Аксиоматичным, в частности,
представляется то обстоятельство, что любая федеративная система, независимо от
ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство,
состоит из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных
образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации имеет свое собственное
административно-территориальное деление, создает наряду с федеральными свои
высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные
и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством,
может иметь в редких случаях собственные воинские формирования и гражданство.[4]
Следует выделить ряд
основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы,
с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и
Российскую федерацию:
- добровольное объединение
государств или государственных образований в федерацию;
- равноправие субъектов федераций
независимо от величины их территории, численности населения, экономического
потенциала;
- плюрализм и демократизм во
взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;
- широкие возможности граждан
активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных
политических процессах;
- соблюдение законности и
конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и
субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями
обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с
гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными
общественно-политическими органами и организациями.
Любая федеративная система может
быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих
рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы
деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда
строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать
характеристику федерализма как "договорного отказа от централизма",
как "структурно оформленную дисперсию полномочий" между различными
государственными организациями - своего рода властными центрами, "законные
полномочия которых гарантируются конституцией". Важно исходить так же из
того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет
не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о
многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее
одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических,
культурных, идеологических, и др. Федерализм, как представляется, это даже не
столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический.
Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между
федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются
в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными.
Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США,
Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как
самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.
Федерализм преследует, по крайней
мере, пять основных целей. Среди них:
- "примирение единства и
разнообразия";
- защита от тирании центральное
правительство;
- создание условий для участия
населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;
- создание условий для повышения
" эффективности производства через региональную конкуренцию" и
выступление в качестве формы или пути "к стимулированию новаторских идей в
региональных правительствах".[5]
Главная же из целей -
всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей
и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод
граждан.
Следует выделить наиболее общие
черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из
территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.
2. В союзном государстве верховная
законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным
государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается
союзной (федеральной) конституцией.
3. Субъекты федерации обладают
правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные,
исполнительные и судебные органы.
4. В большинстве федераций существует единое
союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном государственном
устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов
федерации.
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные
государственные органы. Они официально представляют федерацию в
межгосударственных отношениях.
Федеральную систему
государственного устройства можно рассмотреть на примере Соединенных Штатов
Америки: центральным элементом американского федерализма является наличие
реальной власти отдельных штатов определять свою собственную политическую
структуру, впрочем, как и саму политику. Штаты сами определяют "свой
электорат", устанавливают обязательные требования "прохождения
партийных кандидатов на государственные посты не иначе как через праймэриз
(первичные выборы)". Другие же штаты в отличие от федерального
законодательного органа могут создавать однопартийный парламент (штат
Небраска), могут принимать законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета
должны избираться (на федеральном уровне они назначаются). Отдельные штаты
вправе принимать законы о проведении референдумов.
Конкретным проявлением и воплощением
механизма «сдержек и противовесов» стали сама структура и порядок деятельности
трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Их
носителями в США выступает конгресс, президент и федеральная система судов
возглавляемая Верховным судом США.
С принятием Конституции 1787 года США из
конфедерации превратились в федеративное государство. Создание федеративного
государства отвечало интересам образования и функционирования эффективной
государственной власти, способной защитить и обеспечить общие интересы
объединившихся штатов. Одновременно выбор федеративной формы государственного устройства
должен был послужить гарантией сохранения определенной самостоятельности
штатов. И ограничить всесилие центральной власти. Федерализм выступал в
качестве орудия и средства предотвращения узурпации власти или злоупотребление
ею. Это было также своего рода разделения властей, но не по горизонтали, а по
вертикали.
По Конституции все вопросы, связанные с
предметом ведения штатов и центра, строго распределены. В тексте Конституции
перечислено, что именно отнесено к ведению федерального парламента — конгресса
(раздел 1 и 8 ст.1) и что запрещено отдельным штатам (раздел 10 ст.1). В тексте
определено, что все то, что не отнесено Конституцией к полномочиям федерации,
остается в компетенции субъектов федерации.
К ведению федерации отнесены
важнейшие полномочия в сфере финансов и налогообложения, внешней политики и
обороны, патентное и авторское право, федеральное судоустройства, порядок
приобретения американского гражданства и некоторые другие вопросы. Также в США
действует принцип верховенства федерального права.[6]
Существует два вида федераций:
национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и
национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов.
Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по
отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное
государство ограничивается суверенитетом национальных государственных
образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь
координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную
внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере
международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым
государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и
другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые
не могут быть присущи территориальному федеральному государственному
устройству.
Итак, можно выделить признаки как
территориальной, так и национальной федераций.
Территориальная:
1.
Государственные
образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными
образованиями;
2.
Субъекты
лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
3.
Установлен
запрет одностороннего выхода из союза;
4.
Управление
вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
Примером территориальной
федерации являются США, Мексика и Германия.
Национальная:
1.
Субъекты –
национально-государственные образования;
2.
Субъекты
федерации объединяются согласно принципу добровольности;
3.
Гарантированность
суверенитета больших и малых наций;
4.
Утверждения
права на самоопределение.[7]
В настоящее время национальной федерацией
является Индия.
Ряд исследователей выделяет также
смешанный тип федеративного устройства, к такому типу относится форма
государственного устройства России. Применительно к российскому федерализму
существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой
правовой статус субъектов различается. Но об этом в следующей главе моей
работы.
В своем развитии российский
федерализм прошел три основных этапа:
1)
создание
основ социалистического федерализма (1918-1936);
2)
утверждение
фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
3)
реформы
государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года.[8]
1) Федерализм в России возник и
развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации
не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В
федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой
социалистической революции, которую проповедовали большевики. В.И. Ленин прямо
называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся
разных наций. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 года
бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения
составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация,
основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными
границами. Но это, разумеется, с самого начала была не федерация в
общепризнанном смысле этого слова.
Российская Федерация была провозглашена
на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Этим устанавливалось
новое государственное устройство не только собственно России (как мы понимаем
ее сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой
впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерация всех бывших
окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена
независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина,
Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные
независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.
На собственно российской территории
начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по
национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального
расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было
смешанным. Тем не менее этот процесс активизировался после принятия Конституции
РСФСР 10 июля 1918 года. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и
другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская
и др.). Ясного представления о различиях между республикой и областью (а были
еще трудовые коммуны и округа) не было, так как разграничения компетенции между
центральным правительством и автономией не проводилось. Поэтому они часто
меняли статус, а в ходе гражданской войны некоторые автономии вообще прекратили
свое существование. Но большинство административно-территориальных частей
России оставались в статусе областей и губерний, в которых были созданы
административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в
1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей
и 63 губернии и области.
Процесс создания автономий, изменения их
границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции
РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного
государства, в котором РСФСР стала одной из равноправных республик; статус ее
автономий и административно-территориальных единиц в принципе не изменился,
подчиняясь проявившейся общей тенденции движения к фактическому унитаризму.
Проводившаяся коммунистической партией политика индустриализации ломала
национальные границы автономий, ибо была направлена на создание единой
экономики страны. Постепенно утвердилось понимание того, что собственно
национальные интересы укладываются в рамки культурной автономии каждого народа.
Созданный в 1922 г. СССР являл собой
совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с
правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с
антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой
фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными
по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального
управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила
интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в
фактически унитарное. Самым заметным результатом такого устройства как СССР,
так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где
он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях.
Национальная государственность в таком обществе неизбежно порождала
дискриминацию других национальностей, поскольку в руководящие органы
назначались или "избирались" преимущественно лица титульной
национальности.
После создания СССР внимание к процессам
государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к
этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидания
соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах.
Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления Союза
ССР, который преподносился как результат национальной политики партии и лично
И. В. Сталина.
2). Ко времени принятия Конституций СССР
(1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В
Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5
автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что
касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство
населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались.
Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их
конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Весьма
неопределенным оставалось положение автономных областей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|