С тех пор муниты ведут в России активную деятельность. Из ранее
приведенных цитат Муна ясно, что на Россию они возлагали большие надежды. Мун
возил в Америку и в Корею для обработки тысячи студентов, проводил множество
семинаров. А с тогдашним Верховным Советом у него были большие связи: 80
человек возили в Америку и дарили им деньги. В мае 1992 г. «Церковь
объединения» получила официальную регистрацию в Российской Федерации. В
настоящий момент мунитские структуры работают в 55 городах бывшего СССР, в том
числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске,
Владивостоке, Киеве, Минске, Вильнюсе, Таллине и Алма-Ате.
Вообще, как уже отмечалось выше, поначалу муниты вкладывали в Россию
очень много денег в надежде на то, что «Движение объединения» будет принято в
качестве государственной религии. Но не вышло, и расходы пришлось сокращать.
Численность мунитов в России относительно невысока, хотя круги
доброжелателей и сочувствующих достаточно широки. Муниты называюд цифру 70
тысяч. Однако реально общемировая численность мунитов не превышает 100 тысяч
человек, а в России в 1994-1995 гг. — годы их расцвета — у них максимально было
6 тысяч[17].
Сейчас эта цифра несколько сократилась — до 3,5 тысяч. Но главное у мунитов,
как мы уже знаем, — не членство в церкви, а задействованность в движении людей
из внешних кругов. Таких у них гораздо больше, и их влияние мы постоянно
ощущаем.
Мун проводил «блессинг» 360 тысяч пар 25 августа 1995 года. Это была
его цель, он к ней стремился. Вначале он дал разнарядку на Россию: 100 тысяч
пар. Потом уменьшил эту цифру до 70 тысяч пар, но и это не получилось, поэтому
Мун приказал, чтобы просто ходили по квартирам и приглашали людей — не членов
«Церкви объединения» — освятить свой брак. Таким образом он хотел набрать
численность — естественно, не на «церемонию священного вина», а на стадионную
церемонию. Через какое-то время муниты поняли, что по числу все-таки
недотягивают, поэтому по России разнарядка была понижена до 30 тысяч пар. Но, я
думаю, наша реальность подействовала и на мунитов; в частности, они кое-чему
научились по части показухи и здорово втирают очки старому Муну. Поэтому они
объявили, что собрали 30 тысяч пар, но не вместе, а в 25 городах бывшего СССР,
где будут проведены отдельные церемонии. Они не признают распада СССР, поэтому
оперируют старыми категориями — например, у них есть отделение «СССР +
Монголия». Московская церемония проводилась в Обнинске. Удалось собрать лишь
около 180 пар, многие из которых были условными: жених (или невеста) стоял лишь
с портретом своей будущей супруги (супруга). В Петербурге было около 80 пар, в
Екатеринбурге — 30. Поэтому говорить, что по всему СНГ у них 30 тысяч пар, —
это, мягко говоря, преувеличение.
(В конечном итоге Мун объявил, что благословение 360 тысяч
пар состоялось, правда, 250 тысяч из них «было в Африке». Африка, как мы знаем,
большая, и там не очень-то разберешь, где сколько тысяч человек.) Вначале
сектанты хотели получить под свою церемонию Красную площадь, и шанс у них был:
жена Муна уже раз выступала в Кремлевском Дворце съездов, где открыто называла
своего мужа мессией.
Отделение «СССР+Монголия» поделено сектой
на десять сфер влияния, и в каждой существует свой ответственный, который
должен давать статистику. Если статистика плохая, то его снимают и ставят
нового. Это «ответственное лицо» всегда должно состоять из «отцовской» и «материнской»
фигур — мужчины и женщины. Во главе каждой страны стоит «национальный мессия» —
почти всегда кореец, хотя иногда на этот пост назначаются японцы и еще реже —
англосакс.
Основное общение мунистов происходит на
их семинарах. Они же необходимы для вербовки и проверки новых членов секты.
Рассмотрим этот важнейший аспект на примере России.
Я уже говорил о том, что секта ориентирована
на привлечение элиты общества, или потенциальной элиты. Отсюда вполне обоснован
их интерес к молодежи различного возраста – от школьников до студентов. На
протяжении нескольких лет в некоторых школах преподавался курс «Мой мир и я» на
базе мунитских учебников. Об этом я расскажу позже, сейчас же остановимся на
другом. Муниты пошли «верной дорогой» - чтобы получить свободный доступ к
молодёжи, необходимо сначала соответствующим образом «обработать»
преподавателей. Рассмотрим на конкретном примере, как это происходит.
Рассказывает учительница одной из московских школ[18] Татьяна
Воробьёва: «За смешную сумму в 100 рублей (на 1993 год – И.С.) мы были
приглашены в г. Зеленогорск под С.-Петербургом. <…> Первая же
встреча с устроителями семинара обескуражила. На сцену прекрасно оборудованного
зала вышел потрясающе красивый мужчина. Он сразу же очаровал аудиторию,
состоящую главным образом из женщин. Но, к нашему удивлению, ни о какой
психологии или истории не было и речи. Красавец вдруг предложил вместе
что-нибудь спеть. И тут же в зале появились люди, которые раздали всем
присутствующим сборники песен. И все начали петь. Напоминало это дешевый ДК с
массовиком-затейником.
Нас предупредили, что все мы должны
строго соблюдать три правила – не пить, не курить и не прелюбодействовать. Но
наш народ не так-то просто запугать! В первый же вечер группа молодых людей
нарушила многократно все эти заповеди. Грешники были изгнаны с семинара с
немалым для взрослых людей позором».
Каким образом люди попадают на подобные
семинары? Объяснение находим в той же статье. Студентов привлекает общение,
тяга к путешествиям. Молодые учителя интересуются новыми методиками
преподавания. Сложнее обстоит дело со старыми преподавателями. Дадим слово
Т.Воробьёвой: «Спросила я одну старую учительницу:
- Зачем вы сюда приехали?
- Знаете, Танечка, за последние десять лет
на меня впервые обратили внимание. Я впервые оказалась в кругу друзей,
объединенных хоть какой-то общей идеей. И ко мне отнеслись по-человечески!
Они, наши старые преподаватели жили в
иной системе ценностей итеперь, когда эта система разрушена, оказались в
вакууме. А заповеди мунизма так похожи на моральнный кодекс строителя
коммунизма!»[19]
Глубокие корни пустил мунизм в республике
Калмыкия. Широко известно о контактах вновь избранного президента Илюмджинова с
Муном. Корреспондент «Известий» В.Выжутович так описывает свою калмыцкую
командировку[20]:
«Мы посетили спецшколу, преподавание в которой ведется на основе программ,
разработанных мунистами (правда, это не афишируется). Основная задача
деятельности учителей декларируется следующим образом: развивать другое
полушарие мозга через формирование и развитие лидерского движения. По
успеваемости определяется лидер-класс, которому вручается бюст Илюмджинова.
Образование ведется по системе УДЕ – Укрупнения дидактических единиц. УДЕ – это
«методическая система самовозрастания знаний учащихся благодаря активизации
подсознательных механизмов ускоренной переработки информации посредством
сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов
целостного представления». Корреспондент дает свою версию того, зачем нужен
подобный бред: «Чтобы граждане, затуманившие мозги, не спрашивали больше, куда
пропадают правительственные кредиты; чтобы полный развал хозяйства Калмыкии
рассматривался бы населением как испытание, ниспосланное богом; Чтобы массовая
безработица нищета и небывалая смертность воспринималась бы не собственной
спиной, а, как учат мунисты, «этнапланетарно»[21].
Мун пытается проникнуть не только в сферу
образования. С 1993 г. он упорно пытается проникнуть в область боевых искусств.
По информации «Литературной газеты»[22],
в С.-Петербурге длительное время действовала организация «United
Martial Arts». Кроме того, в 1997 году была попытка
созвать конференцию руководителей крупнейших объединений восточных единоборств
в Вашингтоне, но она закончилась провалом – российская делегация отказалась
участвовать в подобных мероприятиях.
Таким образом, мы видим, что организация
Муна вложила немало средств и стараний в «Мунификацию России». К счастью,
благодаря чисто русской практичности, наплевательскому отношению к делу и
откровенному воровству большинство из этих вложений никакой отдачи не принесли.
Естественно, это далеко не полный перечень причин, по которым мунизм у нас не
прижился. Но нам важно другое – Мун с конца 1990-х резко сократил финансовые
вливания в Россию. Может, хотя бы он оставит нас в покое….
ЧАСТЬ 4 МУНИЗМ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Первые упоминания о мунистах в Ярославле относятся к 1993 году. До
этого, даже если у нас и присутствовали миссионеры, никаких крупных акций они
не проводили. Итак, в чём же заключалась их деятельность?
Работа велась в двух направлениях – привлечение с секту школьников и
привлечение студентов ярославских ВУЗов. Рассмотрим эти направления подробнее.
Е.Дурова пишет[23],
что на протяжении нескольких лет в ряде ярославских школ вполне официально
вычитывался курс «Мой мир и я», подготовленный мунистами. Это школы №№ 10, 11,
47,50, 53, 59, 63, 80, 86, 87. «При внимательном чтении учебника становится
очевидным – он не столько знакомит с содержанием отдельных религий, сколько
методично сеет недоверие к ним». Более подробно ситуацию с учебной литературой
проясняет А.Дворкин: «Конечно, несведущий человек открытой пропаганды идей Муна
в этом учебнике скорее всего не заметит. Правда, есть там фотография
«императора вселенной» с женой (в штатском), а на первой странице написано, что
учебник посвящается «Истинной Семье и Истинным Родителям». Если не знать, что
это такое, то можно это проглотить и не заметить. О «Церкви объединения» говорится
исподволь и вскользь. Часто спрашивают: чем же плох этот учебник, если в открытую му-низм там
не проповедуется? Но дело в том, что он весь построен на мунитских принципах.
К тому же этот учебник — лишь первый из серии, планируется издавать и другие,
где постепенно дети будут поначалу приучаться к тому, что «Религия
объединения» — одна из ведущих мировых религий, а затем и к тому, что она —
конечное откровение, к которому все неизбежно рано или поздно должны прийти.
Как уже отмечалось выше, в непосредственную задачу Муна не входит сразу
привлечь всех в «Церковь объединения», главное — научить всех хорошо к ней относиться
и знать, что это одна из признанных мировых религий. Ну, а затем уже будут
предприниматься следующие шаги»[24].
Газета «Юность» направляет в 1996 году открытое письмо в Ярославскую
думу об опасности мунитского проникновения. Однако в департаменте образования
разъяснили, что уставы школ позволяют им самостоятельно выбирать учебные
дисциплины. И уж совсем неожиданным был ответ заведующей Дзержинского РОНО
Н.И.Ворониной: «Курс опирается не лучше мировое нравственное и религиозное
наследие»[25].
После такого ответа письмо было отправлено прямо в прокуратуру области.
Таким образом, кроме нагнетания атмосферы ничего серьёзного предпринять
не удалось. Я не удивлюсь, если и в наши дни отдельные школы продолжают
использовать эти учебники. Учителя, которые не могут разобраться во всех
уловках автора, легко могут стать проводниками своих учеников в секту.
Ситуация со студенчеством развивалась несколько по иному сценарию.
В городе действовала (а, возможно, действует и сейчас) студенческая
организация – Вузовская Ассоциация по Изучению Принципа (ВАИП). Основная цель
данной организации – привлечь студентов ВУЗов к работе на мунитских семинарах.
Дадим слово студенту – политологу Виктору Яшину: «Представьте себе школу с
углбленным изучением английского языка. Приходят люди в хороших костюмах,
свободно владеющие английским и предлагают съездить на осенние каникулы в Крым.
… А летом, после поступления в ВУЗ, другая поездка, уже на Балтику, где с 1992
года функционирует сеть лагерей Муна»[26].
Естественно, здесь проходили семинары с необходимой атрибутикой мунистов –
заповеди, ограничения и т.д. Но давайте обратим внимание на последствия и оценку
студентом своего пребывания на этих семинарах: «Приехал домой и через полтора
месяца от былого энтузиазма и следа не осталось. Ничего плохого про Муна
сказать не могу – я хорошо и с пользой провел время. Но… Я, по крайней мере,
занимался всерьёз. Большинство же ребят просто отдохнули на «халяву»и
пообщались друг с другом»[27].
Остается лишь радоваться, что наша молодежь более психологически устойчива, чем
в какой-нибудь Америке.
В итоге многолетние старания мунитов окончились практически ничем. Я
приводил цифры по России в целом и хочу сказать, что по нашей области
численность мунитов на порядок ниже средней цифры по всей стране. По данным
газеты «Северный край», в Ярославле в 1995 году было порядка 9 сектантов[28]. В условиях сокращения
денежных вливаний в Россию, я не думаю, что сейчас эта цифра изменилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение уместно обобщить основные выводы работы. «Пророк» Мун
создал серьёзную религию с достаточно стройной догматикой и обрядностью. Он не
боится идти на некоторые подтасовки в культе, чтобы привлечь новых адептов. На
западе эта новая религия была принята многими людьми. Мун обладает богатейшей
финансовой империей, которая является основой его могущества. Однако экспансия
в Россию не удалась. Первоначальные успехи сменились серьезными просчетами и
неудачами, что обусловило отзыв Муном своих активистов и капиталов из нашей
страны. В Ярославле чёткой мунитской огранизации также не сложилось.
Муну уже более 80 лет. Однако даже после смерти «истинного отца» эта
секта, по всей видимости, какое-то время еще будет продолжать свое
существование. Правда, как показывают последние события, она будет скатываться
все дальше на откровенно шаманистический и еще более
примитивно-материалистический и грубый спиритический уровень — ведь у них
больше нет человека, подобного покойной Ким ЁН Он, которая обладала хоть
какими-то богословскими задатками. Можно с большой долей вероятности
предположить, что, «переместившись в мир духов», Мун начнет «вещать» оттуда
через свою вдову, а после ее смерти — через ряд своих верных последователей. Вряд ли
нынешнему наследному принцу империи — плейбою и кокаинисту Хьё Джин Муну
удастся удержать организацию в своих руках. В конце концов, либо один из
ведущих мунитов-медиумов «истинного отца» после ожесточенной борьбы подавит
остальных и утвердится во главе секты, либо секта разделится на несколько
враждующих организаций, каждая из которых будет возглавлена «самым верным
медиумом» Муна. Возможно, начнется война не на жизнь, а на смерть между
наследниками — детьми Муна — теми из них, которые к тому времени останутся в
движении. Возможно, возникнет раскол между средним звеном руководства секты,
состоящим из американцев с европейцами, и полувысшим (японцы) с высшим
(исключительно корейцы). Возможно, японцы, объединившись с американцами,
восстанут против корейского засилья. Все это вряд ли пойдет движению на пользу,
и его численность и влияние резко пойдут на убыль. Вряд ли оно в ближайшей
перспективе совсем развалится. Но в какую бы форму ни преобразовалась со
временем секта Муна, она станет уже качественно иной. Какой — покажет время.
Всё это не может не радовать, однако закончу я на минорной ноте. Мун
сам предупреждает нас: «Главное – сформировать лояльное к себе отношение власть
имущих. … Помните, что и Октябрьская революция делалась небольшим числом людей.
Большевики захватили власть, а на Невском, как ни в чем не бывало, гуляли
люди….»[29]
[1] Дурова Е. Мун у нас знанием зовется // Юность, 1996. №7 (17
февраля). С.6.
[2] Подробнее о перемещениях мунистов см.: Григулевич И.Р. Пророки «новой
истины» М.: Изд-во политической литературы, 1983. С.79-83 и А.Дворкин
Сектоведение М.,2001. С.210-221.
[3] Любителям ярких цитат и откровенных издёвок над сектантами рекомендую
работу: А.Дворкин Сектоведение М.,2001. 420 с.
[4] Данная часть практически целиком написана по работе: А.Дворкин
Сектоведение М.,2001. 420 с.
[5] См.: Григулевич И.Р. Указ. соч. С. 99.
[6] См.: А. Дворкин. Указ. соч. С. 211-213.
[7] См.: А.Дворкин Указ. соч. С. 237.
[8] Подробнее об этом см.: И.Р.Григулевич. Указ. соч. С. 87.
[9] Цит. по: А.Дворкин Указ. соч. С. 223.
[10] Цит. по: Там же, с.223.
[11] Цит по: там же, с.223.
[12] Цит.по: там же, с.224.
[13] Цит по6 там же, с. 227.
[14] Подробнее об этом – Григулевич И.Р. Указ. соч. и Великович Л.Н.
Современный капитализм и религия. Обе работы помимо текста содержат достаточно
любопытные фотоматериалы.
[15] Цит. по: А.Дворкин Указ. соч., с. 211.
[16] Гандоу Т.,Дворкин А. Вперёд, к победе мунизма? // Совершенно секретно.
1995. №3. С. 12-13.
[17] См.: А.Дворкин, указ. соч. с. 237.
[18] См. статью: Медведев В. Крестовый поход на Россию // Частная школа,
1994. №1. С.115-120.
[19] Там же.
[20] Выжутович В. Калмыкия: Вперёд, к победе мунизма! // Известия, 1997, 8
июля. С. 5.
[21] Там же.
[22] Подробнее см.: Светицкий К. Мунификация России // Литературная газета.
1997. №21. С. 7.
[23] См.: Дурова Е. Мун у нас знанием зовётся // Юность. 1996. №7. С. 6.
[24] А.Дворкин Указ. соч. С. 213.
[25] Подробнее об этом см.: Юность. 1996. №2 С. 7.
[26] Козлов Д. Крокодил не ловится, не растет кокос // Северный край, 1995.
2 декабря.
[27] Там же.
[28] Там же.
[29] Цит. по: Логвинов И. Вход без выхода // Семья. 1996. №29. С. 5.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|