Йозеф Ратцингер – автор 29 книг (первая знаменательным
образом вышла в год студенческих волнений) и соавтор еще 28.
Система государственных органов Ватикана
Папе принадлежит верховная законодательная и исполнительная власть.
Практическое руководство религиозной,
политической и хозяйственной деятельностью Ватикана сосредоточено в Римской
курии. Исполнением решений папы и координацией деятельности римской курии
занимается Государственный секретариат. Его главе – государственному секретарю
– предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он
исполняет обязанности премьер-министра.
В составе Государственного секретариата
действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям
с государствами (иностранным делам).
Другие органы католической церкви и Ватикана:
девять конгрегаций, или дикастерий (министерств), в том числе по вопросам
вероучения; 11 папских комиссий; бюро; Апостольская библиотека и прочие
учреждения. Юридические инстанции – Высший церковный суд, Высший трибунал
Апостольского суда и местный трибунал.
Важнейшая из конгрегаций – Священная конгрегация
по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная
за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из
трибуналов – Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с
заключением и расторжением браков.
Порядок поддерживает папская гвардия, состоящая
из швейцарских гвардейцев.
Высшие консультативные органы – Вселенский собор,
коллегия кардиналов и епископский синод.
Административное управление территорией Ватикана осуществляют
специальная Папская комиссия в составе 5 кардиналов и подчинённый ей
губернатор. В 1968 году в целях управления создана Консульта – совещательный
орган, в который входят 30 человек мирян (24 из них проживают в Риме, а 6 –
почётные члены - иностранцы).
В случае отсутствия или смерти папы текущими
делами церкви и Ватикана временно руководит камерленг Святой Римской церкви.
Статус Папы Римского
Папство - должность и священный сан папы Римского
как главы Римско-католической церкви. Папа является епископом Римским,
архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом
Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе
осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего
возраста, папа назначает на их место новых.
Теологическое обоснование папской власти. Папство играло настолько
важную роль в истории христианства, что неизбежно должно было стать предметом
богословского осмысления не только для католических, но также для православных
и протестантских теологов. Учение о папстве – одна из ключевых тем
экклесиологии (области теологии, рассматривающей сущность и устройство Церкви).
Согласно католическому преданию, папская власть
была учреждена Иисусом Христом и вручена апостолу Петру. В Евангелии говорится,
что Иисус произнес следующие слова: «...ты – Петр, и на сем камне Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и
что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то
будет разрешено на небесах» (Мф 16:18-19). Действительно, евангелия и Деяния
апостолов изображают Петра главою двенадцати апостолов, избранных Иисусом. Учение
о том, что Иисус Христос вручил власть над церковью Петру и возложил на него
ответственность за управление ею и что эта власть и ответственность наследуются
преемниками Петра – епископами Римскими, известно как учение о преемстве Петра.
Это учение лежит в основе традиционных католических воззрений на папскую
власть.
Согласно современному католическому вероучению,
папу отличают от остальных епископов присущие только ему одному непогрешимость
(infallabilitas) и первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis).
Особенно много споров было связано с догматом о
папской непогрешимости. По традиции считается, что церковь непогрешима в
провозглашении учения о вере и нравственности, сообщенного ей в божественном
Откровении. Тем самым признается, что официальное учение церкви всегда истинно.
Учительная роль церкви в католицизме обозначается термином «magisterium
Ecclesiae» («учительство церкви»). Когда папа, собор, епископ, проповедник,
исповедник, богослов или катехизатор учат тому, что действительно принято церковью
в качестве истины, они осуществляют magisterium Ecclesiae. Однако непогрешимым
признается только официальное учение церкви, т.е. возвещаемые ею истины,
получившие статус догматов. С развитием богословской мысли догмат может быть
интерпретирован по-новому, однако не может быть отменен. Естественно, авторитет
церковного учения не ставится под вопрос, когда оно не вызывает разногласий
(например, что Иисус Христос – это вочеловечившийся Бог); проблемы возникают
тогда, когда появляются разногласия по какому-то конкретному или частному
положению (например, что использование контрацептивов морально неприемлемо).
Первое из приведенных положений есть догмат, а второе, хотя оно и выдвинуто
папой, не есть догмат.
Учение о непогрешимости папы предполагает, что папа
может выступать от имени всей церкви по вопросам вероучения, что он может
единолично осуществлять magisterium Ecclesiae, придавая некоему общепринятому
мнению догматический статус. В древности подобную роль, как правило, выполняли
вселенские соборы. Однако уже в Средние века все чаще стала высказываться идея,
что папа может один выполнять эту роль, а с началом Нового времени это
представление получило значительное распространение среди христиан-католиков. В
1854 Пий IX, опираясь на принцип папской непогрешимости, объявил догматом
учение о «Непорочном зачатии» (согласно которому на Деву Марию, мать Иисуса
Христа, не распространяется проклятие первородного греха).
I Ватиканский собор в 1870 утвердил принцип
непогрешимости папы в качестве догмата со следующей формулировкой: «Римский
Понтифекс, когда он говорит ex cathedra, т.е. при отправлении своих
обязанностей пастыря и учителя всех христиан, и на основании свыше дарованной
ему апостольской власти определяет учение, касающееся веры или нравов и
обязательное для всей церкви, то обладает, в силу обещанной ему в лице св.
Петра божественной помощи, непогрешимостью в определении касающихся веры или
нравов учений, которую Божественный Искупитель даровал своей Церкви...» Этой
властью в 1950 воспользовался папа Пий XII, провозгласив догмат о «Вознесении
Девы Марии» (Assumptio), согласно которому Дева Мария по окончании своей земной
жизни была взята на небо живою, т.е. душой и телом.
Принцип первенства папской юрисдикции привлекал к
себе гораздо меньше внимания, но по своей важности не уступал принципу
непогрешимости. Согласно этому принципу, папа может выступать в качестве
непосредственного пастыря всех христиан, т.е. своей властью замещать власть
любого патриарха, епископа или пастыря во всей церкви. Именно на основании
этого первенства юрисдикции папа получает право налагать дисциплинарные
наказания и взыскания (или освобождать от таковых) на всех членов церкви без
согласия местных епископов или поместных соборов; учреждать, изменять или
упразднять епархии и назначать епископов на все кафедры; определять порядок
отправления религиозных обрядов, канонизировать святых и надзирать за
исполнением таинств; созывать вселенские соборы и председательствовать на них.
Две причины побуждают считать первенство
юрисдикции принципом более важным, чем даже принцип непогрешимости.
Во-первых, принятие догматических определений на
основании папской непогрешимости практикуется исключительно редко. Подавляющее
большинство выдвигаемых папой доктрин формально не претендует на непогрешимость.
Более того, «непогрешимые» догматические определения могут провозглашаться
исключительно в тех случаях, когда в них предстоит закрепить некое положение,
уже утвердившееся в сознании католиков в качестве догмата. Обычное заблуждение
– думать, будто «непогрешимость» сообщает папе статус пророка, возвещающего
новые истины, открытые ему непосредственно Богом; на самом деле она
предполагает, что содержание «непогрешимого» определения – это некоторое
учение, еще прежде возвещенное (по крайней мере – в скрытой форме) древней
церкви Богом.
Во-вторых, большинство католических теологов
признает, что папа может быть низложен в том случае, если он впадет в ересь.
Поскольку механизм для осуществления такой процедуры не выработан, подобное
низложение оказалось бы чрезвычайным и крайне болезненным актом, однако
теоретически подобная возможность существует. И напротив, традиционная
католическая экклесиология не предусматривает никаких мер или средств, которые
могли бы помешать злоупотреблению первенством папской юрисдикции, за
исключением увещаний, молитв и, в самом крайнем случае, отмены решений папы его
преемником.
После II Ватиканского собора (1962–1965) вопрос о
папской власти стал предметом горячих споров внутри самой Католической церкви.
С одной стороны, консерваторы (такие, как папа Иоанн Павел II) стремились
укрепить авторитет папы, настаивая на том, что католики обязаны не только
почтительно принимать во внимание даже обыкновенные, не подпадающие под
действие принципа непогрешимости мнения, выдвигаемые папой, но и подчиняться
им. Показательной в этом смысле стала энциклика папы Павла VI Humanae Vitae
(1968), в которой объявлялась нравственно неприемлемой практика использования
противозачаточных средств. Разумеется, это не было определение ex cathedra.
Миллионы состоящих в браке католиков не согласились с этим учением и продолжали
поступать по своему разумению, вовсе не думая при этом, что неприятие данного
учения папы делает их плохими католиками или грешниками. И многие прогрессивные
католические теологи их поддержали. В конце концов, в прошлом церковь
неоднократно меняла свои взгляды на вопросы морали – например, в отношении
ростовщичества или рабства. Даже такой осмотрительный теолог, как К. Ранер, по
поводу энциклики Humanae Vitae писал: «Если, по зрелом испытании своей совести,
христианин-католик остается в уверенности, что – после ответственных и
самокритичных размышлений – он принужден был прийти к точке зрения,
расходящейся с установленной папой нормой, и если он придерживается этого и на
практике в своей супружеской жизни... то такой католик не должен считать, что
навлек на себя грех или оказал формальное неповиновение церковному авторитету».
С другой стороны, наиболее прогрессивные теологи
пытаются заново осмыслить сущность папской власти, задаваясь вопросами о том,
действительно ли Иисус Христос намеревался установить единоначалие юрисдикции и
действительно ли внебиблейские положения могут приниматься в качестве догматов,
верить в которые обязаны все католики. Именно за такого рода вопросы Иоанн
Павел II лишил Х. Кюнга права выступать в качестве католического теолога.
Процедура выборов Папы Римского
Выборы папы начинаются не раньше 15 и не позже 20 дней после
смерти предыдущего главы церкви (Соответственно, выборы нынешнего Папы Римского
– Бенедикта XVI – были назначены в период
между 17 и 22 апреля 2005 года).
В соответствии с конституцией и многовековой традицией они
проходят в Сикстинской капелле, которая на это время становится совершенно
недоступной для посторонних. Находиться там могут только выборщики, а также
секретарь конклава и его помощники.
Конклав - это интересное, идущее со средних веков
установление Римской Церкви. В переводе с латыни означает «под ключом».
Участников заседания вводят в некое помещение, вход закладывают кирпичами,
цементируют. Выйти с конклава кардиналы могут только тогда, когда изберут
нового Римского папу. В XIV веке был случай, что кардиналы полтора года не
могли ничего решить, люди возмутились и заперли их, сказав, что, пока новый
папа не будет избран, они оттуда не выйдут. С тех пор утвердилась такая
практика. Конклавы происходят в Сикстинской капелле. Чтобы побудить кардиналов
к скорейшему избранию нового папы, им каждый день дают пищу во все меньшем
количестве и все худшего качества. Римский папа избирается двумя третями голосов
кардиналов.
С 1971 в выборах папы могли участвовать лишь
кардиналы моложе 80 лет (к концу 1990-х годов – 123 человека).
Новая апостольская конституция 1996 года Универси
домини грегис (Ко всей пастве божьей) изменяла процедуру выборов папы. Отменялся
принцип избрания специальными делегированными кардиналами – «избирателями». Для
избрания папы в коллегии кардиналов (консистории) требуется теперь две трети
голосов; если в течение 30 туров выбрать папу не удастся, может быть введена
другая процедура голосования.
Списка кандидатов формально не существует. Бюллетень для
голосования - это обыкновенный лист бумаги с нанесенной типографским способом
фразой «Eligo in Summum Pontificem» («Я выбираю верховным понтификом»). На
свободной части бюллетеня выборщик должен написать имя кандидата, за которого
он отдает голос. Единственное требование к кардиналам, заполняющим бюллетени:
они должны вписывать имя кандидата так, чтобы их нельзя было определить по
почерку.
Никаких ограничений по выбору кандидата нет. Выборщик имеет
право вписать имя любого известного ему практикующего католика, даже не
имеющего сана. Впрочем, это только в теории. Последним некардиналом, избранным
на святой престол, был папа Урбан VI (1378 год). В 1958 году традицию вполне
мог нарушить еще один некардинал, архиепископ миланский Джованни Монтини.
Однако папой Иоанном VI он стал только на следующих выборах, к тому времени
будучи уже кардиналом.
Выборы могут закончиться в любой момент, когда после подсчета
голосов один из кандидатов набирает две трети голосов выборщиков плюс один
голос. Если этого не происходит, проводится повторное голосование. Если и оно
не дает результата, бюллетени собираются и сжигаются. В огонь добавляют мокрую
траву, чтобы дым от бюллетеней становился черным (по цвету дыма, поднимающегося
над капеллой, люди, собравшиеся на улице, узнают, избран новый папа или нет).
Кардиналы собираются вместе вечером и проводят еще два тура. После трех дней
голосования объявляется однодневный перерыв, затем процесс возобновляется. Очередной
перерыв объявляется после семи безрезультатных туров. Если после 13 дней новый
папа не избран, кардиналы могут проголосовать за то, чтобы ограничить число
кандидатов двумя - теми, кто занял первые два места в последнем туре
голосования.
Когда голосование закончено и папа избран, глава коллегии
кардиналов официально спрашивает избранного о желании стать папой и просит его
выбрать новое имя. Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с
сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой - сигнал о том, что
папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная
фраза «Habemus papam» («У нас есть папа»), объявляется имя нового понтифика, а
сам новоизбранный понтифик дает апостольское благословение городу и миру.
Структура Католической Церкви
Структура Католической Церкви похожа на православную. Там
есть епископат: митрополиты, архиепископы, епископы. Эта структура напоминает
то, что было в древней Церкви.
У католиков есть и монашество, в отличие от православных
католические монахи объединены в так называемые монашеские Ордена. Что это
значит? У нас каждый монастырь живет своей самостоятельной жизнью и подчинен
епархиальному архиерею.
Ставропигиальные монастыри подчинены непосредственно
Святейшему Патриарху. У католиков ряд монастырей с одним уставом подчиняется
одному общему главе, который называется генералом монашеского Ордена. Он, как
правило, является настоятелем старейшего из монастырей этого Ордена. Монастыри
Ордена могут быть разбросаны по огромной территории, даже по всему миру, но тем
не менее у них есть единое общее руководство, которое направляет всю их жизнь.
Орден бенедиктинцев - самый древний. Он возник еще в V веке.
Его основателем был святой древней неразделенной Церкви Бенедикт Нурсийский.
Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские
общины на Западе и дал им устав, основанный на восточных уставах. Известен
девиз преподобного Бенедикта: "Молись и трудись", который он положил
в основу своего монашеского устава. В XII-XIII веках возникли Ордена
францисканцев и доминиканцев, названные по именам своих основателей -
католических подвижников Франциска и Доминика. Вступавшие в Орден францисканцев
давали обет нищенствования.
Цистерцианцы - римско-католический монашеский орден, основан
в 1098 г. в Кото (лат. Cistercium, совр. округ Дижона, Франция) группой
монахов-бенедиктинцев из Молезмского аббатства во главе с св. Робертом
Молезмским. Их также называли Белыми Монахами за их белые или серые рясы под
черными наплечниками. Цистерцианцы стремились создать общину, живущую по
строгой версии монашеского устава.
Основанный св. Домиником в 1216 году, Доминиканский орден
окончательно оформился в ходе ряда собраний, происходивших в Болонье и
закончившихся в 1221-м. Они стали первым католическим орденом, который
сконцентрировался на умственной, а не на физической работе. Доминиканцы
особенно преданны наставничеству. Следуя теологическим идеям св. Альберта
Магнуса и св. Фомы Аквинского, доминиканцы предложили свою интерпретацию работ
Аристотеля, которая стала идейно-философской основой христианства.
Св. Доминик требовал, чтобы члены ордена практиковали личную
и общинную бедность. Однако в 1475 году папа римский Сикст IV отменил закон об
общинной бедности и разрешил доминиканцам владеть имуществом и иметь источники
постоянного дохода.
Орден доминиканцев известен в истории прежде всего тем, что
именно ему было поручено ведение инквизиционных процессов, то есть процессов по
выявлению, суду и казни мнимых или действительных еретиков. Сами доминиканцы любили
называть себя иначе, употребляя некоторую игру слов. Дело в том, что по-латыни
Dоmini саnеs - "собаки
Господни". Они так и называли себя, подчеркивая свою охранительную и
антиеретическую роль.
Наверное, более всех других католических Орденов известен
Орден иезуитов. Он основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой со
специальной целью - противодействия протестантизму и вообще борьбе с любыми
некатолическими конфессиями. У иезуитов есть так называемый специальный
четвертый обет, которого нет ни в каком другом монашеском Ордене. Три обычных
монашеских обета - безбрачие, послушание и нестяжательство - всем известны, они
одинаковы на Востоке и на Западе. У иезуитов есть еще обет абсолютного
послушания папе.
Орден иезуитов построен очень своеобразно и интересно. Там
существует многоступенчатая иерархия. Есть послушники, есть так называемые
новички; на следующей ступени человек дает три обета - и потом только избранные
дают обет абсолютного послушания папе. Из них уже выбираются руководящие члены
Ордена. Их лозунг: «благая цель оправдывает средства, с помощью которых она
достигается». Поныне из Ордена иезуитов выходит значительная часть епископов
Римско-католической Церкви. Иезуитам принадлежат большинство католических
средств массовой информации и издательств. Чтобы представить размах их
деятельности, можно привести такие цифры: они руководят 94 католическими
высшими учебными заведениями и 59 светскими учреждениями, не носящими
специально духовного характера. Они осуществляют общее руководство всей миссией
Римско-католической Церкви.
Весь мир разбит иезуитами на 50 провинций, или областей. Во
главе каждой из этих областей стоит управляющий, или препозит, который
руководит иезуитами на этой 50-й части мира. Иезуитам дано исключительное право
не подчиняться местным католическим епископам. Они подчиняются только генералу
Ордена, а тот - Римскому папе. Местный епископат не имеет никакой власти над
иезуитами.
Заключение
Основой католического вероучения, как и всего христианства,
приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от
православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не
только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов (всего 21
собор), а кроме того - папские послания и постановления.
Число таинств у католиков такое же, как и в древней Церкви,
то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от
древнецерковного. Католики учат, что таинства являются не только
действительными, но и спасительно-действенным и, вне зависимости от состояния
человека, который их приемлет.
основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:
• учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы)
над Церковью, и о его непогрешимости;
• учение об исхождении Святого Духа "и от Сына"
(лат. филиокве); эти два пункта были основными причинами отделения римской
кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти
папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы,
сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870г.;
• изменилось учение о спасении, о первородном грехе,
вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище,
сокровищнице заслуг и индульгенциях;
• в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так
называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854г.) и Ее
телесном вознесении на небо (1950);
• в 1962 - 1964 году на II Ватиканском соборе подверглось
коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.
Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ
мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм
- учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и
модифицируется применительно к современным условиям.
Ватикан - государство-город,
независимое государство, созданное по Латеранским соглашенитям (конкордату)
между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля
1929.
Ватикан расположен в западной части Рима на
правом берегу р. Тибр. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с
музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и
сады. Ватикан – самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км.
Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и
швейцарцы.
Для
современного католицизма характерен модернизм (II Ватиканский собор
провозгласил политику «аджорнаменто»).
Список используемой литературы
1.
Гараджа
В.И. Религиеведение. – М., 1995.
2.
История
религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – Т.2. – М., 2004.
3.
Кислюк
К.В., Кучер О.Н. Религиоведение – Ростов-на-Дону, 2003.
4.
Лозинский
С.Г. История папства. – М., 1986.
5.
Основы
религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004.
6.
Радугин
А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. – М., 1997.
7.
Рассел Б.
История западной философии. – М., 2000. – Кн.2. Католическая философия.
8.
Религии
народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. – М., 2002.
9.
Христианство:
Энциклопедический словарь: В 3т. /Гл. ред. С.С. Аверинцев. – М., 1995.
10. Энциклопедия для детей. Т.6.
ч.2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества
в конце XIX – XX веков. Религия и мир. /Гл. ред. М.Д.
Аксенова. – М., 2002.
Страницы: 1, 2, 3
|