Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через две недели
после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной
Думы.
На
основании протокола о результатах выборов
депутатов Государственной Думы ЦИК РФ принимает решение о результатах выборов.
Выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися:
1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей,
включенных в списки избирателей;
2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более
процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и
менее процентов голосов избирателей,
принявших участие в голосовании.
Выборы депутатов Государственной Думы признаются недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов
голосования нарушения не позволяют с достоверностью
определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если итоги голосования признаны недействительными на части
избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания
голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки
избирателей на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
К
распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов,
каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии,
что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности
более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий
некоторое ограничение пропорциональности представительства, предусмотрен в
законодательстве ряда стран. Такое ограничение позволяет избежать раздробления
депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может
привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного
барьера, с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента,
стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.
Ст. 96 Конституции РФ предусматривает, что порядок формирования Совета
Федерации устанавливается федеральным законом.
Федеральный закон от 5 августа 2000 № 113-ФЗ (ред. от 16.12.2004) «О
порядке формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской
Федерации»[4] развил и дополнил
основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации.
Законом предусмотрено, что:
В Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской
Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного
органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран
(назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в
соответствии правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации – представитель от
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого
органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта
Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных
депутатов этого органа.
Член Совета Федерации – представитель от
двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на
половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) на срок его полномочий.
Ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная
Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения
парламентские слушания». Более подробные и развернутые положения и нормы
относительно статуса, в частности, порядка образования и системы комитетов и
комиссий Государственной Думы и Совета Федерации содержатся в регламентах
указанных палат.
Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:
а) вносят предложения по формированию
проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на
очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной
Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов
в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую
сессию;
б) осуществляют предварительное
рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной
Думой;
в) осуществляют подготовку проектов
постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются
или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
г) осуществляют подготовку заключений по
законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной
Думы;
д) рассматривают и исполняют поручения
Совета Государственной Думы;
е) в соответствии с решением палаты
подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
ж) в соответствии с решением Совета
Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют
подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении
представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
з) организуют проводимые Государственной
Думой парламентские слушания;
и) дают заключения и предложения по
соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
к) проводят анализ практики применения
законодательства;
л) вносят предложения о проведении
мероприятий в Государственной Думе;
м) решают вопросы организации своей
деятельности.
Государственная Дума образует следующие
комитеты:
а) Комитет Государственной Думы по
конституционному законодательству и государственному строительству;
б) Комитет Государственной Думы по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
в) Комитет Государственной Думы по труду и
социальной политике;
г) Комитет Государственной Думы по бюджету
и налогам;
д) Комитет Государственной Думы по
кредитным организациям и финансовым рынкам;
е) Комитет Государственной Думы по
экономической политике, предпринимательству и туризму;
ж) Комитет Государственной Думы по
собственности;
з) Комитет Государственной Думы по
промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
и) Комитет Государственной Думы по
энергетике, транспорту и связи;
к) Комитет Государственной Думы по обороне;
л) Комитет Государственной Думы по
безопасности;
м) Комитет Государственной Думы по
международным делам;
н) Комитет Государственной Думы по делам
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
о) Комитет Государственной Думы по делам
Федерации и региональной политике;
п) Комитет Государственной Думы по вопросам
местного самоуправления;
р) Комитет Государственной Думы по
Регламенту и организации работы Государственной Думы;
с) Комитет Государственной Думы по
информационной политике;
т) Комитет Государственной Думы по охране
здоровья;
у) Комитет Государственной Думы по
образованию и науке;
ф) Комитет Государственной Думы по делам
женщин, семьи и детей;
х) Комитет Государственной Думы по аграрным
вопросам;
ц) Комитет Государственной Думы по
природным ресурсам и природопользованию;
ч) Комитет Государственной Думы по
экологии;
ш) Комитет Государственной Думы по
культуре;
щ) Комитет Государственной Думы по делам
общественных объединений и религиозных организаций;
э) Комитет Государственной Думы по делам
национальностей;
ю) Комитет Государственной Думы по
физической культуре, спорту и делам молодежи;
я) Комитет Государственной Думы по
проблемам Севера и Дальнего Востока;
я.1) Комитет Государственной Думы по делам
ветеранов.
Для подготовки к рассмотрению палатой
вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы,
вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по
представлению Генерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных
с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума образует Комиссию
Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики,
имеющую статус комитета Государственной Думы.
Государственная Дума образует Комиссию
Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как
правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских
объединений.
На своем первом заседании Государственная
Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов
избирает:
а) Счетную комиссию Государственной Думы;
б) Временную комиссию Государственной Думы
по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
Как и во многих парламентах мира, при формировании комитетов и комиссий
Государственной Думой учитывается принцип пропорционального представительства
депутатских объединений.
Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется
Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов
палаты. Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей
деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при
этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.
Заседание комитета, комиссии правомочно,
если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета,
комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в
месяц.
Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует
комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации
достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций,
полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.
Совет Федерации образует:
Комитет Совета Федерации по конституционному
законодательству;
Комитет Совета Федерации по правовым и
судебным вопросам;
Комитет Совета Федерации по делам Федерации
и региональной политике;
Комитет Совета Федерации по вопросам
местного самоуправления;
Комитет Совета Федерации по обороне и
безопасности;
Комитет Совета Федерации по бюджету;
Комитет Совета Федерации по финансовым
рынкам и денежному обращению;
Комиссию Совета Федерации по взаимодействию
со Счетной палатой Российской Федерации;
Комитет Совета Федерации по международным
делам;
Комитет Совета Федерации по делам
Содружества Независимых Государств;
Комиссию Совета Федерации по Регламенту и
организации парламентской деятельности;
Комиссию Совета Федерации по методологии
реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
Комитет Совета Федерации по социальной
политике;
Комитет Совета Федерации по науке,
культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
Комиссию Совета Федерации по делам молодежи
и спорту;
Комитет Совета Федерации по экономической
политике, предпринимательству и собственности;
Комитет Совета Федерации по промышленной
политике;
Комиссию Совета Федерации по естественным
монополиям;
Комитет Совета Федерации по природным
ресурсам и охране окружающей среды;
Комитет Совета Федерации по
аграрно-продовольственной политике;
Комитет Совета Федерации по делам Севера и
малочисленных народов;
Комиссию Совета Федерации по информационной
политике;
Комиссию Совета Федерации по контролю за
обеспечением деятельности Совета Федерации.
Комитет, комиссия Совета Федерации:
а) разрабатывает и предварительно
рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего
ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы
Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к
ним;
б) готовит предложения по разделам проекта
федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;
в) осуществляет подготовку заключений по
одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации
проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной
Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
г) предварительно рассматривает внесенные в
Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями
Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над
законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;
д) может предварительно рассматривать по
согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов
Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации;
е) рассматривает законопроекты и поправки к
законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета
Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные
ими в комитет, комиссию;
ж) рассматривает федеральные и региональные
целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;
з) принимает участие в международном
сотрудничестве по вопросам своего ведения; з.1) рассматривает ежегодный доклад
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему
заключение;
и) может готовить по поручению Председателя
Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по
законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства,
Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным
законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств –
участников Содружества Независимых Государств;
к) организует проведение парламентских
слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;
л) участвует в подготовке и проведении
«правительственного часа» на заседании Совета Федерации; м) решает вопросы
организации своей деятельности;
Отличительной особенностью Регламента Совета Федерации является то, что в
нем дается развернутая характеристика компетенции каждого из перечисленных
комитетов Совета Федерации.
Персональный состав комитета, комиссии
Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа
членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не
менее семи членов Совета Федерации, в состав комиссии палаты – не менее 15
членов Совета Федерации.
Вопрос о характере и оптимальности внутренней организации каждой из палат
Федерального Собрания во многом обусловливает эффективность их деятельности по
реализации, предоставленной палатам компетенции.
Что касается непосредственной внутренней организации палат Федерального
Собрания, то Конституция Российской Федерации содержит следующие важнейшие
положения и нормы:
1. Совет
Федерации и Государственная Дума заседает раздельно, что обеспечивает
самостоятельность, автономию в обсуждении и решении подведомственных каждой
палате вопросов и в то же время не означает какой-либо изолированности палат
друг от друга. В особенности это касается законодательной деятельности
Федерального Собрания.
2.
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после
избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание
Государственной Думы ранее этого срока.
3. С
момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются
полномочия Государственной Думы предыдущего созыва.
4.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открывши. В случаях,
предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
5. Совет
Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его
заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя
Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его
заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут
заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|