Меню
Поиск



рефераты скачать Хроника внешней политики независимого Казахстана с Королевством Саудовская Аравия

Договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный между Советским Союзом и Ираком в 1972, усилил опасения Фейсала и подтолкнул его к попыткам объединения соседних стран в антиреволюционную коалицию. Как и правительство Северного Йемена (Йеменской Арабской Республики, ЙАР), где после 1967 к власти пришли умеренные республиканцы, Фейсал оказал поддержку тысячам южных йеменцев, бежавших после 1967 в ЙАР и Саудовскую Аравию. После арабо-израильской войны в октябре 1973 Фейсал стал инициатором арабского нефтяного эмбарго против западных стран, в т.ч. США, с целью заставить их проводить более сбалансированную политику в отношении арабо-израильского конфликта. Арабская солидарность способствовала увеличению цен на нефть в четыре раза и росту благосостояния арабских нефтедобывающих государств. 25 марта 1975 король Фейсал был убит одним из своих племянников во время приема. На престол вступил его брат Халед (1913–1982). Из-за слабого здоровья Халеда значительная часть властных полномочий была передана наследному принцу Фахду (р. 1922).

Новое правительство продолжило консервативную политику Фейсала, увеличив расходы на развитие транспорта, промышленности и образования. После 1974 Саудовская Аравия приложила усилия к снижению роста мировых цен на нефть. Саудовское правительство выступило против египетско-израильских мирных соглашений, заключенных в 1978–1979, придерживаясь общей арабской позиции, что они представляют собой сепаратный мир, уничтоживший надежду на комплексное разрешение арабо-израильских противоречий. Саудовская Аравия не смогла остаться в стороне от поднимающейся волны исламского фундаментализма, последовавшей за исламской революцией в Иране в 1978–1979[29]. Напряжение в саудовском обществе открыто проявилось в ноябре 1979, когда вооруженные мусульманские оппозиционеры захватили главную мечеть Мекки. Мечеть была освобождена саудовскими войсками после двухнедельных боев, в которых погибли более 200 человек. Вооруженный мятеж во главе с Джухайманом аль-Отейба представлял собой первое открытое выступление против монархии в стране, начиная с основания третьего саудовского государства в 1932. Беспорядки также имели место среди шиитов, проживающих в восточных районах (Эль-Хаса). В ответ на эти выступления наследный принц Фахд объявил в начале 1980 о планах создания Консультативного совета, который, однако, был сформирован лишь в 1993. В 1982 скончался король Халед, его место занял его брат Фахд. В августе 1990, вскоре после оккупации Ираком соседнего Кувейта, Фахд санкционировал развертывание в Саудовской Аравии значительных военных сил США для защиты страны от возросшей военной угрозы со стороны Ирака. Многонациональным силам в составе Саудовской Аравии, США, и других западных, арабских и мусульманских стран удалось вытеснить иракские войска из Кувейта в начале 1991 и тем самым устранить непосредственную угрозу Саудовской Аравии. После войны в Персидском заливе правительство Саудовской Аравии подверглось мощному давлению со стороны фундаменталистов, требовавших проведения политических реформ, строгого следования положениям шариата, вывода войск западных стран, особенно американских, со священной земли Аравии. Королю Фахду были направлены петиции, призывавшие к расширению полномочий правительства, более широкому участию общественности в политической жизни и большей экономической справедливости. Вслед за этими акциями последовало создание в мае 1993 Комитета по защите законных прав. Однако вскоре правительство запретило эту организацию, а король Фахд потребовал от фундаменталистов прекратить антиправительственную агитацию.

Королевство Саудовская Аравия относится к числу наи­более развитых стран региона с мощным финансовым и эко­номическим потенциалом. Основу экономики страны составляет нефтяная промышленность. Королевство являет­ся крупнейшим экспортером нефти, которая составляет 90% объема его экспорта. В последние годы предпринимаются шаги по диверсификации экономики. Важная роль в этом от­водится частному сектору, который в нефтяной бизнес не до­пускается. Поощряется создание совместных предприятий. В стране, три четверти которой занимает пустыня, реализова­ны крупномасштабные проекты в области сельского хозяйст­ва. Огромные средства были выделены государством на закупку сельскохозяйственной техники и оборудования, на ирригацию, строительство дорог. В результате страна пре­вратилась в крупного экспортера пшеницы и другой сельско­хозяйственной продукции.

Несмотря на определенные экономические трудности, от­части вызванные последствиями войны с Ираком (ущерб со­ставил более 50 млрд. долларов), растущими расходами на вооружение и снижением цен на мировом нефтяном рынке, Саудовская Аравия остается одним из наиболее стабильных и благополучных государств мира с высоким уровнем жизни и огромными финансовыми и инвестиционными возможно­стями. В 1996 году ВВП на душу населения составлял 11 176 долларов, при этом отмечалось его падение на 2%.

Значительно выросшая роль королевства на международ­ной арене в немалой степени обусловлена финансовой по­мощью, оказываемой развивающимся странам (прежде всего членам Организации Исламская Конференция, которым с 1974 по 1991 годы было выделено 28 млрд. долларов). В об­ращении короля Фахда и наследного принца Абдаллы к па­ломникам в 1994 году говорилось: "По воле Аллаха наша страна, обладающая вечной исламской миссией, имеет ог­ромные природные богатства. Плодами этих богатств поль­зуются не только граждане Королевства. Основываясь на исторической ответственности перед другими мусульмански­ми народами, мы осуществляем программу помощи во всех точках мира. ... Общий объем помощи в эти дни достиг около 15% доходов Королевства от продажи нефти."[30] С другой сто­роны, растет авторитет Саудовской Аравии в мусульманском мире как страны, внесшей огромный вклад в сохранение и возрождение главных святынь ислама, последовательно от­стаивающей права палестинского народа, известной актив­ной позицией в деле защиты интересов исламских государств, тесными партнерскими отношениями с США и другими ведущими западными державами. После войны в Персидском заливе Саудовская Аравия, ставшая общепризнанным лидером в мусульманском мире, превратилась в реальный фактор стабильности не только в ближневосточном регионе, но и в исламском мире в целом. Королевство выступает сегодня в качестве важнейшего звена во взаимоотношениях между Западом и исламским миром и выдвинулось на центральное место в выработке новой по­литики арабской консолидации. Все это вместе взятое во многом определяет его важную роль в мировой политиче­ской, экономической и финансовой системе.

Основными принципами внешней политики Саудовской Аравии являются поддержка ислама во всем мире, оказание помощи и поддержки мусульманским государствам в защите их национальных интересов, невмешательство во внутренние дела этих государств.

3. Хроника внешней политики независимого Казахстана с  Королевством Саудовская Аравия


Путь, пройденный казахстанской дипломатией за первое десятилетие независимости отражает такие ключевые события, как принятие Закона о дипломатической службе Республики Казахстан; в основном завершен процесс создания зарубежной инфраструктуры; возрос международный авторитет страны; далеко за ее пределами известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего, касающиеся вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.

5 марта 1991 года, было опубликовано Заявление Президента РК Н.А.Назарбаева "В связи с событиями в Нагорном Карабахе", в котором было отмечено, что кризисная ситуация вокруг Нагорного Карабаха практически привела к прямому военному конфликту. Посреднические усилия, предпринимаемые Россией, Казахстаном и рядом сопредельных стран, не дали пока должного эффекта. В связи с этим Н.А.Назарбаев предложил в Заявлении систему мер, направленных на прекращение кровопролития и локализации карабахского конфликта.[31]

 В это же день 5 марта 1991 года, Президент РК Н.А.Назарбаев принял Шейха Х.А.Алиреза, прибывшего в Алматы в составе группы бизнесменов из Саудовской Аравии. Х.А.Алиреза, возглавляющий компанию по производству кабелей, проявил интерес к казахстанской меди. Он заявил, что готов покупать медь по мировым ценам, а в ответ поставлять республике различные виды технологического оборудования. В ходе беседы была подтверждена заинтересованность Казахстана в создании предприятий с полным циклом производства, от добычи сырья до получения конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

  30 апреля 1994 года подписан Протокол об установлении дипломатических отношений с Королевством Саудовская Аравия (монархия), из 120 государств, установивших дипломатические отношения с РК

25-28 сентября 1994 года, состоялся официальный визит Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в Саудовскую Аравию. В ходе визита состоялась встреча главы государства с Королем Фахдом Бин Абдель Азизом. Проведены также отдельные встречи Президента РК Н.А.Назарбаева с Наследным Принцем Абдаллой бин Абдель Азизом и Министром обороны и авиации Принцем Султаном бин Абдель Азизом. Казахстанскому лидеру была предоставлена редкая в саудовской практике возможность войти внутрь "Каабы" (Дом Аллаха) в Мекке и захоронения Пророка Мухаммеда в Медине. По итогам визита было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, инвестиционной, технической и культурной областях, а также в области спорта и по делам молодежи, которое является одним из первых подобных документов, заключенных Королевством с иностранными государствами.

22-28 октября 1995 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев совершил визит в Нью-Йорк для участия в работе 50-й сессии Организации Объединенных Наций.

На заседании Н.А.Назарбаев выступил с программной речью.

В ходе визита глава государства встретился с Президентом США Б.Клинтоном и обсудил перспективы и состояние двустороннего сотрудничества. Также состоялись встречи Н.Назарбаева с Президентом Франции Ж.Шираком, Премьер-министром Пакистана Б.Бхутто, Генерал-губернатором Австралии У.Хайденом, Министром иностранных дел Саудовской Аравии принцем Султаном, Премьер-министром Польши Ю.Олексой, Президентами Г.Алиевым, С.Ниязовым, Б.Ельциным и А.Лукашенко.

  1-2 сентября 1997 года, состоялся официальный визит Президента Н.А.Назарбаева в Бахрейн.

Прошли переговоры Президента Н.А.Назарбаева с Эмиром Бахрейна шейх Иса бен Сальман Аль-Халифом, в которых приняли участие члены официальных делегации.

Были достигнуты договоренности о работе по совместительству в Бахрейне Посла Республики Казахстан в Королевстве Саудовская Аравия; об открытии Посольств Казахстана в Бахрейне и Бахрейна в Казахстане; о сотрудничестве Министерства нефти и газа Республики Казахстан и консорциума "Казахойл" с Бахрейном при разведке новых месторождений углеводородов.

  17 сентября 1998 года Президент Н.Назарбаев принял председателя Консультативного совета Королевства Саудовская Аравия шейха Мухаммеда Бен Джубейра.

В ходе встречи сторонами были обсуждены состояние и перспективы равития двухсторонних отношений. Шейх Мухаммед Джубейра передал Главе Казахстана приглашение короля Фахда посетить Саудовскую Аравию.

19 октября 1998 года состоялась 155-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО. Делегацией Казахстана был поднят вопрос об активизации участия ЮНЕСКО в решении экологических проблем Аральского региона, последствия которых приобретают глобальный характер. Внесенный нашей делегацией проект решения был поддержан представителями Египта, Индии, Йемена, Китая, Литвы, Пакистана, Саудовской Аравии, Узбекистана, Украины и Финляндии. В итоге специальная рекомендация относительно действий ЮНЕСКО в регионе Аральского моря была включена в проект Программы и бюджета ЮНЕСКО на 2000-2001 годы.

13 октября 1999 года Президент Н.Назарбаев принял министра промышленности и энергетики Саудовской Аравии Х.А. Ямани.

Во время встречи стороны рассмотрели перспективы дальнейшего расширения двустороннего сотрудничества. Саудовский министр передал Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву личное послание короля Саудовской Аравии Фахда с благодарностью за укрепление отношений между двумя государствами.

   31 октября 2000 года по приглашению Президента Н.Назарбаева Казахстан посетил второй заместитель Премьер-Министра, Министр обороны и авиации, генеральный инспектор КСА Принц Султан бин Абдель Азиз Аль Сауд.

Во время визита он был принят Главой государства, провел переговоры с Премьер-Министром К.Токаевым, встретился с председателями Сената и Мажилиса Парламента О.Абдыкаримовым и Ж.Туякбаем.

В ходе визита было подписано Соглашение о займе между Республикой Казахстан и Саудовским Фондом Развития для финансирования проекта реабилитации дороги Караганда - Астана.[32]

Заключение


Слабая диверсифицированность экономики определила место государств ближневосточного региона в международ­ном разделении труда как сырьевого придатка Запада. Доходы, получаемые от экспорта нефти, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни населения этих стран и относительную стабильность их политических режимов. (Архаичность социальной организации многих арабских стран также служит тормозом для проведения социально-экономических реформ.)[33] Но экономические и финансовые трудности, с которыми сталкиваются в последние годы не­когда самые благополучные из стран Персидского залива, являются недвусмысленным сигналом того, что без струк­турной перестройки экономики, без модернизации общества невозможно рассчитывать на долгосрочный экономический рост. Для Казахстана, сегодня еще только приступившего к решению задачи экспорта своего углеводородного сырья, эти страны служат подтверждением того, что роль сырьевого придатка Запада, вовлеченного в фактически неоколониальное разделение труда, пусть богатого, порой утопающего в рос­коши, — не самая завидная роль. Разговоры о том, станет или не станет Казахстан вторым Кувейтом, уже набили оско­мину. Да, стать богатым за счет данных тебе природой ресур­сов заманчиво, но следует помнить о том, что Кувейт (и не он один) — не более, чем "кухонный филиал" современной мировой экономики, страна сколь богатая, столь же и зави­симая.

Вторым "китом", на котором держится внешняя политика стран региона, является ислам. Здесь родина ислама, здесь его главнейшие святыни. Все государства региона, кроме Из­раиля, являются мусульманскими, следовательно, ислам — это и существеннейший фактор их внутриполитической жизни.

Религиозный фактор играет в регионе как консолидирую­щую роль (для большинства этих стран мир делится не на Запад—Восток или Север—Юг, а на мир мусульманский и немусульманский, что стало причиной создания различных международных политических и финансовых структур по ре­лигиозному принципу, как ОИК, ИБР и др.), так и разъеди­няющую, служа причиной разногласий между шиитским Ираном и суннитским арабским миром, внутренней напря­женности в отношениях между суннитскими и шиитскими общинами в Ираке и Бахрейне, гражданской войны в Ливане.

Третий фактор, определяющий политическую ситуацию в регионе — этнический. Во многом именно с ним связан один из самых затяжных, кровопролитных и трудноразрешимых кризисов современной истории — арабо-израильский конф­ликт. Принимал ли он форму войны между арабскими госу­дарствами  и  Израилем  или  форму  гражданского неповиновения палестинцев израильским властям, — закре­пившееся за ним в международной политике название "ближневосточный конфликт" констатирует тот факт, что в него так или иначе были вовлечены все государства региона)

''Этническая общность легла в основу создания в 1981 году Совета сотрудничества арабских государств Персидского за­лива (ССАГПЗ), куда вошли Объединенные Арабские Эми­раты, Бахрейн, Саудовская Аравия, Оман, Катар и Кувейт. Как записано в Уставе организации, она создана "исходя из наличия особых отношений, схожести государственного уст­ройства, единства целей на основе ислама, для осуществле­ния тесной политической координации и экономической интеграции в различных странах, для движения к лучшему будущему с направлением усилий на поддержку и служение арабским и общеисламским проблемам." Государства-члены организации подписали ряд многосторонних соглашений, на­целенных на координацию экономической, финансовой и денежной политики, торгово-экономического законодатель­ства и таможенных норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.