В 1991 году Банк
СССР в последний раз выпустил в обращение рублевые монеты, а также Банковские
билеты нового дизайна. В народе их прозвали "монетами ГКЧП" и "деревянными
рублями". Но распад СССР и инфляция скоро свела их на нет.
В 1992 году Банк
России выпустил новые рубли в монетах и Банковских билетах, полностью
отказавшись от чеканки разменной монеты. Вследствие чего самой мелкой монетой
стал - 1 рубль. Но из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское
правительство проводит новую денежную реформу, в результате которой самой
мелкой монетой уже становится - 10 рублей. В 1995 году Государственный банк
России отказался от чеканки рубля в монетах, выразив его только в банковских
билетах. Причем самой мелкой купюрой становится - 1000 рублей. Но уже в 1998
году, во время проведения деноминации рубля (изменение номинала денежных купюр
в целях подготовки стабилизации денежного обращения), в ходу снова появились
монеты. Деноминация рубля, реанимировала не только монетный рубль, но и давно
почившую копейку.
С распадом СССР
во многих бывших братских республиках, а теперь независимых государствах были
введены национальные валюты - Лари, Манаты, Гривни, Литы и т.п. В числе их и
Белоруссия, которая выбрала в качестве национальной валюты рубль, с которым она
познакомилась в далеком XIII веке. С тех пор он прочно
вошел в ее жизнь и историю. В 1992 году Национальный Банк Белоруссии ввел в
обращение первые национальные рубли, получившие в народе прозвище
"зайчики" так как на билете в 1 рубль был изображен - заяц.
Приднестровье в 1993 году ввела в обращение на своей территории купоны,
выраженные в рублях.
2.
Валютный кризис 1998 года.
Причины кризиса.
Назревавший в
течение ряда лет и проявившийся в катастрофической форме в августе- сентябре
1998 года бюджетный кризис был обусловлен несбалансированностью государственных
финансов. Начиная с 1993 года процесс макроэкономической стабилизации -
снижение темпов инфляции, обменного курса рубля, процентных ставок -
осуществлялся за счет проведения жесткой денежной политики на фоне высокого
уровня бюджетного дефицита.
С началом
перехода к рыночной экономике и демократизации политического режима произошло
существенное снижение доходов бюджетной системы вследствие целого ряда причин:
огромного экономического спада, формирование большого числа негосударственных
хозяйствующих субъектов, для которых характерна тенденция к уклонению от уплаты
налогов, слабость государственных фискальных органов и так далее. В то же время
сокращение расходов государства происходило крайне медленно, и было совершенно
недостаточным для установления бюджетного равновесия.
В краткосрочной
перспективе преобладающая часть расходов не поддается дальнейшему сжатию -
сокращение расходов на государственное регулирование, оборону, дотации
региональным бюджетам требует проведение структурных реформ, которые повлекли
бы за собой резкое уменьшение государственных обязательств, но в то же время
могли бы вызвать социальные конфликты, а потому неоднократно отказывались. В
области социальных расходов с одной стороны, их уровень (16-19% Валового
внутреннего продукта (ВВП)) является непосильным для повышения уровня
экономического развития России, а с другой - существуют серьезные ограничения
их снижения как тактического порядка (поддержка населением рыночных реформ),
так и стратегического (высокий образовательный уровень населения - один из
важных факторов экономического роста).
Итак, основным
фактором возникновения и обострения кризиса государственных финансов в России
стала неспособность власти сократить расходы в необходимой степени и тем самым
ликвидировать бюджетный дефицит.
Сущность кризиса.
Тем не менее,
благоприятная конъюнктура на финансовых рынках в 1996-1997 годах давала
возможность изменить бюджетную и налоговую политику для смягчения кризиса
государственных финансов России. Однако Государственная Дума ежегодно принимала
бюджет со значительным дефицитом - в популистских целях. Правительство В.С Черномырдина
проявило нерешительность в проведении налоговой реформы и пошло по менее
конфликтному на первых порах пути увеличения внешних заимствований, воспользовавшись
весьма благоприятной для заемщиков ситуацией, которая сохранялась до осени 1997
года.
Начиная с 1995
года, стал быстро нарастать внутренний государственный долг за счет
заимствований на отечественном и внешнем финансовых рынках. Высокая зависимость
доходов госбюджета России от налогообложения предприятий, особенно в ориентированных
на экспорт отраслях, привела к тому, что происходившее в 1997-1998 годах падение
мировых цен на нефть и другие полезные ископаемые, составляло преобладающую
часть российского вывоза, больно ударило по доходам бюджета.
От сильного
внешнего шока (падение экспортных поступлений и начавшийся отток капиталов из
России) рухнула сложившаяся в 90-х годах система государственного долга. К
апрелю 1998 года бюджетные выплаты по ГКО превысили поступления от их реализации.
Накануне 17 августа 1998 года госбюджет выплачивал по 1 млрд. долларов в неделю
по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. Обозначившееся в
этот период дальнейшее ухудшение положения в бюджетной сфере усилило сомнения
участников рынка относительно способности российского правительства обслуживать
государственный долг.
Пути выхода из
кризиса.
Чтобы остановить
рост доли государственного долга в ВВП и таким образом изменить настроения
участников рынка, правительству следовало либо устранить бюджетный дефицит,
либо изыскать способ его покрытия при более умеренных расходах на выплату
процентов.
Второе решение
было малореалистичным. Особенности ситуации с внутренним долгом определялись
его краткосрочным характером и большой долей долга, принадлежавшей
нерезидентам. В конце июня 1998 года объем краткосрочных долговых обязательств
почти в четыре раза превышал официальный показатель валютных резервов.
Поэтому
единственным выходом могло стать резкое увеличение собираемости налогов, позволяющее
сдержать рост долга, что и пыталось осуществить правительство С. Кириенко летом
1998 года, хотя и без особого успеха. Но на преодоление всех препятствий -
внешних (доверие международных инвесторов) и внутренних (отказ оппозиционной
Государственной Думы поддержать правительственную программу стабилизации
экономики)- времени уже не осталось.
17 августа 1998
года государство прекратило выплаты по ГКО.
Для выхода из
бюджетного кризиса необходимо было стабилизировать и несколько увеличить доходы
бюджета, но не за счет усиления налоговой нагрузки, а путем сокращения числа
льгот и борьбы с уклонением от налогов. Для того чтобы восстановить доверие
кредиторов и иметь возможность прибегать к заимствованиям в будущем (без
внешних источников финансируется развитие российской экономики невозможно),
федеральный бюджет должен, по оценке, сводиться с первичным профицитом (то есть
превышение доходов над расходами без учета платежей по долгу) в 2,5-3% ВВП.
Такой профицит возможен, если налоговые и прочие доходы федерального бюджета
составляют не менее 12-13% ВВП. Поэтому в бюджете на 1999 год был впервые за
период рыночных реформ был запланирован первичный профицит в 1,64% ВВП, а общий
дефицит, с учетом государственного долга- 2,53% ВВП.
3.
Обменный курс рубля.
3.1. Понятие
обменного курса.
Обменный
(валютный) курс рубля - это цена нашей денежной единицы (рубля), выраженная в
денежной единице другой страны. Обменный курс появился вместе с необходимостью
обмена: при ввозе и вывозе товаров и капиталов. Особенность современного
обменного курса состоит в том, что он отражает соотношение таких экономических
факторов, как рост Валового Национального Продукта (ВНП) на душу населения,
темпы роста объемов производства, развитие внешней торговли, динамику цен,
состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, развитие форм и
методов валютного регулирования. Валютный курс отражает не только воздействие
на экономику внешних факторов, но и ее изменение, что говорит о роли и
эффективности участия национальной экономики в мировом разделении факторов
производства.
Валютные курсы
подразделяются на два основных вида: фиксированные и плавающие. Фиксированный
валютный курс колеблется в узких рамках. Плавающие валютные курсы зависят от
рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по
величине.
Фиксирование
курса рубля в иностранной денежной единице называется валютной котировкой. При
этом курс рубля может быть установлен как в форме прямой котировки (1, 10, 100
единиц иностранной валюты = Х единиц рубля), так и в форме обратной котировки
(1, 10, 100 единиц рубля = Х единиц иностранной валюты). Для профессиональных
участников валютных рынков просто понятие „валютный курс“ не
существует. Оно распадается на два курса: курс покупателя и курс продавца.
Курс покупателя -
это курс, по которому банк-резидент покупает иностранную валюту за рубль, а
курс продавца - курс, по которому банк - резидент продает иностранную валюту за
рубль.
Например, 1$ =
28,00/88 рублей означает, что коммерческий банк России готов купить 1 доллар
($) у клиента за 28,00 рублей, а продать - за 28,88 рублей.
При прямой
котировке курс продавца более высокий, чем курс покупателя.
Разница между
курсом продавца и покупателя называется маржой, которая покрывает издержки и
формирует прибыль банка по валютным операциям. Очевидно, что любой банк
заинтересован в максимально низком курсе покупателя и максимально высоком курсе
продавца и только жесткая конкуренция, борьба за клиента вынуждает банки
действовать в обратном направлении. Сокращение маржи и привлечение клиентов
позволяет выиграть на массе прибыли.
Одним из наиболее важных понятий,
используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального
валютного курса.
Реальный валютный
курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в
соответствующей валюте.
Номинальный
валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент
времени на валютном рынке страны.
Валютный курс,
поддерживающий постоянный паритет покупательной способности: это такой
номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен.
3.2. Факторы,
определяющие величину обменного курса рубля.
Факторы, влияющие
на валютный курс рубля, подразделяются на структурные факторы, действующие в
долгосрочном периоде, и конъюнктурные факторы, вызывающие краткосрочное
колебание валютного курса рубля.
К структурным
факторам относятся:
-
Состояние
платежного баланса страны;
-
Темпы
инфляции;
-
Разница %
- х ставок в различных странах;
-
Государственное
регулирование валютного курса рубля;
-
Степень
открытости экономики России.
Конъюнктурные
факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической
обстановкой, слухами и прогнозами.
К ним относятся:
-
Деятельность
валютных рынков;
-
Спекулятивные
валютные операции;
-
Прогнозы;
-
Цикличность
деловой активности в стране.
Рассмотрим
некоторые из них:
Состояние
платежного баланса. Платежный баланс непосредственно влияет на величину
валютного курса рубля. Активный платежный баланс способствует повышению курса
национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных
должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса
рубля, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих
внешних обязательств. Размеры влияния платежного баланса на валютный курс
определяются степенью открытости экономики страны. Так, чем выше доля экспорта
в ВНП (чем выше открытость экономики), тем выше эластичность валютного курса по
отношению к изменению платежного баланса. Нестабильность платежного баланса
приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их
предложение.
Кроме того, на
обменный курс рубля влияет экономическая политика государства в области
регулирования составных частей платежного баланса: текущего счета и счета движения
капиталов. При увеличении положительного сальдо торгового баланса возрастает
спрос на валюту, что способствует повышению ее курса, а при появлении
отрицательного сальдо происходит обратный процесс. Изменение сальдо баланса
движения капиталов оказывает определенное влияние на курс рубля, которое по
знаку («плюс» или «минус») аналогично торговому балансу. Однако существует и
негативное влияние чрезмерного притока краткосрочного капитала в Россию на курс
рубля, так как он может увеличить избыточную денежную массу, что, в свою
очередь, может привести к увеличению цен и обесценению национальной валюты.
Темпы инфляции.
На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в России, тем
ниже курс рубля, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное
обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию
к падению курса рубля к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная
тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание
валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной
способности происходят в среднем в течение двух лет.
Зависимость
валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом
международного обмена товарами, услугами и капиталами.
Разница
процентных ставок. Влияние этого фактора на валютный курс рубля объясняется
двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в
стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение
капиталов, прежде всего краткосрочных. В принципе повышение процентной ставки
стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив
капиталов, в том числе национальных, за границу. Во-вторых, процентные ставки
влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении
операций банки принимают во внимание разницу % - х ставок на национальном и
мировом рынках капиталов с целью извлечения прибылей. Они предпочитают
получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где
ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке,
если на нем процентные ставки ниже.
Государственное
регулирование валютного курса. Соотношение рыночного и государственного
регулирования валютного курса рубля влияет на его динамику. Формирование
обменного курса рубля на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты
обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке
складывается реальный валютный курс - показатель состояния экономики, денежного
обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте.
Государственное регулирование валютного курса рубля направлено на его повышение
либо понижение исходя из валютно-экономической политики. С этой целью
проводится определенная валютная политика.
Деятельность
валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс национальной
валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее
на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные
рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике государства, на
колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной
спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|