Меню
Поиск



рефераты скачать Влияние международной миграции на рынки труда

Потребовалось семь лет, для того чтобы на уровне правительства началось осознание очевидного - России не обойтись без мигрантов.

До середины XXI в. Евросоюз и США планируют привлекать по 1 млн. иммигрантов в год. Рынок иммигрантского труда - высококонкурентный. И Россия - здесь аутсайдер, потому что не может соперничать с развитыми странами по степени привлекательности для работников.

Из 11 млн. украинских русских жителями России стали около 700 тыс. человек, остальные не хотят уезжать из республики. Более того, есть вероятность, что в скором времени Украина начнет переманивать кадры из России, потому что демографическая ситуация там не лучше, чем у нас, а экономика поднимается. Кстати, Казахстан уже начал это делать в отношении российских специалистов. И русские туда едут, потому что там не требуют от них никаких формальностей: ни гражданства, ни регистрации - лишь бы работали, поскольку местных кадров не хватает.

Привлекательность для иммигрантов мы потеряли давно и по своей воле. Ведь в первые годы из стран СНГ к нам ехали квалифицированные люди, из которых две трети были русскими. Даже из числа титульных народов бывших республик к нам до недавнего времени ехали высокообразованные люди. И как их принимала Россия? С самого начала создавали на их пути барьеры. Почти все мигранты, которые поселились в больших городах, сами решали свои проблемы, а те, кого отправили в село или в малые города, в своей массе до сих пор не устроены.

Единовременное присутствие китайцев в России максимально оценивается в 500 тыс. человек (больше всего их на Дальнем Востоке, в Москве и Московской области). На приграничной полосе от Иркутска до Находки их присутствие оценивается в 200-250 тыс. человек.

Очевидно, что Россия в перспективе не обойдется мигрантами только из стран СНГ. Даже если быстро изменить нашу миграционную политику на более доброжелательную, то закрыть потребность за счет этих иммигрантов возможно только к 2015 г. Конечно, среди них будут не только русские, но и таджики, узбеки, киргизы.

Особого внимания заслуживают процессы миграции с Запада - эти люди у нас не учитываются как мигранты, но их число довольно значительно. По некоторым данным, несколько сот тысяч человек приезжают с Запада на год и больше. Среди них - представители совместного бизнеса, в том числе банковского. Приезжают люди заинтересованные. Это тоже важно для нас, потому что, теряя своих, мы хотя бы на время получаем специалистов, у которых можем поучиться.

Существует искаженное мнение, что самый большой дефицит людей у нас в Сибири и на Дальнем Востоке. Отнюдь нет. Самый большой дефицит, настоящая демографическая яма или миграционный насос - это центральные регионы России. Для покрытия только естественной убыли и возмещения трудовых ресурсов здесь потребуется 5-6 млн. человек до 2025 г. Даже Приволжский округ не имеет миграционного прироста. Внутренняя миграция на 70% всасывается Московским регионом. Миграционная ситуация ухудшается и в Краснодарском крае. Сфера образования не учитывает наличия иммигрантов: у нас нет специальных программ по закреплению кадров, хотя за пять лет учебы люди привыкают к нашей стране.

   Хотела бы уделить особое внимание нелегальной миграции, так как это очень актуально в настоящее время.

Согласно российской правоприменительной практике, незаконными (нелегальными) мигрантами считаются лица, нарушившие правила въезда на территорию страны либо правила пребывания на ее территории. К этой категории причисляют также тех, кто занимается в России незаконной (нелегальной) трудовой деятельностью.

К сожалению, при таком подходе в одну группу оказываются включенными как сознательные нарушители закона, так и люди, оказавшиеся на нелегальном положении из-за чрезмерно усложненной процедуры регистрации, получения разрешения на работу (для легального трудоустройства необходимо представить в миграционную службу свыше полутора десятков различного вида документов), вида на жительства.

Точно оценить масштабы незаконной миграции невозможно по многим причинам. Одна из главных — прозрачность значительных участков сухопутных границ с Украиной и Белоруссией (более 2,5 тысячи километров), с Закавказьем (свыше тысячи километров). Граница с Казахстаном (около 7 тысяч километров), по сути дела, вообще открыта. Через нее в Россию попадает до 90 процентов мигрантов-нелегалов.[3] Причем это не только граждане Казахстана. У этого государства заключены соглашения о безвизовом въезде почти с двумя десятками стран, с которыми Россия аналогичных соглашений не имеет.

Существующие экспертные расчеты и приблизительные оценки объемов незаконной миграции иногда настолько различаются, что выглядят несопоставимыми. Согласно данным за 2000–2001 годы бывшего Минфедерации, число незаконно находившихся в России лиц не превышало 1,3–1,5 миллиона. Федеральная пограничная служба называла в качестве предельно возможной цифру 3 миллиона. Министр МВД Б. В. Грызлов в декабре 2002 года, проясняя позицию своего ведомства относительно разрабатываемой миграционной политики, говорил о 1,5 миллиона человек. Почти одновременно А. Г. Черненко, глава Федеральной миграционной службы в составе того же министерства, заявил на парламентских слушаниях о пребывании в стране более 6 миллионов незаконных мигрантов.[4]

Столь широкий диапазон оценок может свидетельствовать как об отсутствии надежных исходных данных и ведомственных методик их количественного анализа (кстати, существующие методики являются закрытыми), так и о сознательном взвинчивании антииммигрантских настроений среди российского населения. Должностные лица МВД неоднократно заявляли о растущей «миграционной экспансии» китайцев на Дальнем Востоке. По их словам, присутствие нелегальных китайских мигрантов возросло здесь с 300 тысяч человек в начале 1994 года до 2 миллионов весной 1997 года.[5] Однако непредвзятые исследования выявили совершенно иную картину. Вывод В. Г. Гельбраса[6] о том, что китайская диаспора на российской территории насчитывает около полумиллиона человек, признается в научной среде наиболее убедительным.

С 1998 года Госкомстат РФ в росписи баланса трудовых ресурсов стал учитывать и выделять отдельной строкой новую составляющую — «работающие граждане других государств», где, в частности, отражается оценочная среднегодовая численность иностранной нелегальной рабочей силы. В 1998 году она составила 549 тысяч человек, в 1999 году — 706 тысяч, в 2000 году — 699 тысяч, в 2001 году — 675 тысяч. По мнению А. Д. Попова (Институт макроэкономических исследований), необходимо принимать во внимание фактор сезонных миграций. Согласно его расчетам, 700 тысячам рабочих мест, занятых мигрантами, соответствует 1,5–2 миллиона физических лиц.[7]

Здесь уместно еще раз указать на неполноту данных официальной статистики. Всероссийская перепись 2002 года зафиксировала увеличение среднегодовой численности всего населения страны примерно на 1,8 миллиона по сравнению с имевшимися статистическими данными.[8] Предварительный анализ позволил утверждать, что почти два миллиона «выпавших» из текущего статистического учета людей сосредоточены в основном в Москве.[9] По мнению экспертов, не менее 600 тысяч из них — незаконные мигранты.[10]

Большинство специалистов — ученых-демографов и социологов — оценивает число незаконных мигрантов в России примерной величиной 4–5 миллионов.[11]

Направленный в Россию миграционный поток состоит в основном из жителей СНГ. Из стран дальнего зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Китай. Все заметнее год от года становится присутствие выходцев из Вьетнама и Кореи.

На диаграмме воспроизведено количественное соотношение учтенных официальной статистикой иностранных мигрантов из разных стран. По всей видимости, оно отражает аналогичные пропорции нелегальной миграции.

Недавно был положительно решен вопрос о безвизовом пересечении межгосударственной границы гражданами России и Украины. Более того, достигнута обоюдная договоренность о проживании граждан обеих стран на территории сопредельного государства без регистрации в течение 90 дней. Поэтому следует ожидать не только сохранения в ближайшем будущем за Украиной роли одного из основных экспортеров рабочей силы на российский рынок труда, но и постепенной легализации трудового «экспорта». По данным МИДа Азербайджана, на заработках в России находится около одного миллиона уроженцев этого государства, являющегося вторым по величине «донором» рабочей силы среди стран СНГ. Деятельность по меньшей мере 9 из 10 азербайджанских гастарбайтеров сопряжена с нарушением российского миграционного законодательства.

Отсутствие визы не представляется потенциальным нелегалам серьезным препятствием. Если свыше трети незаконных мигрантов проникает на территорию России благодаря «прозрачности» границ, то еще примерно столько же оседает здесь, пользуясь легальными каналами въезда — туристическими или гостевыми визами. Затем гости бесследно «растворяются», переходя на нелегальное положение. Выправить нужные для въезда документы не составляет особого труда. Этим промышляет множество коммерческих структур, помогающих в оформлении фиктивных приглашений на учебу или туристических виз. Так, по сведениям территориального органа Минфедерации в Иркутской области, половину иностранных студентов в областных вузах должны составлять китайцы, однако почти все китайцы, заручившиеся приглашениями на учебу с российской стороны, заняты торговлей или трудятся на лесозаготовках.[12]

Росту китайской нелегальной миграции способствовало межправительственное соглашение от 19 августа 1992 года между Российской Федерацией и КНР. Тогда в целях налаживания культурного обмена были упрощены визовые процедуры для туристических групп. Фактически визовый режим перестал существовать. Неспособность пограничной и миграционной служб проконтролировать въезд и пребывание резко возросшего числа китайских граждан заставила Россию уже в 1994 году отказаться от политики открытых дверей на границе. Но миграцию, которая преимущественно перешла в нелегальную форму, уже невозможно было остановить.

Транзитные мигранты-нелегалы образуют еще один значительный контингент. Согласно сведениям российского МВД, численность данной категории достигает 300 тысяч человек. В нее входят преимущественно выходцы из Китая, Афганистана и стран Юго-Восточной Азии — Вьетнама, Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки. Весьма пестрый состав «транзитников» включает граждан и таких 30 государств, с которыми у России нет общих границ.

Большинством этих людей движет стремление перебраться через Россию в страны ЕС и в США. Ради достижения цели многие прибегают к услугам преступных групп, поставивших бизнес по перевозке мигрантов на регулярную основу.[13] Стоимость подобных услуг варьирует: от 300 до 7 000 долларов за одного человека не считая расходов на обустройство в стране временного пребывания. Люди, не располагающие необходимыми суммами, зачастую пополняют собою ряды наркокурьеров. Отсюда — совпадение некоторых маршрутов наркотрафика с путями незаконной миграции.

Транзитные мигранты имеют все возможности избежать контроля со стороны миграционных служб как после въезда в страну (будь то на законных основаниях или нелегально), так и после формального истечения срока пребывания. Так, в 2000 году проверкой было выявлено 170 тысяч иммигрантов с просроченными визами. По данным органов пограничного контроля, за последние 5 лет сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в страну иностранных граждан над покинувшими ее. В 2002 году соотношение тех и других выразилось цифрами 21,2 и 17,9 миллиона.[14]

Однако перед этой категорией незаконных мигрантов возникают значительные трудности при попытке выезда на Запад, поскольку западные границы России укреплены гораздо более надежно, чем восточные и южные. Поэтому нелегалы зачастую вынуждены надолго залегать «на дно», в лучшем случае пополняя отряды иностранных нелегальных рабочих, в худшем — вливаясь в криминальные этнические группировки своих соотечественников. Отсутствие надежного и эффективного механизма депортации лишь создает дополнительные сложности.[15]

Легче всего незаконным мигрантам бывает «раствориться» среди населения российских мегаполисов. Особая нагрузка ложится на Москву и Московскую область, поскольку сюда направлена половина всего российского миграционного потока. Проверки предприятий и организаций Москвы на предмет того, как в них соблюдается порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, показали, что на одного «законного» трудового мигранта приходится от 15 до 25 «незаконных».[16]

Россия сегодня является крупным принимающим центром и будет оставаться таким на протяжении долгого времени. Страна декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов. В этих условиях обязательно должна быть продуманная политика по интеграции мигрантов, которой пока в России не существует. Эта политика должна стать одной из составляющих общей миграционной и социальной политики

2.2. Тенденции миграционных процессов

В современных условиях тенденции внутренней миграции не могут не зависеть от особенностей российского рынка труда и уровня оплаты труда. Его важнейшей особенностью является гораздо меньшая степень сокращения размеров занятости по отношению к сокращению объемов производства, а также компенсация сокращения возникшей разницы за счет сокращения заработной платы. Непропорционально низкий уровень безработицы не соответствует глубине трансформационного кризиса на протяжении всего переходного периода, в течение которого происходило "придерживание", а не высвобождение рабочей силы.[17]

Согласно теории человеческого капитала, поток мигрантов зависит от получения информации о возможностях трудоустройства в других местах. Помимо этого, поток мигрантов уменьшается по мере возрастания миграционных издержек, включая затраты на переезд, обустройство и т.д. Следствием непрозрачного рынка рабочей силы и неизмеримо возросших затрат на перемещение являются, во-первых, снижение уровня миграционной активности населения и, во-вторых, формирование немобильного населения в ряде регионов, особенно депрессивных. Бедное население менее мобильно.

       Известно, что в динамике миграции в современной России переломным оказался 1995 год. Именно с этого времени заметной стала тенденция сокращения масштабов и результатов миграции (см. таблицу 1).

Таблица 1. Динамика прибывших, выбывших и миграционного прироста РФ в 1995-2005 годах

Год

Прибывшие, тысяч человек

Удельный вес международных мигрантов в составе прибыших, в%

Выбывшие, тысяч человек

Удельный вес международных мигрантов в составе выбывших, в%

Миграционный прирост, тысяч человек

всего

в том числе из стран СНГ и Балтии

всего

в том числе в страны СНГ и Балтии

Всего

в том числе из стран СНГ и Балтии

1995

4404,6

25

21

3946,3

17,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.