Меню
Поиск



рефераты скачать Характеристика расходов бюджета на образование

Характеристика расходов бюджета на образование

Министерство образования

Российской Федерации


НП Тульский колледж технологий, экономики и права




Работа защищена

с оценкой ____________

________ Божанова М.Ю.

«__» ___________ 200_г.






Курсовая работа

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

Тема: Характеристика расходов бюджета на образование


Руководитель                              ______________           /М.Ю. Божанова/

Студент группы  3-04 «Ф»:       ______________           /Щукина Е.С./

                       







2006 г.

Содержание

Введение......................................................................................................................................... 5

Глава I. Социальное значение бюджетных расходов на образование в России......................................................................................................................................................... 7

1.1.  Общая характеристика системы образования и ее социальное значение................ 7

1.2. Организация финансирования расходов бюджета  на образование.......................... 14

Глава 2. Проблемы финансирования государственных образовательных учреждений.......................................................................................................................... 21

2.1. Роль и место государственных организаций в сфере образования............................. 21

2.2. Проблемы  межбюджетных отношений  и эффективности бюджетной поддержки в системе образования................................................................................................................................. 25

Глава III. Основные направления реформирования системы образования     29

3.1. Общие направления реформирования государственных  образовательных учреждений    29

3.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств............................ 36

3.3. Реформирование оплаты труда работников образовательной сферы...................... 40

3.4. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.................... 42

Глава IV. Расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (среднего профессионального образования)...................................................................... 44

Заключение.................................................................................................................................. 58

Список использованной литературы..................................................................................... 60

Приложения................................................................................................................................ 62


Введение


Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственные  инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.

В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам.

Более же­сткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предостав­ляемого средне-специальными и высшими образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подго­товки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводст­ва дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.

Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы.

Объектом моей курсовой работы является система общего и профессионального образования РФ, а предметом — современное состояние и тенденции развития образования России.

Цель данной работы заключается в рассмотрении задач и политики финансирования учебных заведений нашей страны.



Задачи курсовой работы:

1.                Охарактеризовать современное состояние системы профессионального  и общего образования РФ.

2.                Выявить  основные проблемы образовательных учреждений и попытаться найти пути их решения.

3.                Выделить основные направления развития профессионального образования.

Данная курсовая работа состоит из четырех глав.

В первой главе раскрывается социальное значение образовательной системы, ее структура,  детализируются расходы на содержание учреждений образования и источники их финансирования, рассматриваются основные документы, регламентирующие деятельность учебных заведений и порядок их финансирования.

Во второй части работы рассматриваются социально-экономические проблемы в общем, а также подробно излагается  проблема межбюджетных отношений.

В третьей главе анализируется современное состояние образовательной системы,  и приводятся основные направления ее реформирования.

Четвертая глава является расчетной. Ее задачей является расчет сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

В заключении приводятся полученные результаты и выводы.

Затем следуют приложения, наглядно иллюстрирующие общее состояние образования и ситуацию по тому или иному вопросу в виде схем, таблиц, графиков и диаграмм. 





Глава I. Социальное значение бюджетных расходов на образование в России

1.1.  Общая характеристика системы образования

 и ее социальное значение

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах №12-Ф3                          «Об образовании» от 1 января 1996г.,  №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение (кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое); сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной — система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

-  дошкольные;

- образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

- дополнительного образования взрослых;

- дополнительного образования детей;

- специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

- для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. (Подробнее см. Приложение 1).

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование.

Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования (см. Приложения 2 - 4). В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.


Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:

— на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

— на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Федеральная инвестиционная программа (см. Приложение 10), Программа развития образования и т.п.;

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «0 некоммерческих организациях». В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.

Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться тремя путями;

-  предпринимательской,

- условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

- взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.