Какой грех называли смертным святые отцы? Не формально
какой-то определенный: скажем, воровство или убийство. Исаак Сирин писал: «Грех
к смерти есть тот, если кто, согрешая, в не раскаянии пребывает».
То есть смертным грехом является тот, в котором человек не
раскаивается. Он может быть по видимости и мелким. Но если мелкая страсть
крепко привязывает человека к земле и душа пребывает в не раскаянии, то и
небольшой на первый взгляд грех может оказаться гибельным для души.
Святые отцы не делят грехи по каким-либо внешним признакам на
смертные и простительные. У католиков же такое деление есть. Кроме этого каждый
грех делится на два составляющих его элемента: вина греха и наказание за грех.
В чем же особенность католического учения об исповеди?
В крещении человеку прощаются все грехи: и смертные, и
простительные: и в отношении вины, и в отношении наказания. То есть в крещении
человеку прощается все.
А в таинстве исповеди, как учат католики, все происходит
по-другому: смертные грехи прощаются и в отношении вины, и в отношении
наказания, но вот простительные грехи прощаются только в отношении вины, а
наказание при этом остается. Наказание человек непременно должен понести.
Отсюда и индульгенции, и учение о чистилище и о разного рода канонических
наказаниях. Понести наказание - это способ дать Богу удовлетворение.
Поэтому после исповеди, как правило, духовник выдает католику
точный перечень канонических наказаний, которые тот должен понести за грехи.
Католическое «Руководство по пастырскому богословию» - там написано, за какой
грех, при каких обстоятельствах, в каком возрасте, при каких смягчающих, при каких
отягчающих обстоятельствах и т. д. полагается такое-то наказание. Оно может
быть увеличено, смягчено, за него может быть дана такая-то индульгенция. Одним
словом, все очень точно расписано, и это понятно.
Ведь если видеть спасение в удовлетворении, которое
непременно нужно принести, то важно не ошибиться, потому что если наказание
дать меньше, чем полагается, то человек будет приносить его в чистилище, а
духовник ответит за то, что он не наложил правильного наказания по мере
исповеданных грехов.
Духовник здесь выступает как судья, а не как душепопечитель.
Этот аспект весьма преувеличен в католической пастырской практике.
И еще одна интересная особенность, связанная с католическим
учением о спасительной действенности таинств вне зависимости от расположения
приступающего к таинству. Как считают католики, для того, чтобы таинство
покаяния оказалось спасительным, не требуется глубокого сокрушения,
продиктованного любовью к Богу, а достаточно легкого сожаления о грехах,
продиктованного страхом или другими мотивами. Это учение католики выделяют как
один из самых положительных моментов своей доктрины в учении о таинстве
исповеди. В Римско-католической богословской энциклопедии, вышедшей в 1967
году, написано по этому поводу следующее:
«Превосходство нового закона как раз в том и состоит, что
неполное сокрушение, не являвшееся достаточным для отпущения грехов ни в
первобытной религии, ни в религии иудейской, становится достаточным в
соединении с таинством в религии христианской». Получается, что подлинное
покаяние, которое требовалось в первобытных религиях и в иудаизме, теперь не
требуется (и в этом будто бы главное преимущество Нового Завета). Поэтому
теперь на исповеди можно покаяться лишь слегка и, тем не менее, получить
разрешение грехов. Это опять проявление того же формального, внешнего подхода к
таинствам.
Таким образом, основные догматические нововведения
западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:
• учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа
(папы) над Церковью, и о его непогрешимости;
• учение об исхождении Святого Духа "и от Сына"
(лат. филиокве); эти два пункта были основными причинами отделения римской
кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти
папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы,
сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870г.;
• изменилось учение о спасении, о первородном грехе,
вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище,
сокровищнице заслуг и индульгенциях;
• в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так
называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854г.) и Ее
телесном вознесении на небо (1950);
• в 1962 - 1964 году на II Ватиканском соборе подверглось
коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.
Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ
мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм
- учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и
модифицируется применительно к современным условиям.
Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре,
распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал
развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники,
а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.
Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами
их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся
латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято
постановление о проведении богослужений на национальных языках.
Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной,
подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими
орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К
ней также примыкают многие светские массовые организации - политические партии,
профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет
свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных
заведений.
Католицизм является доминирующей конфессией в Италии,
Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в
латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и
Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в
странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных
областях Белоруссии и Украины.
Вопрос №2. Ватикан. Структура и
организация католической церкви
Ватикан - государство-город,
независимое государство, созданное по Латеранским соглашенитям (конкордату)
между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля
1929.
Ватикан расположен в западной части Рима на
правом берегу р. Тибр. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с
музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и
сады. Ватикан – самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км.
Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и
швейцарцы.
Название «Ватикан» произошло от названия одноимённого холма
на берегу Тибра, на котором в период раннего средневековья был построен дворец,
ставший с конца XIV века постоянной резиденцией
главы католической церкви.
История возникновения Ватикана
Папская область, или Церковная область,
Церковное государство (ит. Stati Pontifici или Stati della Chiesa), название
территорий в центральной Италии, находившихся под светским управлением пап с
754 по 1870 годы. Размеры папских владений были разными в разные времена. Так,
в 1859 году, накануне распада Папской области в связи с выходом из ее состава
отдельных областей и их присоединением к Сардинскому королевству, они
составляли 41.407 кв. км с населением 3,125 млн. человек.
В то время папские владения занимали всю
центральную Италию, гранича с Ломбардо - Венецианским королевством на
северо-западе, Адриатическим морем на северо-востоке, Неаполитанским
королевством на юго-востоке, Тирренским морем на юго-западе и с Великим
герцогством Тоскана и Герцогством Модена на западе. Папские владения включали
также Беневенто и Понтекорво. В современной Италии эти территории входят в
состав областей Лацио, Умбрии, Марке и отчасти Эмили - Романьи.
Первоначально, по закону от 321 года, наделявшему
католическую церковь правом владеть и распоряжаться собственностью, папские
владения были обычной собственностью Церкви. Эти земли было принято традиционно
называть Патримонием св. Петра. Начиная с папы Григория Великого (правил в
590–604) папство становится крупнейшим в Италии земельным собственником,
обладавшим определенной независимостью по отношению к Византийской империи,
которая в лице равеннских экзархов имела здесь слабых и бездеятельных
наместников. Около 751 года лангобарды поглотили экзархат, и тогда папа Стефан
II обратился за помощью к франкскому королю Пипину, на что тот не замедлил
откликнуться, вторгшись в Италию и покорив лангобардов. В 754 и 756 годах
состоялось т.н. «дарение Пипина», который гарантировал защиту папских владений
от посягательств как лангобардов, так и Византийского императора. При Карле
Великом папа Адриан I сумел расширить свои владения почти на всю центральную
Италию.
В течение последующих четырех столетий папское
государство сталкивалось с проблемами главным образом внутреннего свойства.
Различные группировки знати в городе Риме и Папской области стремились
завладеть папским престолом, а с ним духовной и светской властью. В этой борьбе
папа был вынужден жертвовать территорией и поступаться властью в пользу
императора Священной Римской империи, чтобы заручиться его поддержкой. Папская
власть была восстановлена при папе Иннокентии III, а в 1213 году Золотой буллой
император Фридрих II признал папское государство в границах прежнего
«патримония». Впрочем, Фридрих II и его преемники ставили это соглашение под
вопрос. Крушение династии Гогенштауфенов поставило Папскую область перед лицом
еще большей опасности со стороны Франции.
С 1309 по 1377 годы имело место т.н. Авиньонское
пленение, когда папы находились во французском Авиньоне и были подконтрольны
королям Франции. На протяжении последующих 500 лет происходило ослабление
авторитета пап как глав государства и уменьшение области, которую они
контролировали, что достигло кульминации в правление Наполеона.
Решениями Венского конгресса 1814–1815 Папская
область была восстановлена в своих прежних границах, за исключением
находившихся во Франции Авиньона и графства Венессен, расположенного по
соседству (заняты Францией в 1791), и отданной Австрии (с правом размещения
гарнизонов в Ферраре и Комаккьо) узкой полосы по южному берегу вдоль границы
области Феррары. Однако многие обитатели Апеннинского полуострова,
воодушевленные идеями, проникавшими в Италию из Франции во время революции и
при Наполеоне, требовали национального объединения и введения конституционного
строя.
Их главным врагом была Австрия, и папство,
выступавшее заодно с австрийцами, навлекало на себя гнев итальянских либералов.
Революции, прокатившиеся по Италии в 1848–1849 годах, вообще говоря, потерпели
поражение, но отныне можно было сказать совершенно определенно, что папа
продолжает удерживать власть лишь благодаря поддержке Австрии и Франции. В 1860
году от Папской области друг за другом отпали и присоединились к Сардинскому
королевству Романья, Умбрия и Марке. Образование в 1861 году, несмотря на
протесты папы, Итальянского королевства означало близкий конец папского
государства. Реальная власть находилась теперь фактически в руках французов; с
эвакуацией французского гарнизона из Рима в 1870 году (после падения Второй
империи) войска Итальянского королевства вступили в город, и Рим с остатками
Папской области были присоединены к Италии.
Папа Пий IX отлучил от церкви все стороны,
принимавшие участие в оккупации Папской области, и запретил католикам
участвовать в политической жизни Италии, но с годами возможность реставрации
Церковного государства становилась все более призрачной. Законом о папских
гарантиях от 1871 года Италия постаралась гарантировать папе суверенитет над
Ватиканом, Латераном и Кастель-Гандольфо, но папа отказывался принять или
рассмотреть этот акт. Он упорно называл себя «ватиканским узником» и, как и все
папы, занимавшие святейший престол вслед за ним, отказывался покидать пределы
Ватикана, что породило т.н. «Римский вопрос». Лишь в 1929 году, с заключением
Латеранских соглашений, папа Пий XI признал факт упразднения Папской области.
Латеранскими соглашениями называют ряд
документов, подписанных 11 февраля 1929 года и ратифицированных 7 июня 1929
года в результате продолжительных переговоров между властями Ватикана и
фашистским правительством Италии. В 1870 году, когда была провозглашена единая
независимая Италия, итальянское правительство аннексировало Папское
государство. Папский суверенитет был ограничен Ватиканом, которому придали
экстерриториальный статус. Закон о папских гарантиях, изданный 13 мая 1871
года, утвердил новый статус папы в Италии. Поскольку это было одностороннее
соглашение, которое могло быть отменено по прихоти итальянского правительства,
Пий IX отказался его признать, провозгласив себя «ватиканским узником». Возник
так называемый «Римский вопрос».
Следующие папы продолжали протестовать против
навязанного им статуса. Вскоре после прихода к власти Муссолини взялся уладить
разногласия. Переговоры с участием Ватикана и папы Пия XI были успешно
завершены, когда Муссолини и кардинал П. Гаспарри подписали 11 февраля 1929
года три документа, известных как Латеранские соглашения.
Политический договор провозглашал Ватиканское
государство, подчиненное исключительной юрисдикции папы, с территориальным
иммунитетом, правом посылать и принимать дипломатические представительства и
другими атрибутами суверенитета. Конкордат, касающийся Италии и канонического
права, придал католицизму в Италии статус «единственной государственной
религии». По финансовой конвенции, Святой Престол получал 750 млн. лир
наличными и 1 млрд. лир в 5-процентных итальянских государственных бумагах в
качестве компенсации за церковную собственность, национализированную в 1870.
18 февраля 1984 года конкордат, определяющий
отношения между церковью и итальянским государством, был заменен новым
документом, упразднявшим сам институт государственной религии.
Государственное устройство. Ватикан – теократическая
монархия. Глава государства в Ватикане – Папа Римский (глава католической
церкви); избирается пожизненно тайным голосованием совещательным органом -
коллегией кардиналов, назначаемых папой пожизненно (в 1970-136 чел.).
Верховная законодательная, исполнительная и
судебная власть в Ватикане принадлежит папе. С апреля 2005 года, после смерти
Иоанна Павла II папой стал Бенедикт XVI (в миру – Йозеф Ратцингер).
Йозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 в семье комиссара
жандармерии. В конце Второй мировой войны был призван на военную службу в
подразделение вспомогательного персонала противовоздушной обороны Германии. При
приближении американских войск дезертировал, вернулся домой, но вскоре был
арестован. В лагере для военнопленных провёл лишь пару месяцев[1].
Основные вехи биографии нынешнего Папы Римского следующие.
1946-1951 – высшее образование (теология и философия).
1951 – получил священнический сан.
1953 – защитил диссертацию по наследию Святого Августина и
вошёл в число лучших теологов Германии.
С 1959 – преподаватель кафедры теологии Боннского
университета,
С 1966 – главный эксперт в области догматической теологии в
университете Тюбинген. Здесь попытался выступить в качестве главного
идеологического оппонента леворадикалов в разгар студенческих волнений,
охвативших в 1960-е всю Европу.
1972 – в противовес антиклерикальным изданиям Йозеф Ратцингер
вместе с Г.У. фон Бальтазаром, Анри де Любаком и другими основывает
богословский католический журнал «Коммунио» («Причастие»), посвященный вопросам
богословия и культуры.
С марта 1977 – архиепископ Мюнхена, с мая 1977 – кардинал.
Девизом своего епископства взял слова из 8-го стиха III Послания Иоанна -
«сопоспешник истины».
25 ноября 1981 – возглавил Конгрегацию по делам вероучения
(она же – Святая инквизиция, переименованная в 1908 папой Пием Х).
В 2000 году Ратцингер становится деканом Коллегии кардиналов.
Бенедикт XVI 19 апреля 2005 года стал 265-й папой в истории
Католической Церкви и – впервые за последние 500 лет – восьмым папой германского
происхождения. Все признают, что Католическую Церковь возглавил не просто
«церковный интеллектуал, но «умнейший человек Европы». О том же говорят и
прозвища кардинала: «кардинал-танк» (Panzer-Kardinal) и «ротвейлер Бога»
(Gottes Rottweiler – прозрачный намек на орден доминиканцев, Domini canes).
Страницы: 1, 2, 3
|