Судьба
Михея
Одним
из главных потрясений в мире российского хип-хопа, стало то, что в ушедшем году
погиб один из лидеров группы Bad Balance – Михей. Честно говоря, в последнее
время он был моим любимым исполнителем, и я хочу рассказать вам о его
трагической судьбе.
В маленьком провинциальном городке рядом
с Донецком родился Сергей Крутиков. Он любил играть на гитаре и барабанах.
Любил слушать Боба Марли, Бориса Гребенщикова, Джеймса Брауна и Юрия Антонова.
Иногда сам пытался петь свою, а так же чужую лирику. Сбегая со школьных уроков,
репетировал в заброшенном подвале, мечтая стать настоящим артистом.
В 1986
году в нашу страну пришел брейк данс и вместе с ним новые формы ритма. Это
нравилось Сергею Крутикову, и он стал приобщаться к новому течению. Таким
образом, в начале 1987 года он пришел в школу брейк данса к ШЕFFу и Моне и стал
отрабатывать стиль электрик буги. С этого момента он стал слушать Африка
Бамбаатаа, Куртис Блоу, Бисти Бойз и Милли Мэла. Отечественных
исполнителей в этом стиле еще не было. Прогрессируя в танцевальном искусстве,
уже в конце 1987 года, он в составе дуэта Точка Замерзания получил второе место
на Всесоюзном Фестивале по брейк дансу. После этого фестиваля к нему приклеился
псевдоним - Михей. Показав прогресс в танце, он получил уважение у хип-хоп
нации.
В 1990
году, вслед за Владом Валовым он поступает в Питерский Университет Гуманитарных
Наук и становится членом группы Bad Balance. Первые рэп шаги, первые
композиции, первый альбом, все это связано с Михеем. Учеба в университете и рэп
музыка, как профессия будущего помогли ему найти свое лицо. Трудный путь к
вершинам русского хип-хопа лежал через Германию, куда весь состав Bad B.
отправился в 1994 году. Несколько баксов на шесть человек, это то, с чем
приехала команда в Европу, а возвращались парни уже победителями. Все города
Европы знали, что русский рэп имеет свое неповторимое лицо и очень
пронзительный вокал, которым обладал Михей, скрашивающий речитатив. В 1994
году, в заброшенном Берлинском доме, где тайно от властей проживали пацаны из
Bad B., Михей написал песню - Сука Любовь, которая пролежала в его кармане до
1999 года.
В 1996
году ШЕFF с Михеем в Лос-Анджелесе написали супер рэп хит - Городская Тоска. По
приезду в Россию они сняли первый настоящий видео клип. Состоялось множество
гастролей по всей стране, и везде Михей шокировал публику своим глубоким,
мелодичным голосом.
В 1998
году ШЕFF и Михей гастролируют по странам Азии, где власти Таиланда предлагают
им остаться в стране и развивать молодежную культуру. Но сильное стремление
возвращения на родину оказалось намного сильнее райского наслаждения. Парни
вернулись в Россию, чтобы взорвать русскоязычную бомбу лирики и мелодии.
В 1999
году был закончен последний совместный альбом Bad B. с Михеем. Альбом - Город
Джунглей навсегда останется в классике русской музыки. В этот же год Михей
выпускает свой сольный альбом - Сука Любовь, который формирует новое
направление в русской популярной музыке. Михей становится супер звездой и
покидает Bad Balance. Вслед за этим, сразу же начинается конфликт Влада Валова
с Сергеем Крутиковым, и между ними остаются только друзья и приятели, которым
трудно примирить две стихии. Михей, все дальше отдаляясь от хип-хопа, искал
другой путь, так и не записав свой следующий альбом.
В 2002
году Влад Валов позвонил ему и пригласил на открытие своего хип-хоп магазина
- 100 %. Но Михей пришел к нему через пару недель, на съемку клипа – «Бабы
последнее дело». Был хороший случай для того, чтобы забыть все обиды, и они как
два брата просто обнялись, уничтожив все препятствия в сложных отношениях. В
этот же день договорились сделать несколько хитов, которых от них ждала вся
страна. Но через пару недель, у Михея случился инсульт, и все силы были
направлены на его выздоровление. Влад Валов сделал несколько концертов Bad B. в
поддержку Михея, с программой - "Все Хиты" (композиции с 1992 по 1999
гг.), и вырученные деньги команда (Мастер ШЕFF, Купер, Al Solo и ди-джей LA) перевела
на лечение Михея.
В
середине октября, Михей начал поправляться и изъявил желание попробовать
спеть в новой композиции Bad B.. Но 27 октября жизнь талантливого певца
внезапно оборвалась. Диагноз - острая сердечная недостаточность...
Но он
ушел с улыбкой на лице. В мир, где мелодия льется, как кровь, и ритм
бьется, как сердце...
"Как
много мыслей в моих словах,
Как много красок в разноцветных снах,
Я преклоняюсь небесный спаситель,
Спасибо, мой ангел-хранитель"
(лирика Bad B. - 1996 г.)
Дальнейшее развитие г. Bad Balance: ВСЁ РОВНО (из
интервью с Владом Валовым)
Совсем недавно, кажущаяся реальной,
возможность возрождения в былом составе легендарной отечественной команды Bad
B. умерла вместе с Михеем (Сергеем Крутиковым). Едва оправившись от такого шока
многие хип-хоп головы разродились мнением, что ШеFF'у стоит оставить в покое
Bad B., и заняться чем-то другим, аргументируя это тем, что Bad B. уже ушел и
такого больше не будет. "Что же такое Bad B. сейчас?" и "Что
будет дальше?"
xx-style.ru: После
смерти Михея появилось мнение, что Bad B. в прежнем виде уже не будет и что
тебе пора бы оставить Bad B. в покое.
ШеFF: Конечно не будет... Ну,
значит, смотри, что такое Bad B.: это - некая формация людей, которая начинала
всё это и которая ведет дальше. Михей был ведущим в голосе. Он обалденно пел и
лучше него вряд ли кто-то поет. Все тексты писались исключительно мной. Музыка
делалась LA и Михеем совместно. И для того, что бы донести ту идею, которую мы
хотим донести до всех: "Куда мы идем? Во что перерождаемся? Как
эволюционируем" - Bad B. необходим, иначе будет пробел в истории.
Bad B. - это не для
продажи. На Bad B. мы никогда не зарабатывали денег. Это наше окно в мир. Bad
B. не имеет цены. Он не может быть оценен, потому что, то, что мы делаем сольно,
и Михей и я, мы это делаем для того, чтобы заработать просто денег. Потому что
мы крутые сами по себе. Мы отлично понимаем, что в этой фишке мы можем
заработать денег себе. Мало того, в своем мире, который будет понятен для всех.
А Bad B. - двигатель. Bad B. всегда опережает время на десять лет. Сейчас
только пришло время "Налетчиков Bad B." 94 года, сейчас вот Каста
сделала подобие "Налетчиков" свой альбом, это - то время, те идеи. Но
дальше, то, что мы делали - это только будет рождаться. И то, что мы сейчас
пишем и как мы это делаем, это - Bad B. будущего. Это то, что еще через 10 лет
будут слушать. В новом альбоме Bad B. будет Михей.
Bad B. невозможно
потрогать. Это нематериальная вещь. Bad B. - это мои тексты, которые могут быть
написаны только в одном случае, когда рядом есть люди, которые помогают мысли
превратить в дело и подбираются лучшие люди. Если ты заметил, Bad B. - это
лучшие люди. 89-90 - лучшие танцоры, которые заняли первые места на восьми
фестивалях по брэйк-дансу. С 90 года по 99 с Михеем (в 95 отпали все остальные
участники и остались я, LA, Михей), потом Михей свалился, потом пришел
Лигалайз. Кто-то ушел, кто-то пришел…
xx-style.ru: По
поводу твоего сольного альбома. Очень сильный интерес к твоему новому альбому,
особенно после первого. Что это будет?
ШеFF: Мой сольный это - мой мир в
хип-хопе. Это мой мир, как я его вижу. Я сам выбираю музыку и ни с кем не
советуюсь. Если нужен дополнительный вокал или дополнительный МС, или саксофон,
флейты или еще что-то, то я подбираю этих людей. Я вижу, кто мне нравится. Я
предлагал многим профессионалам поучаствовать. В моем сольном очень много
профессионалов работает, таких как Мазай, Воронов, Джимми (брат Д'Анжело),
Шуфутинский (мы с ним две песни записали, а не одну). Круг хотел, царство ему
небесное. Не успели мы с ним сделать песню "Я уважаю". Он когда
услышал текст и подачу, то изъявил большое желание. Потом Маркин Володя - мужик
уже в возрасте, он уже этим не занимается, но когда он услышал, то прикололся
по теме: "Очень хочу внести лепту". Мы с ним познакомились, и я ему
сказал: "Давай я на эту песню возьму свою классику, а ты - свою". Так
из "Страсти" и "Я хочу целовать песок" получился
великолепный дуэт. Мурат Насыров - он своим отличным мелодичным голосом
выполняет свои па. Всё это - это мой сольный. Это - мой мир. Вот, например,
сольный Купера - он весь будет построен на балалайках, флейтах, на древних
инструментах разных народов мира. У него такая фишка. У Эла - ему вообще
нравится шансон. Он через шансон, с помощью своей лирики, хочет делать свой
сольный. Каждый из нас делает свое соло в своем мире.
xx-style.ru: Твой
альбом рассчитан на какую публику? На тех, кто имеет свой жизненный опыт, а не
просто 13-14 летние сопляки?
ШеFF: Примерно так, если не
называть их "сопляками". Альбом будут слушать и те, кто старше меня и
те, кто совсем малыш. Дело в том, что когда я был "сопляком", я был,
не слаб.
xx-style.ru: А
многие эти "малыши" пытаются учить тебя жизни...
ШеFF: Они же у меня и берут
автографы.
xx-style.ru: Так
это же все "за глаза" происходит.
ШеFF: И знаешь почему? Лицемерие.
Потому что все это началось с группы Каста. Все понимали, что Каста просто одна
из групп, которая на моем же фестивале заработала Гран-При. Но никто потом не
понял, почему они на меня начинали гнать. А, я сделал монополию в хип-хопе.
Раскрутил ДеЦла для того, чтобы хип-хоп раскрутить, а не для того, чтобы ДеЦла
раскрутить. В определенный момент, по моему сознанию, когда мы это раскрутили,
дальше должна быть новая ипостасия, новый виток развития - битва лэйблов.
Лэйблы должны делать очень грамотные и хорошие фишки. А битвы между
рэп-группами - это Rap Music. И это должны быть дружеские рэп-битвы. Это в моем
понимании. Я не хотел бы, чтоб война была на улице, то есть, когда клан с
кланом начинали биться друг с другом, начинали бить друг другу морды. Я этого
не хочу. Я и свой сольник сделал отвлеченным от этого. Bad B. - это тематика не
о том, какие мы крутые и как у нас все здорово, а куда мы идем. Вся тематика -
это самоучитель для любого рэппера. Послушав Bad B., ты можешь выбрать себе
один из тысячи путей. Не послушав - можешь идти в одном направлении и попасть
не в рэп, а непонятно куда.
xx-style.ru: Вы
берете роль отцов-основателей?
ШеFF: Нет. Вот представь - мне 30
лет и я говорю "Это - так", а какой-нибудь пятнадцатилетний
"сопляк", как ты говоришь, который только что вылупился, он не знает
жизни, он не знает канонов, он видел только фильмы и слушал американских
рэпперов и может, к примеру, слушал еще группу Многоточие. И он, сидя в Интернете,
может написать: "А ведь Шефф, он неправду говорит. На самом деле, все, что
было с ним - это неправда". На чем он основывается? На своем жизненном
опыте или на своих задумках? Естественно он мыслит, смотрит: "Я бы сделал
это лучше" - Сделай! Кто сделает лучше меня? - Сделай! Ответ простой:
помнишь "Имя Шефф, горчит как темное пиво"? И что я сделал - я всем
показал: "Смотрите, все вокруг, Вот он я. Это рэп. Кто бьется со мной? Кто
меня здесь уберет? Выйди". И ты знаешь, прошло много времени, и никто не
вышел. Знаешь, о чем это говорит? Нет персонажа, нет человека, который бы мог
это сказать. Кто это может сделать? Только мой ровесник. Ровесников нет, потому
что все ровесники слились в другой бизнес. Этим бизнесом я один управляю,
работаю над этим. И я говорю, что для того чтобы процветал этот бизнес нужно
делать так, что бы люди зарабатывали в этом бизнесе. Если они не зарабатывают в
этом, они доходят до рубежа 24 года - они сливаются все. Потому что они
понимают, что для того, что бы им снять девушку и посидеть нормально в клубе им
нужно заработать денег. Потому что без денег ты девушку доведешь только до
угла, и она с тобой больше никогда не встретится. После 24 лет человек
выбирает, либо он делает бизнес в хип-хопе, либо он полностью удаляется отсюда.
Вот я спрашиваю "Кто остался?" - Это все жюри фестиваля Rap Music.
xx-style.ru: Что
расскажешь о готовящемся фестивале Rap Music 2002?
ШеFF: Там подбираются хорошие
команды, хорошие регионы, начиная от Краснодара, заканчивая Прибалтикой. Питер
очень сильный. Думаем про Москву - прислали более 300 дисков из Москвы, но все
очень низкого качества. Я может, не знаю тех групп, которые должны защищать
Москву, но то, что прислали - очень низкого качества. Это начинающие
рэп-группы, которые не могут биться серьезно.
xx-style.ru: Так
шоу будет?
ШеFF: Да, Шоу будет! Во-первых, по
своей возрастной категории это будут серьезные парни. Вот знаешь, я в рэпе
разделяю три класса: A, B, C. C-класс - это начинающие рэпперы, те, которые
вот-вот хотят пойти, они записали что-то свое. B-класс - это те, которые
продержались и записали хотя бы пару альбомов, и они продолжают в этом
направлении работать. A-класс - это те, рэпперы, которые прошли из B класса и
стали, так скажем, уже легендарными. Они доказали своим возрастом. Есть еще
Зондер-класс. В Зондер-класс попадают только те, кто под свое творчество умеет
находить деньги. Если ты платежеспособен, но ты не имеешь опыта, то ты
попадаешь в мэйн-стрим, ты не в хип-хопе, ты в мэйн-стриме. Это надо реально
понимать. Любой человек может придти, заплатить деньги, обучиться речитативу
грамотному у Купера или у Sir-J из DOB и т.д., ему запишут за деньги хорошую
композицию, отлично сведут, сделают из него хорошего героя - и он реально
попадает в мэйн-стрим. Мэйн-стрим - это не рэп. А я говорю о рэп-музыке. Это
то, к чему стремиться каждый человек, который занимается рэпом. На фестивале
будет в основном B-класс, но будут и команды C-класса.
xx-style.ru: Как
у тебя дела с твоим магазином? У тебя раньше был опыт с магазином. Как дела
обстоят сейчас?
ШеFF: Самый первый хип-хоп магазин
был мой - Тверской пассаж, 1997 год. Только потом, года через два появился
Funky Street. Сейчас же все идет ровно. Завозим новые лэйблы, паленым ничем не
торгуем. Готовим открытие филиалов в трех городах. Сейчас у нас уже почти 70
регионов, которые покупают журнал "100%". Это очень хороший
показатель. И в середине будущего года мы увеличим тираж журнала. Дела идут
ровненько. Нельзя сказать, что идет бешеный подъем или падения - все ровно.
xx-style.ru:
Стоит ли ждать возвращения в Bad B. персонажей старой гвардии, таких как
Лигалайз, Панс...
ШеFF: Ты знаешь, здесь можно
ожидать всего чего угодно. Это как звезды лягут. Может быть, завтра Jay-Z
захочет в Bad B. быть. Мы принимаем достойных, кто готов нести наши идеи. Bad
B. - это рэп для рэпперов.
xx-style.ru: ???
ШеFF: Остальные проекты - это рэп
для публики. Рэп для рэпперов - это как музыка для музыкантов. Это дорого,
всеми почитаемо, но это непонятно широкой публике.
Мое исследование
Чтобы
лучше узнать, кто в народе слушает хип-хоп, я провёл опрос среди учащихся
нашей школы. У меня получились следующие результаты:
Слушают
Хип-Хоп: 25% (остальное это рок, поп-музыка, металл и т. д.)
Из
них:
Иностранный
рэп (американский, английский, французский, индийский и др.): 37,5%
Русский
Рэп: 62,5%
По
этим результатам нетрудно заметить, что идёт резкий спад фанатов (почитателей)
рэпа. Зато по-прежнему мы замечаем, что русским рэпом увлечено большинство
опрашиваемых. Это радует (лично меня)! Наши рэпперы не уступают в нашей стране(!)
зарубежным рэп-исполнителям (пока…). Такие группы, как Каста и Bad Balance продвигают русский рэп
на мировую арену, по крайней мере, пытаются (но не открытие, что пока весь
наш шоу-бизнес не выйдет на мировой стандарт, Russian Hip-Hop не будет исключением).
Из
иностранных хип-хопперов учащиеся предпочитают Эминема, Naughty B Nauchtera, Snoop Doog,
Dr. Dre и др. Это сильные люди не только американского рэпа, но и всего
мирового шоу-бизнеса (ну это и понятно: Америка находится на первом месте по
производству звёзд мирового рынка шоу-бизнеса и «навязывает их во все остальные
страны мира, в том числе и Россию).
Заключение.
Представление
о дальнейшем развитии хип-хопа в России остаётся «в тумане». Ещё не известно,
как отреагирует страна на выход новых альбомов от ШЕFFа, Bad
Balance, Объединённой Касты и др. Но
ясно одно, что после 12-летней истории Российский хип-хоп уже не умрёт.
Некоторые
утверждают, что Bad Balance
уже выжили себя и что будущее за Кастой (прогрессивно
развивающаяся отечественная рэп-группа), некоторые говорят, что у Bad Balance ещё всё впереди. Я
лично придерживаюсь мнения, что, для того чтобы создать нормальный хип-хоп в
России, надо сделать так, чтобы появилось несколько групп, соответствующие
должному качеству читки рэпа и создания музыки. Между рэп-командами должна идти
постоянная конкуренция. Лишь тогда они будут повышать своё мастерство, а не
«застаиваться на одном месте».
Долгое
время Bad Balance (в частности ШЕFF)
были своего рода монополистами в рэпе, но относительно недавно появилась группа
Каста. Теперь вероятно будет идти «гонка» между этими командами. Ожидается
появление и других групп. Также начинается этап битвы лэйблов (как говорит ШЕFF): 100%, S3t aka Неотстой Продакшн, Respect Продакшн, RAP recordz, D&D
Music и др.
Можно
заметить, что в России идёт постоянная смена направлений в музыке: первая волна
рэпа была в начале 90-х, затем она утихла. После рэпа началась повальная волна
рока и поп-музыки. В конце 90-х по Российской федерации «прогремел мощный
взрыв» хип-хопа: подростки со всех школ начали увлекаться брейк-дансом,
«бомбить» стены, крутить в плеерах хип-хоп. В то время дали мощный толчок для
развития отечественного рэпа, но постепенно он затих. Буквально последние два
года мы наблюдаем, как нашу страну охватила волна рока. Я надеюсь, что в
ближайшем будущем не будет такой волнообразной смены направлений, и люди
«закрепятся» за каким-то одним движением.
Список
используемых источников:
1) Матвеев Г.
История Брейк данса, М., «Хип-хоп инфо №5», 1998.
2) Меньшиков А.
История развития хип-хопа №1, М., «Хип-хоп инфо №6», 1999.
3)
Меньшиков А.
История развития хип-хопа №2, М., «Хип-хоп инфо №7», 2000.
4)
Морозов В.
Его имя – ШЕFF, М., «НЕОН №10», 2000.
5)
Панкратов Г. Bad
B. Альянс – бандиты или романтики?, М.,
«НЕОН №2», 2001.
6)
www.badbalance.ru
7)
www.hiphop.spb.ru
8)
www.xx-style.ru
9)
www.jumangee.ru
10)
www.rap-style.boom.ru
11)
www.badbalance.boom.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|