6. Совет
Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по
вопросам своего ведения парламентские слушания.
7. Каждая
из палат принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей
деятельности. В регламентах, которые являются развернутыми сводами правил, норм
организации деятельности палат, подробно и всесторонне регулируются порядок
организации палат, статус их руководителей, процедура организации работы
заседаний палаты и многие другие внутриорганизационные вопросы.
Совет Федерации. Организация деятельности этой палаты строится на основе
Конституции РФ и Регламента Совета Федерации и основывается на принципах
коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов.
Большую роль в организации деятельности Совета Федерации играет его
руководство, а именно Председатель Совета Федерации и его заместители.
Следует отметить, что Председатель Совета Федерации и его заместители не
могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются
членами Совета Федерации, при этом каждый парламентарий вправе предложить
только одну кандидатуру.
Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя
совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета
Федерации предлагаются только Председателем Совета Федерации.
Председатель Совета Федерации издает
распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет
Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета
Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту
Совета Федерации.
Заместители Председателя Совета Федерации :
а) замещают Председателя Совета Федерации в
его отсутствие;
б) по поручению Председателя Совета
Федерации представляют Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о
проекте программы ее законопроектной работы;
в) по поручению Председателя Совета
Федерации подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают
награжденным почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» и Почетную грамоту Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Необходимость более четкого и оперативного
решения текущих проблем в деятельности Совета Федерации привела к созданию
Совета палаты. Совет палаты образуется для подготовки и
рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, является постоянно
действующим органом Совета Федерации. В состав Совета палаты входят
Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации,
председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают
правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.
Как уже отмечалось, заседания Совета Федерации проходят в открытом
режиме, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания,
если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства
РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета
Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек.
Помимо этого, по предложению Президента РФ, Председателя Совета
Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитета Совета
Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее
одной трети от общего числа членов Совета Федерации могут созываться
внеочередные заседания палаты. Предложение комитета Совета Федерации или
субъектов Российской Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой
от общего числа членов Совета Федерации.
Первоочередному рассмотрению на заседании
Совета Федерации подлежат:
а) послания и обращения Президента
Российской Федерации;
б) проекты актов Совета Федерации по
вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1
статьи 102 Конституции Российской Федерации;
в) проекты законов Российской Федерации о
поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой;
федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой;
федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному
рассмотрению в Совете;
г) предложения о пересмотре положений глав
1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;
д) предложения о направлении запросов
Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.
На заседаниях Совета Федерации
предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад;
заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную
(назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой
кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения
заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.
Правовые основы организации деятельности другой палаты Государственной
Думы не менее развернуты и также достаточно конкретны. В первую очередь выделим
основополагающие моменты и правовые нормы.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического
многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения
вопросов.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам,
рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют
фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения).
Депутатские объединения проводят заседания, на которых принимаются решения по
стратегическим и тактическим вопросам, о том, как, в частности, голосовать по тому,
или иному законопроекту.
Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе
избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному
избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по
одномандатным избирательным округам и пожелавшим оставаться в работе данного
депутатского объединения. Фракции подлежат регистрации независимо от числа ее
членов. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские
группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55
депутатов.
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими
самостоятельно. Вместе с тем, предусматривается, что депутатские объединения
должны информировать Председателя Государственной Думы, Совет Государственной
Думы о своих решениях.
Председатель Государственной Думы, его заместители избираются из числа
депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе
выдвигать как депутатские объединения, так и депутаты Государственной Думы.
В случае если на должность Председателя Государственной Думы было
выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для
избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам,
получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной
Думы может голосовать только за одного кандидата.
Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя
Государственной Думы, при этом кандидатов на должности заместителей
Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения,
депутаты Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы в соответствии со своими полномочиями:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка
палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями,
предоставленными ему настоящим Регламентом;
в) организует работу Совета Государственной
Думы;
г) осуществляет общее руководство
деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от
должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета
Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту
и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает
от должности первого заместителя Руководителя Аппарата – управляющего делами
Государственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы
по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях
с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами Российской
Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом,
Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным
банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной
палатой, с общественными объединениями, другими организациями и должностными
лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными
лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах,
используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85
(часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
з) направляет поступивший в Государственную
Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в
комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения ;
и) подписывает постановления
Государственной Думы;
к) направляет в Совет Федерации для
рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные
конституционные законы и принятые федеральные законы;
л) направляет Президенту Российской
Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со
статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;
м) издает распоряжения и дает поручения по
вопросам, отнесенным к его компетенции;
н) направляет внесенный в Государственную
Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный
комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления
Государственной Думы к рассмотрению палатой.
Государственная Дума вправе отменить любое
распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.
Заместители Председателя Государственной
Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению
Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют
деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы
внутреннего распорядка деятельности палаты.
Совет Государственной Думы создается для
предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности
палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются
Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя
Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы.
В заседаниях Совета Государственной Думы
вправе участвовать:
а) полномочный представитель Президента
Российской Федерации в Государственной Думе;
б) полномочный представитель Правительства
Российской Федерации в Государственной Думе;
в) представители субъектов права
законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы
рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права
законодательной инициативы.
Совет Государственной Думы:
а) формирует проект примерной программы
законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
б) принимает решение о включении
законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы
ни текущую сессию;
в) формирует проект календаря рассмотрения
вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических
блоков;
г) формирует проект порядка работы
очередного заседания Государственной Думы;
д) созывает по предложению Президента
Российской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддержанному не
менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы,
или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания
палаты и определяет даты их проведения;
е) назначает соответствующий комитет
Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в
Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению
Государственной Думой, направляет законопроект для рассмотрения в комитеты
палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права
законодательной инициативы и устанавливает срок подготовки отзывов, предложений
и замечаний (поправок) к законопроекту;
ж) направляет законопроект, подготовленный
ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и
материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной
инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в
Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки,
установленные настоящим Регламентом;
з) по предложению комитетов Государственной
Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права
законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1
и 3) Конституции Российской Федерации или статьи 105 Регламента, а также в
случае, установленном частью пятой статьи 108 Регламента;
и) принимает решение о проведении
парламентских слушаний;
к) принимает решение о награждении Почетной
грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
и) решает иные вопросы организации работы
Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
Каждая из палат имеет свой Аппарат, основными задачами которого являются
правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и
финансово-хозяйственное и иное обеспечение их деятельности.
Вопрос 3. Конституционно-правовой
статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Главным
действующим лицом каждого парламента является парламентарий. Деятельность
парламента во многом зависит от места, положения его членов, объема их
полномочий и гарантий деятельности, а также ответственности перед избирателями,
т. е. от его статуса.
Под статусом парламентария понимаются
закрепленные законодательством их права и обязанности, а также основные
правовые и социальные гарантии осуществления ими профессиональной деятельности.
Основные положения статуса депутата
Государственной Думы и члена Совета Федерации закреплены в Конституции РФ, а
также в Федеральном законе от 8.04.1994 № 3-ФЗ (ред. от 9.05.2005, с изм. от
21.07.2005) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации»[5].
В соответствии с данным законом членом
Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации,
уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять в Совете
Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации и другими федеральными законами.
Депутатом Государственной Думы является
избранный в соответствии с федеральным законом представитель народа,
уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные
полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими
федеральными законами.
По объему социальных гарантий члены Совета
Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному
министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты – к Председателю
Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства
Российской Федерации соответственно.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления члена Совета
Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания члена Совета Федерации,
депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти
или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации,
депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской
Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации,
государственную должность государственной службы или муниципальную должность
муниципальной службы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|