О желательности
дальнейшего роста инвестиций и их доли в ВВП косвенно свидетельствуют и данные
о возрастном составе оборудования. Согласно результатам представительного
обследования, проведенного Росстатом осенью прошлого года, доля машин и
оборудования в возрасте до 10 лет составила 29%, от 10 до 20 лет — 42%, от 20
до 30 лет — 18% от их общего количества. Это дает грубую оценку среднего
возраста оборудования примерно в 16 лет и говорит о том, что почти две трети
его установлено еще в советское время. Средний возраст транспортных средств
составил 10 лет, что тоже немало.
Промышленный
ренессанс
Одним из
следствий перехода к инвестиционной модели роста стал «промышленный ренессанс».
Хотя в основном рост ВВП продолжали вытягивать на себе неторгуемые (не
испытывающие конкуренции с импортом) сектора — строительство, торговля и другие
услуги, в начале года продолжилось начавшееся еще в середине 2005 года
оживление динамики промышленного производства. Причем серьезное оживление
наблюдалось в целом ряде обрабатывающих производств. И это несмотря на ставшую
уже притчей во языцех «голландскую болезнь» и продолжающееся, хотя и чуть
меньшими темпами, чем год назад, повышение реального эффективного обменного
курса рубля.
До известной
степени это связано с увеличением спроса на инвестиционное оборудование.
Массовая замена оборудования привела к росту заказов на машины не только за
рубежом (доля инвестиционных товаров в структуре импорта выросла до 47%, в абсолютном
выражении годовой объем их импорта составил порядка 60 млрд долларов), но и в
России. Из данных о промышленном производстве видно, что даже такие традиционно
депрессивные виды продукции, как металлорежущие станки, электродвигатели,
турбины, генераторы, демонстрируют в этом году уверенный рост.
Вместе с тем в
значительной мере рост промпроизводства связан с ускорившимся ростом в секторах
«производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и «добыча полезных
ископаемых», которые также можно отнести к защищенным от конкуренции, — в
предыдущий период там тоже отмечался крутой провал динамики. Лишь теплая зима
внесла в конце прошлого года определенные поправки в растущий тренд темпов
промышленного производства, снизив нагрузку на топливно-энергетический сектор.
Остающийся
сравнительно высоким внешний спрос на продукцию российского экспорта,
расширившиеся возможности для инвестиций и внутренний инвестиционный спрос
позволили преодолеть кризис в добывающем секторе промышленности. Сегодня, судя
по статистическим данным, кризис преодолен, хотя при этом столь же очевидно,
что динамика добычи полезных ископаемых уже вряд ли когда-нибудь вернется к тем
7–8−процентным показателям, которые наблюдались в 2000–2003 годах и
вытягивали тогда на себе рост всего ВВП.
Наблюдаемые
результаты — ускорение экономического роста на фоне высоких темпов укрепления
рубля — приводят к все более широкому распространению точки зрения, согласно
которой в нынешних условиях дорожающий рубль не тормозит развитие промышленности
благодаря позитивному влиянию на рост инвестиций через удешевление зарубежных
кредитов и импорта технологического оборудования. Угнетающее воздействие
дорогого рубля на рост минимально, так как инвестиции направлены в такие отрасли,
которые либо вовсе защищены от иностранной конкуренции (торговля, финансы),
либо негативные последствия усиления национальной валюты в них перекрываются
ростом цен (сырьевой экспорт), либо там действуют оба этих обстоятельства
(коммерческая и жилая недвижимость).
Такое же двоякое
влияние на инвестиции оказывает и разрыв между ростом заработной платы и
производительностью труда (в 2006 году заработки росли быстрее производительности
труда почти в два раза, в начале текущего года этот разрыв увеличился). Расширяя
внутренний потребительский рынок, это ведет одновременно к росту издержек производства.
В итоге уже со второй половины 2005 года, несмотря на рост экспортных цен и
улучшение условий торговли, из-за быстрого роста издержек производства
прекратилось улучшение индексов конкурентоспособности для экономики в целом и
происходило ухудшение индикаторов конкурентоспособности для торгуемых
несырьевых производств. Начиная с третьего квартала прошлого года, когда цены
на нефть стабилизировались на сравнительно невысоком уровне, снижение
производительности труда по отношению к фонду зарплаты ускорилось.
Новые риски
Сегодня некоторые
эксперты видят возможность замедления мирового экономического роста, что может
повлечь за собой снижение цен на сырье на мировых рынках. Следствием могут
стать стагнация в нефтегазовой отрасли и замедление роста металлургических
производств.
Однако возможное
снижение цен на нефть, газ и металлы вряд ли способно привести нашу экономику к
кризису. Не говоря уже о более чем внушительных накоплениях (по объему
золотовалютных резервов Россия вышла на третье место в мире, уступая только
Китаю и Японии), наша внешнеторговая позиция благодаря произошедшему за
последние годы расширению экспортных мощностей стала существенно более
устойчивой по отношению к нефтяным или каким-либо еще отдельно взятым сырьевым
ценам.
Более
существенным фактором риска представляется то, что длительный период благоприятной
конъюнктуры запустил механизм формирования особого типа развития, характерный
для экономик с быстро укрепляющейся валютой (последний пример — страны
Юго-Восточной Азии 1994–1997 годов). Самой характерной приметой данной модели является
стремительно дорожающая национальная валюта, которая вызывает приток капитала и
быстрое наращивание положительного сальдо платежного баланса. Другими характерными
чертами модели являются потребительский, кредитный и инвестиционный бумы — в
сочетании с падающей конкурентоспособностью и ограниченными возможностями производственного
сектора абсорбировать инвестиции. Плюс «пузырь» на рынке активов (акции,
недвижимость).
Конкретный
механизм запуска финансового кризиса может быть связан с внезапным падением цен
активов, в результате которого банки получают обесценивающиеся залоги, или
просто с накоплением необслуживаемых кредитов, причем при первых же признаках
возникновения подобной ситуации поток капитала, в первую очередь в банковский
сектор, разворачивается в противоположном направлении.
Подобные
двигатели всплеска инвестиционной активности, основанные прежде всего на конъюнктурных
обстоятельствах, по своей природе не могут быть стабильными. Приток капитала,
принявший характер самоподдерживающегося процесса (чем больше приток, тем
сильнее укрепляется рубль и, соответственно, тем обильнее притекает капитал),
как и всякий подобный процесс в экономике, теоретически представляется легко
обратимым.
8.
Будущее российского рубля.
8.1. Возможные
цели валютно-курсовой политики.
История знает
случаи, когда ошибочная валютно-курсовая политика имела серьезные
отрицательные последствия для экономики. Классическим примером такого рода
считается восстановление в 1925 г. золотого стандарта в Великобритании на базе
довоенного соотношения фунта стерлингов и доллара. Этот курс сильно завышал
фунт, что мешало британскому экспорту и было одной из причин экономической
стагнации4.
Возможно, это —
преувеличение и искажение реальности. На экономику одновременно действует
такое большое число факторов, что выделить эффект валютного курса чрезвычайно
сложно, если вообще возможно. Тем не менее нельзя не признать, что разумная
валютно-курсовая политика играет существенную роль в развитии экономики. В
этой связи зададимся вопросом: какие цели могут быть поставлены перед этой
политикой? Думается, эти цели сводятся к следующему:
1. Протекционизм: защищать от
иностранной конкуренции национальное производство, особенно обрабатывающую
промышленность.
2. Экспортная экспансия:
стимулировать экспорт и тем самым способствовать улучшению платежного баланса и
накоплению валютных резервов.
3. Иностраныне инвестиции:
стимулировать приток иностранного капитала. На первый взгляд может показаться,
что все три цели обеспечиваются понижением курса национальной валюты
(девальвацией). Конкретнее, в нашей ситуации речь идет о том, чтобы государство
содействовало повышению курса доллара, опережающему рост внутренних цен. Как мы
видим, на этом и настаивает "Коммерсантъ".
Механизм
воздействия девальвации на экономику хорошо известен. Более высокий курс
доллара (и других конвертируемых валют) дает экспортерам дополнительную выгоду
при обмене иностранной валюты на рубли (или позволяет им снижать цены в
валюте), заставляет импортеров покупать доллары дороже и тем самым уменьшает
выгодность импорта, делает для иностранных инвесторов более рентабельными рублевые
инвестиции.
Однако, как мы
знаем из экономической теории и опыта, этот эффект носит условный характер и
может дать благоприятные последствия лишь при весьма специфических условиях.
Таких условий в России нет.
Едва ли понижение
курса рубля может быть сколько-нибудь эффективным орудием защиты внутреннего
производства. В условиях инфляции и слабости внутренней конкуренции рост
издержек импорта сравнительно легко перекладывается на потребителя. Интенсивный
спрос, созданный десятилетиями отрыва от мирового рынка, мало реагирует на
повышение цен импортных товаров. Импортные пошлины и, возможно, прямые ограничения
импорта могут быть более подходящими орудиями протекционизма того типа, который
нам нужен.
Российские
промышленные товары мало конкурентоспособны на внешних рынках не столько по
ценам, сколько по качеству, дизайну, комплектности и регулярности поставок и
т.п. Что касается экспорта сырья, то мы уже хорошо знаем из недавнего опыта,
что происходит при низком курсе рубля и вытекающем из этого превышении мировых
цен над внутренними: хищническая продажа за рубеж с укрывательством валютной
выручки, сбыт по демпинговым ценам. По экспорту тоже нужна хорошо разработанная
программа диверсификации и стимулирования, а не валютные манипуляции.
Столь же сомнителен
эффект девальвации с точки зрения привлечения иностранного капитала. Если даже
не принимать во внимание аргумент, что это усилит "распродажу России",
совершенно очевидно, что в современных условиях притоку иностранного капитала
мешает не курс рубля, а хорошо известные экономические, политические и
криминальные факторы.
Если
положительные эффекты понижения курса рубля сомнительны и маловероятны, то
отрицательные, напротив, вполне очевидны. Прежде всего он является в наших
условиях мощным фактором инфляции и ухудшает возможности какой-либо финансовой
стабилизации. Усиливается и без того катастрофический уход валютных средств за
границу и накопление наличной валюты у населения.
Имея месячный
темп инфляции (по потребительским ценам) порядка 15%, мы снова стоим на грозном
пороге гиперинфляции, от которого с большим трудом и жертвами отошли в
1993—1994 гг. Абсолютно противопоказаны любые меры экономической политики,
способные увеличить темп инфляции.
Совершенно
очевидно, что крах рубля с инфляцией хотя бы украинских масштабов имел бы для
России крайне негативные международные последствия различного рода — от
ухудшения перспектив экономической интеграции СНГ до окончательного подрыва наших
позиций в международных финансовых организациях и на рынках капиталов.
Короче,
единственная разумная валютно-курсовая политика может заключаться в умеренном
сдерживании падения курса рубля и поддержании примерного соответствия между
ростом курса доллара и повышением внутренних цен.
8.2. Альтернативные
режимы валютного курса.
Можно сказать,
что сложившийся в последние два года режим плавающего курса рубля, в известной
степени регулируемого интервенциями Центрального банка, в основном
соответствует как экономической ситуации, так и общей линии
"либерально-рыночной" экономической политики. Тем не менее полезно
рассмотреть ряд альтернативных режимов, возможных как при сохранении нынешней
общей линии, так и в случае ее известного изменения.
1. Сохранение нынешнего порядка
в усовершенствованном виде. Нет сомнения, что действующий ныне режим валютных
курсов нуждается в совершенствовании и может быть улучшен. Уже внесены важные
коррективы в работу Московской межбанковской валютной биржи: фиксирование
пределов дневных колебаний курсов, улучшение расчетов по сделкам, создание страхового
фонда и др. При нормальном развитии валютного рынка западного типа должны расти
объемы межбанковской небиржевой торговли валютой, складываться — взаимодействие
региональных валютных рынков с центром и между собой, развиваться — валютный
арбитраж (игра на небольших разницах в курсах), срочные сделки с валютой. Все
эти процессы в зачаточной форме уже имеют место, но нуждаются как в отраслевом
саморегулировании, так и в государственном регулировании. Они будут развиваться
тем быстрее, чем больше будет в экономике рыночных элементов и меньше инфляции.
Ключевая роль в
совершенствовании валютного рынка принадлежит Центральному банку. В его
распоряжении имеются в принципе три типа мер: административные (различные
запреты, лимиты, нормативы и т.п.), рыночные (денежные интервенции на рынке) и
неформальные. Последние (типичные, например, для Великобритании) означают
прямые человеческие контакты руководителей Центрального банка и узкой группы
крупных коммерческих банков. В ходе этих контактов даются неформальные
рекомендации и проводятся консультации. Хотя наша раздробленная система коммерческих
банков не очень благоприятствует такому типу отношений, все же при доброй воле
с обеих сторон он мог бы развиваться. Рыночные интервенции требуют наличия у
Центрального банка значительных валютных резервов. В острых ситуациях, как в
сентябре—октябре 1994 г., это может быть серьезным сдерживающим фактором. Важно
также, чтобы эти операции проводились умело, профессионально.
2. Введение единого твердого
официального курса. Это представляется мыслимым в двух совершенно различных и
даже противоположных вариантах: а) возврат к тотальному валютному контролю
вплоть до государственной валютной монополии с принудительным применением
официального курса ко всем операциям и с обязательной сдачей экспортерами всей
валютной выручки; б) стабилизация валюты на основе прекращения инфляции и
единый курс, возможно путем привязки рубля к доллару или, например, к экю.
Первый вариант
лежит скорее в области идеологии и политики, он возможен лишь в рамках
принципиального изменения их направления, как оно сложилось в последние 4—5
лет: Опыт ряда стран Восточной Европы свидетельствует, что даже возврат к
власти неокоммунистов не влечет за собой таких последствий, но это еще не доказывает,
что подобный ход событий в принципе невозможен в России. Во всяком случае
должно быть ясно, что первым следствием такого поворота был бы рост власти финансовой
бюрократии, процветание черного рынка и связанных с ним структур, усиление
бегства денег за границу, не говоря уж о прекращении притока иностранного
капитала и любых займов. Со всем этим пришлось бы бороться
"большевистскими" методами.
Если закрепить
курс рубля на каком-то установившемся уровне и сделать его принудительным, то
в условиях развивающейся инфляции российский экспорт быстро станет полностью
неконкурентоспособным. Напротив, будет усиливаться лавинообразный спрос на
валюту для импорта. Нет сомнения, что очень скоро пришлось бы девальвировать
рубль путем скачкообразного (и, вероятно, неоднократного) понижения курса. Но
такая нестабильность хуже, чем нынешнее более или менее плавное снижение
рыночного курса.
Второй вариант
возможен лишь при условии успешного развития рыночной экономики и
соответствует "мировым стандартам". Он мог бы стать закономерным и
позитивным развитием нынешнего режима. Технически такой порядок мог бы быть
введен путем установления пределов отклонения рыночных курсов от официального
паритета (центрального курса) с рыночной интервенцией Центрального банка при
необходимости. Этот паритет мог бы в крайнем случае изменяться сравнительно
небольшими шагами.
Согласно
сообщениям прессы, о возможности такого развития велись какие-то не обязывающие
беседы между российскими экспертами и представителями Международного Валютного
Фонда. Но надо ясно понимать, что в обозримом будущем оно едва ли реально.
3. Множественность курсов. Это
валютный режим, при котором легально действуют два или более валютных курсов
по отношению к данной иностранной валюте, скажем, к американскому доллару. Простейшим
вариантом может быть установление твердого официального (периодически
изменяемого) курса и параллельного свободно плавающего курса. Как правило, по
этому курсу национальная валюта оценивается ниже, чем по официальному.
Например, устанавливается, что иностранная валюта для поездок за границу не предоставляется
по официальному курсу, а должна покупаться по свободному. Эта мера при прочих
равных условиях ограничивает спрос на валюту для этих целей. Или, например,
экспортеры некоторых товаров получают право продавать валютную выручку по свободному
курсу, тогда как экспортеры всех других товаров обязаны сдавать ее по официальному
курсу. Такой режим означает стимулирование экспорта этих привилегированных товаров.
Подобная система может усложняться путем введения нескольких официальных курсов
для разных операций и даже разных товарных групп экспорта и импорта.
Под категорию
множественности курсов подходит не раз выдвигавшееся в последние годы
предложение ввести для так называемых "операций с капиталом" — зарубежных
инвестиций и прибылей, полученных в России иностранными инвесторами, при их
переводе за границу специальный заниженный курс обмена твердых валют (например
1000—1500 руб. за 1 долл. при общем курсе порядка 4000 руб. за 1 долл.).
Не рассматривая
этот вопрос по существу, отмечу, что в мировой практике подобный инструмент
применяется с обратной целью — создать льготный режим для иностранных
инвестиций путем предоставления зарубежным инвесторам возможности обменивать
доллары на местную валюту по более выгодному курсу.
Режимы
множественности курсов довольно широко применялись в первые послевоенные годы,
а для некоторых развивающихся стран это характерно и теперь. Наиболее типичным
это было для стран Латинской Америки, в частности для Аргентины. Однако
постепенно такая практика вышла из моды и сохраняющиеся ныне в некоторых
странах режимы едва ли могут служить для нас примером.
Совершенно
очевидно, что множественность курсов предполагает жесткий валютный контроль и
создает благоприятную почву для бюрократии и коррупции. Международный Валютный
Фонд категорически не одобряет эти режимы. Введение множественности курсов в
России, вероятно, затруднило бы для нее получение кредитов.
4. Создание параллельной
устойчивой валюты. Речь идет о введении двойного денежного обращения и двойного
масштаба цен в обесценивающихся "старых" рублях и в устойчивых
"новых" рублях. Такая мысль неоднократно высказывалась у нас в
последние годы. Новейший пример — статья А. Белякова.
Авторы подобных
предложений обычно ссылаются на опыт с червонцем в СССР 20-х годов. Можно также
вспомнить, что в Германии при ликвидации инфляции в 1923 г. в качестве
временной устойчивой валюты была введена рентная марка. Однако эти примеры едва
ли доказывают целесообразность подобных мер в наших условиях. В обоих названных
случаях имел место переход от полностью обесцененных денег к вполне назревшей
стабилизации. В нынешней России достаточные условия для стабилизации не
сложились.
Двойная валюта,
не решив наших фундаментальных проблем, создала бы большие трудности. Можно с
достаточной вероятностью предвидеть, что "старый" рубль подвергся бы
в этом случае катастрофическому обесценению, и его эмиссия не могла бы
покрывать бюджетный дефицит. Тогда возникла бы необходимость и соблазн использовать
для этих целей эмиссию "новых" рублей, и их устойчивость была бы
быстро подорвана. Параллельное обращение двух валют с постоянно меняющимся
соотношением между ними создало бы огромные трудности, не только технические,
но экономические и политические.
А. Беляков
говорит, что внедрение "нового" рубля могло бы способствовать вытеснению
доллара из внутреннего наличного оборота в России. Экономически наиболее важно
уменьшить накопление безналичных долларовых (и других валютных) активов за границей
и образование внутренних сбережений в долларах. Более эффективным способом решения
этой задачи мне представляется выпуск и безусловно строгое обслуживание государственных
валютных обязательств.
Если из всего
сказанного по поводу альтернативных валютных режимов можно сделать какой-то
вывод, то он заключается в том, что в этой области нежелательны любые резкие,
радикальные меры, ломающие установившийся порядок. Правильнее идти консервативным
путем постепенных улучшений. Даже в случае смены общего направления экономической
политики желательно к вопросу об изменении режима валютных курсов подходить с
большой осторожностью.
8.3. Курс
рубля в системе экономической политики.
Курс рубля к
конвертируемым валюта обеспечивает связь экономики России с мировым рынком. Он
имеет объективную основу формирования, основные черты и особенности которой
изложены выше. Возможности государства в этой области ограничены по самой
природе явления. Известного успеха в смысле определения курса, соответствующего
каким-то целям экономической политики, можно добиться лишь в том случае, если
не насиловать экономику, не идти наперекор объективным силам, а умело
маневрировать в рамках этих процессов.
Другой важнейший
тезис состоит в том, что при всей своей важности вопрос о курсе рубля
подчиненный и имеет смысл лишь как составная часть всей экономической и финансовой
политики. Хотя возврат к глобальному огосударствлению представляется невозможным,
масштабы и формы экономической деятельности государства могут быть различными.
Подобный выбор так или иначе стоит перед руководством любой страны, но в России
острота проблемы особенно велика. Можно сформулировать некоторые более конкретные
дилеммы, от того или иного решения которых зависит ва-лютно-курсовая политика.
Какое значение
придается преодолению инфляции и чем мы готовы пожертвовать ради достижения
этой цели?
Какая степень
либерализации валютной и внешнеторговой сферы признается оптимальной? Иными
словами, какую степень и формы валютных и внешнеторговых ограничений мы считаем
необходимыми?
В какой мере
воздействие на внешнеэкономическую деятельность осуществляется иными
финансовыми инструментами помимо валютного курса (налоги, пошлины, льготы,
дотации)?
Насколько
приоритетно привлечение иностранного капитала и какие льготы мы готовы для него
создавать?
Насколько Россия
способна и готова соблюдать принципы и правила международных экономических
организаций, особенно МВФ, а также ГАТТ?
Это список может
быть продолжен, но суть дела из сказанного достаточно ясна.
В заключение
несколько слов об отношениях России с международными организациями в свете
проблем валютно-курсовой политики. Принципы МВФ достаточно гибки и не
предусматривают, как до реформы конца 70-х годов, установление стабильного
паритета национальных валют в золоте и американских долларах. Свободное
плавание валют или их прикрепление к какой-то устойчивой базе (доллар, экю,
единица СДР, германская марка, французский франк) является делом выбора страны.
Вместе с тем
принципы Фонда категорически исключают конкурентное обесценение валюты (меры
по сознательному понижению ее курса с целью форсирования экспорта и ограничения
импорта), не одобряют множественность курсов. Разумеется, все это является
частью более общих принципов экономической политики, таких, как неинфляционная
экономика, свободное ценообразование, свобода внешнеэкономической
деятельности, ослабление всякого рода ограничений в данной области. Хотя эти
принципы соблюдаются далеко не всеми и не в полной мере, в целом они не
ставятся в международном сообществе под сомнение.
Заключение.
В 2003 году мы
стали свидетелями резкого перелома тенденции на российском валютном рынке.
Впервые за всю историю России курс ее национальной валюты стал устойчиво расти
по отношению к доллару, многие годы воспринимавшемуся населением как символ
стабильности и надежное средство сбережения. По итогам года рубль подорожал по
отношению к доллару США на 7,3% - в номинальном и более чем на 19% - в реальном
выражении. В январе укрепление рубля продолжилось: он подорожал почти на 1
рубль, достигнув уровня начала 2001 года.
Поэтому в 2003
году Правительство РФ и Банк России добились сокращения инфляции до 12%.
Однако, рост номинального курса рубля по отношению к доллару США привел к
удешевлению части поступающего в Россию импорта. Как следствие, цены на многие
непродовольственные товары выросли в 2003 году существенно меньше, чем в 2002
году. С другой стороны, наращивание ЦБ РФ резервов (+29 млрд. долларов или +61%
по итогам года) привело к росту денежной массы и созданию инфляционного навеса.
Правда, удорожание рубля вызвало сдвиг предпочтений населения в пользу рублевых
сбережений.
Таким образом,
важным приоритетом валютной политики является обеспечение реальности и
устойчивости курса рубля. При ежегодном падении курса рубля Россия лишается
шанса к его внедрению в платежно-расчетный оборот других стран Содружества независимых
государств (СНГ) в качестве резервной валюты, что может ослабить политическое
влияние РФ в этом важном для нее экономическом и геополитическом регионе.
Настоятельно
требуется существенное укрепление органных основ валютного контроля и валютного
регулирования, с тем, чтобы усилить госконтроль за их осуществлением и
перекрыть каналы криминальных операций, контрабанды и утечки капитала за границу.
В этом направлении могли бы стать лицензирование, государственная регистрация и
экспертиза валютных сделок. Немаловажное значение имеет поддержание единства
экономического пространства и таможенного режима на всей территории России.
Однако основой
аргумент сторонников полной либерализации валютного режима в стране сводится к
тому, что валютный контроль в России не решает проблемы и поэтому его
необходимо отменить. При этом игнорируются расчеты ученых Института
народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук (РАН),
показывающие, что негативные последствия либерализации валютного рынка и, в
частности, отмены либо сокращение обязательной продажи экспортной выручки,
будут сопоставимы с потерями, понесенными в результате острого экономического
кризиса в августе 1998 года.
Исходя из анализа экономических данных следует, что:
- Экономическая ситуация в России в целом выглядит более благоприятной,
чем в соответствующем периоде прошлого года.
- Итоги первого квартала 2007 г. свидетельствуют о значительно более высоком
приросте ряда показателей по сравнению с первым кварталом 2006 г.
- Положительные тенденции могут сохраниться до конца года.
В Российской экономике сохраняются внутренние и внешние риски, связанные:
- с ожиданием роста процентных ставок по кредитам вслед за ужесточением
монетарной политики ведущими странами мира;
- с возможным сокращением объема ликвидности внутри страны из-за
уменьшения доходной части федерального бюджета, образования
отрицательного сальдо торгового баланса;
- с укреплением рубля на уровне, превышающем официальные прогнозные
ориентиры;
- со значительным ростом потребительского кредитования и связанного с
этим
увеличения объёма невозвратов и пр.
Нельзя также игнорировать возможность оттока коротких денег, что в
условиях либерализации увеличивает уязвимость экономики и делает необходимым
создание механизмов предотвращения негативного воздействия внешней конъюнктуры
на национальную экономику. Тем не менее, большинство экспертов не склонны
преувеличивать существующие риски, и, исходя из действующих тенденций,
позитивно оценивают перспективы российской экономики в 2007 г.
Список
литературы.
1. «Курс экономической теории». Под
ред. Чепунина М.Н., Киров, 2004 г.
2. «Мировая экономика» .
Р.И.Хасбулатов, М, 2005 г.
3. «Основы международных
валютно-финансовых отношений». Под ред. В.В. Круглова, М, 1999 г.
4. «Экономика». Под ред. А.С.
Булатова, М, 1996 г.
5. «Экономика России: учебное
пособие». Виноградов В.В., М, 2001 г.
6. «Бухгалтерия и банки», №2, 2003 г.
7. «Итоги», №11, 2006 г.
8. «Международный бизнес России»,
№12, 2002 г.
9. «Рынок ценных бумаг», №3, 1999 г.
10. «Рынок ценных бумаг», №1, 2002 г.
11. «Рынок ценных бумаг», №3, 2004 г.
12. «Финансист», №1/2, 2003 г.
13. Белова Т.А. - Текущие валютные
счета организаций - М. - Консалтбанкир - 1995.
14. Борисов С.М. - Азбука обратимости
или что надо знать о конвертируемости валют. - М. - Финансы и статистика -
1991.
15. Борисов С.М. - Рубль: золотой,
червонный, советский, российский... Проблема конвертируемости. - М. - Инфра-М -
1997.
16. Бункина М.К. - Деньги, банки,
валюта. - М. - АО”ДИС” - 1994.
17. Валовая Т.Д. - Валютный курс и
его колебания - М. - Финстатинформ - 1995.
18. Внешнеэкономический бизнес в
России - Справочник - М. - Республика - 1997.
19. Дадашев А.З. - Финансовая система
России. - М. - Инфра-М - 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|