Другое направление
развивалось под влиянием Успенского и Архангельского соборов Московского
Кремля. После перерыва в несколько столетий в России опять стали возводить
грандиозные величественные сооружения-храмы. В начале XVI
в. по распоряжению московских светских и духовных властей были возведены
большие храмы во вновь присоединенных землях, причем для образца было
приказано взять Успенский собор в Москве. Тем самым хотели подчеркнуть и
закрепить идеологически власть Москвы над этими землями. Так возникли большие
соборы в Хутынском монастыре под Новгородом, в Тихвине, в Ростове Великом. Все
они носят следы подражания Успенскому собору в Москве, но вносят и нечто новое
в этот тип зданий, преимущественно за счет усиления декоративности внешнего
оформления, сближающего их порой с Архангельским собором. Подмосковные
постройки испытали довольно сильное влияние внешнего облика Архангельского
собора с его пышным убранством. Это сказалось, например, в соборах Дмитрова,
Лужецкого монастыря под Можайском, Владычнего монастыря под Серпуховом. В
отдаленных от Москвы районах продолжали возводиться здания другого типа.
Огромный массив собора Прилуцкого монастыря под Вологдой почти лишен всяких
украшений, кроме новгородского кирпичного орнамента.
Наряду с этими типами
монументальных сооружений продолжали строить и в духе раннемосковских традиций XVI в. Их характерная особенность – трехглавое завершение, восходящее к
Коломенскому собору 1382 г. Кроме того, и Благовещенский собор Московского
Кремля тоже еще стоял в первой половине XVI в. трехглавым.
В этом отношении очень характерен собор Покровского монастыря в Суздале,
построенный в 1518 г. Сильное смещение тяжелых глав к мощной алтарной части
придает асимметричный, несколько напряженный вид зданию и нисходящими по ярусам
частями храма. Собор выглядел величественно и строго, убранство его было скупо,
ограниченное плоскими лопатками и аркатурно-колончатым поясом.
Вместе с тем, в
монументальных постройках первой половины XVI в. заметна и
более серьезная модификация ставшего каноническим образца Успенского собора.
Она заключается во все более усиливающемся стремлении вверх, более свойственном
русской архитектуре, чем спокойная плавность широких форм Успенского собора.
Четырехчастное деление северной и южной стен уступает место более узкой
трехчастной организации, купола сдвигаются теснее, здания приобретают более
устремленное движение вверх. Если в Успенском соборе соотношение ширины и
высоты одного стенного деления составляло 2 : 5, то в соборе московского
Новодевичьего монастыря, построенном в 1524 г., это соотношение выглядело уже
как 1 : 7.
Развитие вертикализма в русском
зодчестве было вообще характерным явлением XVI в. Еще
ранее, в XIV столетии, была поставлена в Московском Кремле
столпообразная церковь Иоанна Лествичника "иже под колоколы" (то
есть с колокольней, что для тех времен было редкостью). Если учесть, что
весь город тогда деревянным, то станет ясно, почему такое скопление
белокаменных церквей создало чрезвычайно выгодно выделявшийся на самой
высокой точке города архитектурный ансамбль. Ближе к мысу, к западу от
дворца, была возведена еще одна белокаменная церковь - Спаса-на-Бору.
Остатки большинства этих церквей обнаружены археологами в культурном слое
Кремля[3.c.133].
В 1505-1508 гг. итальянец Бон Фрязин
поставил столп Ивана Великого, разобрав предварительно старую церковь. В
середине столетия к столпу была пристроена звонница, в конце века, уже при
Борисе Годунове, было сделано теперешнее завершение Ивана Великого. Почти
восьмидесятиметровый столп Ивана Великого, его изумительным совершенством
пропорций, стал главной вертикалью стольного города, организуя весь его
сложный и красивый силуэт. Проявлением того же стремления к созданию
столпообразных церквей явились относящиеся к первой половине XVI в. храмы Григория в Хутынском монастыре под Новгородом, церковь –
колокольня Болдина монастыря под Дорогубужем и Георгиевская церковь в
Коломенском под Москвой, столпообразные храмы – «под звоном» – в Покровском
и Спасо-Евфимьевом монастырях в Суздале с шатровыми завершениями. После
многовекового господства принятого из Византии типа крестово-купольного храма
в России стали воздвигаться каменные шатровые церкви без внутренних столбов,
с единым внутренним пространством. Внедрение этой чисто русской формы в
церковное строительство было своеобразной, но чрезвычайно важной победой
народного начала в зодчестве. Недаром церковники впоследствии, в XVII в., пытались воспрепятствовать распространению шатрового зодчества
как противоречащего древним канонам.
В одном из летописных отрывков, обнаруженных М.Н.Тихомировым, сказано,
что шатровые каменные церкви возводили «на деревянное дело», то есть по образцу
деревянных шатровых построек. Русская традиция деревянного зодчества с его
специфическими формами шатра и столпа проникла теперь и в каменное
строительство, приведя к созданию шедевров архитектурного строительства;
конечно, создание каменных шатров не было механическим перенесением
конструктивных приемов деревянного зодчества в каменное
строительство[1,239-240]
Новая полоса в истории русской
архитектуры открывается изумительным по красоте и величию храмом Вознесения в
селе Коломенском под Москвой, воздвигнутом в 1532 году. В этом сооружении с
удивительной силой воплотилось движение вверх. Общая высота здания составляет
более 60 метров, почти половину ее занимает восьмигранный шатер, органически
сливающийся с четырехугольным зданием храма ( так называемый «восьмерик на
четверике»). Все здание очень пластично, оно хорошо связано с окружающей
природой и кажется огромным монументом, поднявшимся с берегового холма
Москвы-реки. Охватывающие здание со всех сторон галереи и ряды кокошников
создают постепенный переход от холма к зданию, от здания к шатру – нарастающее
движение колоссальной массы вверх. Здание не имеет алтарных аспид, благодаря
чему оно подчинено всецело основному движению по вертикали. Сочетание красного
и белого цветов в отделке здания придало ему великолепный цветовой эффект.
Вот что писал в XIX в. князю В.Ф. Одоевскому восхищенный величавой музыкальностью русского
шатрового храма знаменитый французский композитор Берлиоз : «Ничто меня так не
поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я
видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в
России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из
чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи
Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут
передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была
таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый
вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный[4,с.
270].
Имя гениального зодчего этого храма не
дошло до нас. Но уже современники по достоинству его оценили. «Бо же церковь
та, - говорит летописец, - велми чюдна высотою и красотою и светлостью, такова
не бывша прежде сего на Руси». Летописец
подчеркивает ее уникальность. Ведь этот хронологически первый каменный шатровый
храм означал коренной перелом в русской архитектуре, полный разрыв с
византийской традицией крестово-купольного храма [4,с. 270-271].
Сооружение храма в Коломенском
выдвинуло русскую архитектуру на самый высокий уровень европейского
средневекового зодчества.
Шатровое строительство продолжало
развиваться. Возникали все более сложные и замечательные по своей выразительности
самобытные архитектурные решения.
Весьма интересным и оригинальным
сооружением является построенный в середине XVI в. храм
Иоанна Предтечи в селе Дьякове недалеко от Коломенского. Есть предположения,
что этот храм был воздвигнут в честь венчания Ивана VI на
царство.
Дьяковский храм имеет пять
восьмигранных приделов, тесно поставленных вокруг центрального столповидного
здания. Центральный столп выполнен в виде многоярусной башни. В дьяковской
церкви исходная композиция пятикупольного храма органически сочетается с
башенными, столпообразными и шатровыми приемами нового зодчества. Имеет храм и
некоторые псковские детали, как, например, звонницу и ее цилиндрические столбы.
Богато украшенный дьяконовский храм, торжественный и нарядный, производил иное
впечатление, чем находящийся неподалеку храм Вознесения в Коломенском.
Дьконовский храм гораздо более статичен и несколько тяжеловат, застыв в своем
многообразном и пышном наряде.
Историки искусства отмечают, что
богатый опыт сооружения храмов Вознесения и Иоанна Предтечи подготовил
возникновение такого шедевра русского и мирового зодчеств, каким явился
Покровский обор на Красной площади в Москве, называемый часто по одному из
пределов, собором Василия Блаженного. Покровский собор был воздвигнут как
памятник очень важной для России победы над Казанским ханством.
Его создателями были русские мастера
Барма и Постник Яковлев. В настоящее время существует версия, что это был один
человек[3,с.142]. Собор строили с
1555 по 1561 гг. Царь и митрополит Макарий поручили построить собор, состоящий
из восьми приделов, но мастер иначе решил задачу – он сделал собор
девятиглавым, разметив восемь приделов вокруг одной, центральной оси, смещенной
в сторону Кремля. Центр собора был увенчан большим шатром, вокруг которого
расположились яркие своеобразные купола приделов. Собор как бы объединяет
девять небольших церквей, символизируя объединение русских земель и княжеств
под властью Москвы. Главная расположена под центральным шатром, четыре церкви
стоят по концам креcта, еще четыре меньшего размера,
расположены по диагональному кресту. Все девять церквей конструктивно слиты в
одно здание, все они расположены на одном каменном помосте и связаны галереей.
Первоначально храм был белым, его главы были покрыты побеленным железом. В XVIII в. здание получило теперешнюю пеструю окраску, было изменено и
покрытие глав. Покровский собор, воздвигнутый на главной площади города, стал
важнейшим элементом его архитектурного облика наряду с Кремлем. В целом, Покровский
собор мало походит на традиционное культовое сооружение. Его формы и цветовая
гамма скорее напоминают группу деревьев или ярких цветов и плодов, внешний
облик храма больше связан с какими-то мотивами русской природы, чем с понятиями
и догмами христианского вероучения. Во внешней форме культового строительства,
развивался и расцветал в XVI в. могучий талант русских
зодчих, воплотивших в своих замечательных произведениях богатство и силу
России, красоту ее таланта, славу ее подвигов.
Cсередина XVI в.
была временем, когда в разных концах страны возводились разнообразные по типу
сооружения и когда каменное строительство достигло в целом еще больших
масштабов. Особенно следует отметить развитие традиций шатрового строительства,
получивших воплощение во многих постройках. «Каменный шатер XVI в. сыграл в древнерусском
зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в
архитектуре итальянского Возрождения» [4,с.269]. Среди них - известный храм в селе Острове на Москве-реке,
сохранившийся с переделками XVII в., и другие.
Известно, что деревянные шатровые
храмы издавна существовали на Руси. В плане такой храм представляет квадрат
(четверик), на котором на котором возводится основание шатра (восьмерик), в
свою очередь увенчанное восьмигранным конусом (шатром). Писцы того времени
называли шатровое здание "вверх"; например, "церковь такая-то
вверх". Шатрами завершались крепостные башни, церкви, высокие
"повалуши" богатых домов, "рундуки" (площадки) наружных
лестниц их крылец. Первая треть XVI в. была временем развития этого стиля в
каменном зодчестве, в деревянном же, как было сказано выше, он нашел
распространение раньше. Шатровый стиль стал ведущим в русской архитектуре
XVI - XVII веков. Достаточно сказать, что выстроенные в итальянской
манере башни Кремля в XVII в. были украшены шатрами. Изящество шатровых
зданий, своеобразная строгость и вместе живописность создаваемого ими
ансамбля присущи как раз Московскому Кремлю и строениям Коломенского[3,стр138].
Ливонская война задержала развитие каменного строительства. К концу
столетия, во время правления Бориса Годунова, начался новый его подъем.
Утонченная и аристократичная
архитектура этого периода часто называется "годуновской", так
становление этого стиля совпадает с годами правления, а потом и царствования
Бориса Годунова. При нем строительство приобрело статус государственной задачи;
образованный в 1584 году Каменный приказ стал одним из самых важных
государственных учреждений. На рубеже XVI-ХVII вв., помимо итальянцев,
увеличилось число английских, немецких, польских мастеров. Через них русские
знакомились с европейской наукой и строительной техникой. Традиция русских
«столпообразных храмов» была достойно поддержана в Московском Кремле
возведением колокольни «Иван Великий» (1505-1508). В 1600 г. повелением Бориса
Годунова она надстроена еще на два яруса и достигла 81 м высоты. Верхний
барабан был опоясан тремя золочеными лентами фриза с надписью: «Изволением
Святые Троицы повелением великого господаря царя и великого князя Бориса
Федоровича всея Русии самодержца...» На перекладине креста, венчающего главу, -
«Царь славы». С этой надстройкой «Иван Великий» из простой колокольной башни
превратился в символ возвышения русского государства, а Соборная площадь Кремля
получила законченный вид. Но и этого Годунову было мало. Сравнивая себя с
библейским царем Соломоном, царь Борис задумал создать новый грандиозный храм в
Кремле, который превзошел бы Успенский собор. Эта идея осталась неосуществленной,
но в правление Годунова были реализованы градостроительные проекты: постройка
стен и башен Белого города в Москве, Кремля в Смоленске, сооружение Борисова
городка близ Можайска, каменных торговых рядов в Москве.
Село Красное на Волге, близ Костромы,
было вотчиной бояр Годуновых. В 1592 г. там возведена церковь Богоявления -
шатровый храм столпообразного типа, восходящий к знаменитой церкви Вознесения в
Коломенском, построенной царем Василием III. В Троицком соборе Ипатьевского
монастыря в Костроме (1603-1605, перестройка в 1652), демонстрирующем
«годуновский стиль», повторяется карниз, отделяющий закомары от плоскости
стены, впервые примененный Алевизом Новым в 1505-1509 гг. в Архангельском
соборе Московского Кремля. Собор в Костроме отличают строгая выверенность
пропорций, традиционное пятиглавие, кладка «как по линейке», арки с «гирьками»
и «дыньками». Постройки в Вязёмах, усадьбе Годуновых близ Москвы, характеризует
тот же стиль. В период «годуновского зодчества» происходила канонизация
сложившихся к тому времени строительных приемов: воспроизводились традиционные
композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое
пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные
элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические
профили карнизов. Это была канонизация русского стиля на европейский манер.
Уменьшилась вариативность построек, их внешнее разнообразие, но появилось
единство стиля.
Эти особенности имели не местный,
московский, а общерусский характер, поэтому правильней объединять их не
понятием «годуновская школа», а определением «годуновский стиль. Одним из самых
ярких памятников «годуновского классицизма» был собор Вознесенского монастыря в
Московском Кремле, построенный в 1580-х гг. по заказу сестры царя, Ирины
Годуновой. Этот замечательный памятник архитектуры варварски уничтожен в 1929
г. Интересно, что сооружения «годуновского классицизма», не порывавшие с
традициями древнерусской архитектуры, долгое время воспринимались исключительно
как результат чуждого, иностранного влияния.
Из московских храмов годуновского
периода можно назвать Малый (Старый) собор Донского монастыря (1591 - 1593),
церковь Троицы в Хорошеве (1596 - 1598), церковь Николы Явленного на Арбате
(1593; не сохранилась). Выдающимся произведением новой шатровой архитектуры был
храм Бориса и Глеба, построенный по желанию Бориса Годунова в 1603 г. в
Борисовском городке под Можайском. Огромный шатер этого храма, украшенный
изразцами, поднимался на высоту 74 метров. Это здание существовало до конца XIX
в.
К концу XVII столетия
«годуновский классицизм» сменился «голицынским» и «нарышкинским»
стилями
.
Однако шатровая архитектура с большим
неудовольствием воспринималась официальной церковью, видевшей в ней опасный
отказ от вековых традиций, от византийских форм.
Страницы: 1, 2, 3
|