В соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996г.
№12-ФЗ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых
средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а
также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы
формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе
государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых,
которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом
о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в
соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но
реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти
положения не выполняются.
К учреждениям общего образования относятся:
общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В
системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного
уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности
реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего
образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования
могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная
школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа;
средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
(может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика,
физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей; гимназия;
вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена)
образовательная школа; кадетская школа; школа-интернат.
Общеобразовательные школы-интернаты создаются в целях оказания помощи семье в
воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной
защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения
принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в
том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети,
находящиеся под опекой. Аналогично школам к этому типу учреждении относятся:
школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего
образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования;
школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучение
отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа;
санаторная школа-интернат.
Основными задачами образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных
условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и
физическому развитию воспитанников; обеспечение их
медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана
прав и интересов воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями
детей (возраст, диагноз заболевания) в системе образования могут
функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего,
дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат
для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный
детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная
(коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений
содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного
обеспечения. Реализация государственных гарантий обеспечивается путем создания устойчивой
системы и соответствующих условий.
1.2.
Организация финансирования расходов
бюджета на образование
Основу формирования расходов на содержание учреждений общего
и профессионального образования составляют «производственные» показатели
деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов;
для учреждений профессионального образования, — госзаказ по приему студентов на
бесплатное обучение (см. Приложения 5 – 9).
Важное значение при планировании бюджетных средств имеет
система общеобразовательных стандартов и количество педагогических ставок. По
любому учреждению бюджетной сферой экономическими статьями расходов являются:
фонд оплаты труда учителей; начисления на фонд оплаты труда; приобретение
предметов снабжения и расходных материалов; коммунальные платежи, приобретение
мягкого инвентаря.
Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно
связано с изучением организационной структуры самой системы образования и
отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики
планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями
государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений.
Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус
субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В упомянутом выше Федеральном
законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно
осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный
расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных
учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему
усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале,
месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в
объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).
Использовать бюджетные средства по своему усмотрению
учреждения не вправе из-за целевого финансирования расходов казначейством по
предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений и школ
обслуживаются органами казначейства через централизованные бухгалтерии.
Параллельно с законодательством в области образования в Российской Федерации
действует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском
учете». Он предоставляет руководителю право в зависимости от объема учетной
работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное
подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать на договорных
началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Какую бы
учетную политику ни избрало государственное учреждение, его производственные и
хозяйственные расходы покрываются за счет средств учредителя, доходов от
собственной предпринимательской деятельности, иных внебюджетных источников.
Федеральный центр определяет общие правовые рамки
функционирования образовательной системы и основные ориентиры государственной
политики. Субъекты РФ и органы местного самоуправления несут ответственность за
принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы
образования.
Следующий предмет ведения государства и органов местного
самоуправления – учредительство и владение государственными и муниципальными
учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и муниципальных
учреждений образования выступают органы управления, которые по закону несут
ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного
заказа. Причем, государственный заказ является одним из новых механизмов
взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит
от формы собственности его исполнителя.
Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного
финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется
федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В
этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость
государственной системы явились главными факторами создания негосударственных
образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений
профессионального образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»
негосударственные образовательные учреждения имеют право после получения
государственной аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике
существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование
негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве
же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения
минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими
государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований
на одного учащегося негосударственного образовательного учреждения в 14 раз
меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах
(Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в
схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений
нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы
государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение
рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации
конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов.
Основными документами, регулирующими ответственность и права
учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях
между ними и Устав образовательного учреждения. Устав разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно, а договор о взаимоотношениях
образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования,
управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты,
является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по
распределению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон,
права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности
учреждения. Если обязанности предполагают требования к объему и характеру
работы, то права создают условия для их выполнения, а ответственность означает
возможность применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение
обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и
дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия
учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы
наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых
учредитель вправе уменьшить финансирование.
Учредитель берет на себя обязательства по финансированию
учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не
имеет самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять
финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную
бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий
договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Обязанностью образовательного учреждения является
своевременное представление учредителю программы развития, обоснований
потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления
внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по
целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением
объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному
учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно
устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью,
осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера
работникам; привлекать дополнительные источники финансирования.
Опыт дореволюционной России и современных учреждений развитых
стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль
за пользованием средств, в интересах обучающихся возлагается на попечительские
или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании,
где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учетом
различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера
ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно
проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году.
Все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета,
называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов
управления — главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы
доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений,
вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют
деятельность учреждений.
В связи с большой актуальностью вопроса особо остановимся на
казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе
оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям
работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства
бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему
усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время
для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием
постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи
казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов.
Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование
расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое
принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.
Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства
прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать
положительные результаты дл государства не только в части совершенствования
методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной
информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за
финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с
внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение
повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.
Определенные трудности возникают из-за необходимости учета
средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством
установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в
строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со
стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в
определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.
В Российской Федерации носителем ответственности за всю
деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него
возлагаются вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования
средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной
классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными
статьями не допускается. Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям
регламентирован Бюджетным кодексом РФ.
Глава 2. Проблемы финансирования государственных
образовательных учреждений
2.1.
Роль и место государственных организаций
в сфере образования
Участие Российской
Федерации в управлении государственными организациями сферы образования и их
имуществом определяется необходимостью достижения стратегических целей и
решения поставленных публичных задач. Важнейшей из стратегических целей
является обеспечение реализации конституционного права граждан на образование
(ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение
конституционного права граждан Российской Федерации на образование может
осуществляться путем:
Ø
непосредственного участия Российской Федерации в
управлении образовательными организациями (учредитель и собственник имущества,
финансирующий деятельность организации, один из учредителей);
Ø
косвенного участия Российской Федерации в
управлении (предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на
образование, распределение госзаданий на подготовку кадров, закупка необходимых
услуг у организаций различных форм собственности);
Ø
реализации Российской Федерацией
правоустанавливающих функций и функций надзора в сфере образования, в том числе
за использованием имущества образовательных организаций.
Государственными
учреждениями являются, как правило, организации, которые обеспечивают обучение
и/или содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|