Храмовое строительство на Руси в XVI-XVII вв.
Храмовое строительство на Руси в XVI-XVII вв.
План
Введение
1.
Храмовая архитектура XVI в.
2.
Особенности храмовой архитектуры XVII в.
Заключение
Список литературы
Введение
C X
в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского
государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных
школ (юго-западная, западная, новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая
замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи.
Её развитие было прервано
монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и
культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав
польско-литовского государства. После полосы застоя на территории России
начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная
культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось
воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за
избавление от монголо-татарского ига и объединение русских земель.
Возглавившая уже в XIV в. эту борьбу великокняжеская
Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в.
становится важным политическим и культурным центром, где складываются
проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея
Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз
идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и
расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты.
Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной
церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные
жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а
заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие
с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось
решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
В настоящей работе мы постараемся
показать особенности развития русского зодчества в XVI – XVII веках, проследить преемственность архитектурных форм и приемов, а
также оценить роль этого периода в развитии русской культуры.
1. Храмовая архитектура XVI
в.
С конца XV
столетия в развитии русского зодчества, как и в истории культуры вообще,
определился новый этап, обусловленный крупными переменами, которые произошли в
жизни русских земель. Объединение страны в единое государство и
прогрессирующее укрепление его силы, свержение монголо-татарского ига и рост
международного значения и международных связей России, усиление общения с
западноевропейской культурой, наконец, значительное увеличение материальных
средств государства, развитие ремесла – все это создавало новые материальные и
идейные условия развития зодчества.
Признаки нового подъема стали
проявляться во второй половине ХV в. многообразно. Прежде
всего, они сказались в увеличении самого размаха строительства и, особенно в
интенсивном восстановлении многих пришедших к тому времени в ветхое состояние
ранних построек. Образовались строительные артели под «предстательтвом» крупных
бояр и купцов, выполнявших заказы по строительству и восстановлению зданий.
Известны такие крупные предприниматели, как бояре В. и И. Ховрины,
В.Д.Ермолин. Всматриваясь в постройки конца XV в.,
в их формы и приемы сооружения, можно заметить, как в этот период отчетливо
разрушается прежняя местная четкость архитектурных «почерков» и как все более
развивается взаимопроникновение и обогащение различных архитектурных приемов,
свойственных ранее лишь отдельным городам и землям. Теперь, в условиях
объединяющегося Российского государства, стал формироваться и общерусский
архитектурный стиль, причем ведущая роль в этом процессе принадлежала
московским мастерам – при активном участии мастеров других земель, особенно
Пскова, славившегося своим каменно-строительным мастерством.
К концу XV в. Москва становится
общепризнанным политическим, религиозным и культурным центром Руси.
Государственная централизация под эгидой Москвы способствует окончательному
освобождению страны от монголо-татарского ига, расширению внутренних
экономических связей, укреплению политического единства русского народа.
Возрастает международный престиж Московского государства, которое после
завоевания Константинополя турками в середине XV в. становится главным наследником
и хранителем византийского православия. Политическая идея "Москва - третий
Рим" подкрепляется брачным союзом великого князя Московского с племянницей
последнего византийского императора. В новой исторической обстановке
приобретало особое значение каменное монументальное строительство в Москве.
Город укреплялся, архитектурный облик столицы должен был соответствовать
могуществу и международному значению Русского государства
Восстановление древних храмов,
предпринятое с самого начала княжения Ивана Ш, с XVв., было одним из проявлений
возросшего интереса к прошлому в условиях, когда Москва окончательно укрепила
свое положение руководящего политического центра на Руси. Целый ряд
восстановительных работ был осуществлен под руководством Василия Дмитриевича
Ермолина. Сначала в 1492 г. приступили к реставрации сильно обветшавших за
столетие каменных стен Московского Кремля.
В результате этих строительных работ
были возведены ныне существующие стены Московского Кремля (без шатровых
завершений на башнях, поставленных в XVII в.), охватившие всю его современную
территорию в 26,5 га [1, с .227].
Одним из центральных событий было
строительство в Кремле главного храма Московской Руси – Успенского собора
(1475-1479 гг.). Его строитель Аристотель Фиораванти мастерски воплотил в
новых формах традиции национальной архитектуры, приняв за образец владимирский
Успенский собор. Для чего архитектор съездил сначала во Владимир, а потом
проехал через Ростов в Ярославль на Север, в Устюг Великий. Возможно, что на
обратном пути он побывал и в Новгороде. Таким образом, итальянский мастер
обстоятельно познакомился с традициями и приемами русского зодчества.
Благодаря
этому Фиораванти удалось создать в Успенском соборе выдающееся произведение
именно русского зодчества, обогащенное некоторыми элементами итальянской
архитектурной культуры эпохи Возрождения.
В архитектуре Успенского собора Московского
Кремля, который, как указывалось выше, было предложено строить наподобие
одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный
пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих
барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и
монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам
собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами,
придающими ему вид парадного зала.
Успенский собор, будучи кафедральным,
с самого начала играл видную роль в идейно-политической жизни Москвы и всего
Российского государства. Уже вскоре после его постройки он стал местом
коронации русских государей.
Здесь в 1498 г. Иван III короновал
великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки)
в обход своего старшего сына Василия от Софьи Палеолог. Хотя впоследствии, в
самом начале XVI в., Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни,
склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 г. по византийскому
образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в
основу коронации Ивана IV в 1547 г. царским венцом.
В Успенском соборе происходило и рукоположение митрополитов. Наиболее
ранний сохранившийся документальный источник - акт поставления митрополита
Иоасафа - датирован 1539 г. В 1589 г. в Успенском соборе константинопольским
патриархом Иеремиею был поставлен первый в России патриарх Иов. В Успенском
соборе погребены митрополиты и патриархи, за исключением подвергшихся ссылке,
лишенных митрополичьего (в дальнейшем патриаршего) престола либо самовольно его
оставивших.
Большую часть доходов собора составляли пожертвования, которые
делались, в основном, на поминовение своей души. Поминовение в Успенском соборе
было почетным.
Стены Успенского собора были
свидетелями бурных событий. Во время знаменитого Московского восстания 1547 г.
ненавистный временщик, дядя царя, князь Ю. В. Глинский пытался спрятаться в
Успенском соборе.
Собор часто страдал от пожаров.
Пытаясь по возможности освободить от лишних нагрузок верхи здания, Аристотель
пошел на такой рискованный шаг, как устройство на соборе деревянных кровель, с
последующей опайкой их жестью. Кровли были уложены посводно и постоянно
худились. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. Губительным оказался пожар
1547 года. В нем пострадала западная паперть собора и обгорел колончатый фриз
над нею.
К XVII веку уже стало ясно, что
Большой Успенский собор Аристотеля Фиораванти, задуманный и выстроенный с
использованием приемов западноевропейского строительного искусства,
освобожденный от опор и многоярусных проемных связей, перекрытый сводами
наилегчайшей конструкции не выдержал испытания временем. Облицованные белокаменными
квадрами тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться
в верхних своих ярусах. Не спасли положение ни предусмотрительно заложенные
Аристотелем в уровне пят сводов кованные внутристенные и проемные железные
связи (их сечение оказалось недостаточным), ни изумившая современников
небывалая (всего в один кирпич) тонкость крестовых сводов, перекрывавших к тому
же самые большие для своего времени – 6 х 6 м - соборные компартименты. В 1624
году угрожавшие падением своды были разобраны "до единого кирпича" и
вновь сложены с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций по измененному
рисунку ("вспарушенной" конфигурации), с армированием их связным
железом и с введением дополнительных подпружных арок.
Неоднократно в XVII проводились подновления росписей. В 1642-1643 году
проводились обширные работы по восстановлению стенного письма. Работы проводила
группа царских и "городовых" иконописцев под руководством Ивана
Пасеина. Фрески согласно царскому указу повторяли живописные сюжеты 1513-1515
гг. Кроме того, в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По
окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие, получили от царя
щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами.
В 1660-х годах поновлялась живопись
наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. В 1673 году под
руководством Симона Ушакова были написаны вновь находившиеся над южными дверьми
образа Спаса Нерукотворного и Пречистой Богородицы со святыми.
В 1653 году были предприняты
обширные работы по капитальному ремонту иконостаса. Возобновлена живопись,
сделаны серебряные оклады на иконы и серебряные подсвечники.
Ремонтными работами 1620-х годов не удалось полностью исправить
положение. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века
западная стена собора находилась в аварийном состоянии. В 1683 году, после
очередного большого пожара (к этому времени уже окончательно погибло в пламени
белокаменное убранство барабанов, карнизы барабанов почти полностью осыпались)
собор еще раз капитально ремонтируется. В нем заново "пробираются"
стрелки сводов, а барабаны укрепляются связями "накрепко" и
вычиниваются.
Собор был свидетелем многих событий,
особенно во время бурного начала XVII века.
На Соборной площади Кремля с севера от
Успенского собора был воздвигнут трехглавый собор Богоявленского монастыря,
выполненный в духе традиций московского зодчества XIV в.
Также вскоре на юго-западной стороне площади
было сооружено существующее доныне здание Благовещенского собора(1484-1489),
являвшегося частью великокняжеского дворцового комплекса. Этот собор строили
псковские мастера, и здесь снова очень ярко проявился творческий синтез
различных архитектурных школ – владимиро-суздальской и псковско-новгородской.
Как и раннемосковские соборы, Благовещенский собор был вначале трехглавым, но
уже в XVI в. стал пятиглавым.
Приемы внешнего убранства заимствованы и от московских традиций (аркатурные
пояски) и от псковских (узоры верхней части куполов). Тогда же псковские
мастера построили с западной стороны от Успенского собора небольшую церковь
Ризположения(1485-1486).
В Кремле был построен также
великокняжеский дворец и некоторые другие каменные палаты, в том числе и на
митрополичьем дворе. Затем в 1505 – 1508 гг., уже при Василии III, еще один итальянский мастер - Алевиз Новый - построил усыпальницу
великих князей – Архангельский собор. В противовес строгому виду Успенского
собора Архангельский собор внешне очень наряден и декоративен и даже мало
походит на храм. Во внешнем облике Архангельского собора многое взято от
приемов зодчества итальянского Возрождения, но внутренняя основа собора
сохранена в духе традиций русского зодчества (куб, увенчанный пятиглавием, и
т.п. особенности).
В самом начале XVI в. был воздвигнут еще один собор в Кремле – собор Чудова монастыря, в
котором ярко проявились особенности новой московской архитектуры – сочетание
строгости и величественности с декоративными приемами внешнего украшения
здания. Некоторые исследователи считают, что в строительстве собора Чудова
монастыря и ряда других усадебных церквей, условно датируемых 1500-х гг. (Св.
Троицы в Чашникове и Рождества Христова в Юркине), принимали участие
итальянские мастера[2,с.134].
Этот новый московский стиль явился
результатом творческого обобщения всего того яркого и разнообразного
художественного богатства, которое было применено разными мастерами,
представителями разных школ, во время застройки Кремля. В своеобразном
творческом соревновании традиций Владимиро-Суздальской Руси и итальянского
Возрождения, раннемосковской школы и новгородско-псковской складывалась и
формировалась новая, общерусская архитектурная школа, характеризуемая большим
богатством и разнообразием форм.
В целом приезд итальянских мастеров в
Россию того времени можно оценивать как начало нового периода в архитектуре
Московской Руси. Первая четверть XVI столетия - это скорее не период активной
адаптации и усвоения архитектуры итальянского Ренессанса в России, а период
адаптации итальянских архитекторов к условиям русского заказа, к русской
архитектурной, а точнее, культурной традиции. Вероятно, активное участие
итальянских мастеров в церковном строительстве начинается уже с конца XV в. и,
несомненно, его расцвет приходится на 1500-1510-е гг.
Таким образом, можно говорить о
довольно сложном процессе формирования общерусской школы зодчества. Дальнейшее
развитие русского зодчества в первой половине XVI в.
привело к заметному изживанию местных особенностей в архитектуре. Русское
средневековое зодчество, как и в других феодальных странах, было очень тесно
связано потребностями церкви и направлено в значительной степени на
обслуживание ее интересов. Это обстоятельство не могло не отразиться на
характере сооружений. Творческий подход зодчего к решению поставленных перед
ним задач ограничивался определенными канонами. И, тем не менее, в развитии
русского зодчества в XVI в. можно заметить постепенное проникновение
чисто светских элементов в культовые сооружения, прогрессирующее развитие
творческой мысли русских архитекторов того времени.
Строительство культовых зданий
развивалось в основном по двум направлениям:
-
создание монументальных мемориальных храмов;
-
создание небольших посадских или монастырских
церквей.
В последнем случае,
особенно при создании посадских церквей, светские элементы выступали все более
отчетливо. Принявшее довольно значительные масштабы строительство небольших
посадских и сельских храмов с начала XVI в. поставило
новые технические и художественные задачи. Во многом был использован опыт
сооружения небольших новгородских посадских церквей, но появились и новые
моменты. В технике сооружения – возведение бесстолпных с единым нерасчлененным
пространством храмов. Это достигалось совершенствованием системы сводчатых
перекрытий. Небольшой храм становился от этого просторнее. При лаконичности и
простоте внешних форм наблюдается стремление к некоторой декоративности, в
которой многое шло от народного «узоречья».
Страницы: 1, 2, 3
|