в условиях подъема экономики России, выросла роль временных перемещений, заменивших, по-видимому, частично миграцию. Россия в первую очередь ощутила на себе весь комплекс проблем, связанных с первоначальным этапом формирования единого рынка труда в границах СНГ. В-четвертых, в оценке динамики масштабов миграции заметную роль играют правила регистрации. До 1 октября 2001 года граждане СНГ и Балтии могли регистрироваться по месту проживания на тех же условиях, что и граждане РФ. С 1 октября 2001 года на иммигрантов из СНГ и Балтии была распространена процедура получения вида на жительство и регистрация по месту пребывания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Доля основных регионов выезда эмигрантов
Эмиграцию из крупнейших городов обычно связывают с "утечкой мозгов", отъездом образованной молодежи. Официальная статистика показывает, что в возрастной структуре эмигрантов из федеральных городов повышена доля не молодежи, а пенсионеров, которые оформляют выезд на ПМЖ (26-28% при средней доле среди всех эмигрантов 14-15%). Столичная молодежь покидает Россию не только по каналам официальной эмиграции, а также через выезд на учебу или временную работу, туристические поездки, однако достоверные данные об этих формах выезда отсутствуют. В целом, несмотря на более чем двоекратное сокращении объемов миграций в дальнее зарубежье, она внесла значительный вклад в вымывание из страны наиболее активных и образованных жителей.
Изменения в состоянии рынка труда отражает динамика уровня общей безработицы (рис. 2). В 1997–1999 гг. безработица резко выросла не только из-за финансового кризиса в России, еще одной причиной были низкие мировые цены на продукцию черной металлургии, что подтверждается схожей динамикой безработицы в Липецкой области — главном металлургическом регионе Центра. За 2000 г. численность безработных сократилась в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, а уровень безработицы — с 12,2 до 5,9%.
Рис. 2 Динамика уровня общей безработицы, %
В России в целом улучшение было более существенным (рис. 3). Барьером для дальнейших позитивных изменений стала значительная занятость в сельском хозяйстве, где сохраняется низкая заработная плата и широко распространены неденежные формы оплаты труда (натуроплата, техническая помощь сельхозпредприятий своим работникам и т.п.). Возможно, на динамику влияет недоучет доходов сельского населения от личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Однако замедление развития области в последние годы синхронно показывают несколько индикаторов: безработица, уровень доходов и бедности.
Рис. 3 Уровень бедности, %
С точки зрения проблем внутренней миграции, важен учет последствий иммиграции, которая согласно различным прогнозам, рассматривается как одна из ключевых в решении демографического роста России, формирования рынка труда. Действительно, демографическое развитие России без значительной миграции в будущем может означать незаполненные рабочие места, сокращение предоставляемых услуг, снижение производства. Иммиграция важный фактор роста экономики и благосостояния населения принимающей страны. Однако компенсирующая модель иммиграции разрабатывается в первую очередь для богатых стран Европы и Северной Америки. Особенность России состоит в том, что нелегальная миграция "сосуществует" с бедностью значительной части населения. Если согласиться с выводом о том, что рассмотренные выше параметры внутренней миграции характеризуют уменьшение мобильности населения, в том числе и в результате его бедности, то проблема эффективного управления иммиграцией не может быть решена без учета состояния российского рынка труда, подъема благосостояния и роста мобильности населения России.
2.3. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда
Рассмотренные выше тенденции динамики миграции - уменьшение масштабов, изменение структуры потоков, снижение интенсивности, территориальная дифференциация. Здесь еще раз следует подчеркнуть то обстоятельство, что рассмотренные параметры зависят от одновременного действия различных факторов, многие из которых мы не можем пока идентифицировать и количественно оценить.
На первый взгляд, тенденции миграции объясняются ее недоучетом, хотя в принципе неясно, как изменялась полнота учета миграции в целом. В то же время действующие с 1996 года правила регистрации населения "на постоянное жительство", по-видимому, стабильны. Поэтому степень полноты учета довольно устойчива.
Как показала Всероссийская перепись населения 2002 года, о чем шла речь выше, недоучет населения ограничен как группой районов массового оттока, так и притока населения. И хотя, как отмечалось выше, существуют проблемы повышения качества учета миграции, в целом же кризисная оценка состояния текущего учета миграции относится в большей мере к учету внешней миграции.
Вторая гипотеза объясняет современную динамику заменой миграции временными перемещениями. Действительно, исследования, проведенные в 1990-е годы, подтвердили тесные связи различных видов перемещений. Так, беженцы и вынужденные переселенцы принимали активное участие во внутренних перемещениях в России. В 1997-1998 годах только 57% опрошенных беженцев и вынужденных переселенцев не предполагали сменить место жительства, 23% хотели бы уехать, в их числе 8% выразили желание уехать как можно скорее. Вынужденные мигранты и беженцы, проживавшие в сельской местности, хотели мигрировать в 2,8 раза чаще, чем эта же группа мигрантов в крупных городах16. По другим данным, значительная часть нелегальных трудовых мигрантов из стран СНГ (35,6% женщин и 40% мужчин) намерена перейти в состав постоянных жителей России17. Каналы легализации нелегальных мигрантов - покупка жилья, изменение брачного статуса, регистрация "на постоянное местожительство" и т.д. Следовательно, анализируя миграцию, необходимо учитывать влияние различных видов временных перемещений: некоторые из них ее "замещают". С другой стороны, временные перемещения выступают предпосылкой развития миграции.
Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.
В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик.
Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится, настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.
Иммигранты позволяют в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции.
Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации.
В результате развития процессов трудовой миграции складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.
Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.
Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств.
Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время
поддерживают многие экономисты.
Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы
Позитивные
Негативные
Страна-экспортер рабочей силы
1. Приобретение работником новой квалификации
1. Потеря квалифицированной рабочей силы
2. Сокращение дефицита платежного баланса
2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда
3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства
4. Рост инфляции
Страна-импортер рабочей силы
1. Облегчение структуры региональных сдвигов
1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии
2. Содействие вертикальной мобильности местных работников
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы
3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей
4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.