По окончании
выгрузки работник хладотранспорта или приёмосдатчик станции в
маршрутном листе ( форма ВУ-83 ) указывает, составлялся или нет
коммерческий акт на порчу или понижение качества груза и заверяет
эти сведения своей подписью с наложением штемпеля станции.
В случае
прибытия скоропортящихся грузов на станцию назначения с нарушением
уставного срока доставки, температурного режима, в неисправном вагоне, с
повреждёнными запорно-пломбировочными устройствами и в других случаях,
предусмотренных ст. 45 Транспортного Устава, станция выгрузки выдаёт их
получателю с проверкой массы, числа мест и качества груза.
Масса груза
считается правильной, если разница между массой груза, определённой на
железнодорожной станции отправления, и массой груза, определённой на
железнодорожной станции назначения, не превышает погрешность измерений
массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его
массы. Норма естественной убыли исчисляется от массы брутто груза – по
грузам, перевозимым в таре и упаковке, и от массы нетто – по грузам,
перевозимым без тары и упаковки.
При
разногласиях в оценке состояния груза приглашают эксперта. Экспертиза
должна быть проведена не позднее 24 ч. с момента вскрытия вагона в
присутствии начальника станции, его заместителя или заведующего
грузовым двором. Если при проверке будет обнаружена недостача, порча
или понижение качества груза, то станция выгрузки должна с участием
работников хладотранспорта и грузополучателя составить коммерческий акт.
К первому
экземпляру акта прикладывают выписку температур из рабочего журнала
рефрижераторных вагонов.
Хранение
скоропортящихся грузов в складах станции не допускается.
Грузополучатель должен вывозить их немедленно. Предельный срок хранения
и вывоза со станции установлен Правилами для большей части
скоропортящихся грузов от 6 до 12 ч. и лишь для стойких грузов он
увеличен до 1 – 5 сут.
Абсолютную
величину естественной убыли ( потерю массы груза ) определим по
формуле:
Му =
10*Qипс*αу,
где Qипс – масса скоропортящегося груза,
тыс. т;
αу
– норма естественной убыли, %
Расчёт величины
естественной убыли произведём в таблице 6.
Таблица 6
Расчёт
величины естественной убыли
Наименование груза
|
Масса груза, тыс. т.
|
Норма естественной убыли, %
|
Величина естественной убыли,
т.
|
Овощи свежие
|
147,5
|
70
|
103250
|
Фрукты и ягоды
|
88,5
|
72
|
63720
|
Масло животное
|
29,5
|
0
|
0
|
Консервы
|
206,5
|
0
|
0
|
Виноградное вино и пиво,
мин-воды
|
118
|
0
|
0
|
4. Определить
расстояние между станциями экипировки РПС,
пунктами
технического обслуживания ( ПТО ) АРВ и
разместить
их на направлении по схеме железных дорог
Расстояние
между экипировочными пунктами определим по формуле:
,
Где G0 – полная вместимость топливных
баков, секции или АРВ, л;
G1 – резервный ( двухсточный ) запас
топлива, л;
Gсут – суточный расход топлива
всеми дизелями при 20-часовой работе в сутки с полной нагрузкой,
л/сут;
Vм – маршрутная скорость продвижения
РПС, км/сут.
Расстояние
перевозки по маршруту Ташкент – Москва соответствует норме суточного
пробега крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах на сцепах в 380
км/сут.1
Расчёт
расстояния между экипировочными пунктами произведём в таблице 7.
Таблица 7
Расчёт
расстояния между экипировочными пунктами
Тип РПС
|
G0
|
G1
|
Gсут
|
Vм
|
L
|
12 вагонная секция
|
8300
|
2160
|
1080
|
380
|
2160
|
5 вагонная секция
|
5100
|
1440
|
720
|
380
|
1932
|
4-вагонная секция
|
4080
|
1152
|
576
|
380
|
1932
|
3-вагонная секция
|
3060
|
864
|
432
|
380
|
1932
|
Таким образом,
на маршруте Ташкент – Москва будет 1 экипировочный пункт (
помимо станции отправления и станции назначения ).
Половина
расстояния направления Ташкент – Москва = 3314/2 = 1657 км.
Экипировочным
пунктом примем станцию Актюбинск ( расстояние до Ташкента – 1580 км,
расстояние до Москвы – 1734 км ).
Продолжительность
экипировки не должна превышать установленных норм:
1 Каехтина Р.И. Технология
перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.: РГОТУПС, 2002. – С.
66.
а) на
вспомогательных пунктах: поезда и секций – 1,5-2 ч;
б) на пунктах
снабжения водой: поезда – 1-1,5 ч, секций – 1 ч.
Время на
экипировку поезда на основных пунктах с дозаправкой вагонов
хладагентом увеличивается до 3,5 ч.
4. Произвести расчеты
эксплуатационных теплопритоков при
перевозке
заданного груза летом при заданных параметрах воздуха и определить
коэффициент рабочего времени оборудования в заданном типе подвижного
состава
Наименование
груза – мясо мороженное, имеющее температуру -6 ÷ -9оС.
Тип РПС – 5-вагонные секции, ZB-5.
Расчёт
теплопритоков произведём по формуле:
Qоб = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5+Q6+Q7,
где Q1 – теплоприток, поступающий в
грузовое помещение вагона через ограждение кузова;
Q2 – теплоприток вагона с наружным
воздухом вследствие фильтрации его через не плотность кузова;
Q3 – дополнительный теплоприток от
воздействия солнечной радиации;
Q4 – теплоприток от эквивалентной
работы электродвигателей, вентиляторов, циркуляторов;
Q5 – теплоприток, образующийся от
таяния снеговой шубы, Q5 = 200 Вт;
Q6 – тепло, отнимаемое от
перевозимых грузов и тары, в которой они упакованы, при охлаждении во
время перевозки;
Q7 – биологическое тепло, выделяемое
плодоовощами при перевозке ( в данном случае не рассчитывается ).
Q1 = kp*Fp(tн-tв),
где kp – расчётный коэффициент
теплопередачи ограждения кузова с учётом увеличения его в процессе
эксплуатации из-за увлажнения и старения изоляции,
kр = 0,45 Вт/(м2*град).
Fр – среднегеометрическое значение
поверхности ограждающих конструкций грузового помещения,
Fр = 206 м2 .1
tн – наружная температура, tн = 34оС
tв – температура в грузовом
помещении, tв = -6оС.
Q1 = 0,45*206*(34-(-6)) = 3708 Вт.
Потеря
вследствие не плотности прилежания двери:
(Q2+Q3) = Q1*0.35.
(Q2+Q3) = 3523*0.35 = 1233 Bт.
Q4 = N*(n/24)*k1*k2*1000,
где N – суммарная мощность,
потребляемая электродвигателями, вентиляторами и циркуляторами.
Примем N = 4 кВт;
n – продолжительность работы
оборудования, n = 16 часов;
k1, k2 – КПД электродвигателей, циркуляторов; k1 = 0.8, k2 = 0.9.
Q4 = 4*(16/24)*0,8*0,9*1000 = 1920 Вт
Коэффициент
рабочего времени оборудования в заданном типе подвижного состава:
kрв = 16/24 = 0,6667 = 66,67%
,
где Gг и Gт – масса груза и тары, т.
Gг = 34 т, и Gт = 6 т.
Сг и
Ст – теплоёмкость груза и тары, кДж.
Сг =
2,26 кДж, Ст = 2,7 кДж.
tгн – начальная температура груза, tгн = 4оС.
tгк – конечная температура груза, tгк = -6оС.
Zохл – продолжительность
охлаждения груза с tн до tк*Zохл = 30 ч.
Вт.
Qоб = 3708+1233+1920+200+86 = 7147 Вт.
Потребная
холодопроизводительность определяется по формуле:
Вт.
1 Рассчитано по данным: Тертеров
М.Н. Лысенко Н.Е. Панферов В.Н. Железнодорожный хладотранспорт. – М.:
Транспорт, 1987. – С. 92 – 93.
5. Определить показатели
работы изотермических вагонов и
6. построить график оборота
заданного типа РПС
Оборот
изотермического вагона определим по формуле:
,
где Lив – полный рейс изотермического
вагона, км;
Vу – участковая скорость движения
поездов с изотермическими вагонами, км/ч;
1тр –
вагонное плечо, км;
τтех
– среднее время нахождения транзитных поездов на попутных технических
станциях, ч;
Км –
коэффициент местной работы;
τгр
– среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией, ч;
- гружёный рейс
изотермического вагона, км;
1из –
среднее расстояние между двумя пунктами экипировки рефрижераторных
вагонов, км;
- время на экипировку
изотермических вагонов, ч;
- время на
первоначальную экипировку изотермических вагонов, ч.
Порожний рейс
вагона примем равным 84% гружёного рейса.
Расчёт оборота
вагона произведём в таблице 8.
Таблица 8
Расчёт
оборота вагона
Lив
|
Vу
|
1тр
|
τтех
|
Км
|
τгр
|
|
1из
|
|
|
υив
|
6098
|
60
|
200
|
5
|
1,5
|
6
|
3314
|
1657
|
6
|
3,5
|
11,61
|
График оборота
РПС представим в таблице 9.
Таблица 9
График
оборота РПС
№ п/п
|
Элементы оборота
|
Время, сутки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1
|
Время на станции погрузки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Время следования в гружёном
состоянии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Время на станции экипировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Время следования в гружёном
состоянии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Время на станции выгрузки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Время на санитарную обработку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Время следования в порожнем
состоянии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднесуточный
пробег изотермического вагона рассчитаем по формуле:
.
Sив = 6098/11,61 = 525 км.
Статическую
нагрузку гружёного изотермического вагона рассчитаем по формуле:
,
где ∑ рсп
– количество погружённых скоропортящихся грузов, т;
uив – число загруженных изотермических
вагонов.
т/вагон.
Норму рабочего
парка изотермических вагонов рассчитаем по формуле:
nив = υив uив.
nив = 11,61*33704 = 391303
вагонов.
Производительность
вагона рассчитаем по формуле:
,
Wив = (590000*6098)/391303 = 9194
т-км/вагон.
7. Разработать порядок приёма
груза к погрузке, обслуживания
в пути
следования, выгрузки и выдачи для заданного скоропортящегося груза. Рассчитать
уставные сроки доставки груза на принятом направлении.
Порядок приёма
к погрузке, обслуживания в пути следования, выгрузки и выдачи для
дынь, следующий.
При подготовке
к перевозке дыни сортируют. Сортировка позволяет выбрать для
перевозки самые полноценные плоды без повреждений.
Дыни должны
предъявляться к перевозке в транспортабельном состоянии и
соответствовать по качеству и упаковке требованиям, установленным
стандартами и Правилами перевозок скоропортящихся грузов.
Дыня
мелкоплодная должна быть упакована в ящики дощатые, а дыня
крупноплодная – в специализированные контейнеры и клетки.
Состояние тары
должно соответствовать стандартам и данным, указанным в перевозочных
документах. Тара должна быть исправной, прочной, чистой, не иметь
следов течи. Проверяют груз непосредственно в камерах хранения
холодильников, складов и комбинатов, а также в процессе погрузки в вагон.
Вскрытие и последующую упаковку груза после проверки выполняет
грузоотправитель.
Качество
скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке, определяют чаще
всего органолептическим методом. При разногласиях в оценке
качественного состояния применяют лабораторные методы ( физический,
химический, микробиологический ). Качество груза в герметичной упаковке
( консервы ) не проверяют, в этом случае ограничиваются внешним
осмотром тары ( консервы в сильно заржавленных банках с помятостями и
вздутыми крышками к перевозке не принимаются ).
Дыни
укладываются вертикальным способом. Ящичные поддоны с дынями
устанавливают на высоту не менее двух ярусов, а ящики – на высоту до
180-200 см.
Перевозка скоропортящихся
грузов осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов и
Инструкцией по обслуживанию перевозок скоропортящихся грузов и должна
отвечать основным положениям НХЦ.
По окончании
погрузки в РПС руководитель обслуживающей бригады должен записать в
рабочем журнале данные о погруженных грузах, то есть указать их
точное наименование, сведения о технологической обработке груза и
заданных режимах перевозки ( охлаждение, отопление, вентилирование ) и
заверить эти данные своей подписью.
Дыни следует
перевозить в температурном режиме от +9оС до +6оС.
При отоплении вагон вентилируют, при охлаждении – нет. Перед выгрузкой
температура воздуха в грузовых вагонах должна быть доведена при
перевозке с охлаждением до нижнего предела ( +6оС ), а при
перевозке с отоплением – до верхнего предела температурного режима ( +9оС
).
После выгрузки
получатель обязан своими средствами очистить вагоны от остатков груза
и мусора. При необходимости по требованию ветеринарносанитарного
надзора промывают и дезинфицируют вагоны на промывочных и
дезинфекционных пунктах и дезопромывочных станциях железной дороги с оплатой
этих работ грузополучателем.
Уставной срок
доставки груза рассчитаем по формуле:
где Т1
– время на операции, связанные с отправлением груза ( Т1 = 1
сутки );
Т2 –
время на передачу автотранспорту и на приём от автотранспорта грузов,
перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении ( Т2
= 1 сутки );
Т3 –
время на передачу груза транспортно-экспедиционным фирмам
железнодорожными станциями или обратно ( Т3 = 1 сутки );
Т4 –
время на переправу через реки на судах и паромах, перегрузку с
одной колеи на другую ( Т4 = 1 сутки );
n1 – число передач автотранспорту и
приём от автотранспорта, n1 = 0;
n2 – число переправ, n2 = 0;
n3 – число перегрузок с одной
колеи на другую, n3 = 1;
L – расстояние перевозки груза, км;
V – норма суточного пробега, V = 380 км/сут.;
∑tдоп – дополнительное время на
таможенные, пограничные операции.
сут.
8. Произвести анализ причин
несохранённых перевозок
скоропортящихся
грузов и изложить порядок оформления претензий
Основными
причинами не сохранения перевозок скоропортящихся грузов являются
следующие:
1) несоблюдение температурного
режима перевозки;
2) несоблюдение сроков
доставки;
3) низкое качество
перевозимой продукции;
4) несоблюдение условий
транспортировки и др.
В качестве
претензии могут составляться коммерческие акты для удостоверения
следующих обстоятельств:
·
несоответствие
наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в
перевозочном документе;
·
повреждение
( порча ) груза;
·
не
передача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в
течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.
Коммерческий
акт составляется:
при выгрузке
грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в
соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю ( получателю
);
при выгрузке
грузов в местах не общего пользования – в день выгрузки грузов, при
этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или
непосредственно после выгрузки грузов;
в пути
следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих
оформлению коммерческим актом.
При
невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем
пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.
Данные в коммерческом
акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески
грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым
проводилась сверка грузов.
В случае
составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к
первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще
заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве,
составленная работником железнодорожной станции, на основании подлинного
документа с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.
При составлении
коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в
рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах
для перевозки эндокринного сырья, курсирующих с обслуживающей бригадой,
к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о
температурном режиме в пути следования из рабочего журнала ( форма ВУ-85
), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной
секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного
начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности
работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в
коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в
рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из
показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.
Литература
1.
Перевозка
скоропортящихся грузов ( справочник ). – М.: Транспорт, 1986.
2.
Правила
перевозок грузов. Книга 1. – М.: Транспорт, 2001.
3.
Каехтина
Р. И. Технология перевозки скоропортящихся грузов: Учеб. пос. – М.:
РГОТУПС, 2002.
4.
Постарнак
С. Ф., Зуев Ю. Ф. Холодильные машины и установки. – М.: Транспорт, 1982.
5.
Тертеров
М. Н. Лысенко Н. Е., Панферов В. Н. Железнодорожный хладотранспорт. – М.:
Транспорт, 1987.
6.
Тертеров
М. Н., Лысенко Н. Е., Панферов В. Н., Быков В. И., Леонтьев А. П. Хладотранспорт
( с примерами решения задач ). – М.: Транспорт, 1985.
Страницы: 1, 2
|