Меню
Поиск



рефераты скачать Важнейшие объекты бухгалтерского дела

Данный тип изменений будет представлен уравнением:

 

А + ∑хо3 = П + ∑хо3,  то есть А + 10 000 = П + 10 000

А = П

Операции IV типа (пассивно-активные) - изменения происходят в активе и пассиве баланса. Уменьшается одна статья актива и на ту же сумму уменьшается статья пассива баланса. В результате на одинаковую величину уменьшится итог актива и пассива баланса и равенство между активом и пассивом сохраняется.

Например, согласно платежному поручению № 10 от 03 марта 2006г. и выписке банка перечислена в бюджет сумма ранее удержанного подоходного налога с персонала фирмы в сумме 8 тыс. рублей.

Данная операция затрагивает две статьи актива и пассива баланса: «Задолженность перед бюджетом» и «Расчетный счет». Обе статьи уменьшаются на 8 тыс. рублей, следовательно, произошло перемещение средств, как в активе, так и пассиве баланса и в целом валюта баланса уменьшилась.

Данный тип изменений будет представлен уравнением:

 

А - ∑хо4 = П - ∑хо4,  то есть А - 8 000 = П - 8 000

А = П


Как видно из приведенных формул, равенство валюты актива и пассива баланса при влиянии любого типа хозяйственных операций сохраняется, при этом после каждой хозяйственной  операции в балансе затрагиваются две статьи. Также итоги валюты актива и пассива баланса изменяются лишь в том случае, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно актив и пассив баланса.

Если баланс схематично представить прямоугольником, разделенным по вертикали на актив и пассив, то рассмотренные типы операций будут выглядеть следующим образом:


  а                                        б                                     в                                    г

I тип

Актив              Пассив


II тип

Актив           Пассив


III тип

Актив          Пассив 


IVтип

Актив          Пассив 

+

-

 



+

-


+

+


-

-


Где  а – операции активные (I тип);

        б – операции пассивные (II тип);

        в – операции активно-пассивные в сторону увеличения (III тип);

        г – операции активно-пассивные в сторону уменьшения (IV тип).


Анализ хозяйственных операций.

Хозяйственные операции относятся к основным объектам бухгалтерского дела, и не случайно многие зарубежные и отечественные ученые считают их главным объектом бухгалтерского наблюдения и учета. На уровне хозяйственных операций осуществляется их фиксация и отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и их регистрация в учете.

Поэтому каждую ситуацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат. Различают три основных вида хозяйственных процессов:

- процесс обеспечения;

- процесс производства;

- процесс продажи.

Процессы воспроизводства в нормально функционирующем экономическом субъекте носят непрерывный характер. В процессе производства потребляются средства труда и предметы труда, а поэтому непрерывность процесса воспроизводства зависит от постоянного возобновления этих производственных ресурсов, что в свою очередь связано с непрерывным и четким осуществлением процесса материально-технического снабжения (заготовления).

Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуаций зачастую требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязан предотвращать нормативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложить порядок исправления обнаруженных ошибок. Схема анализа в данном случае может выглядеть следующим образом:


Нарушение (нормативно-правовое,

влияющее на финансовое состояние организации)


Предполагаемые последствия


 


Анализ ситуации (методом экономического или финансового анализа, методом математического моделирования и прогнозирования, графическим методом и т. д.)




 

Порядок исправления (альтернативные варианты)





В практической работе бухгалтер всегда отвечает на три вопроса:

- когда произошла хозяйственная операция?

- каково стоимостное выражение хозяйственной операции?

- каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция?

Следовательно, при анализе хозяйственных операций перед бухгалтером стоят три задачи, решение которых позволяет квалифицированно сформировать бухгалтерскую информационную систему:

- идентификация хозяйственных операций по времени;

- оценка хозяйственных операций;

- классификация хозяйственных операций в номенклатуре плана счетов, выбранного для хозяйствующего субъекта.

Проблема идентификации заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Традиционно бухгалтеры придерживаются правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить. Вместе с тем в небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета или его оплате, поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на предмет.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, называется точкой идентификации. Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки с клиентом может быть достигнута договоренность о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость – это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции. Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами во время осуществления операции (первичные документы).

Классификация хозяйственных операций – это их запись в системе счетов. Для квалификации каждой хозяйственной операции необходимо распознать ее экономические и юридические характеристики:

По отношению к хозяйственной единице:

- внутренние;

- внешние

 

По уровню обобщенности:

- индивидуальные;

- агрегированные

 

С точки зрения эконо

мии


Экономической характеристики хозяйственные  операции подразделяются на действия и события. Действия относятся к активным проявлениям роли субъекта и выполняются под его целенаправленным воздействием. События возникают в результате случайных явлений без участия руководителей (хищения, потери от пожара и т. д.).

По отношению к хозяйственной единице хозяйственные операции делятся на внутренние (описают действия или события, протекающие в границах хозяйствующей единицы) и внешние – отражают связи, не ограничивающиеся контурами предприятия, затрагивающие совокупности других хозяйственных образований или физических лиц. По уровню обобщенности хозяйственных операций различают индивидуальные и агрегированные хозяйственные операции. Индивидуальные описываются показателем, характеризующим только объект учета. Агрегированные хозяйственные операции объединяют несколько индивидуальных связанных общностью объектов учета (суммарный расход материалов за период).

В зависимости от длительности совершения хозяйственные операции классифицируются на моментальные, длительные и абсолютные. Моментальные происходят в течение одного отчетного периода или цикла и чаще всего носят разовый характер (выдача зарплаты). Длительные – хозяйственные операции, осуществляющиеся в течение нескольких учетных периодов, например, распределение стоимости долгосрочных активов по периодам полезного функционирования. Абсолютные хозяйственные операции  наступают вследствие истечения сроков исковой давности.

С юридической точки зрения хозяйственные операции подразделяются  на правомерные и неправомерные. Для правомерных характерны сделки, поступки и административные акты.

Сделки осуществляются на основе договоров, соглашений. В отличие от сделок поступки не являются результатом целенаправленной деятельности субъекта управления (принятие к учету излишков ТМЦ, обнаруженных при инвентаризации). Административные акты – это следствие применения нормативно-регламентирующих и законодательных документов (начисление налогов).

Неправомерные – это те хозяйственные операции, которые имели место в результате нарушений действующего законодательства, моральных и этических норм. Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но и от логической конструкции системы (рабочего плана счетов), применяемых в организации.

Имущество и обязательства – объекты бухгалтерского учета.

Имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на 2 основные группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).








Нематериальные активы

 

Под внеоборотными понимаются активы организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности и другим активам, включая расходы, связанные с их строительством (незавершенное строительство) и приобретением.

Основными отличительными особенностями основных средств является то, что они эксплуатируются длительное время, не меняя своей натурально-вещественной формы, постепенно изнашиваются и частями переносят свою стоимость на произведенный продукт.

По назначению основные средства подразделяются:

- на производственные основные фонды, непосредственно принимающие участие в процессе производства продукции (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и т. д.);

- на непроизводственные основные фонды, не принимающие прямого участия в производстве, но активно влияющие на процесс производства продукции (здания, дворцы и дома культуры, общежития, бани, столовые, прачечные и т. д.).

Нематериальные активы представляют собой права, вытекающие из авторских и иных договоров на произведения науки: торговые марки, торговые знаки; программы ЭВМ; базы данных; патенты на изобретение; промышленные образцы, лицензии и т. д. Здесь же учитывается деловая репутация фирмы и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, используются в хозяйственной деятельности длительное время и приносят доход.

Вложения во внеоборотные активы – обобщающее понятие, характеризующее вложения организации в долгосрочные (внеоборотные) активы – основные средства, материальные ценности, нематериальные активы и т. п. Другими словами – это совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством, приобретением новых объектов основных средств, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, буровые и т. д.).

Финансовые вложения – это стоимость имеющихся в распоряжении предприятия ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Капитальные вложения и финансовые вложения представляют собой инвестиции предприятия.

Оборотные активы участвуют в процессе производства один раз, меняют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. В оборотные средства включают следующие группы: производственные запасы, предметы обращения, средства обращения, финансовые активы предприятия и отвлеченные средства.

Производственные запасы – это предметы труда, на которые направлено действие человека в процессе создания продукта труда. К этой группе относят сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, животных на выращивании и откорме, расходы будущих периодов и т. д.

Предметы обращения – временно свободные денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах. Самостоятельную группу оборотных активов составляют финансовые активы предприятия, в которую входят: акции, облигации, сберегательные сертификаты и прочие денежные средства предприятия.

Отвлеченные средства возможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи из прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов экономического стимулирования и специального назначения. Таким образом, это средства, которые изъяты из оборота на длительный срок или безвозвратно.

Средства в расчетах – различные виды дебиторской задолженности различных организаций, юридических и физических лиц перед предприятием (например, покупателей и заказчиков за поставленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет суммы и т. д.).  Все виды хозяйственных активов предприятия составляют актив баланса.

Кроме хозяйственных средств объектами учета являются источники их формирования. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы:

- источники собственных средств (обязательства перед собственниками);

- источники заемных средств (обязательства перед третьими лицами).

Собственные источники имущества (обязательства перед собственниками) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Источники собственных средств включают в себя:

- уставный капитал – капитал, сформированный коммерческими организациями, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной общественностью составляется из стоимости вкладов его участников, а уставный капитал акционерного общества – из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Уставный капитал определяет размер  имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом.












Кредиторская задолженность

 

Резервный капитал

 

Добавочный капитал – часть капитала организации, не связанного с вкладами участников и приростом капитала за счет прибыли, накопленной за все время деятельности организации. Сумма дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Резервный капитал – часть собственного капитала организации, представляющая собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций (т.е. нераспределенная часть прибыли).

Нераспределенная прибыль – представляет собой конечный финансовый результат (сумма превышения доходов предприятия над расходами, полученных с начала года до конца отчетного периода) коммерческой и других видов деятельности предприятия. Прибыль используется на накопление и потребление (финансирование капитальных вложений, выплату дивидендов и т.п.); часть прибыли изымается государством в виде налогов и других платежей.

Целевое финансирование – это средства, полученные от других юридических лиц на выполнение определенных работ или поступившие из бюджета на проведение конкретных мероприятий. Данные средства не подлежат возврату, но должны быть использованы на те цели, на которые были получены.

Фонды накопления – фонды, образуемые за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, например, фонд накопления, который предназначен для расширения производства. Планом счетов от 31 октября 2000 года № 94н (далее – План счетов) не предусмотрено создание такого фонда, однако предприятия имеют право создавать его, если это будет оговорено в учетной политике.

Амортизация – сумма износа, создаваемая за счет внутренних резервов путем ежемесячного погашения (распределения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и переносимая на издержки производства (обращения) по нормам (выбранному способу начисления амортизации), определяемым организацией, исходя из установленного срока полезного использования.

Прочие доходы и резервы.    Доходы будущих периодов – доходы полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Резервы – виды пассивов, характеризующих будущие расходы. Выделяют следующие резервы:

- оценочные – создаваемые за счет прибыли организации для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета (например, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам);

- регулирующие – образуемые в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (например, суммы, зарезервированные на:

предстоящую оплату отпусков работникам организации;

производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

ремонт основных средств и др.).

- по условным обязательствам – формируемые в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины которых либо срока исполнения которых существует неопределенность (например, резервы по расходам на гарантийное обслуживание, по санкциям за невыполнение условий договоров).

Источники заемных средств – это средства, предоставляемые предприятию другими организациями и предприятиями или работниками, во временное пользование. Заемный капитал с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный капитал. К заемным средствам относятся:

- кредиты банка – суммы полученных банковских ссуд (краткосрочные – на выплату заработной платы работникам, оплату оборотных средств; долгосрочные – финансирование вложений во внеоборотные активы, приобретение основных средств и т. д.);

- кредиторская задолженность – вид обязательств, характеризующих:

1). Сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

2). Счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности – задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы. Кредиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное погашение кредиторской задолженности – важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию  на финансовые результаты в составе внереализационных доходов.

- займы – это суммы, полученные в долг от юридических и физических лиц, как на территории страны, так и за рубежом, по наиболее выгодной процентной ставке.

Все указанные источники хозяйственных средств составляют пассив баланса.

Понимание принципов и техники бухгалтерского дела основывается на концепции управления хозяйствующим субъектом. Чем крупнее организация, тем сложнее характер управления и функции, выполняемые бухгалтерской службой. Это в свою очередь влияет на обмен учетной информации, необходимой для оперативного управления хозяйствующим субъектом.

Принципы, правила и требования бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый их принципов и каждое из правил и требований дополняют общую систему бухгалтерского учета. В связи с чем, их взаимодействие иногда сравнивается с «принципом Эйфелевой башни», все опоры которой несут общую нагрузку сооружения в целом. Таким образом, принципы и требования бухгалтерского учета в целом образуют единую систему, которая не отвергает ни одной из ее составляющих (опор). Поэтому несоблюдение отдельных принципов, правил и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета и неудовлетворительная организация бухгалтерского дела. Однако реализация некоторых из этих требований в сегодняшних условиях затруднена незавершенностью и противоречивостью действующей нормативной базы.

Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от правил и требований. В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных допущений. Например, принцип о непрерывности деятельности не применим при определении учетной политики на период ликвидации организации. Однако подобные ситуации являются исключениями из общего правила.

Кроме того, выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета ФХД, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой (учетной) информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между принципами и требованиями, исходя из профессионального суждения бухгалтера.

Список использованной литературы:


1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». № 129-ФЗ от 21.11.1996г. (с последующими изм. и доп.);

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв. Приказом МинФина России. № 34н от 29.07.1998г. (с последующими изм. и доп.);

3. Положения по бухгалтерскому учету (21 ПБУ);

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утв. Приказом МинФина России № 94н от 31.10.2000г. (с последующими изм. и доп.);

5. Астахов В.П. «Теория бухгалтерского учета»: Учебное пособие. Изд. 9-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-576с.;

6. Бухгалтерское дело: учебник для студентов вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 423с.;

7. Климова Н.А. Бухгалтерское дело:Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 367с.

8. Проданова Н.А. Бухгалтерское дело и постановка учета на предприятии. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2006. – 320с.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.