Меню
Поиск



рефераты скачать Виды издержек производства и способы их способы их оптимизации

Метод сопоставления валовых показателей предусматривает сравнительную оценку затрат и результата при различных значениях объема производства (см. табл. 2.). 

Приведенные в табл. 2. расчеты показывают, что данное предприятие получит наибольшую прибыль 132 тыс. руб. при объеме производства 9 тыс. ед. продукции. Динамика прибыли показывает, что до 4 тыс. ед. производство абсолютно убыточно, а после 9 тыс. ед. прибыль начинает сокращаться. Таким образом, становится очевидным, что экономические границы хозяйственной деятельности предприятия заключены в интервале 4 – 9 тыс. единиц продукции.

Метод сопоставления предельных величин предусматривает использование таких показателей как предельный доход MR, средние общие издержки АС, средние переменные издержки AVC и предельные издержки МС. Современная экономическая наука использует в этом методе правило оптимизации, заключающееся в том, что оптимальные объемы выпуска достигаются только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам MR = MC. Происходит это потому, что на начальном этапе производства, когда объем выпуска небольшой предельный доход, как правило, превышает предельные издержки. Это говорит о том, что с каждой проданной единицы товара предприниматель имеет дополнительную прибыль. Естественно он старается увеличить выпуск в целях повышения массы прибыли. Однако, с ростом объёма производства увеличиваются и издержки, так что на определённом этапе предельные издержки превысят предельный доход.

Тогда предприниматель, с каждой дополнительно выпущенной единицы товара будет иметь убыток. Естественно предположить, что между этими двумя крайними случаями лежит такая точка, где MR = MC. Здесь затраты на производство дополнительно выпущенной продукции равны выручке, получаемой от ее продажи. Отсюда становится очевидным, что предприятие будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки ориентируясь именно на эту точку, производя там, где предельный доход равен предельным издержкам.[13]

Следует учесть, что предприятие работает как на конкурентных, так и на неконкурентных рынках. Поэтому оптимизируя положение предприятия необходимо ориентироваться на общие положения. Рассмотрим метод сопоставления предельных величин на примере предприятия монополиста с помощью рис. 14.

Таблица 2 – Метод сопоставления валовых показателей

Объем производства Q, тыс. ед.

Цена Р, руб.

Валовая выручка TR, тыс. руб.

Валовые издержки TC, тыс. руб.

Прибыль

Рf,  тыс. руб.

0

 

 

120

-120

1

50

50

140

-90

2

50

100

156

-56

3

50

150

169

-19

4

50

200

181

19

5

50

250

196

54

6

50

300

216

84

7

50

350

242

108

8

50

400

275

125

9

50

450

318

132

10

50

500

376

124


Рис. 14. показывает, что производство эффективно до тех  пор, пока кривая предельного дохода располагается выше кривой предельных издержек, то есть примерно до точки 6,5 тыс. ед. В этой точке значения предельного дохода и предельных издержек совпадают, что свидетельствует о максимальном значении прибыли. Оптимальная цена реализации при данном объеме  выпуска будет составлять 18 руб.  Она  исчисляется   как величина, находящаяся на кривой спроса D, строго перпендикулярно точке равенства MR=MC и показана на графике пунктирной линией. Та же ситуация, но в условиях совершенной конкуренции будет выглядеть следующим образом (рис.15).

Ситуация в условиях совершенной конкуренции такова, что рынок насыщен большим количеством мелких товаропроизводителей из – за чего каждый из них в отдельности не в состоянии оказать никакого влияния на формирование рыночной цены.














Рис.14. Метод сопоставления предельных величин: случай несовершенной конкуренции


Поэтому предпринимателям остается только определять количество товаров, которое они могут поставить на рынок по сложившейся рыночной цене. В нашем случае она равна 10 руб. А предельный доход равен предельным издержкам при производстве 8 тыс. ед. продукции. Стало быть, данный объем будет наиболее предпочтительным для предприятия по сравнению с другими вариантами. На это указывает и величина валовой прибыли.

Поскольку эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит не только от величины предельных издержек, но и размеров других затрат предприятия, а также цен, складывающихся на рынке, то проблема оптимизации  выпуска может быть решена сравнением  этих величин.

Покажем это на примере (см. рис. 16), взяв в качестве отправного положения условия функционирования предприятия на рынке совершенной конкуренции (см. рис. 15).

Воспользовавшись правилом оптимизации MR=MC попытаемся определить наилучший объем выпуска предприятия при разном уровне рыночных цен. Если цены на рынке будут достаточно низки, например, всего 5 руб. за ед. товара, тогда, в нашем случае, предприятие будет выпускать 5,9 тыс.












Рис. 15. Метод сопоставления предельных величин: случай совершенной конкуренции


ед. продукции (точка а на рис. 16). При этом цена будет покрывать только переменные издержки, так, что предприятие будет поставлено перед выбором: осуществлять ему производственную деятельность или нет. Поскольку в любом случае его постоянные издержки окажутся не возмещенными. На графике легко убедиться, что если предприятие будет выпускать либо больше, либо меньше указанного объема, получаемый доход будет не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Поэтому, если руководство предприятия принимает решение о продолжении производства не смотря на  сложившуюся ситуацию, ему не остается выбора, кроме как производить 5,9 тыс. ед. продукции.

В случае повышения рыночных цен до уровня 10 руб./ед. предприятие, безусловно, увеличит объем производства с 5,9 до 6,5 тыс. ед., поскольку это даст ему дополнительные ресурсы для погашения части постоянных издержек. Снова можно убедится , что любое отклонение в лево или вправо приносит предприятию более худший результат. То есть в точке в предприятие будем минимизировать убытки, предпочитая объем выпуска, дающий ему наилучший из возможных результат.

Повышение рыночных цен до 15 руб./ед. создаст ситуацию при которой предприятие будет иметь возможность возвратить в полном объеме













Рис. 16. Оптимизация результатов хозяйственной деятельности предприятия при разном уровне рыночных цен


авансированный капитал, если увеличит выпуск до 7 тыс. ед. (точка с на рис. 16). Здесь предприятие просто возмещает свои издержки, так как цена равна АС. Таким образом, создается ситуация нулевой прибыли.

Наконец, повышение цен до уровня 20 руб./ед. приведет к максимизации прибыли, если предприятие будет выпускать 7,5 тыс. ед. продукции.

Сведя полученный результат воедино получим описание условий оптимизации объема выпуска любого предприятия, работающего в рыночной среде (см. табл. 3).[14]


Таблица 3 – Параметры оптимизации хозяйственной деятельности предприятия в различных ценовых условиях

Рыночная ситуация

 

Условия оптимизации выпуска

1. Максимизация прибыли

MR=MC; P >AC

2. Нулевая прибыль

MR=MC; P = AVC

3. Минимизация убытков

MR=MC; AC > P< AVC

4. Принятие решения о продолжении производственной деятельности

 

MR=MC; P=AVC

5. Закрытие предприятия

MR=MC; P < AVC



2.3. Ценообразование на факторы производства и размер издержек


Как известно, спрос на конечные товары и услуги предъявляют домашние хозяйства, выступающие в роли покупателей. Предложение товаров и услуг создают фирмы, выступающие в роли продавцов.

Как формируется спрос на факторы производства, кто его предъявляет и чем он определяется?

Отличительной чертой рынков факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства, или, другими словами, субъекты спроса – фирмы, а субъекты предложения – домашние хозяйства.

В основе потребительского спроса, как известно, лежит функция полезности. В основе же спроса на факторы производства лежит доход, который фирма стремится получить, производя с помощью этих факторов различные товары и услуги. Это означает, что фирма предъявляет спрос на ресурсы лишь постольку, поскольку потребитель нуждается в товарах, произведённых с помощью этих ресурсов, а не наоборот. Например, обувные фабрики предъявляют спрос на кожу и услуги труда обувщиков потому, что потребители предъявляют спрос на кожаную обувь. Таким образом, в экономической теории спрос на факторы производства принято называть производным спросом. Это – первое и весьма существенное отличие спроса на рынках факторов производства от спроса на рынках конечных товаров и услуг.

Выше говорилось о том, что производственный процесс представляет собой процесс взаимодействия различных факторов производства. Невозможно организовать процесс производства, имея, например, капитал, но, не имея рабочей силы и наоборот, т.е. ни один фактор в отдельности не может произвести продукт. Отсюда вытекает, что спрос на факторы производства является взаимозависимым. Это – второе существенное отличие спроса на рынках факторов от спроса на рынках конечных товаров и услуг. Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью решения следующих задач:

- оптимального сочетания факторов производства;

- минимизации издержек при каждом заданном объёме производства;

- определение объёма производства, максимизирующего величину

прибыли.

Рассмотрим более подробно, каким образом решаются названные три задачи.

Что лежит в основе спроса фирмы на факторы производства и чем определяются его границы? На первый взгляд, ответ кажется очевидным – цены на ресурсы. Однако производный характер спроса на факторы со стороны фирмы предопределяет его зависимость также и от производительности факторов, и от уровня цен на продукцию, производимую с помощью этих факторов.

Производительность переменного фактора может измеряться не только в физических, но и в денежных единицах. Стоимостным показателем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении, или предельный доход от продукта используемого фактора.

Предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL)— это произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции: [15]


MRPL = MPL * MRQ                                            (11)


где MRPL — предельный продукт фактора L в денежном выражении;

MPL — предельный продукт фактора L в физическом выражении;

MRQ — предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выражении показывает прирост общего дохода в результате использования еще одной (дополнительной) единицы переменного фактора L при неизменном количестве всех остальных факторов.

В условиях совершенной конкуренции, когда фирмы являются «ценополучателями», предельный продукт фактора L в денежном выражении — это произведение предельного продукта фактора L в физическом выражении и цены единицы выпускаемой продукции:


MRPL = MPL * P                                                  (12)


где Р — цена единицы выпускаемой продукции. (напомним, что в условиях совершенной конкуренции Р = МR).

Как известно, в условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет меньше, чем ее цена. Это означает, что, при прочих равных условиях, предельный продукт фактора в денежном выражении у фирмы - совершенного конкурента будет больше, чем у чистого монополиста.

Рассмотрим ситуацию на примере фирмы, производящей кожаную обувь и реализующей её на конкурентном рынке. Допустим, что количество единиц капитала, используемого фирмой есть величина постоянная, а количество нанимаемых рабочих – величина переменная. Предположим, что очередной нанятый рабочий производит за день три пары обуви, которые могут быть проданы по рыночной цене (Р), равной 100 руб. за пару. В этом случае предельный продукт труда в денежной форме составит 300 руб.:

MRPL = 3*100= 300 руб.

Данные о предельном продукте труда на обувной фабрике содержатся в таблице 4.

Для того чтобы определить, какое количество рабочих следует нанять фирме, необходимо знать цену этого ресурса и сравнить, на сколько увеличится доход и издержки фирмы от использования одной дополнительной единицы ресурса. Затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора принято называть предельными издержками ресурса (MRC). Если фирма покупает ресурсы на чисто конкурентных рынках, то предельные издержки на их приобретение будут равны их ценам. В нашем примере MRC равны дневной ставке заработной платы. Допустим, что дневная ставка заработной платы рабочего составляет 300 руб. Какое же количество рабочих следует нанять фирме? Вернёмся к данным таблицы 4. Очевидно, что фирма наймёт четырёх рабочих. Нанять пятого рабочего невыгодно: предельный продукт в денежной форме составляет 200 руб., а предельные издержки, связанные с наймом пятого рабочего – 300 руб. Если фирма наймёт трёх человек, то мы обнаружим, что предельный продукт в денежной форме третьего рабочего равен 400 руб., а его заработная плата – 300 руб. Использование третьего рабочего даст  фирме прирост объёма прибыли, равный 100 руб. Следовательно, для увеличения прибыли ей следует нанять четвёртого рабочего: предельный продукт в денежной форме четвёртого рабочего, равный 300 руб., в точности соответствует величине заработной платы.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.