Для стран — членов Совета
Европы принципы муниципального управления получили свое правовое закрепление в
Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовой основой
для их муниципального законодательства.
Сущность единоначалия заключается в том, что
руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований
пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его
компетенцию. Связано это с тем, что
организация управления общественной жизнью муниципальных образований
невозможна без строжайшего подчинения воли всех участников процесса системы
муниципального управления воле одного лица — руководителя конкретного процесса
муниципального управления.
Единоначалие как организационно-правовая форма
руководящей деятельности относится ко всем звеньям и уровням системы
муниципального управления.
В соответствии с этим
принципом каждая совокупность видов деятельности в процессе муниципального
управления должна преследовать одну и ту же цель
и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочиями.
Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управления сотрудники должны получать приказания от одного
руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на
высшем уровне.
При последовательном укреплении единоначалия не
следует недооценивать коллегиальность в
процессе управления муниципальными образованиями.
Коллегиальность как организационная форма
процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения
основных организационных и
социально-экономических вопросов развития муниципальных образований. В то же
время необходимы и единоличная ответственность, и единоличное
распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и принятия управленческих решений, важных для
социально-экономического развития муниципального образования.
На основе принципа единоначалия строится
деятельность органов в системе
муниципального управления. Использование коллегиальных начал допускается
при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по
наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Практика показывает, что единоначальная деятельность
главы местной администрации может
сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав
коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных
подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы
местного самоуправления в своей деятельности руководствуются принципами
единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения вопросов
местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными
в них организационно-правовыми гарантиями.
Принцип коллегиальности требует кворума,
необходимого для принятия решения и работы
представительного органа. Этим принципом необходимо руководствоваться и на стадии
подготовки проектов решений (привлекать представителей заинтересованных
предприятий, организаций, учреждений), в работе депутатских комиссий,
образуемых представительным органом. Для активного и конструктивного участия
депутатов представительных органов в подго-товке
и принятии решений необходимо, чтобы депутаты имели возможность заблаговременно
ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно
высказать свое мнение, предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.
Соблюдение правильного соотношения между
принципами коллегиальности и единоначалия
составляет одну из важнейших задач системы управления муниципальным
образованием, от этого во многом зависит ее эффективность и
действенность. Особенностью использования коллегиальности в органах системы
муниципального управления, построенной на принципе единоначалия, является то, что обсуждаемые этими органами
рекомендации приобретают силу
решения и становятся обязательными для исполнения в случае согласия с
ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.
Этот принцип выступает
важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных
конституционных принципов российской государственности.
Принцип законности требует,
чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в
рамках закона. Тем самым государство признает и гарантирует, а также обеспечивает
соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о
контроле государства за соблюдением органами
местной власти правовых норм, а не о качестве решений, принимаемых муниципальными органами власти по
вопросам местной жизни. Критериями
контроля законности является местное управление, осуществляющееся
только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть
предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и
конституционных принципов.
Соблюдение законности в деятельности органов и
должностных лиц системы муниципального управления обеспечивается с помощью
прокурорского надзора. На практике для
контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или
его заместители приносят протест на противоречащий закону правовой акт органу
или должностному лицу системы местного управления, которые издали этот
нормативный правовой акт, или обращаются в
суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской
Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутствовать на заседаниях
органов системы муниципального управления любого муниципального
образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов.
Требования принципа
законности должны быть отражены в уставе муниципального образования.
Если устав муниципального образования противоречит Конституции РФ и законам,
муниципальному образованию отказывают в государственной
регистрации его устава.
Принцип гласности деятельности
органов системы муниципального управления должна быть открытой,
население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип
гласности способствует демократизации
управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку
решений, затрагивающих их интересы;
права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в
практике местного самоуправления.
Последовательное осуществление принципа гласности
в деятельности муниципальных органов дает
возможность гражданам контролировать работу муниципальных органов при
решении вопросов местного значения. Эффективность такого контроля зависит от
организации и работы муниципальной информационной
службы, а также от того, как созданы условия для деятельности средств массовой информации муниципального
образования. Поэтому наиболее важные
проекты социально-экономического развития муниципальных образований должны публиковаться для
обсуждения их населением и учитываться при принятии решений.
Этот принцип предъявляет
требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных
органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных органов
управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной деятельности органов управления
муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия
муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция
Российской Федерации обеспечивает судебную
защиту прав муниципальных органов управления и устанавливает запрет на
их ограничение.
Государство устанавливает
ответственность за исполнение или неудовлетворительное исполнение
решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан и решений органов
управления муниципальных образований. На основании
принципа государственной гарантии органы управления муниципальных образований
обеспечивают условия для удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к
ведению муниципальных образований.
«Этот принцип обеспечивает:
формирование правовой основы
системы органов управления муниципальных образований;
организационно-методическую поддержку системы
органов управления муниципальных
образований;
формирование системы
государственного контроля за деятельностью органов системы
муниципального управления;
формирование
финансово-экономических основ управления муниципальных
образований;
формирование и поддержку информационного
обеспечения системы органов управления муниципальных образований;
создание системы работы с кадрами (процесс
подбора, расстановки и переподготовки кадров управления муниципальных
образований)».
Этот принцип позволяет совершенствовать систему
органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать
активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за
деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу
государственной и общественной жизни, расширять гласность.
Население участвует в обсуждении и решении
государственных и общественных дел, в планировании социально-экономического
развития муниципальных образований, в
обсуждении и решении вопросов управления и использования средств,
предназначенных для социально-экономического развития, а также
социально-культурных мероприятий муниципальных образований.
В практике муниципального
управления существуют разнообразные формы участия населения в процессе управления
муниципальным образованием: через выборные
и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно и через советы, комиссии, конференции,
референдумы и др., поэтому органы
муниципального управления должны создать условия для эффективного участия граждан в осуществлении местного
самоуправления. Это могут быть выборные органы местного самоуправления,
эффективное использование в муниципальной деятельности населения для решения
социально-экономических вопросов развития муниципальных образований,
обеспечение материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право
закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной
деятельности.
Развитие институтов
муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и
должностных лиц местного самоуправления с населением, их
подконтрольность населению.
Устав муниципального образования регулирует
процесс участия населения в управлении муниципальным образованием через
порядок отзыва, выражение недоверия
населением, досрочное прекращение полномочий выборных органов и
должностных лиц местного самоуправления.
Эффективность и активность участия населения в процессе решения
проблем местного значения, а также контроль зависят от информированности граждан
о работе органов местного самоуправления и состояния муниципального хозяйства, а также от реализации принципа
гласности муниципальной деятельности.
«Этот принцип обеспечивает условия эффективного
изучения муниципального образования и
разработки рекомендаций по управлению им. Он предполагает рассмотрение явлений
в их связи и зависимости. Для этого используются исследования не только
данной, но и других наук, изучающих эти же явления».
Комплексное изучение явлений и процессов развития
муниципального образования позволяет: повышать эффективность местного
хозяйства, решать социально-экономические проблемы развития муниципального
образования, проводить социально-культурные
мероприятия, решать экологические задачи, а также рационально использовать трудовые, материальные, финансовые, природные и другие ресурсы, создавать необходимые
условия для жизнедеятельности населения муниципальных образований. Этот
принцип предъявляет требования ко всем функциям муниципального управления,
обеспечивает необходимые условия для
успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей местного
самоуправления, позволяет учесть интересы развития муниципального образования
как территории субъекта Российской Федерации.
«Сущность этого принципа заключается в
обеспечении условий жизнедеятельности
населения муниципальных образований и осуществляется через деятельность
органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Происходит это
посредством организации, содержания
и развития соответствующих муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб».
Органы муниципального управления должны
обеспечивать удовлетворение основных потребностей населения в сферах,
отнесенных к ведению муниципальных
образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов. Выполнение этих стандартов гарантируется
путем закрепления средств в доходах
местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, отчислением от федеральных
налогов и налогов субъектов Российской Федерации. Статья 49. 1. Экономическую
основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной
собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права
муниципальных образований. Для реализации удовлетворения потребностей
населения каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет
(местный бюджет). Согласно ст. 52 Федерального
закона от 06.10.03 № 131-ФЗ. «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного
самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение
установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных
правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размером дефицита местных
бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и
долговых обязательств м муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного
бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также
принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерац
Принцип удовлетворения
потребностей населения обязывает органы муниципального
управления создавать условия для жилищного и социально-культурного
строительства, деятельности учреждений культуры, средств массовой информации,
организации зрелищных мероприятий, обеспечивать население услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания,
заботиться о санитарном благополучии населения, осуществлять социальную поддержку и содействие занятости населения,
соблюдать меры противопожарной безопасности в муниципальном
образовании, развивать сеть муниципальных
учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования,
обеспечивать строительство, эксплуатацию и ремонт систем энерго-, га-зо-,
тепло-, водоснабжения и канализации, а также снабжение топливом, утилизацию
и переработку бытовых отходов, организовывать транспортное обслуживание населения и т.п.
«На основе отраслевого принципа формируются отраслевые
системыуправления». Механизм управления
формируется исходя из задач, особенностей и возможностей развития
каждой конкретной отрасли. По территориальному
принципу создаются системы управления, объединяющие производственные и
непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории,
связанные общими интересами социально-экономического развития для
удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования. Он призван реализовать
социально-экономические возможности, вытекающие из территориальной
организации хозяйства применительно к задачам, особенностям и возможностям
соответствующих территориальных, хозяйственных
систем.
Сочетание отраслевого и территориального
принципов управления является ведущим в
формировании систем и структуры муниципального управления. Эффективность
организации руководства территорией муниципального образования зависит от
оптимального сочетания отраслевого и территориального управления в рамках
единой муниципальной системы.
На современном этапе
развития рыночной экономики основные направления развития
самоуправления определяются теми задачами, которые решаются муниципальными
образованиями в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Европейской Хартией о местном самоуправлении и законодательством
о местном самоуправлении.
Важнейшая задача — развитие местной
демократизации, создание оптимальной и эффективной системы местного
самоуправления как необходимого условия обретения Россией правовой
государственности.
«Местное самоуправление
составляет важнейшую часть механизма управления страной.
Оно позволяет оптимально сочетать интересы и права человека,
.интересы региональные и общегосударственные».
В рамках Совета Европы,
членом которого Российская Федерация стала в 1996г., получил признание
принцип субсидиарности — общий принцип институциональной
организации власти и управления. Основная его идея заключается в том, что политическая власть должна
вмешиваться в управление только в тех пределах, в которых общество и
составляющие его группы не в состоянии самостоятельно (на местах) удовлетворить
различные потребности. Данный принцип нашел свое отражение в Европейской Хартии
о местном самоуправлении. Местное самоуправление представляет собой уровень
политического участия в решении вопросов, наиболее приближенный к гражданину.
Все, что можно решать на местах, не должно
передаваться на вышестоящий уровень власти. При этом ответственность
органов местного самоуправления должна определяться
с учетом экономических, финансовых и других возможностей. Ведь не все
местные сообщества находятся в одинаковых условиях и в состоянии решать свои проблемы, поэтому в соответствии
с принципом субсидиарности финансово слабые местные сообщества должны быть
защищены путем создания механизмов финансового перераспределения.
В силу этого особое внимание
на федеральном уровне необходимо уделить созданию системы
правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов
местного самоуправления. Система гарантий должна обеспечивать организационную и
экономическую самостоятельность в решении всех вопросов местной жизни, реальное равноправие муниципальных образований во взаимоотношениях
между собой и с государственными органами.
В современных условиях построение и
функционирование местного самоуправления должно основываться на принципах,
отражающих требования объективных закономерностей и тенденций развития власти.
Принципы мы не выбираем, мы
им должны следовать. Этими правилами в процессе управления муниципальными
образованиями должны руководствоваться органы системы муниципального
управления при построении и функционировании
муниципальной власти. Они являются теоретической основой муниципального строительства и отражают сущность
местного самоуправления, его
отличительные черты и признаки, а также выступают в качестве критериев
оценки действующей системы местного самоуправления, того, насколько она отвечает требованиям и обеспечивает
преемственность в развитии институтов
местного самоуправления.
Принципы местного
самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии
о местном самоуправлении.
Реализация принципов
местного самоуправления обеспечивается не только
их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований,
но и системой управления организационных форм и методов муниципальной работы.
Это делается для повышения
эффективности власти, улучшения благосостояния населения, условия
жизнедеятельности и укрепления нашего государства – России.
1.
Конституция РФ.
2.
Федеральный Закон РФ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ.
3.
Гневко В.Н., Когут А.Е. Развитие местного
самоуправления. СПб.:РАНИСЭП, 1996.
4.
Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы
и перспективы. СПб, 1997.
5.
Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное
управление. Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
6.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право
РФ: Учебник. М.:Юрист, 1997.
7.
Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству:
План преобразования системы государственной власти
управления в Российской Федерации. -2-е изд.; доп. - М.: Изд-во
МГУ, 2002.
8.
Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. -М.,1993.
9.
Шумянкова Н.В. Муниципальное управление.
Учебное пособие. -М.: Экзамен, 2002.
10.
Тихомиров Ю.А. Комментарий к федеральному
закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
11.
Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление. Учебное
пособие. – Хабаровск – Нижний Новгород, 1988.
Страницы: 1, 2, 3
|