Хроника внешней политики независимого Казахстана с Королевством Саудовская Аравия
План
Введение. 3
1.
Распространение ваххабитского движения в Саудовской Аравии. 10
2.
Ибн Сауд и образование Саудовской Аравии. 17
3.
Хроника внешней политики независимого Казахстана с Королевством Саудовская
Аравия. 26
Заключение. 30
Список
использованной литературы.. 34
Основой
экономического развития арабских государств, большинство из которых получило
независимость после окончания второй мировой войны, является нефть. Богатейшие
запасы "черного золота" определили не только преимущественно
сырьевой характер экономики этих стран, но во многом и их внешнеполитический
курс. Англия и Франция продолжали доминировать в регионе, бывшем ранее их колониями,
а со времен нефтяного кризиса 70-х годов США объявили район Персидского залива
зоной своих жизненных интересов. Именно нефть поделила страны региона на союзников
и противников США. Соединенные Штаты неоднократно демонстрировали как
снисходительность по отношению к своим союзникам в регионе, так и крайнюю
жесткость по отношению к тем, кто претендует на проведение самостоятельной
линии во внешней политике. Обвинения в поддержке международного терроризма
заслужили Ливия, Иран и Ирак, к ним же предъявляются претензии в нарушении прав
человека. Союзники же США, Египет и Саудовская Аравия[1], не удостоились упреков ни в поддержке
терроризма, ни в исламском фундаментализме, хотя оснований для этого имели не
меньше.
В связи с этим, актуальность
темы, «Саудовская Аравия в XIX-XX веках», вызвана, тем, что Арабские монархии Персидского
залива, в недрах которых залегают 43,9% мировых доказанных запасов нефти и
15,5% природного газа, переместились в последние десятилетия с региональной
периферии в фокус мировой экономики и ближневосточной политики в контексте
происходящих глобализационных процессов, формирования транснациональных
экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных
отношений.
В сжатые
исторические сроки данная группа государств, объединившаяся в рамках
субрегионального альянса Совета сотрудничества арабских государств Персидского
залива (ССАГПЗ)[2], превратилась
в весьма активный субъект международных отношений на субрегиональном, арабском
и исламском уровнях, важного финансового донора западных стран, ведущего
импортера их оружия и высоких технологий. Причем есть основания полагать, что
по мере сокращения мировых углеводородных запасов важность стран ССАГПЗ в
мировой экономике и политике может возрастать.
«Аравийская
шестерка» реально воздействует на политическую конфигурацию на Ближнем
Востоке. Практически ни одна значимая проблема не рассматривается без участия
Саудовской Аравии - самого крупного, богатого и влиятельного участника
монархического альянса. В силу консервативности режимов эта группа государств
традиционно располагалась на правом фланге арабского сообщества, пытаясь на
протяжении десятилетий предотвратить распространение революционно-демократических
процессов. Исторический перелом, произошедший в конце столетия, объективно
укрепил их положение в регионе.
Государства
Совета сотрудничества являются не только частью арабского сообщества, но и
важным компонентом мусульманского мира, в особенности Саудовская Аравия по праву
«хранительницы двух святынь» и родины ислама. Без понимания религиозной
составляющей, в частности, саудовского королевства, невозможно выйти на оптимальные
параметры взаимоотношений с ними.
Важность рассмотрения
данной темы для Казахстана имеет и самостоятельную значимость.
Во-первых, субрегион Персидского залива находится в относительной близости от
ее юго-западных рубежей, поэтому возникающие здесь процессы, в том числе
турбуленции и кризисные узлы затрагивают ее внешнюю безопасность. Во-вторых,
обозначивающиеся взаимосвязи между сепаратистско-экстремистскими кругами
некоторых мусульманских районов и религиозно-фундаменталистскими структурами
стран Персидского залива подрывают стабильность общества, могут иметь
негативные последствия для государственного устройства. В-третьих, объемы
добываемых странами этого субрегиона углеводородных источников, к числу
крупнейших экспортеров которых относится также и Казахстан, напрямую воздействуют
на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке. Наконец, казахстанская
сторона заинтересована в налаживании многогранного партнерства с государствами
ССАГПЗ, обладающими громадным инвестиционным потенциалом.[3]
Существует и иное
измерение «аравийской шестерки», представляющее научный и практический интерес
- это процесс модернизации данной группы государств. Втягиваясь в современный
цивилизационный поток, они стремятся преодолеть состояние отсталости, найти на
путях модернизации оптимальную формулу развития, которая бы обеспечивала рациональное
совмещение достижений научно-технического прогресса с национальной культурой,
религиозной идеологией, исторической памятью. Исследование этой темы важно не
только с точки зрения углубленного понимания формирующейся
общественно-государственной модели в странах ССАГПЗ, но и возможного вычленения
закономерностей поступательного развития на этапе модернизации, их экстраполяции
на другие страны и регионы.
Актуальность модернизационной
проблематики объясняется ее постоянной новизной, нарастающей глобализацией и
динамизацией. Используя опыт промышленно развитых стран, монархии Залива
пытаются приобщиться к новым цивилизационным стандартам с учетом своей
специфики.
Основной объект исследования -
наиболее существенные направления социально-экономической, государственно-политической
и религиозной эволюции, а также формирование внешнеполитических параметров
Саудовской Аравии в течение последних двух веков.
Главные цели:
1. Вскрыть
закономерности и специфику этапов развития страны.
2.
Спрогнозировать на основе углубленного рассмотрения социально-экономического и
политического состояния возможный характер ее последующей эволюции.
3.
Проанализировать узловые внешнеполитические компоненты государства,
определить оптимальные подходы Казахстана к монархиям Залива на перспективу.
Задачи работы
спроецированы на достижение главных целей. В круг основных задач входят:
- анализ главных
парадигм экономического развития страны
- исследование
характера социальных трансформаций в условиях модернизации, специфики
возникающих социумов;
- оценка
жизнеспособности монархической формы правления в современных условиях;
- определение
параметров и основных направлений эволюции религиозного фактора в обществе и
государстве, в особенности ваххабитской составляющей саудовского королевства;
- выявление
динамики отношений Казахстана с монархией Залива;
Тщательная
проработка обширного фактологического материала, источников и литератур,
позволяют утверждать, что проблематика современной эволюции Саудовской Аравии
остается пока слабоизученной.
Научная новизна, состоит в
исследовании модернизации Саудовской Аравии в современных условиях, выявлении
глубины и масштабности происходящих процессов по основным направлениям,
проведено исследование трансформации ваххабизма в качестве религиозной
составляющей саудовского общества и государства, эволюции соотношения
«религиозного» и «светского» компонентов в королевстве.
Практическая
значимость. Проведенное исследование может служить базой для научно
достоверного системного восприятия модернизирующихся государств Персидского залива,
особенно Саудовской Аравии, применительно к которой, не изжиты
устарелые штампы и стереотипные оценки.
Практический
интерес представляют результаты рассмотрения вопросов, связанных с формой
собственности на углеводородные ресурсы в странах, где они являются главным
источником бюджетных поступлений и формирования социальных программ в условиях
неокрепшего частного капитала, а также подходом к проблеме приватизации
государственной собственности.
Анализ исламской
составляющей монархии нацелен, в том числе на выявление политического характера
его воздействия на общественном и государственном уровнях, что призвано в
условиях конфессиональной самоидентификации мусульманских народов содействовать
формированию объективного видения виртуальных последствий политизации ислама и
его расширяющегося участия в практических делах.
Хронологические
рамки. Исследование охватывает последние два века XIX и XX, период становления и
развития Саудовской Арвии..
Методологическая
основа. Это апробированный отечественной наукой и практикой принцип
историзма, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений в
их причинно-следственной взаимозависимости. Вместе с тем многомерность
происходящих трансформаций и изменений, а также относительная
исследовательность общей исторической канвы потребовали задействования более
широкого набора методологических приемов из арсенала структурно-проблемного,
системного, сравнительного и функционального анализа.
Источниковая база. Исследование
осуществлялось на основе анализа официальных документов и материалов.
Существенным подспорьем служила статистическая и справочная литература.
При разработке
данной темы, мы опирались на заложенный отечественным востоковедением
мировоззренческий фундамент, созданию которого способствовали, в частности,
А.М.Васильев[4], Г.Ф.Ким,
В.Б.Луцкий, Г.И.Мирский, В.В.Наумкин, Е.М.Примаков, Н.А.Симония и другие видные
ученые.
Весомый вклад в
исследование развития государств Персидского залива внес авторский коллектив
«Новейшей истории арабских стран Азии» (ответственный редактор В.В.Наумкин, М.
1988).
Внешнеполитической
теме посвящены работы А.М.Васильева «Факелы Персидского залива» (М. 1976) и
«Персидский залив в эпицентре бури» (М. 1983), Л.И.Медведко «К востоку и
западу от Суэца» (М. 1981), В.В.Машина и А.И.Яковлева «Персидский залив в
планах и политике Запада» (М. 1985), Р.В.Маркаряна «Зона Персидского залива:
проблемы, перспективы» (М. 1986), В.Ю.Гошева «СССР и страны Персидского
залива» (М. 1988).
Среди
страноведческой литературы хотелось бы, прежде всего, отметить труды ведущего
саудоведа А.М.Васильева, написавшего «Историю Саудовской Аравии» (дополненное
издание вышло в 1999 г.), а также Л.В.Вальковой, О.Г.Герасимова, А.З.Егэрина,
В.А.Исаева, Е.С.Мелкумян, В.В.Озолинга, И.В.Тимофеева, А.О.Филоника,
А.И.Яковлева.
В работе над
проблематикой ислама, фундаментализма и терроризма учитывались, в частности,
оценки и соображения, высказанные в монографиях, статьях и выступлениях
А.М.Васильева[5],
А.А.Игнатенко, Д.Б.Малышевой, Ф.М.Мухаметши-на, Л.Р.Полонской, Л.Р.Сюкияйнена,
Ю.Л.Тегина, Р.М.Шариповой.
Полезные статьи
по тематике найдены в сборниках Института Востоковедения РАН, Института изучения
Израиля и Ближнего Востока, а также журналах «Международная жизнь», «Восток»,
«Мировая экономика и международные отношения», «Азия и Африка сегодня»,
«Вопросы философии» и др.
Структура работы в
значительной мере предопределена поставленными главными целями и задачами. Работа
состоит из трех глав, а также развернутых введения и заключения.
«Государство Саудидов,
развившееся на основе ваххабитского движения, бросило вызов Османской империи,
столкнулось с европейскими странами и на какой-то момент оказалось на авансцене
ближневосточной политики»[6]. К началу XVIII в.
Османская империя вступила в полосу заката. Ее провинции стали приобретать все
большую самостоятельность. «Мекканские шерифы вели себя все с большей
самостоятельностью и переставали считаться с турками»[7].
Одновременно усилилось влияние
европейских стран в Аравийском полуострове, вступивших на путь
капиталистического развития, где мощными темпами развивалось машинное
производство. Хищнические интересы молодой развивающейся буржуазии давно вышли
за пределы европейских стран в поиске новых источников средств и дешевой
рабочей силы в азиатском регионе, где влияние Османской империи падало быстрыми
темпами. Они были кровно заинтересованы в укреплении своих позиций и расширении
колониальных владений в регионе, а также в обеспечении безопасности торговых
путей к ним.
Сложилась обстановка, когда, с
одной стороны, Османская империя, раздираемая внутренними противоречиями и
давлением внешних сил, шла к катастрофическому развалу. Оценивая общий кризис
Османской империи К.Маркс и Ф.Энельс сравнивали ее с гниющей и разлагающейся
лошадиной падалью, которая, подобно всякому другом гниющему телу, «обильно
выделяет в окружающую среду болотный газ и другие «благоухающие» газообразные
вещества»[8]. В этой обстановке
заметно активизировались внешнеполитическая деятельность западноевропейских
государств (Англии, Франции, России, Австрии и др.) на Ближнем Востоке.
С другой стороны усиливались
мятежные движения вассальных туркам арабов за свою независимость и
самостоятельность. В этот момент в Недже зародилось мощное религиозное
движение, социально-политическое, содержание которого отвечало задачам, стоящим
перед аравийским обществом в целом и перед Центральной Аравией, в частности. Им
стало ваххабитское течение в исламе.
О причинах возникновения
ваххабитского движения на Аравийском полуострове известный французский
специалист по странам Востока Ф.Менжин излагает иную точку зрения в
оправдательном завоевательных планов западных стран тогда тоне: «Ваххабизм
сложился в специфической политической обстановке. Центральная Аравия была
раздроблена на ряд эмиратов и стояла перед угрозой завоевания османскими
турками или иранцами. В этих условиях необходимо было знамя объединения, а так
как мировоззрение средних веков было религиозным, этим знаменем стал
определенный толк ислама - ваххабизм. Правда, новым этот толк не был.
Абд-ал-Ваххаб призывал к очищению ислама от остатков язычества («джахалийа»)
и от новшеств («бида», к числу которых он относил отход от строгого
единобожия, сооружение гробниц, почитаемых в разных оазисах, процветание магии
и ворожбы), неукоснительному соблюдению основных заповедей ислама (пятикратная
молитва, паломничество в Мекку, закят - налог в пользу бедных и др.), отказу от
всякой роскоши, ростовщичества, а также проституции и педерастии. Здесь нет
прямых политических требований, но косвенные очевидны[9].
К возникновению ваххабизма
предшествовало еще то обстоятельство, что «произвол и тирания оазисной знати
достигли крайних форм. Эксплуатация принимала хищнический характер»[10].
Хусейн ибн Ганнам, фанатичный
последователь учения Ибн Абд Аль-Ваххаба в своей книге «История Неджда,
называемая садом мыслей и понятий», сообщает о восстании возмущенного до точки
кипения населения против правителя Рияда (конец 30-х начало 40-х годов) Даххама
ибн Давваса[11].
В результате сложившейся
ситуации, интересы зарождающейся европейской буржуазии, особенно английской, и
последователей нового религиозного движения ваххабизма в регионе совпали
полностью. В обстановке сокрушительного падения Османской империи первые были
заинтересованы в усилении своего влияния на Аравийском полуострове, которым
решали стратегическую задачу обеспечить прямой выход через Средиземное море и
Азию к своим колониальным владениям в Индии, и безопасность торговых путей с
ними. А вторые, в создании нового исламского государственного образования на
территории Аравийского полуострова, независимого от Османской империи.
В исторической литературе об
основателе ваххабитского движения говорится таким образом: «Назад тому около
полувека, как секта сия (т.е.ваххабизм. - А.В.) была основана арапским шеком
(шейхом) по имени Магометом. По утверждением ваабиев (ваххабитов) он происходил
от Абдель Вааба (Ваххаба), сына Солиманова. Древнее есть предание между ими,
что оный Солиман, бедный арап малого негдийского поколения (пр.Недж), видел
некогда во сне, что пламя, выходящее из тела его, распространилось далеко по
полям, истребляя в проходе своем палатки в степях и жилища в городах.
Солиман, устрашенный сим сновидением, требовал истолкования от шеков своего
поколения, которые почли его щастливым предзнаменованием. Объявив ему, что сын
его будет основателем новой веры, к которой обратятся степные арапы, а ими
жители городов будут покорены. Это сон действительно сбылся не в особе Абдель
Вааба, сына Солиманова, но внука его шека Магомета» - писал в 1805 году
русский «Журнал различных предметов словесности»[12].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|