Важнейшие объекты бухгалтерского дела
Федеральное
агентство по науке и образованию
Профессиональный
институт управления
Бухгалтерский
учет, анализ, аудит
Реферат по дисциплине «Бухгалтерское дело»
На тему:
Важнейшие
объекты бухгалтерского дела
Москва
2007
План:
I. Сущность и содержание
бухгалтерского дела.
II. Хозяйственные ситуации и операции
как предмет бухгалтерского дела.
III. Важнейшие объекты бухгалтерского
дела.
3.1. Хозяйственная операция как
объект бухгалтерского дела.
3.2. Анализ хозяйственных операций.
3.3. Имущество и обязательства –
объекты бухгалтерского дела.
IV. Заключение.
V. Список использованной литературы.
1. Сущность и
содержание бухгалтерского дела.
Для формирования
теоретических основ бухгалтерского дела, а также для адаптации к решению
прикладных задач необходимо определить понятие бухгалтерского дела, его цели,
объект, предмет и содержание.
Бухгалтерское
дело является составной частью системы бухгалтерского учета, обеспечивает
возможность практического сбора и представления документально обоснованной
информации в системе бухгалтерского учета.
Бухгалтерское
дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее
проявлениях – ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной
политики организации, контроле, анализе данных, участии в профессиональных
организациях и т. д.
Сущность
бухгалтерского дела составляет деятельность бухгалтерской службы по сбору,
регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на
предприятии в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах,
а также организация их движения, учета и хранения.
Элементами бухгалтерского
дела являются многочисленные виды документов (финансовые, расчетно-денежные,
первичные учетные, отчетно-статистические, организационно-распорядительные) –
«продукты» труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели,
отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего
существования.
Цель преподавания
дисциплины «Бухгалтерское дело» состоит в подготовке бухгалтеров высокой
квалификации, способных в условиях развития рыночных отношений организовать
работу бухгалтерской службы на предприятии, оценить риски и выбрать оптимальный
вариант выполнения хозяйственных операций.
Основными
задачами изучения дисциплины «Бухгалтерское дело», вытекающими из цели ее
преподавания, являются: - рассмотрение бухгалтерского дела как науки, основного
источника достоверной информации, необходимой для успешного управления
предприятием и делового сотрудничества за его пределами;
- получение
методологического представления о роли и значении бухгалтерского дела в
условиях перехода к рынку;
- овладение
теоретическими и практическими основами организации учетного процесса на всех
предприятиях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и
организационно-правовых форм и видов деятельности;
- ознакомление с
порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского
учета, технологией обработки учетной информации, учетными регистрами и формами
бухгалтерского учета.
Предмет
дисциплины «Бухгалтерское дело» представляет собой комплекс взаимосвязанных и
взаимозависимых по своему содержанию тем, отражающих правовые, экономические и
методологические вопросы организации бухгалтерского учета в Российской
Федерации.
В современной
гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектами познания
принимаются реальные предметы бытия, подвергающиеся исследованию, под предметом
познания – конкретные направления исследования.
Исходя из данного
определения, можно сказать, что объектом бухгалтерского дела является организация
процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах
хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на
счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести
учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные
данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации,
различные показатели деловой активности. В специально литературе взаимосвязи
между объектами бухгалтерского учета могут характеризоваться путем разложения
общих понятий на частные. Так, финансовую отчетность можно представить в виде
различных статей бухгалтерского баланса или какой-либо другой формы, содержание
статей – в виде счетов бухгалтерского учета.
Основанием
отражения взаимосвязи счетов являются факты хозяйственной деятельности, которые
в результате становятся основным объектом бухгалтерского дела. Основанием
формирования учетной информации являются учетные сообщения как описания фактов
хозяйственной деятельности.
Признание факта
хозяйственной деятельности качестве основного объекта бухгалтерского дела
позволяет выделить документацию и финансовую отчетность как носителей
информации о деятельности организации.
2.Хозяйственные
операции и ситуации как предмет бухгалтерского дела.
Объектом
измерения в бухгалтерском учете выступают хозяйственные операции, являющиеся
фактами хозяйственной деятельности и оказывающие влияние на финансовое
положение организации.
В действующих
нормативных документах (см. Положению по ведению бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утв., Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н с изм. и
доп. от 30 декабря 1999г., 24 марта 2000 г.) понятия «хозяйственная операция» и
«факт хозяйственной деятельности» рассматриваются как синонимы. Я.В.Соколов и
М.Л.Пятов считают, что хозяйственная операция – чисто бухгалтерский термин,
означающий результат квалификации фактов хозяйственной жизни.
Согласно
определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от
лат. оperatio – действие) – это отдельные
хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и
использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств».
Факт
хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория
бухгалтерского учета, вступающая элементом хозяйственного процесса. Он означает
состояние, действие или событие, приводящее к констатации имеющихся в наличии
средств и источников организации или к изменению в их составе.
Следовательно,
факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. Исходя
из приведенных определений, следует выделить понятия: состояние, действие,
событие.
Состояние – это наличие объектов учета
на определенную дату и в определенном месте. Под действием понимается
факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной
деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе. Событием
признается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо
случайных явлений (например, стихийных бедствий, негативных поступков
материально-ответственных лиц, судебных исков и др.).
При осуществлении
фактов хозяйственной деятельности (ФХД) бухгалтером применяются правила
бухгалтерского учета ,представляющие собой способы его ведения.
К способам
ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки ФХД,
погашения стоимости активов, приемы организации документооборота,
инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы
регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
Каждый факт
хозяйственной деятельности бухгалтером организации в обязательном порядке
должен быть определен во времени, оценен и классифицирован в номенклатуре плана
счетов и по видам.
Определение во
времени ФХД обусловлено необходимостью установления момента времени его
регистрации. Этому факту особое внимание уделяется при заключении договоров и
контрактов с контрагентами или сторонними физическими лицами. Датой
определяется момент перехода права собственности на товары, продукцию,
выполненные работы или оказанные услуги, порядок признания доходов и расходов в
бухгалтерском учете и финансовой отчетности от обычных и прочих видов
деятельности и отражения их по периодам; получение кредитов и займов;
осуществление фактов с иностранной валютой и др.
Данный элемент
должен быть описан в учетной политике организации. Проблема оценки ФХД – самая
противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно принципам бухгалтерского учета,
все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы должны быть отражены
в соответствующей оценке. Каждый ФХД имеет свою стоимость при определении его
во времени. Стоимостная оценка проводится по первичным документам,
подтверждающим факт осуществления хозяйственной операции. Исходя из принципа
стоимости, задачей бухгалтера является определение себестоимости (стоимости)
ФХД на момент его совершения.
Так, стоимость
активов учитывается в момент их приобретения и сохраняется на этом уровне до
тех пор, пока они не будут потреблены в производстве, проданы, обменены или
переданы безвозмездно.
Классификация ФХД
в номенклатуре плана счетов представляет собой запись хозяйственных операций в
системе счетов. Выбор системы счетов определяет порядок ведения в организации
бухгалтерского учета (финансового и управленческого).
Сама
классификация зависит не только от правильной квалификации сущности
(содержания) ФХД и его воздействия на результаты деятельности организации, но
также и от логического построения системы счетов. Каждый ФХД имеет двусторонний
характер экономических связей между объектами бухгалтерского учета.
Установление
информационной связи между синтетическими счетами, возникающей при регистрации
факта хозяйственной деятельности, в номенклатуре плана счетов принято называть корреспонденцией
счетов.
Следует отметить, что
корреспонденция счетов отражает не только информационные связи между объектами
бухгалтерского учета, но и правоотношения между хозяйствующими субъектами, Она
может быть представлена как хронологической, так и систематической записью. История
развития бухгалтерского дела выделила шесть вариантов установления
корреспонденции счетов:
В виде простых
записей. При
данном варианте корреспонденции счетов один счет дебетуется, а другой –
кредитуется на одинаковую сумму;
В виде сложных
записей. Его
сущность заключается в том, что один счет дебетуется и несколько счетов
кредитуется, или наоборот, несколько счетов кредитуется, а один – дебетуется;
Наличие
обратных записей. Неправильно указанные счета могут меняться местами. При этом новые
обороты арифметически устраняют старые, ошибочные;
Сторнировочные
записи. При
установлении связи между объектами учета может быть произведено не только
сложение, но и вычитание регистрируемых сумм, записываемых красным цветом.
Такие записи получили название «красное сторно»;
Наличие
смешанных записей. При данном варианте установления информационных связей один счет
дебетуется положительной суммой, а другой также дебетуется, но отрицательной
суммой. Возможна обратная ситуация, когда один счет кредитуется положительной
суммой, а другой – кредитуется отрицательной.
Факты
хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета по правилу
(принципу) двойной записи.
Суть его состоит
в том, что любой ФХД регистрируется на счетах учета дважды: по дебету одного
счета и кредиту другого.
Двойная запись
имеет контрольное значение.
Сумма дебетовых
оборотов по всем синтетическим счетам за отчетный месяц должна быть равна сумме
кредитовых оборотов. Отсутствие равенства свидетельствует об ошибке, допущенной
при отражении ФХД.
Хозяйственная операция как объект
хозяйственного дела.
Факты
хозяйственной жизни – основной объект бухгалтерского наблюдения. Хозяйственные процессы
следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – фактов
хозяйственной жизни. В результате совершения отдельных фактов хозяйственной
жизни финансовое положение хозяйствующего субъекта остается неизменным, но
основная масса хозяйственных фактов оказывает влияние на финансовое положение
организации. Такие факты хозяйственной жизни именуются хозяйственными
операциями.
Хозяйственная
операция характеризует
отдельные хозяйственные факты, вызывающие изменения в составе, размещении
имущества и источниках его образования.
В процессе
осуществления уставной деятельности в организации постоянно происходят
экономические события, рассматриваемые как хозяйственные операции. Они
оказывают постоянное влияние на валюту баланса.
Возникающие в
процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенства
итогов актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта
баланса, могут меняться. Это происходит вследствие того, что всякая операция
отражается на двух счетах учета записью, то есть затрагивает две статьи
баланса, которые могут находиться как одновременно в активе и пассиве, так обе
– в активе или обе в пассиве. Существует четыре типа изменений относительно
валюты баланса.
Операции I типа (активные) изменяют состав
имущества,
то есть затрагивают только актив баланса. При этом на одну и ту же сумму одна
статья актива уменьшается, а вторая увеличивается. Общий итог актива не
изменяется и сохраняется равенство между активом и пассивом предприятия. В этом
случае валюта баланса не изменится.
Например, из банка получены и
оприходованы в кассу наличные деньги для выплаты заработной платы сотрудникам в
сумме 30 тыс. руб. Данная операция затрагивает две статьи баланса «Касса» и
«Расчетный счет», которые характеризуют размещение средств и находятся во
втором разделе актива балансового отчета. Выполнение этой хозяйственной
операции означает, что по статье «Касса» средства увеличились на 30 тыс. руб.,
а по статье «Расчетный счет» средства уменьшились, следовательно, произошло
перемещение средств внутри актива баланса и в целом валюта баланса не
изменилась.
Если обозначить:
- А – актив
баланса;
- П – пассив
баланса;
- ∑хо1 –
сумма хозяйственной операции;
- (1,2,3,4) –
цифровые индексы соответствующего типа операции, то данный тип изменений будет
представлен уравнением:
А
+ ∑хо1 - ∑хо1 = П, то есть А + 30 000 – 30 000 = П
А
= П
Операции II типа (пассивные) изменяют источники
имущества предприятия, то есть затрагивают только пассив баланса. Одна статья
пассива баланса увеличивается, а другая уменьшается на одну и туже сумму. Общий
итог пассива баланса при этом не изменяется и сохраняется равенство между
активом и пассивом баланса.
Например, удержан за октябрь налог на
доходы физических лиц из заработной платы персонала фирмы в сумме 12 тыс.
рублей. Данная операция затрагивает две статьи пассива балансового отчета:
«Задолженность перед персоналом предприятия» и «Задолженность перед бюджетом» (IV раздел баланса). Выполнение этой
операции означает, что по статье «Задолженность перед персоналом предприятия»
денежные средства уменьшились на 12 тыс. рублей, а «Задолженность перед
бюджетом» увеличилась на 12 тыс. рублей, следовательно, произошло перемещение
средств внутри пассива баланса и в целом валюта баланса не изменилась.
Данный тип
изменений будет представлен уравнением:
А
= П + ∑хо2
- ∑хо1, то есть А = П + 12 000 – 12 000
А
= П
Операции III типа (активно-пассивные) изменяют
одновременно величину имущества и источник его формирования в сторону
увеличения,
то есть все изменения происходят в активе и пассиве баланса. В результате на
равную величину увеличивается итог актива и пассива баланса и равенство в
балансе между активом и пассивом не нарушается.
Например, по счету-фактуре № 5 от 20
января 2006г. получены от поставщика – завода «Квант» материалы на сумму 10
тыс. рублей.
Данная операция
затрагивает две статьи актива и пассива балансового отчета : «Материалы» и
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Статья «Материалы» увеличилась на 10
тыс. рублей и статья «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» также увеличилась
на 10 тыс. рублей (увеличилась задолженность поставщику, так как счет еще не
оплачен). Валюта баланса по активу и пассиву увеличилась на 10 тыс. рублей,
следовательно, произошло перемещение средств, как в активе, так и пассиве
баланса и в целом валюта баланса увеличилась.
Страницы: 1, 2
|