Предельный уровень
сложности имеют глобальные управляемые процессы, порождающие соответствующие
управляющие системы с зачастую уникальными структурами, как это имеет место с
органами государственного управления в различных странах или с аппаратом
управления разных международных организаций.
В смысле
пространственной организации управленческая и офисная деятельность имеют
идентичные характеристики, поскольку в этом отношении они объективно
неразделимы.
Так же, как и
пространственные характеристики, временные параметры офисной деятельности
существенно определяются организацией управляемого процесса во времени, при
этом в дальнейшем рассмотрении будем опираться на уже приведенную
классификацию. управляемых процессов.
Элементарные
управляемые процессы с точки зрения их организации во времени существенным
образом подразделяются на две категории: с непрерывным и дискретным
функционированием.
Непрерывные
управляемые процессы по своему содержанию требуют и непрерывного управления, т.
е. управленческая деятельность, связанная с ними, должна осуществляться
постоянно, без перерывов. К такого рода процессам относятся производства в
химической, металлургической, энергетической и тому подобных отраслях
промышленности. В данном случае определить временные характеристики
управленческой деятельности можно следующим образом: управленческая
деятельность осуществляется с относительно неизменной интенсивностью в течение
всего периода функционирования управляемого процесса без перерывов.
Дискретные
управляемые процессы функционируют в течение четко выделенных временных
интервалов с определенными моментами начала и окончания, что позволяет
осуществлять управление ими не непрерывно, а в рамках упомянутых интервалов.
При этом в различных интервалах интенсивность управленческой деятельности может
быть различной, как, например, при работе производственного участка
машиностроительного цеха в дневную и ночную смены. Поэтому здесь временные
характеристики управленческой деятельности можно определить следующим образом:
управленческая деятельность осуществляется в рамках явно выраженных интервалов
времени с четко определенными моментами начала и окончания, причем в различных
интервалах ее интенсивность различна (включая и нулевую), а вся
последовательность этих интервалов укладывается в общую длительность функционирования
управляемого процесса.
Что касается
более сложных видов управляемых процессов, то они представляют собой различные
комбинации элементарных процессов, порождая те или иные уже рассмотренные
конструкции управляющих систем, что в зависимости от типа подпроцессов
(непрерывных или дискретных) создает и соответствующие наборы временных
характеристик управленческой деятельности. Следует отметить, что по объективным
причинам преобладают характеристики, связанные с дискретными процессами.
Временные характеристики
офисной деятельности, так же как и ее пространственные параметры, неразрывно
связаны с характеристиками управленческой деятельности, но полной идентичности
здесь уже не наблюдается, особенно для дискретных процессов. В рамках отдельных
интервалов функционирования управленческая и офисная деятельности могут иметь
разные интенсивности, что порождает различную их временную структуру при
идентичной пространственной организации. Например, в ночное время подавляющее
большинство служб управления городского хозяйства не функционирует (а
следовательно, имеет практически нулевую интенсивность в смысле офисной
деятельности), но их дежурные подразделения осуществляют оперативную работу,
определяя ненулевую интенсивность собственно управленческой деятельности, оставляя
многие (неоперативные) решения и их оформление на дневное время с ненулевой
интенсивностью офисной деятельности.
Кадровые
характеристики офисной деятельности определяются свойствами персонала, ее
осуществляющего. Здесь можно выделить следующие параметры:
-
количество
специалистов;
-
состав
специалистов;
-
уровень
специализации;
-
уровень
квалификации;
-
стаж
работы;
-
общие
параметры, характеризующие работу с кадрами.
Количество
специалистов, осуществляющих офисную деятельность, полностью определяется
объемом и масштабами управленческой деятельности, которая, в свою очередь,
зависит от сложности управляемого процесса. По мере перехода от элементарных
управляемых процессов к глобальным с повышением уровня сложности управляющих
систем число таких специалистов увеличивается, с необходимостью ставя задачи
специализации, кооперации и определения необходимой квалификации при
осуществлении офисной деятельности.
Состав
специалистов, выполняющих задачи в рамках офисной деятельности, определяется
необходимым ее объемом в конкретных пространственных и временных конфигурациях
управленческой деятельности соответствующими нормативными документами
(квалификационными справочниками) и может включать в себя как собственно
управленческий персонал (лиц, принимающих и готовящих решения), так и персонал,
обеспечивающий информационную и организационную поддержку процесса выработки и
принятия решения.
Определение
состава специалистов тесно связано с уровнем их специализации на офисной
деятельности. Так, собственно управленческий персонал может полностью
осуществлять управленческую и офисную деятельность (как это имеет место для
элементарных управляемых процессов, где указанный персонал воплощается в одном
человеке, - мастер, бригадир и т. п.), может быть полностью освобожден от
офисной деятельности (менеджеры высшего уровня и государственные руководители),
может наряду с основной (управленческой) деятельностью выполнять некоторые
задачи офисной деятельности. В двух последних вариантах необходимы специалисты,
для которых осуществление офисной деятельности является основной работой. Это
секретари, помощники, референты, офис-менеджеры, специалисты по информационному
обеспечению и т. п.
Квалификация
офисного персонала определяется, прежде всего, наличием соответствующей
профессиональной подготовки. Эта подготовка может иметь различные формы:
-
получение
среднего специального образования (секретари-референты; техники, осуществляющие
эксплуатацию различных информационных систем, и т. п.);
-
получение
высшего образования (референты; руководители служб документационного и
информационного обеспечения; инженеры, осуществляющие эксплуатацию различных
информационных систем, и т. п.);
-
подготовка
и переподготовка на различных краткосрочных курсах (секретари; персонал служб
документационного и информационного обеспечения и т. п.).
Кроме того,
фактическая квалификация помимо уровня профессиональной подготовки существенным
образом зависит от стажа офисной работы, что определяет знание конкретной
обстановки и практические навыки обеспечения конкретной управленческой
деятельности.
1.3. Проблемы
организации офисной деятельности
Рассмотрение
структуры и функций офисной деятельности, произведенное выше, указывает на
наличие существенно разнородных и довольно многочисленных, но взаимосвязанных
компонентов и процессов. Эффективная реализация офисной деятельности
предполагает обеспечение функционирования этих компонентов и процессов как
таковых, так и в совокупности, в целом. Такая задача, в общем, является
достаточно распространенной (по крайней мере в рамках системного подхода) и
содержательно связана с понятием «организация».
Отметим, в
частности, что понятие «организация» носит такой же многозначный характер, как
и понятия «система» и «управление», рассмотренные выше.
Определение этого
понятия в универсальных словарях различно по объему и качественным
характеристикам. Наиболее полным является содержание определения, данного в
Советском энциклопедическом словаре (1986):
«ОРГАНИЗАЦИЯ
(французское organisation, от позднелатинского organizo - сообщаю стройный вид,
устраиваю) - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие
более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные
его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и
совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей,
совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных
правил и процедур.
Применяется к
биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя
динамические закономерности, т. е. относящиеся к функционированию, поведению и
взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы,
управления».
Возникает вопрос,
какое из приведенных значений является первичным, определяющим. На наш взгляд,
таковым является второе (организация как деятельность), в то время как первое
определяет организацию как результат определенного рода деятельности (а именно
в смысле второго значения). Что касается третьего значения, то оно лишь
подчеркивает первичность второго в том смысле, что определяет форму
существования и функционирования группы людей по реализации организации в
смысле деятельности.
Организация как
деятельность предполагает:
-
определение
цели, задачи (или задач);
-
разработку
системы мероприятий для реализации цели и разделения задачи на отдельные виды
работ;
-
интеграцию
отдельных работ в соответствующих подразделениях, которые могли бы их
координировать различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую
структуру;
-
мотивацию,
взаимодействие, поведение, взгляды персонала, которые отчасти определяются
мероприятиями, направленными на реализацию поставленных целей, а отчасти же
носят личный, случайный характер;
-
принятие
решений, коммуникации, информационные -потоки, контроль, поощрение и наказание,
имеющие решающее значение для обеспечения выполнения поставленных целей;
-
единую
организационную систему, которая понимается не как особый, дополнительный
признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута между
всеми перечисленными элементами.
Представленное
раскрытие содержания организации как деятельности весьма широко и неявно
содержит компоненты организации как результата деятельности. Поэтому необходима
определенная конкретизация с точки зрения организации офисной деятельности.
Определение цели,
задачи (или задач) офисной деятельности определяется ее содержанием как
процесса, обеспечивающего эффективную реализацию управленческой деятельности в
рамках конкретной системы управления. Как это было показано выше, в основном
это информационное обеспечение управленческой деятельности и обеспечение
реализации принятых решений.
Разработка
системы мероприятий для реализации цели и разделения задач на отдельные виды
работ применительно к только что определенным целям и задачам офисной деятельности
предполагает определение всего состава конкретных функций информационного
обслуживания управленческой деятельности в рамках ее конкретных
пространственных и временных характеристик, выделения соответствующих задач,
работ, процедур и операций с учетом последовательности их выполнения и
взаимосвязей.
Интеграция
отдельных работ в соответствующих подразделениях осуществляется с учетом прежде
всего пространственных характеристик управленческой деятельности и предполагает
распределение выявленной совокупности задач, работ, процедур и операций по
соответствующим пространственным компонентам (структурным подразделениям) с
последующей их концентрацией и интеграцией с целью эффективной реализации.
Мотивация,
взаимодействие, поведение, взгляды персонала определяются в соответствии с
кадровыми характеристиками требуемой офисной деятельности и во многом зависят
от необходимой квалификационной поддержки выявленного состава задач, работ,
процедур и операций информационного обслуживания управленческой деятельности.
Принятие решений,
коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение и наказание - эта
составляющая, на первый взгляд, относится к собственно процессу принятия
управленческих решений для воздействия на управляемый процесс, но поскольку мы
приняли положение о том, что офисная деятельность есть во многом процесс
управления управленческой деятельностью, то перечисленные элементы организации
должны иметь место и разрабатываться соответствующим образом.
Единая
организационная система офисной деятельности предполагает сведение воедино всех
перечисленных компонентов ее организации в рамках функционирования офиса во
всех его проявлениях.
1.4. Понятие и
функции офисных технологий
Как мы уже
определили выше, офисная деятельность - это определенным образом организованная
в пространстве и времени совокупность действий множества людей (персонала),
реализация которых обеспечивает условия эффективного выполнения управленческой
деятельности для конкретной системы управления. Поскольку во многом ее
организация связана с определением и реализацией задач, работ, процедур и
операций информационного обслуживания управленческой деятельности, постольку
основная часть ее функций реализуется через соответствующие информационные
технологии, структура, свойства и возможности которых определяются
особенностями функционирования офиса - материально-технической и
организационной формы осуществления офисной деятельности.
Таким образом,
под офисной технологией понимается информационная технология, объект и
результат которой определяются потребностями реализации управленческой
деятельности в рамках конкретной формы осуществления офисной деятельности
(офиса).
Объектом офисной
технологии является тот или иной вид информационных ресурсов, используемых при
реализации задач, работ, процедур и операций информационного обслуживания
управленческой деятельности.
Результаты
преобразования информационных ресурсов в рамках офисных технологий должны
рассматриваться как соответствующие компоненты информационных технологий вообще
с учетом специфики офисной деятельности как обеспечения эффективности
функционирования управляющей системы, сводимого в конечном итоге, как это было
показано, к процессу подготовки и принятия управленческих решений.
Указанный процесс
имеет сложную последовательно-итеративную структуру (рис. 3) и реализуется в
рамках замкнутого информационного контура (рис. 2) через совокупность различных
процедур и операций работы с данными. Содержание этих процедур и операций
определяется информационными потребностями, возникающими в процессе подготовки
и принятия решений, которые выражаются в результатах необходимых преобразований
тех или иных данных.
Отдельная
итерация управленческого цикла начинается с оценки состояния управляемого
процесса, осуществляемой теми компонентами управляющей системы, которые в
обобщенном виде представлены как измерительный элемент (рис. 2).
Результат оценки
состояния управляемого процесса -• это совокупность данных о значениях тех его
параметров, которые являются существенными для выработки решений об управляющих
воздействиях, обеспечивающих достижение целей системы управления в целом.
Получение такого результата достигается структуризацией всей совокупности
данных, поступающих от управляемого процесса, с идентификацией составляющих ее
информационных объектов и выделением из полученного таким образом множества тех
его компонентов, которые содержат информацию об искомых параметрах. Данные
процессы (идентификация информационных объектов и выделение тех из них, которые
необходимы управляющей системе) в целом реализуются технологиями сбора данных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|